Капилупи Стефано Мариа

Должность в Академии: Директор института итальянского языка и культуры

Кандидат философских наук (кафедра культурологии СПбГУ), специалист по словесности и философии (Италия), Доцент

Контактная информация
Телефон: +7 981 862-24-44
E-Mail: s_capilupi@yahoo.it

Общая информация

Стефано Мария Капилупи (Рим, 1973 г.), магистр по филологии и истории Римского университета "Ла Сапиенца", кандидат философских наук СПбГУ, доцент кафедры философии Политехнического университета имени Петра Великого, доцент РХГА, докторант по филологии и научный консультант Кафедры политической философии Римского государственного университета "Ла Сапиенца", автор более 50 научный публикаций в России и в Европе, создатель новейшей методики по преподаванию итальянского языка как иностранного.

Родился в Риме 06.12.1973

cv in Italian

Опыт научно-профессиональной и общественной деятельности

2010 г.: Получил официальную задачу национального куратора исторического проекта "Italia 2011" (www.italia2011.it), к 150летию единства Италии и к первому году культурного обмена Италии и России. Стал официальным представителем в Российской Федерации итальянского Общества "Евролаб - Лаборатория Еропы" (www.eurolabmessina.com). Является заведующим отделением итальянского языка и культуры Русской Христианской Гуманитарной Академии - и директором первого частного центра итальянского языка и культуры в Санкт Петербурге (www.centroelitalia.ru)

Опыт научной деятельности:

Вступил в роль главного организатора следующих международных научных конференций:

  • I Международные францисканские чтения в Санкт Петербурге (октябрь 2006 г.)
  • Мученичество и Святость. XX век. (январь 2007 г.)
  • III Международные Научные Чтения "Мир и война: культурные контексты социальной агрессии" (октябрь 2007 г.)
  • Ислам, Католичество и Православие (май 2008 г.)
  • II Международные францисканские чтения в Санкт Петербурге (октябрь 2006 г.
  • К 100летию мессинского землетрясения 1908 г. (декабрь 2008 г.): www.pobedaspb.ru/news_111.html
  • Бенедетто Кроче в России (декабрь 2008 г.)
  • IV Международные Научные Чтения "Мир и война: культурные контексты социальной агрессии" (октябрь 2009 г.)
  • Monumentalità@Modernità, международная и междисциплинарная научная конференция о феномене архитектур тоталитарного периода в Италии, России и Германии (июнь 2010 г.): agency.archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=3557&fl=2&sl=3
  • ВОСПИТАНИЕ К ДУХОВНОСТИ: Опыт преподавания социогуманитарных и религиоведческих предметов в зарубежной и российской школе (март 2011 г.)

