Синичкина Наталия Евгеньевна

Должность в Академии: Профессор кафедры педагогики и философии образования

Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук

Контактная информация
Телефон: 8 (812) 969-30-25
E-Mail: natalia.sinichkina@gmail.com

Общая информация

Специалист в области русистики, методики преподавания русского языка как родного и иностранного, педагогики профессионального образования. Бизнес-тренер, коуч.
Педагогическую деятельность начала учителем начальных классов в 1991 г., затем препо-давала в Некрасовском педагогическом колледже, работала доцентом кафедры русского языка ЛГУ им. А. С. Пушкина и СПбГУ, профессором кафедры теоретической и приклад-ной лингвистики БГТУ им. Д. Ф. Устинова, профессором кафедры педагогики АРБ им. А. Я. Вагановой, с 2003 г. является приглашенным профессором Института славистики фи-лософского факультета Масарикова университета (Чехия), с 2015 г. преподает в РХГА.
В 2000 г. была удостоена грамоты Комитета по образованию Санкт-Петербурга за достижения в профессиональной деятельности.
В 2003 г. получила диплом за разработку технологии организации педагогической практики студентов IV и V курсов филологических факультетов университетов (конкурс «Лучшая разработка, представленная на Всероссийский Форум «Образовательная среда – 2003» на выставке-ярмарке «Мир без границ», Москва, ВДНХ).
В 2005 г. – диплом лауреата 3-й степени (среди научно-педагогических работников) Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для работников сферы образования РФ (Федеральное агентство по образо-ванию, Белгородский государственный университет).
За годы профессиональной научно-педагогической деятельности была руководителем и участником целого ряда просветительских проектов:
1) образовательных:
- научно-методический комплекс по русскому языку для средней общеобразователь-ной школы, СПбГУ, 2006-2007 гг.; соавтор, руководитель апробации в школах Санкт-Петербурга;
- международный проект «Inovace postgraduálního vzdělávání učitelů ruského jazyka na ZŠ a SŠ» («Инновация постдипломного образования учителей русского языка»), Ин-ститут славистики философского факультета Масарикова университета, Брно, 2003-2016 гг.; приглашенный профессор;
- международные научно-практические конференции и круглые столы по вопросам педагогики, языкового образования и методики преподавания русского языка в сред-ней и высшей школе: «Пушкинские чтения 2001-2006», ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2001-2006 гг.; «Преподавание русского языка в России: история и современность. 220 лет обучения юношества 'предметамъ и наукамъ на языкЂ природномъ'», СПбГУ, 2006 г.; «Русский язык как язык школьного и университетского образования», XI Конгресс МАПРЯЛ, Варна, 2007 г.; «Русский язык и культура в школе: проблемы обучения и воспитания учащихся», I Конгресс РОПРЯЛ, СПбГУ, 2008 г.; «Русский язык в школе», III Конгресс РОПРЯЛ, СПбГУ, 2012 г.; «Образование. Культура. Педагогика», СПбГАСУ, 2012-2013 гг.; «I Международные Вагановские чтения», АРБ им. А. Я. Вагановой, 2015 г.; организатор и ведущая;
- программа повышения квалификации для специалистов Института остеопатической медицины «Педагогика и психология образования, культура речи для специалистов высших профессиональных образовательных учреждений», научно-просветительский центр «Арт Логос», Шлиссельбург, 2009-2010 гг.; организатор, преподаватель;
- научно-практический семинар «Лингвистический компонент школьного образования в контексте формировании ключевых компетенций учащихся» для учителей-словесников Санкт-Петербурга и Ленинградской области: совместный проект специалистов из МГУ им. М. В. Ломоносова, МПГУ, МИОО и научно-просветительского центра «Арт Логос»; организатор, ведущая;
- лекторий для любителей русского слова в научно-просветительском центре «Арт Логос», Шлиссельбург, 2010-2012 гг.; организатор, ведущая, лектор;
2) издательских: серия книг краеведа Ю. Н. Овсяникова об истории Шлиссельбурга (СПб.: Нестор-История, 2011-2013 гг.); руководитель и благотворитель;
3) историко-культурных:
- реконструкция здания (памятника архитектуры регионального значения под охраной КГИОП) купеческого дома второй половины XIX в. в историческом центре Шлиссельбурга, 2008-2009 гг.: автор идеи и руководитель проекта;
- историко-этнографический музей купеческого быта в Шлиссельбурге, 2010; автор идеи и руководитель проекта;
- восстановление Благовещенского собора в Шлиссельбурге, 2014; организатор пресс-конференции фонда «Благовещение»;
- «Шлиссельбургский десант. 1941» – установка памятника морякам-балтийцам 1-го отдельного особого лыжного полка Краснознаменного Балтийского флота под коман-дованием генерала В. Ф. Маргелова, 2015; благотворитель.
Н. Е. Синичкина является ассоциированным членом МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы) и ICF (Международной ассоциации коучинга).

