Шмонин Дмитрий Викторович

Должность в Академии: Проректор по научной работе, заведующий кафедрой педагогики и философии образования

Доктор философских наук, Профессор

Контактная информация
E-Mail: shmonin@mail.ru

Общая информация

Специалист в области истории христианской богословско-философской мысли, истории и философии образования.
Родился 20.01.1968 г. в п. Елизово Камчатской обл.
С 1993 г. работал учителем в школе, с 1996 г. на кафедре философии Санкт-Петербургского горного института (ассистент, доцент, профессор, в 2003-2005 декан факультета). Одновременно работал на философском (1999-2008) и филологическом (2009-2011) факультетах СПбГУ.
С 2001 г. Д.В.Шмонин - в Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), с 2005 г. и по настоящее время – проректор по научной работе, в 2010-2014 гг. заведовал кафедрой философии, с 2014 г. – заведующий кафедрой педагогики и философии образования. Читает курсы «История средневековой философии», «История и философия образования», «Педагогика высшей школы», «Введение в богословие образования» и др. Главный редактор журнала «Вестник РХГА», главный редактор журнала «Acta eruditorum», член редколлегий и редакционных советов изданий: «Verbum», «Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина (серия философия)», «Христианское чтение», «Социальные и гуманитарные науки» (Ростов н/Д) и др.
С 2009 г. преподает в Санкт-Петербургской духовной академии. Читает курсы: «Патристика и схоластика», «История богословского образования», «История и философия науки» и «Методика научно-исследовательской работы».
C 2011 г. член Общецерковного докторского диссертационного совета Московского Патриархата. C 2014 г.– заведующий кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) в Санкт-Петербурге, организатор совместной магистерской программы РХГА и ОЦАД «Теология образования». Член Совета по теологическому образованию Санкт-Петербургской епархии.
Автор более 100 научных и научно-методических работ.
Руководитель научных коллективов и ответственный исполнитель работ по проектам, выполнявшихся и выполняемых в настоящее время в рамках конкурсов РГНФ, РФФИ, РНФ, грантов Президента Российской Федерации, ФЦП «Университеты России», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», других российских, международных, региональных конкурсов и программ.
Лауреат конкурса научных проектов СЗО РАО «Обновление образования на рубеже веков» (1998 г. – 1-я премия), лауреат премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» («За разработку классических проблем философии», 2006).
Член советов по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.232.05 и Д.212.232.68 (философские науки) при Санкт-Петербургском государственном университете, Д 800.009.01 (философские науки) при ЛГУ им. А.С.Пушкина.
Член Совета Санкт-Петербургского философского общества, член Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества России. Эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга.
Д.В.Шмонин – автор концепции второй схоластики (XVI – нач. XVII в.) как целостного явления в интеллектуальной и духовной жизни Европы, не только отразившего идеи контрреформации, но и сыгравшего важную роль в становлении современной западной цивилизации. В сфере интересов Д.В.Шмонина – схоластический рационализм как методология познавательной деятельности и трансляции знания, проблемы истории и философии образования.
Развивает типологию образовательных парадигм как крупных исторических форм образования, непосредственно связанных с философско-теологическими и ценностными основаниями соответствующих эпох, концепцию конфессионально ориентированного и теологически обоснованного религиозного образования, принимает участие в разработке теории и практики ценностно-культурологической педагогики в перспективе духовно-нравственного воспитания.
Разработки последних лет связаны с концепцией православного богословия (теологии) образования.

Основные публикации

Монографии:
Фокус метафизики. Порядок бытия и порядок познания в философии Франсиско Суареса. СПб.,2002;
В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006;
Схоластический рационализм в истории мышления: от средних веков к новому времени. СПб., 2013 (в соавторстве).

Учебники и учебные пособия:
Философия западноевропейского Средневековья. СПб.: Изд-во СПбГУ 2005 (отв. ред.; в сост. авт. колл.)
Введение в средневековую философию. Патристика. СПб., 2008 (2-е изд. -2010, 3-е изд. - 2013)
Религиоведение / под ред. А.Ю.Рахманина. М., 2016. (в сост. авт. колл.)