В 2007 году получил первый приз конкурса для молодых исследователей Посольства России в Италии (Рим) с сочинением "О современном призвании русского православия".
1 октября 2005 года принял участие в международной конференции, организованной общиной Бозе (Пьемонте, Италия) "Тейяр де Шарден - мост между Востоком и Западом" с докладом о современной русской христологии (информацию о конференции см. в Интернете, материалы опубликованы на итальянском и французском языках).
В 2002-2004 гг. принимал участие в многочисленных конференциях за рубежом и в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Петрозаводске, Старой Руссе, Выборге), материалы которых опубликованы в научных сборниках и журналах или находятся в печати (см. список авторских публикаций).
В круг его интересов входят главным образом проблемы межконфессионального и межрелигиозного диалога (так же и в смысле диалога верующих и неверующих) в историческом, богословском, философском и культурном аспектах.
23 мая 2003 г. по теме будущей кандидатской диссертации прочел на конференции в Старой Руссе доклад "Вопрос о грехопадении и всеобщем спасении у русских мыслителей до и после Достоевского (в свете отношений между восточным и западным богословием и в связи с научной экзегетикой XX в.)" на XVIII Международных Чтениях "Достоевский и современность".
В 2003 г. главная часть дипломной работы, написанной по окончанию университета в Италии на филологическом факультете в Римском Государственном Университете "Ла Сапиенца" (1999 г.), была опубликована на итальянском языке в научном журнале Исторического Римского Архива Общества Иисуса (ARHSI) с впервые изданными документами на французском языке.
До этого две части дипломной работы были опубликованы в России как доклады на научных конференциях "Культура исторической памяти" (Петрозаводский государственный университет, 19-22 сентября 2001) и "Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад)" (Институт иностранных языков в Санкт-Петербурге, 6-8 мая 2002).
В 2002 г. вступил в Российское Общество интеллектуальной истории (Санкт-Петербургское отделение).
В 15 июня 2006 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на философском факультете СПбГУ на тему "Проблема спасения в творчестве Ф. М. Достоевского: философско-антропологический аспект".
В декабре 2002 г. поступил в аспирантуру при отделе философии и религиоведения Русского Христианского Гуманитарного Института (научный руководитель - профессор, доктор философских наук К. Г. Исупов). Часть его трудов, в том числе и автореферат, можно смотреть в сайте центра изучения православия и древнерусской культуры кафедры религиоведения факультета философии и политологии СПбГУ: drevn.narod.ru/kapilupi.html
С 2000 по 2002 гг. совершил послеуниверситетский курс усовершенствования и получил второе образование в России.
Летом 2000 г. выиграл грант Римского Государственного Университета "Ла Сапиенца" для послеуниверситетского усовершенствования за границей (по личному приглашению профессора, доктора филологических наук Г. М. Прохорова - в Санкт-Петербурге, при Русском Христианском Гуманитарном Институте, с проектом исследования о Максиме Греке). Впоследствии - студент РХГИ (научный руководитель - профессор, доктор философских наук К. Г. Исупов). Получил второе высшее образование на философском факультете РХГИ (диплом с отличием от 25 июня 2002 г.).
С 1999 по 2000 гг. посещал курсы библейской экзегетики итальянского специалиста М. Папароцци (впоследствии монаха в католическом монастыре восточного обряда "Гроттаферрата" близ Рима), в том числе цикл лекций о Книге Бытия и курс библейского иврита. В 1999 г. получил свое первое высшее образование на филологическом факультете Римского Государственного Университета "Ла Сапиенца". Название дипломной работы: Миссия в России отца Ф. М. Гайяра (1908-1911). Предметом работы является история отношений между Обществом Иисуса и Россией и, в особенности, опыт и исследования французского историка и иезуита Ф. М. Гайяра в России в начале XX века, в связи с общей философской и исторической проблематикой межцерковных и межконфессиональных отношений и диалога. Первый руководитель: профессор Антонелло Бьяджини, заведующий кафедрой истории Восточной Европы исторического факультета. Второй руководитель: профессор Рита Толомео. Конечная оценка: 110 из 110 "с похвальным листом".
С 1993 по 1996 гг. совершил трехлетний курс русского языка и литературы на факультете иностранных языков в Римском Государственном Университете "Ла Сапиенца". Сдал устные и письменные экзамены по русскому языку с отличием.
В 1992 г. получил диплом классического среднего образования гимназии-лицея "Теренцио Мамианы" в Риме (так называемые "классические" лицеи в Италии (учащиеся с 14 до 19 лет) предусматривают, помимо остальных предметов, пятигодичное глубокое изучение истории, философии, латыни и древнего греческого языка).
2002-2010 гг.: переводческий опыт. Работал в качестве переводчика на переговорах между итальянскими и российскими предпринимателями и во время встреч представителей Флорентийского Фонда "Ла Пира" с Санкт-Петербургскими православными иерархами; сопровождал итальянских туристов в России, в том числе как гид-переводчик (Петербург, города "Золотого кольца"). Переводил научные и художественные тексты, в настоящий момент - большой путеводитель по Санкт-Петербургу для издательства "Яркий Город" (yarkiy@sovintel.spb.ru).
В 2005 году сопровождал московского режиссера Васильева в Риме в связи с официальной встречей с представителями Римского Центрального Театра.


Основные публикации

Опубликованные переводы художественных и научных текстов

  • Автопереводы на русский собственных научных статей (см. № 9, 13-18 из списка авторских публикаций).
  • Cанкт-Петербург: Внутренный город. Saint Petersburg: The inner city. San Pietroburgo: La città interiore // Private. № 25. Bologna, 2003 (переводы с русского на итальянский в журнальном сборнике русской прозы и поэзии).
  • Уэрта А. Право России Нового времени: лингвосемиотические аспекты // Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад): Материалы международной научной конференции. СПБ, 2003. С.188-201 (перевод с итальянского).
  • Помпео Л. Проблематика и контекст "Alphabetum rozmaytim heretykom" Иоанникия Галятовского // Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад): Материалы международной научной конференции. СПБ, 2003. С.202-219 (перевод с итальянского).
  • Санкт Петербург. Путеводитель на итальянском языке. Изд. Яркий Город.Санкт Петербург, 2008.
  • Эрмитаже. Путеводитель на итальянском языке. Яркий Город. Санкт Петербург, 2008.
  • Scienza e Fede (Наука и вера). Научный сборник итало-российского фонда "Диалог культур". Санкт Петербург, 2008.
  • San Francesco nel cuore dei russi (Святой Франциск в русской душе). Каталог современной живописи итало-российского фонда "Диалог культур". Санкт Петербург, 2008.

