Меню
Абитуриентам
Назад
Личный кабинет абитуриента
Программы для поступления в Академию
Оплата обучения
Льготы на обучение
Дни открытых дверей
Ответы на часто задаваемые вопросы
Общежитие
Абитуриентам и родителям
Списки абитуриентов и приказы о зачислении
Колледж
Назад
О колледже
Новости колледжа
Программы подготовки
Студентам
Назад
Календарные графики на учебный год
Оплата обучения
Воинский учёт
Библиотека
Аспирантам
Назад
Библиотека
Воинский учёт
Научные специальности в РХГА
Преподавателям
Назад
Помощь преподавателям
Работа в ЭИОС и применение дистанционных образовательных технологий
Учёный совет
Документы для избрания по конкурсу на должности ППС
Оплата обучения
Назад
Банковские реквизиты
Воинский учёт
Назад
Памятка по воинскому учёту
Отсрочка от призыва
Законодательство по военнообязанным
Ответственность граждан за неисполнение обязанностей в области воинского учёта
Библиотека
Назад
Правила пользования
Наука
Научно-исследовательские проекты
При поддержке российских научных фондов
Проект РНФ 24-28-01653 «Психофизиологические показатели декодирования графических средств коммуникации у лиц с нарушением интеллекта»

Проект РНФ 24-28-01653 «Психофизиологические показатели декодирования графических средств коммуникации у лиц с нарушением интеллекта»

Проект направлен на экспериментальное исследование возможностей визуальной интеракции при использовании графических систем АДК и графических символов (пиктограмм). Визуальные речевые стимулы, репрезентирующие объекты и понятия в схематичном виде, – цифровой аналог коммуникации, применяемый в современном мире во многих областях жизни: от общественных пространств – до компьютерных и бытовых интерфейсов. Его целью является сравнительное исследование психофизиологических показателей потенциала АДК для подростков с нарушением интеллекта при декодировании графических символов с применением LoCoS© и других символьных систем. В коррекционной педагогике известен ряд символьных систем, среди которых блиссимволика, пиктографическая идеографическая коммуникация. Графический дизайн цифровых ассистивных инструментов по-разному воспринимается лицами с двигательными, речевыми, когнитивными, психомоторными нарушениями.

Актуальность проекта обусловлена недостаточной изученностью восприятия и понимания АДК подростками с нарушением интеллекта в период их активной социализации в обществе. В коррекционно-педагогической науке и практике отмечается ограниченность научных исследований для обоснования использования символьных систем. Исследования в этой области мало направлены на развитие методов разработки эффективных графических средств навигации и вспомогательной коммуникации для расширения коммуникативных диапазонов у лиц с нарушением интеллекта.

Новизна заключается в том, что впервые с помощью метода окулографии будут изучены особенности восприятия и интерпретации двух символьных систем (блиссимволика и PIC) и пиктографического языка LoCoS©, ранее не применяемого в качестве АДК. Модификация системы LoCoS© (разработчик Юкио От, Япония) представляет интерес для расширения представлений о когнитивном потенциале знакового окружения.

Практическая значимость изучения психофизиологических показателей АДК заключается в их экстраполяции на коррекционную работу с различными детьми с ограниченными возможностями здоровья – при расстройствах аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении различного церебрального-органического генеза.

Реализация проекта предполагает получение комплекса научных результатов:

  • данные, описывающие особенности глазодвигательной активности детей с нарушением интеллекта при восприятии графических символов разных систем АДК;
  • данные, описывающие закономерности понимания семантического значения невербальных символов АДК в вербальном контексте и без него;
  • данные о связи когнитивных процессов и стратегий декодирования невербальных символов;
  • данные о графических характеристиках пиктограмм из разных систем АДК, которые влияют на восприятие и понимание невербальных символов детьми с нарушением интеллекта;
  • научно обоснованные методические рекомендации по выбору и разработке символьных коммуникативных систем АДК для лиц с интеллектуальными нарушениями;
  • научно обоснованные рекомендации по применению интерактивного потенциала символьных коммуникативных систем АДК в информационных технологиях.

Социальная значимость проекта выражается в существующем запросе на создание эффективных и доступных для группы лиц с нарушением интеллекта инструментов коммуникации, обучения и социокультурного взаимодействия. Исследовательский проект отвечает на запрос в разработке научно обоснованных рекомендаций для коррекционных педагогов и психологов по использованию средств АДК в работе с детьми с нарушением интеллекта. Результаты исследовательского проекта могут способствовать совершенствованию существующих средств альтернативной коммуникации, а также разработке диагностического инструментария, направленного на выявление характерных для нарушения интеллекта особенностей когнитивной сферы.