Другие публикации

а) на русском языке:
Ф.Суарес и западная русская традиция конца XVII- первой половины XVIII в. // Нравственный идеал русской философии: в 2 ч. СПб, 1995. Ч. 1;
Культура философского мышления как образовательная ценность // Культура России в переломную эпоху. СПб, 1997;
Философия в системе образования // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. Вып. 3. СПб., 1998;
Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика. // Verbum: Вып. 1. СПб, 1999;
Об истоках современной европейской системы образования // Модернизация России на рубеже веков. СПб., 2000;
«Ratio studiorum» и парадоксы иезуитского образования // Записки Горного института. СПб., 2002. Т. 152; Отвага изощренного ума // Вестник С.-Петерб. ун-та. 2002. Сер. 6. Вып. 1;
О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики» // Вопр. филос. 2002. № 5. С. 141 152;
Философия в испанских университетах и начало возрождения схоластики в XVI в. // Вестник РХГИ. 2004. Т.5;
Что такое вторая схоластика? Возвращение к написанному // Verbum. Вып. 8. СПб, 2005;
«Саламанка учит…» (Теологические основания морали и права в учениях мыслителей Саламанкской школы XVI в.) // Iberica. К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». СПб., 2005;
«Украшение Испании» // Суарес Ф. Метафизические рассуждения / Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы. М., 2007;
[пер. с лат.] Франсиско Суарес. О душе. Рассуждение IX (фрагмент) // Вестник РХГА. 2007.Т. 8 Вып. 1;
Габриэль Васкес об истине в познании // Истина и диалог. СПб., 2008;
Схоластика и педагогика // Религиозное образование в России и Европе в конце XVIII – начале XIX в. СПб., 2009;
Regulae professoribus, или Как иезуиты учили философии // Вестник РХГА. 2009. Т. 10. Вып.4.;
«Высшие науки» и становление иезуитского образования // Точки / Puncta. 3-4 (9). 2010;
[вступ. статья и перевод с лат.] Порядок и устроение занятий в Обществе Иисуса (фрагмент) // Вестник РХГА. 2011. Т.12. Вып. 4;
Схоластика как философия образования // Вопросы философии. 2011. № 10; От катехумена до магистра: становление христианской парадигмы религиозного образования // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2012. Серия философия. № 2. Т.2;
Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. Вып. 2;
Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник РХГА. 2013. Т. 14. Вып.2;
О богословии образования и образовательной политике // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып.4. C. 246-252.
Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 112-134.
Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып.4. C. 221-227.

б) в иностранных изданиях
European Scholasticism in Orthodox Thought: The reception of the Scholastic tradition in eighteenth-century Russia. // Jaarboek 2000. Thomas Instituut te Utrecht. Utrecht, 2001.
La filosofía como profesión en Rusia: ¿Un modo de pensamiento europeo? // Dialogo filosófico. 2002. No 54.;
La influencia de la escolástica española en la filosofía rusa de la primera mitad del siglo XVIII // Cuadernos salmantinos de filosofía. 2003. Vol.30;
Stefan Jaworski y su “Agonum philosophicum” en el contexto de la escolástica postmedieval: un ejemplo ”individual” // Causalidad y libertad e otras cuestiones filosóficas del Siglo de Oro español / Cuadernos de pensamiento español. No 42. 2011 (1);
Institutionalization of philosophy in Russia: the first universities in the 18th century // Innovazione filosofica e università tra Cinquecento e primo Novecento. Padova, 2011;
Theology in Secular and Denominational Universities in Contemporary Russia: Problems and Prospects for the Development of Religious Education // Islamic Education in Secular Societies / Aslan, Ednan Rausch, Margaret (eds.) Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 2013. (Wiener Islamstudien. Bd. 4).
La escolástica postmedieval y la filosofía profesional en los centros docentes rusos del siglo XVIII // Los fundamentos antropológicos de la ley en Suárez, en J. A. García Cuadrado (ed.) Eunsa, Pensamiento Medieval y Renacentista, Pamplona, 2014, pp. 235-247.
Religion and Education in Contemporary Russia: Dynamics of Resent Years // Analysis IPSI. No 233 (2014. January.)
Citizenship Education in Russia: Between “Patriotism” and “Spirituality” Islam and Citizenship Education / Aslan, Ednan, Hermansen, Marcia (eds.), Wiesbaden: Springer, 2015, Pp. 273-282.
Religia i oswiata: doswiadczenie aksiologiczno-kulturologiznego modelu // Jesus Christus w Rosji wczoraj i dzis. Lublin: KUL, 2015. – 582 s. (ISBN 978-83-8061—105-4). S. 102-105.

Награды и звания

Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2010), Грамотой Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (2013). В 2012 г. Д.В.Шмонину присвоено почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации».

Образование

В 1985 г. окончил Среднюю школу в Ленинграде. После службы в Советской Армии учился в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете (1988-1994). По окончании аспирантуры СПбГУ защитил кандидатскую диссертацию с темой «Метафизика Франсиско Суареса (Принцип индивидуации: от средневековой схоластики к философии Нового времени)» (1997). Докторская диссертация – «Вторая схоластика: культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли» (2003).