Публикации С. М. Капилупи (литературные, научные, литературоведческие):

  • Poesie, con una nota di Luciano Lucignani (Стихотворения, с комментариями Л. Лучиньяни) // Tempo presente. № 156. Roma, diceme 1993. PP. 55-58.
  • Paese di Ciociaria e altri inediti (Поселок Чочария и другие неизданные тексты. Стихотворения) // Pagine. Quadrimestrale di poesia internazionale. Roma, gennaio-agosto 1994.
  • Ai miei occhi non s’era e altri inediti…(Пред моими глазами еще не всходила Луна… Стихотворения) // Pagine. Quadrimestrale di poesia internazionale. Roma, setteme-diceme 1997.
  • Questo vino, con una nota di Marco Merlin (Это вино. Стихотворения, с комментариями М. Мерлина) // Atelier. № 11, anno III. Novara, 1998. PP. 53-54.
  • Teatro e poesia: arti sorelle (Театр и поэзия: в искусстве сестры) // Pagine. Quadrimestrale di poesia internazionale. Roma, setteme-diceme 1999.
  • Roma: luoghi della poesia (Рим: обители поэзии) // Pagine. Quadrimestrale di poesia internazionale. Roma, gennaio-aprile 2000.
  • Come educare l'anima irascibile (рецензия) // Segno nel mondo 7. № 13, anno IV. Roma, 9 апреля 2000.
  • La poetica umile delle cose (рецензия) // "Segno nel mondo 7". № 19-20, anno IV. Roma, 21-28 мая 2000.
  • Миссия Ф. М. Гайяра. Забытая попытка межцерковного диалога. // Культура исторической памяти. Петрозаводск, 2002. СС. 57-66.
  • Mi rivolgo verso Oriente (Лицом на Восток) // Atelier. № 25, anno VII. Novara, 2002. PP. 64-66.
  • Gli Haiku e i Tanka ironici russi: Il fenomeno postmoderno e il suo contesto nazionale (Русские иронические хайку и танки: Постмодернистский феномен и его национальный контекст) // Pagine. Quadrimestrale di poesia internazionale. Roma, maggio-agosto 2002. PP. 40-42 (в соавторстве с Игорем Ермаченко).
  • La missione di François Marie Gaillard nella Russia ortodossa del primo ventennio del XX secolo: caratteristiche e limiti della prospettiva unionistica. Con una appendice di testi inediti (Миссия Ф. М. Гайяра: Общество Иисуса в Православной России первых двух десятилетий XX века: аспекты и недостатки унионистической перспективы. С приложением неизданных материалов на франц. языке) // Archivium Historicum Societatis Iesu (Исторический Архив Общества Иисуса) (ARHSI). Roma, january-june 2003. LXXII, № 143. PP. 127-194.
  • Вера и разум у Достоевского: наследие надежды между традицией и современностью // Достоевский и мировая культура: Материалы XXVII Международных чтений "Достоевский и мировая культура" (11-14 ноября 2002, Санкт-Петербург). Альманах Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского. СПб, 2003. Вып. 19. СС. 122-134.
  • Ф. М. Гайяр в России: правовые проблемы иезуитского миссионера // Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад): Материалы международной научной конференции. СПБ, 2003. СС. 234-242.
  • Отказ Ивана // Достоевский и современность: Альманах Музея Ф. М. Достоевского. Старая Русса, 2005. СС. 115-117.
  • Проблема грехопадения у русских мыслителей XIX - начала XX в. и современная западная экзегетика // Межкультурное взаимодействие и его интерпретации: Материалы научной конференции (22-23 апреля 2004 г.) / Институт всеобщей истории РАН; Общество интеллектуальной истории. М., 2004. С. 41-42.
  • Один биографический сюжет времен Второй мировой войны (Италия и Германия 1943 - 1945 гг.) // Мир и война: культурные контексты социальной агрессии (Выборгские чтения 2003) / Институт всеобщей истории РАН; Общество интеллектуальной истории. М., 2005. СС. 120-126.
  • София в контексте христианской проблематики свободы воли // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после "постмодерна": Материалы научной конференции (28-29 апреля 2005 г.) / Институт всеобщей истории РАН; Общество интеллектуальной истории. М., 2005. С. 114-115.
  • Paralleli tra un possibile evoluzionismo cristiano e la cristologia russa contemporanea (Параллели между возможным христианским эволюционизмом и современной русской христологией) // Atti della conferenza internazionale "Il Cristo Evolutore. Teilhard de Chardin come ponte fra Oriente ed Occidente" (Материалы международной научной конференции "Христос и Эволюция. Тейяр де Шарден - мост между Востоком и Западом"). Итало-французский фонд "Teilhard de Chardin". Torino, 2005. PP. 18-30.
  • Дунс Скот, Достоевский, Бердяев: о новом понимании соотношения смерти, греха и преображения в христианской традиции // Святой Франциск и Россия. СПб, 2006. СС. 120-127.
  • О смысле иудео-христианской святости в современном мире // Мученичество и святость в XX веке. СПб, 2007. СС. 64-90.
  • Достоевский, Италия и Католицизм: три возможные перспективы // Достоевский и мировая культура. Альманах Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского. Вып. 23. СПб, 2007. СС. 175-194.
  • Вопрос о грехопадении и всеобщем спасении в романе "Братья Карамазовы" // Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Современное состояние изучения. Под редакцией Т. А. Касаткиной. М., 2007. СС. 187-225.
  • Le idee di F. M. Dostoevskij sulla penetrazione russa in Asia e il loro contesto contemporaneo ("Идеи Ф. М. Достоевского о проникновении Российской Империи в Азию и их современный контекст"), in "Integrazione, assimilazione, esclusione e reazione etnica". Volume III. A cura di Gianfranco Giraudo e Adriano Pavan, Scriptaweb.eu Napoli 2008, ISBN 978-88-89543-99-3.
  • Gli intellettuali russi ("Русские интеллигенты"), in AA.VV. La città ferita. Il terremoto dello Stretto e la comunità internazionale, Roma, 2008.
  • Материалы IV Международных Научных Чтений "Мир и война: культурные контексты социальной агрессии". Общая редакция. СПб, 2008 г.
  • Scienza e fede ("Наука и Вера"). Raccolta scientifica del fondo italo-russo "Dialogo delle culture" (на русском и на итальянском языках). San Pietroburgo, 2008.
  • Концепция Первородного Греха на Западе и на Востоке в свете творчества Ф. М. Достоевского и в контексте русской культуре // Вестник РХГА. СПб, 2010 г. (в печати).
  • Некоторые его стихи были опубликованы он-лайн и на русском языке. См. www.esamizdat.it/gosti/capilupi_poesie.htm

