Паламарчук О.И.

Здание парламента Финляндии

“Здание Парламента, каким оно сейчас возвышается на своем месте, является не только строением, предназначенным для работы Парламента страны, но также символом ее свободы”..

Каролус Линдберг. 1931г.

Планы

7 марта 1931 года здание парламента было торжественно освящено. Газеты опубликовали материал о роскошных помещениях здание, которое спроектировал Йухан Сигфрид Сирена. Тщательно выполненные детали явились особым предметом восхищения для народа Финляндии: благородные материалы – гранит фасадов, мраморное покрытие государственного зала и лестниц, а так же различных пород дерево, использованных в предметах мебели. Так же предметом восхищения явился высокий уровень финского мастерства. Из чудес техники на тот период особенно изумляли беспрерывно двигающийся лифт – патерностер, современные системы отопления и вентиляции, телефонное устройство и система сигнализации. Во время ведения работ возмущения вызывали даже не большие приобретения, сделанные за границей. Таким образом, здание парламента должно было выражать финскую независимость.

Архитектура здания была задумана, как выражение государственного устройства Финляндии: “массивный куб” здания, который занял видное место в панораме города Хельсинки.

Замысел строительства здания Парламента начал созревать еще в 1907 году. Парламентская реформа 1907 года принесла с собой однопалатный Парламент Финляндии. Помещения сословного Сейма стали тесными, как в буквальном, так и в переносном смысле, к тому же они устарели морально. Понадобился один большой зал вместо залов отдельных сословий. Сначала рассматривался вопрос Дома сословий, созданного Густавом Нюстремом в 1890 году. Но, в конце концов, предпочли построить новое. Был организован архитектурных конкурс с учетом того, чтобы новое здание Парламента построить на участке земли, который возвышался бы над частью города, примыкающей к южному берегу, на склоне Тяхтиторнинмяки. Обсерваторию, спроектированную К.Л. Энгелем, намеревались снести, тем самым, расчистив место для нового здания. До того как остановиться на этом месте с разных точек зрения был изучен исторический центр. Специалист по вопросам застройки города архитектор Бертелюнг в 1905 году предложил участок на Халлитускату, между университетом и стоящим тогда железнодорожным вокзалом. Новый институт таким образом органично сливался бы с традиционным административным, культурным, церковным и коммерческим центром.

На конкурсе 1908 года победил Элиел Сааринен со своим проектом. В ступенчатом, симметричном, возвышающемся здании сочетались вечность и современность. Мощная, с плоской вершиной башня поднималась среди массы более низких строений, выражая сдержанную непокорность, которая акцентировалась скупым, но очень скульптурным украшением.

Вторую премию на этом конкурсе получил проект Германа Геселиуса и Армаса Линдгрена, который был более скромным в общем выражении, но в отношении размещения помещений не превзойденным, по оценкам современников.

Проект Сааринена с точки зрения столицы Петербурга был слишком впечатляющим для форума правления автономного Великого Княжества. Чертежи не были одобрены и проект постепенно отпал, окончательно от него отказались только в декабре 1912 года при представлении Императору. Под предлогом чисто экономических причин. Финляндский Парламент вынужден был довольствоваться временными помещениями для собрания; сначала в Доме добровольной пожарной команда (Теодор Хейер), На Хакасалменкату (ныне Кескускату), а позднее в доме “Хеймола”, построенного в квартале Халлитускату. Комиссии продолжали собераться в Доме сословий.

Вопрос о здании Парламента был поднят с новым пылом после получения Финляндии государственной независимости. ВВ ноябре 1918 года Государственный совет назначил комитет, задачей которого являлось вынесение вопроса о возможном переводе университета на новую университетскую территорию в районе Мейлахти. Председателем комитета был избран профессор Ялмари Кастрен, который пригласил в качестве секретаря архитектора Й.С. Сирена. Комитет поручил архитектурному бюро Борг-Сирен-Оберг разработать единый проект о выделении достаточного участка для удовлетворения государственных нужд государства. В декабре 1919 года в приложении к отчету представленному государственному совету был тщательно рассмотрен проект, в котором здание Парламента занимало главенствующие положение. Бюро Сирена расположило его на Унионинкату, здание явилось как бы венцом ряда построек, примыкающих к библиотеке. Школу, находившуюся рядом, хотели снести, чтобы расчистить участок для группы зданий центральной библиотеки, здания Парламента и Дворца правосудия. Для главных фасадов всех новых зданий, соединенных между собой колоннадами, отправной точкой была библиотека Энгеля, здание Парламента, самое высокое из них венчало конная скульптурная группа. Важнейший институт был присоединен к старому императорскому административному центру, но одновременно был расположен так, что доминировал над ним. Такое решение выражало целенаправленное желание архитектора сломать старую иерархию.

Конкурс по выбору месторасположения здания парламента, 1923 года.