Средства АДК, имплементированные в цифровую среду, могут способствовать сокращению цифрового разрыва для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и увеличить их возможности использования цифровых ресурсов. Существуют доказательства эффективности использования цифровых технологий людьми с ОВЗ для поддержки изучения языка и общения (Фейдж С. и др., 2019), навыков повседневной жизни, восприятия времени и воображения (Ден Брук В. и др., 2015), исполнительных функций (Кирк Х. и др., 2017), эмоциональных навыков (Фейдж С. и др., 2019) и для снижения поведенческих проблем (Ким М.С. и др., 2014).

Результаты научного проекта предусматривают их внедрение в работу практикующих специалистов в рамках семинаров, конференций и различных мероприятий с привлечением администрации образовательных учреждений и родителей. Доступ к рекомендациям о практическом использовании средств АДК возможен благодаря созданию тематических веб-ресурсов – информирование о применении интерактивного потенциала альтернативных средств общения в образовательной и социальной среде.

Исследование восприятия альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) людьми с нарушением интеллекта является научно значимой задачей для коррекционной, когнитивной, педагогической психологии и психолингвистики. Проект направлен на решение научной проблемы, адресованной когнитивным процессам детей с нарушением интеллекта, которые играют роль в восприятии и понимании символов из систем АДК, различных в графической представленности.

Данную проблему планируется решить путем сравнения эффективности трех символьных систем АДК: Blissymbols, PIC (Pictograms) и LoCoS©. Результатами проведенных пилотажных исследований было продемонстрировано, что графические характеристики символов системы LoCoS© являются наиболее эффективными для компенсации коммуникативных трудностей русскоязычных детей с нарушением интеллекта. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, дети с данным диагнозом чаще правильно декодируют вербальные понятия, выраженные с помощью символов LoCoS©, чем символы из двух других изучаемых систем. При этом обследуемые испытывают меньшую когнитивную нагрузку, что показывают данные окуломоторной активности (Защиринская О.В., Белимова П.А., 2022).

Система LoCoS© имеет значимый потенциал для использования в качестве вспомогательного коммуникативного средства в силу промежуточного положения по степени иконичности и схематичности символов. Иконичность – это это общий термин, описывающий насколько графический символ отражает визуальные характеристики существующего в реальном мире референта или абстрактного понятия (Д. Блишак, Ллойд Л. и Фуллер Д., 1997; Ллойд Л. и Фуллер Д., 1997). В гипотезе иконичности, постулированная Фристоу и Ллойдом (1979), указывается, что визуальное представление, обеспечиваемое некоторыми символами АДК, может способствовать обучению и запоминанию символов референтных ассоциаций.

Проблема иконичности графических символов является ключевой для исследователей средств АДК (Стефенсон Дж., 1996; Уилкинсон К.М., 2002; Минео Моллика Б., 2003) и до сих пор не получила должного освещения в российской коррекционно-педагогической науке и практике. Существует противоречие в исследовательских позициях относительно того, какие графические характеристики символа играют роль в процессе декодирования. Одни авторы утверждают, что использование иконических символов может быть лучшим вариантом коммуникации для людей с нарушением интеллекта (Роланд С., Швейгерт П., 2003). Другие исследователи считают, что абстрактные схематические формы предоставляют больше коммуникативных возможностей (Сигел Е., Кресс С. Дж, 2002). В рамках проекта планируется экспериментальное исследование эффективности системы LoCoS© как представленной в промежуточной между иконичностью и схематичностью форме путем сравнения с двумя другими системами АДК (более схематичной – Blissymbols и более иконичной – PIC) с опорой на метод окулографии. Система LoCoS©, на наш взгляд, недооценена в части эффективности. Наше исследование призвано подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Либо предложить варианты ее модификации.

Роль параметров глазодвигательной активности при восприятии пиктограмм как компонента АДК детьми с нарушением интеллекта изучалась нами (программное обеспечение «Neurobureau») и различными авторами на основе факторизации данных, полученных с помощью айтрекинга. Рассматриваются данные пяти основных параметров глазодвигательной активности при просмотре отдельных пиктограмм, включённых в стимулы заданий:

  • All_Fix – среднее количество фиксаций. Отражает, насколько детально обследуемый разглядывал отдельные пиктограммы;
  • Returns – среднее количество повторных возвратов на пиктограмму. Показывает сколько раз обследуемый посмотрел на пиктограмму за все время взаимодействия со стимулом (без учета первой фиксации на области). Отражает степень внимания к этой области;
  • First_fix – средняя длительность первой фиксации взгляда в пределах области пиктограммы при первом попадании;
  • Mean_fix – средняя длительность фиксаций на пиктограмме (суммарное время нахождения взора в области, деленное на количество фиксаций в этой области);
  • Fix_time – среднее суммарное время, которое взгляд находился в пределах области отдельной пикограммы. Отражает степень заинтересованности объектом.