Основные публикации

Опубликовала более 80-ти научных и научно-методических работ по русскому синтаксису, профессиональному образованию педагога-словесника, историко-культурным вопросам просвещения. Среди них:
1. Понятие конфигурации в языке // Пушкинские чтения – 2002: Материалы межвузовской научной конференции 6 июня 2002 г. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. С. 66-69.
2. Составление конфигураций как способ предъявления структур предложений в иностранной аудитории // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы международной научно-практической конференции 25-27 апреля 2002 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 43-45.
3. Содержание спецкурса по каллиграфии для учителей начальных классов // Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: КрасГУ, 2002. С. 240-241.
4. Многословные синтаксемы в высказываниях с облигаторным отрицанием // Пушкинские чтения – 2003: Материалы всероссийской научно-практической конференции 6 июня 2003. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. С. 145-147.
5. Спецсеминар «Методика работы с текстом» в системе повышения квалификации учителей русского языка как иностранного // Text a dialog (Cizojazyčná řečová komunikace) / Květuše Lepilová a kol. Ostrava: Ostravská univerzita, 2003. С. 27-33.
6. Винительный падеж дополнения в отрицательных высказываниях при прямопереходных глаголах // Слово и предложение: лингвистические исследования по русскому языку: Сборник научных статей в честь юбилея профессора В.П. Проничева. СПб.: САГА; Наука, 2004. С. 34-41.
7. Структурно-семантические особенности отрицательных высказываний с предикатом, выраженным фразеологизмом // Словарное наследие В.П. Жукова и пути развития русской и общей лексикографии / Третьи Жуковские чтения: Материалы Международного научного симпозиума 21-22 мая 2004 г. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. С. 297-300.
8. Технология игрового моделирования на занятиях по методике преподавания русского языка (на примере темы «Методика работы над орфографическим правилом») // Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе (к юбилею академика Т. Г. Рамзаевой): Сб. научн. ст. по итогам Всероссийской научн.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2003 г.). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С. 146-152.
9. О статусе категории отрицания в современном русском языке // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы III Между-народной научно-практической конференции. 22-24 апреля 2004 г. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 56-58.
10. Межкультурный диалог как содержательный компонент в повышении профессиональной компетентности учителя РКИ // Лингвистические и методические аспекты системных отношений единиц языка и речи: Материалы Х юбилейной международной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.) / Сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. СПб.: САГА, 2005. С. 502-506.
11. Практическая методика русского языка: Учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку». СПб.: Наука, САГА, 2005. 144 с.
12. Диалог культур на уроках русского языка в Российской школе: миф или реальность? // Русский язык и культура в системе школьного образования европейских стран, европейские концепции и преподавание РКИ в России / междунар. науч.-практ. Семинар, Хельсинки, 21-22 октября 2005 г.: Сборник докладов и сообщений участников. М.: МАКС Пресс, 2006. С. 216-223.
13. Психолого-педагогический и речевой портрет современного студента-филолога // Живое русское слово: Сборник научных статей в честь юбилея профессора Т. Г. Аркадьевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 98-101.
14. Безопасная языковая личность преподавателя-филолога: недостижимый идеал? // Мир русского слова, 2006. №1. С. 43-45