На сессии Парламента 1921 года вновь был поднят вопрос о постройке здания. Финансовая комиссия, которой было поручено подготовка предложения о разрешении проблемы нехватки помещения, предложило отказаться от проекта расширения Дома сословий и оставить место для нового здания Парламента на Унионинкату (по плану Сирена).

В феврале 1922 года Парламент одобрил это предложение, но не занялся его осуществлением. В феврале следующего года он назначил новую “комиссию по строительству здания Парламента”, состоящую из пяти членов: Директор Амос Андерсон, профессор Кюости Ярвинен, директор-распорядитель Вяйне Таннер, магистр философии Вяйне Вуолийоки и писатель Сантери Алкио, задачей которой было продолжить подготовку проекта. Сначала комиссия разработала программу, по которой должны были размещаться помещения, обратив внимание на аспект престижа. Архитектор В.Г. Палмквист сделал несколько проектов, начав еще раз с расширения Дома сословий. Альтернативным вариантом была постройка нового здания, в связи с которой необходимо было решить сложную проблему его расположения. Архитекторы Юрьес Адэниеми, Армос Линдгрен и Биргер Бренила оказывали консультативную помощь, но, в конце концов, постановили объявить “среди архитекторов страны открытый конкурс, целью которого было найти наиболее подходящее место для нового здания Парламента и архитектурной структуры прилегающих территории. Членами жюри были выбраны: депутаты Вяйне Вуолийоки и Кюости Ярвинен, профессор Онни Тарьянне и архитекторы Бертел Юнг и Гуннар Таукхер.

По истечении срока, к началу лета 1923 года на конкурс было представлено 34 проекта, в них предлагалось в общей сложности 11 различных мест, 5 из которых жюри сочло неприемлемыми. Мнение жюри разделилось, и в конце концов решили рекомендовать расположение участков в следующем порядке:

1.    Тяхтиторнинмаки

2.    Верфь

3.    Участок под здание Оперы на Лянтиненвиертотие.

Проекты были премированы так, что победителем стал Хилдинг Экелунд. Но Город был категорически против идеи строительства на этом участке, так же Город не счел возможным строительство на участке верфи и остановился на участке, предназначенном для оперного театра. Таким образом, конкурсная комиссия в ноябре 1923 года единогласно постановила: одобрить этот участок земли. Окончательный конкурс на проект нового здания проекта был объявлен сразу же.

Окончательный конкурс.

По истечении срока, 1 июня 1924 на конкурс было представлено 27 проектов. В состав жюри вошли: писатель Сантери Алкио, профессор Кюости Ярвинен, магистр Вяйне Вуолийоки, архитекторы Бертел Юнг и Гуннор Талкхер и профессора Антон Розен из Копенгагена и Ивар Тенгбум из Стокгольма. Первую премию получил проект бюро Борг-Сирен-Оберг. На этот раз присудили 4-ю и 5-ю премии. Здание Парламента Сирена уже на этой стадии проекта приблизилась к окончательному варианту: только одиночные пассажи осталось доработать в процессе строительства. Й.С. Сирен уже в третий раз занимался проектом здания Парламента Финляндии. Для того, чтобы осуществить свой замысел, Сирен ушел из бюро.

Строительство начинается.

Для осуществления проекта потребовалось решить ряд вопросов. Окончательные эскизы и чертежи были утверждены комиссией уже в сентябре 1925 года. Наблюдалось напряжение в выборе размещения помещений и материалов втечении всех строительных работ. Окончательные чертежи отличались от конкурсных только в некоторых деталях, большая часть изменений вносилась из чисто практических соображений. Увеличили площадь книгохранилищ библиотеки, объединили кафе и столовую, изменили помещение предназначенные для комиссий, а количество рабочих помещений увеличили. В окончательном варианте внешний облик здания приобрел больше строгости. Количество колонн на главном фасаде возросло с 12 до 14, и они стали солиднее. Поверх этой массивной композиции из ряда круглых окон образовалась гармоничная цепь медальонов. В верхней части куб завершался цельным ровным антаблементом, который узкими карнизами разделялся на горизонтальные полосы, исчезла балюстрада. Композиция уличной лестницы и низких террасированных построек была упрощена. Потолок круглого зала заседаний стал гладким, а не кессонированым. Исчезли кариатиды. Основные чертежи были утверждены 31.05.1926 года. Строительные работы начались в августе 1926 года. В апреле 1927 года во время торжественной церемонии, в присутствии Президента Республики Лаури Кристиана Реландера был заложен первый камень здания.

Архитектору пришлось спешить, хотя спешка и нарушала общий ход событий. Сирен сам составлял все инструкции по выполнению, проверял оферты и составлял проекты подрядных договоров. Сирен поблагодарил мастеров-строителей Каарло Ангервуори и Оскара Туоминена, который со всей серьезностью отнеслись к своей работе, выполнив ее с таким же рвением, как и сам архитектор.