Авторы проекта предполагают, что параметры глазодвигательной активности, а, следовательно, и факторы могут коррелировать между собой – количественные параметры глазодвигательной активности и длительность фиксаций. При последовательном восприятии деталей пиктограмм в контексте процессуального мышления происходит интерпретация их смысловых конструктов с привлечением жизненного опыта. Декодирование пиктограмм совмещает реализацию мыслительного процесса с вниманием, памятью и речью. Длительности фиксаций дает представление о процессах когнитивной обработки визуальных стимулов.

Понимание специфичных особенностей восприятия и декодирования невербальных символов будет способствовать созданию эффективных коммуникативных инструментов для русскоговорящих лиц с нарушением интеллекта.

Научная значимость решения обозначенной проблемы связана со следующими противоречиями в исследовательском поле:

  1. между многообразием графических средств АДК и недостаточной изученностью аспектов их применения на статистически значимой выборке лиц с нарушением интеллекта;
  2. между обширными знаниями о когнитивных особенностях лиц с нарушением интеллекта и недостаточной изученностью механизмов восприятия и декодирования невербальных графических символов;
  3. между социальным запросом на применение доступных коммуникативных средств и недостаточной проработанностью методов их апробации и внедрения в образовательную, культурную и цифровую среду.

Конкретной задачей, выделенной коллективом в рамках выше обозначенной научной проблемы, является выявление особенностей восприятия и понимания графических символов (пиктограмм) из различных систем АДК подростками с нарушением интеллекта.

Масштабность решаемой проблемы связана со сложностью изучения когнитивных процессов лиц с нарушением интеллекта в целом в силу многообразия форм проявления данного диагноза, а также возможных сопутствующих нарушений сенсорных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (Исаев Д.Н., 2007). Кроме того, присутствует сложность изучения восприятия символьных систем разных степеней иконичности в силу отсутствия готовых инструментов и решений, следовательно, необходимости разработки специфического стимульного материала. Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать сценарий исследования, адаптированный под когнитивные особенности учащихся с нарушением интеллекта и позволяющий получить наиболее объективные и достаточные данные о восприятии и понимании символов данной группой. Сценарий должен быть нормирован по времени, когнитивной нагрузке и степени включенности участников;
  2. Разработать стимульный материал, включающий пиктограммы (символы) из трех изучаемых систем АДК. Стимульный материал включает 4 задания, направленных на изучение восприятия и понимания символов в вербальном контексте и без вербального контекста;
  3. Разработать унифицированные инструкции к заданиям, соответствующие когнитивным способностям учащихся с нарушением интеллекта;
  4. Оценить соответствие сценария исследования и стимульного материала критериям доступности для учащихся с нарушением интеллекта и исследовательской цели;
  5. Продумать методы регистрации и анализа глазодвигательной активности при работе со стимульным материалом участников исследования для дальнейшей обработки в соответствие с исследовательской целью;
  6. Провести эмпирическое исследование в соответствии со сценарием на выборке минимум 180 человек (90 представителей контрольной группы с нормальным интеллектом и 90 представителей группы с нарушением интеллекта);
  7. Создать базу данных результатов исследования для анализа характеристик глазодвигательной активности и оценки параметров отдельных пиктограмм и групп пиктограмм, влияющих на восприятие и понимание подростками с нарушением интеллекта.

Комплексность конкретных научных задач, решаемых в ходе выполнения предлагаемого проекта, обусловлена сложностью изучаемых конструктов и новизной исследовательской методики. Несмотря на существующие исследования, посвященные использованию символов в качестве инструмента АДК (Шлоссер Р., Сигафус Дж., 2002; Дада Ш., Хьюгет А., Борнман Дж., 2013), вопрос о специфике восприятия и понимания невербальных графических символов в рамках российской выборки остается не до конца изученным. По этой причине, комплексность проекта обусловлена междисциплинарным характером методов и подходов. Помимо психологических наук, являющихся ядром данного исследования, будет необходимо задействовать следующие научные области:

  • когнитивные науки (для оценки когнитивных характеристик участников с нарушением интеллекта при восприятии вербальных и невербальных символов);
  • лингвистика и психолингвистика (для анализа семантических единиц, выраженных в вербальных и невербальных символах);
  • коррекционная педагогика и психология (для разработки исследовательской методологии и поиска возможностей применения результатов исследования);
  • психофизиология и нейронауки (для выявления паттернов восприятия на основании анализа глазодвигательной активности);
  • статистика и анализ данных (для проведения системного анализа полученных в ходе исследования данных).

Социальные сети
ВКонтакте
Telegram
YouTube
Если Вы увидели на сайте неточность или ошибку - пожалуйста, напишите на электронную почту webmaster@rhga.ru
© Русская христианская гуманитарная академия