15. Лингвометодическое образование современного учителя-словесника: от целеполагания к методам и технологиям // Мир русского слова и русское слово в мире / Материалы XI конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17-23 сентября 2007 г. Т. 6(1). Болгария, 2007. С. 457-461.
16. Основы синтаксической науки на уроках русского языка в 8 классе // Слово и предложение: исследования по русскому языку и методике преподавания: Сборник научных статей в честь юбилея проф. В. П. Проничева. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ. С. 145-148.
17. Дар учителя // Медный всадник, 2007. №3. СПб., 2007. С. 57-60.
18. О новом своде правил в контексте преподавания методики русского языка будущим учителям-словесникам // Русский язык в школе, 2007. №3. С. 101-103.
19. Русская словесность в истории одной семьи // Мир русского слова, 2007. №1-2. С. 16-18.
20. Ф. И. Буслаев учителю русской словесности // Фёдор Иванович Буслаев: традиции и новаторство: материалы проблемной группы 2 – 3 февраля 2008 года / отв. ред. Т. К. Донская. СПб., 2008. С. 137-139.
21. Профессиональный портрет учителя-словесника советской России // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы VII Международной научно-практической конференции, 24 – 26 апреля 2008 г. Т. 1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 270-282.
22. Учебные пособия по методике преподавания русского языка: проблемы и новые решения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. №3. С. 16-18. С. 177-184.
23. Педагогическая практика будущих учителей русского языка и литературы через призму инновационной деятельности // Высшее образование сегодня, 2008. №11. С. 78-81.
24. «Первоучители» Киевской Руси и Московского государства // Мир русского слова, 2008. №4. С. 91-97.
25. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского Просвещения // Человек и образование, 2008. №4(17). С. 80-84.
26. Профессиональный портрет учителя русского языка XIX – начала ХХ века // Преподаватель XXI век, 2009. №1. С. 143-152.
27. Студент-филолог – учитель-словесник: становление профессионала. Монография. СПб.: Наука, САГА, 2009. 396 с.
28. Модель формирования лингвометодической компетенции будущего учителя-словесника // Русский язык и литература во времени и пространстве. XII Конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы / под ред. Вербицкой Л. А., Лю Лиминя, Юркова Е. Е. Том 3. Шанхай: Шанхайский университет иностранных языков, 2011. С. 637-645.
29. О «девиациях» в новой педагогической действительности высшей школы // Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. Ю. Лапиной, Н. Е. Синичкиной. СПбГАСУ. СПб., 2012. С. 264-268.
30. Новые страницы в истории педагогики университетского образования Петербурга рубежа XX-XXI вв. // Санкт-Петербург в истории и культуре России материалы Межд. науч.-практ. конф. / под ред. И. Ю. Лапиной. СПбГАСУ. СПб., 2012. С. 15-23.
31. «Проблема учителя» М. М. Рубинштейна как прецедентный текст в современном педагогическом дискурсе // Педагогика высшей школы: диалог эпох: материалы Межд. науч.-практ. конф. / под ред. И. Ю. Лапиной, Н. Е. Синичкиной. СПбГАСУ. СПб., 2013. С. 159-162.
32. Семейные хроники Н. А. Камковой: историко-культурный феномен // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, №1 (42). СПб., 2016. С. 16-24.

Образование

Родилась в Ленинграде в 1973 г. После школы окончила Педагогическое училище им. Н. А. Некрасова и РГПУ им. А. И. Герцена – кафедру академика Т. Г. Рамзаевой. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.00.02 (русский язык) на тему «Конфигурация отрицательного грамматического предиката» под руководством профессора В. П. Проничева, в 2010 г. – докторскую по специальности 13.00.08 (теория и методика профессионального образования) на тему «Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе».
В 2016 г. окончила международную школу коучинга Nova Terra (Брюссель-Москва) по образовательной программе «Мастерство и искусство коучинга» (ACSTH, стандарт ICF).