Использование природного камня – один из многочисленных вопросов стройки, который вызвал самые большие проблемы. Граниту, которым облицовывались фасады здания, и мрамору, используемому для внутренней отделки, посвящены многие разделы протоколов собраний строительной комиссии. Каменотесная мастерская для этих работ открыла новый карьер в Калвола, где добывали розоватый гранит. На строительство камень поступал готовый к использованию. При установке камня архитектор, конструкторы и строители были особенно внимательны. Временами мастерской было сложно выдержать график работы. Система оплаты труда рабочих не вписывалась в обычные договоры о зарплате. Каменотесная мастерская так же обвиняла в медлительности архитектора, от которого она не всегда вовремя получала необходимые чертежи.

Для внутренней отделки так же пытались найти отечественные породы камня. Кварцит из Куусамо Сирен решил использовать для полов в вестибюлях, ведущих на балконы для публики. Мрамор из Лохья – для полов нижнего вестибюля, но плиты не были достаточно большого размера, как хотел архитектор. В более важных помещениях прибегли к Шведскому, Итальянскому и Силезскому мрамору. В конце 1930 года отделочные работы в Государственном золе до такой степени зашли в тупик, что секретарь строительной комиссии был вынужден написать Сирену довольно резкое письмо.

Уже в январе 1927 года скульптор Гуннар Финне был избран главным исполнителем скульптурных украшений фасадов здания Парламента. Он сделал для каменотесной мастерской гипсовые модели. В начале следующего года Финне поручили украсить скульптурой так же и интерьеры. Совместная работа Гуннера Финне и Й. С. Сирена по отделке основных помещений была проведена таким образом, что уникальность архитектуры здания утонченно подчеркивалась. Скульптор свободно стилизовал традиционные элементы декора здания. И создал отличные от архитектуры рельефы, подчеркивающие своеобразие архитектурной композиции. Они придают выразительность симметричным решениям Сирена и одновременно своеобразно обогащают их. В законченную систему проникает свежая струя, примером могут послужить рельефы потолка лестничной площадки второго этажа. Кроме Финне, небольшие рельефы в здании выполнили Йоханнес Хаапасало (терракотовые рельефы в коридоре библиотеки) и Карл Вильгельмс (четыре рельефа с изображением различных промыслов в вестибюлях государственного зала, выполненных из стукко).

Монументальное европейское здание.

Во всей Европе трудно найти другое общественное здание, проектирование и строительство которого были бы осуществлены с такой тщательностью, как здание Парламента Финляндии. Начиная со стадии проектирования, видно во многих работах влияние выполненного в аскетической манере художественного замысла Сирена. Й. С. Сирен хорошо знал историю архитектуры. В образование, полученное им, входило детальное изучение наследия классицизма, общих о отдельных принципов соотношения пропорций. Ему были известны как уже созданные творения, так и проекты утопистов. Из обилия грез монументальной архитектуры здание Парламента Й. С. Сирена выделяется своей четкостью, солидностью и самостоятельностью. Наиболее интересной является внешняя архитектура здания, которая отличается своей бескомпромиссностью. Здание Сирена отличает большая строгость, и едва уловимое влияние Египта. Колонны становятся массивнее лишь в процессе развития проекта. Цельная лестница, вместе с четкой композицией куба, наводит на мысль о египетских храмах в скале. Представляется, что после длительных поисков именно в этом архитектор нашел истину, которая соответствовала важности задачи и стремлению к более длительной временной перспективе – вечности.

“Художественная ценность здания зависит не от его стиля, а от того, как претворены в жизнь господствующие архитектурные традиции и создан цельный художественный ансамбль, у которого свой живой выразительный характер, и из этого ансамбля нельзя ничего изъять и ничего добавить, не изменив и не испортив его художественные ценности”.

Й. С. Сирен, Основы архитектурных композиций. Учение о форме.

Список иллюстраций

1.    Проект Элиела Сааринена, победивший на конкурсе 1908 года.

2.    Герман Геселлиус-Армас Линдгрен. Проект под названием “Vox populi”, получивший ворую премию на конкурсе 1908 года.

3.    Борг-Сирен-Оберг. Здание Парламента конкурсный проект 1924 года.

4.    Борг-Сирен-Оберг. Фасад здания Парламента 1924 год.

5.    Хилдинг Экелунд. Здание Парламента, проект получивший вторую премию на архитектурном конкурсе 1924 года.

6.    Й. С. Сирен здание Парламента 1924 год. На рисунке, выполненном в перспективе, изображено оштукатуренное здание.

7.    Здание Парламента в период строительства.

8.    Колоннада фасада во время строительства здания.

9.    Праздник в честь подведения постройки под крышу был проведен по установленному финскому событию. Место проведения – будущий государственный зал.

10.           Торжественное открытие здания парламента 7.3.1931.

11.           Коридор бывшей библиотеки.

12.           Коридор председателя на втором этаже.

13.           Коридор третьего этажа.

14.           Коридор пятого этажа.