Научные публикации 2012-2013 г.

Книга:
1) CAPILUPI S (2012). "Трагический оптимизм" Христианства и проблема спасения: Ф. М. Достоевский (L' "ottimismo tragico" del cristianesimo e il problema della salvezza: F. M. Dostoevskij). San Pietroburgo:Aletheia, ISBN: 978-5-91419-797-8.

Глава книги (коллектив авторов):
2) CAPILUPI S (2012). Dostoevskij e il pensiero tragico cristiano (Достоевский и трагическое христианское сознание). In: Su Fëdor Dostoevskij. Visione filosofica e sguardo di scrittore. p. 311-329, Napoli:La scuola di Pitagora editrice, ISBN: 978-88-6542-144-4.

Статьи в научных журналах:
3) CAPILUPI S (2012). DOSTOEVSKIJ E IL CATTOLICESIMO: MEMORIE DA UN DIALOGO CULTURALE(Достоевский и Католицизм: записки из культурного диалога)// RICERCHE SLAVISTICHE, vol. 56, p. 75-98, ISSN: 0391-4127.

4) CAPILUPI S (2012). О диалоге между "детьми Авраама" в свете "Поемы о Великом инквизиторе" Ф. М. Достоевского (Sul dialogo tra i "Figli di Abramo" alla luce del "Poema del Grande Inquisitore" di F. M. Dostoevskij) // Начало, p. 37-48, Sankt-Peterburg:Institut bogoslovija i filosofii.

5) CAPILUPI S (2012). "Трагический оптимизм" Христианства и художественная литература: от Данте и Шекспира до Ф. М. Достоевского (L' "ottimismo tragico" del Cristianesimo e la letteratura artistica: da Dante e Shakespeare a F.M.Dostoevskij) // VESTNIK RUSSKOJ HRISTIANSKOJ GUMANITARNOJ AKADEMII, vol. 13, стр. 171-179. ISSN: 1819-2777.