Синичкина Наталия Евгеньевна

Должность в Академии: профессор кафедры философии, религиоведения и педагогики

Доктор педагогических наук, Кандидат филологических наук

Контактная информация
E-Mail: [email protected]

Общая информация

Учитель начальных классов, русского языка и литературы, Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова, доцент кафедры русского языка и литературы ЛГУ им. А. С. Пушкина, доцент кафедры русского языка СПбГУ, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики БГТУ им. Д. Ф. Устинова, профессор кафедры педагогики АРБ им. А.Я. Вагановой, приглашенный профессор Института славистики философского факультета Масарикова университета (Чехия), с 2015 г. – профессор РХГА им. Ф.М. Достоевского

Профессиональную карьеру начала в 1991 г. в школе учителем начальных классов, в 1995 г. перешла в Санкт-Петербургский педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова. С 2001 г. преподает дисциплины гуманитарного цикла в вузах Санкт-Петербурга: ЛГУ им. А. С. Пушкина, доцент кафедры русского языка и литературы; СПбГУ, доцент кафедры русского языка; БГТУ им. Д. Ф. Устинова, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики; АРБ им. А.Я. Вагановой, профессор кафедры педагогики; с 2015 г. – профессор РХГА им. Ф.М. Достоевского.

Участие в профессиональных организациях: член Российского профессорского собрания, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Ассоциации исследователей образования, Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Просветительская деятельность и филантропия
Директор фонда развития культуры, образования и науки «Просвещение»
Научный руководитель Всероссийского проекта «Самосознание. Мудрая школа: новый школьный курс о себе и жизни»
Спикер интегрированной образовательной программы по осознанному волонтерству в музее «Думать. Делиться. Действовать»

Научные интересы: педагогика и психология школьного и профессионального образования, русистика, эффективная речевая коммуникации, социолингвистика, лингвокультурология, психология личности, управление человеческими ресурсами.

Основные публикации

1. Конфигурация грамматического предиката в высказываниях с облигаторным отрицанием. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. 195 с.
2. Спецсеминар «Методика работы с текстом» в системе повышения квалификации учителей русского языка как иностранного // Text a dialog (Cizojazyčná řečová komunikace) / Květuše Lepilová a kol. Ostrava: Ostravská univerzita, 2003. С. 27-33.
3. Практическая методика русского языка: Учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку». СПб.: Наука, САГА, 2005. 144 с.
4. Безопасная языковая личность преподавателя-филолога: недостижимый идеал? // Мир русского слова, 2006. №1. С. 43-45.
5. Лингвометодическое образование современного учителя-словесника: от целеполагания к методам и технологиям // Мир русского слова и русское слово в мире / Материалы XI конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17-23 сентября 2007 г. Т. 6(1). Болгария, 2007. С. 457-461.
6. Основы синтаксической науки на уроках русского языка в 8 классе // Слово и предложение: исследования по русскому языку и методике преподавания: Сборник научных статей в честь юбилея проф. В.П. Проничева. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ. С. 145-148.
7. Русская словесность в истории одной семьи // Мир русского слова, 2007. №1-2. С. 16-18.
8. «Первоучители» Киевской Руси и Московского государства // Мир русского слова, 2008. №4. С. 91-97.
9. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского Просвещения // Человек и образование, 2008. №4(17). С. 80-84.
10. Профессиональный портрет учителя русского языка XIX – начала ХХ века // Преподаватель XXI век, 2009. №1. С. 143-152.
11. Студент-филолог – учитель-словесник: становление профессионала. Монография. СПб.: Наука, САГА, 2009. 396 с.
12. Новые страницы в истории педагогики университетского образования Петербурга рубежа XX-XXI вв. // Санкт-Петербург в истории и культуре России материалы Межд. науч.-практ. конф. / под ред. И.Ю. Лапиной. СПбГАСУ. СПб., 2012. С. 15-23.
13. «Проблема учителя» М.М. Рубинштейна как прецедентный текст в современном педагогическом дискурсе // Педагогика высшей школы: диалог эпох: материалы Межд. науч.-практ. конф. / под ред. И.Ю. Лапиной, Н.Е. Синичкиной. СПбГАСУ. СПб., 2013. С. 159-162.
14. Семейные хроники Н. А. Камковой: историко-культурный феномен // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, №1 (42). СПб., 2016. С. 16-24.
15. Языковое образование студентов и информационная среда // Наука и школа. №4. 2017. С. 196-201.
16. «Трудные разговоры» в педагогических коллективах // Наука и школа. №6. 2018. С. 32-37.
17. Метапредметное обучение русскому языку и ключевые компетенции будущего // Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам / Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции 18 апреля 2019 г. МПГУ, 2019. С. 25-32.
18. Межпоколенческий диалог педагогов и наставничество // Наставничество в школьном образовании / Сборник статей I Шлиссельбургских педагогических чтений 28 марта 2019 г. СПб.: СИНЭЛ, 2019. С. 10-29.
19. Предпочитаемые копинг-стратегии педагогов средней школы в условиях онлайн-обучения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 4 (44). С. 197-211.

Профессиональные достижения

• Грамота комитета по образованию Санкт-Петербурга (2000)
• Лауреат Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной сфере» (2003)
• Лауреат Премии по качеству Правительства Ленинградской области в области управления (2012)
• Победитель I Всероссийского конкурса исследовательских проектных разработок «Образование и наука 21 века» для сотрудников высших и средних профессиональных образовательных организаций (2020)
• Руководитель проекта – победителя конкурса Фонда президентских грантов «Помощь есть, и она рядом» для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (2021)
• Победитель V премии Leadership Coaching Awards в номинации «Женское лидерство» (2021)
• Руководитель проекта – победителя конкурса Грантов губернатора Ленинградской области «Шлиссельбургская школа социокультурного проектирования «Исток» (2022)
• Победитель VI премии «Собака Павлова-2022» в номинации «Социальный проект» (2022)

Образование

• РГПУ им. А.И. Герцена, факультет начального обучения, учитель начальных классов с углубленной подготовкой по гуманитарным дисциплинам, 1995
• Кандидатская диссертация «Конфигурация отрицательного грамматического предиката», специальность 10.00.02 (русский язык), 2000
• Докторская диссертация «Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе», специальность 13.00.08 (теория и методика профессионального образования), 2010