Проект направлен на экспериментальное исследование возможностей визуальной интеракции при использовании графических систем АДК и графических символов (пиктограмм). Визуальные речевые стимулы, репрезентирующие объекты и понятия в схематичном виде, – цифровой аналог коммуникации, применяемый в современном мире во многих областях жизни: от общественных пространств – до компьютерных и бытовых интерфейсов. Его целью является сравнительное исследование психофизиологических показателей потенциала АДК для подростков с нарушением интеллекта при декодировании графических символов с применением LoCoS© и других символьных систем. В коррекционной педагогике известен ряд символьных систем, среди которых блиссимволика, пиктографическая идеографическая коммуникация. Графический дизайн цифровых ассистивных инструментов по-разному воспринимается лицами с двигательными, речевыми, когнитивными, психомоторными нарушениями.
Актуальность проекта обусловлена недостаточной изученностью восприятия и понимания АДК подростками с нарушением интеллекта в период их активной социализации в обществе. В коррекционно-педагогической науке и практике отмечается ограниченность научных исследований для обоснования использования символьных систем. Исследования в этой области мало направлены на развитие методов разработки эффективных графических средств навигации и вспомогательной коммуникации для расширения коммуникативных диапазонов у лиц с нарушением интеллекта.
Новизна заключается в том, что впервые с помощью метода окулографии будут изучены особенности восприятия и интерпретации двух символьных систем (блиссимволика и PIC) и пиктографического языка LoCoS©, ранее не применяемого в качестве АДК. Модификация системы LoCoS© (разработчик Юкио От, Япония) представляет интерес для расширения представлений о когнитивном потенциале знакового окружения.
Практическая значимость изучения психофизиологических показателей АДК заключается в их экстраполяции на коррекционную работу с различными детьми с ограниченными возможностями здоровья – при расстройствах аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении различного церебрального-органического генеза.
Реализация проекта предполагает получение комплекса научных результатов:
Социальная значимость проекта выражается в существующем запросе на создание эффективных и доступных для группы лиц с нарушением интеллекта инструментов коммуникации, обучения и социокультурного взаимодействия. Исследовательский проект отвечает на запрос в разработке научно обоснованных рекомендаций для коррекционных педагогов и психологов по использованию средств АДК в работе с детьми с нарушением интеллекта. Результаты исследовательского проекта могут способствовать совершенствованию существующих средств альтернативной коммуникации, а также разработке диагностического инструментария, направленного на выявление характерных для нарушения интеллекта особенностей когнитивной сферы.
Средства АДК, имплементированные в цифровую среду, могут способствовать сокращению цифрового разрыва для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и увеличить их возможности использования цифровых ресурсов. Существуют доказательства эффективности использования цифровых технологий людьми с ОВЗ для поддержки изучения языка и общения (Фейдж С. и др., 2019), навыков повседневной жизни, восприятия времени и воображения (Ден Брук В. и др., 2015), исполнительных функций (Кирк Х. и др., 2017), эмоциональных навыков (Фейдж С. и др., 2019) и для снижения поведенческих проблем (Ким М.С. и др., 2014).
Результаты научного проекта предусматривают их внедрение в работу практикующих специалистов в рамках семинаров, конференций и различных мероприятий с привлечением администрации образовательных учреждений и родителей. Доступ к рекомендациям о практическом использовании средств АДК возможен благодаря созданию тематических веб-ресурсов – информирование о применении интерактивного потенциала альтернативных средств общения в образовательной и социальной среде.
Исследование восприятия альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) людьми с нарушением интеллекта является научно значимой задачей для коррекционной, когнитивной, педагогической психологии и психолингвистики. Проект направлен на решение научной проблемы, адресованной когнитивным процессам детей с нарушением интеллекта, которые играют роль в восприятии и понимании символов из систем АДК, различных в графической представленности.
Данную проблему планируется решить путем сравнения эффективности трех символьных систем АДК: Blissymbols, PIC (Pictograms) и LoCoS©. Результатами проведенных пилотажных исследований было продемонстрировано, что графические характеристики символов системы LoCoS© являются наиболее эффективными для компенсации коммуникативных трудностей русскоязычных детей с нарушением интеллекта. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, дети с данным диагнозом чаще правильно декодируют вербальные понятия, выраженные с помощью символов LoCoS©, чем символы из двух других изучаемых систем. При этом обследуемые испытывают меньшую когнитивную нагрузку, что показывают данные окуломоторной активности (Защиринская О.В., Белимова П.А., 2022).
Система LoCoS© имеет значимый потенциал для использования в качестве вспомогательного коммуникативного средства в силу промежуточного положения по степени иконичности и схематичности символов. Иконичность – это это общий термин, описывающий насколько графический символ отражает визуальные характеристики существующего в реальном мире референта или абстрактного понятия (Д. Блишак, Ллойд Л. и Фуллер Д., 1997; Ллойд Л. и Фуллер Д., 1997). В гипотезе иконичности, постулированная Фристоу и Ллойдом (1979), указывается, что визуальное представление, обеспечиваемое некоторыми символами АДК, может способствовать обучению и запоминанию символов референтных ассоциаций.
Проблема иконичности графических символов является ключевой для исследователей средств АДК (Стефенсон Дж., 1996; Уилкинсон К.М., 2002; Минео Моллика Б., 2003) и до сих пор не получила должного освещения в российской коррекционно-педагогической науке и практике. Существует противоречие в исследовательских позициях относительно того, какие графические характеристики символа играют роль в процессе декодирования. Одни авторы утверждают, что использование иконических символов может быть лучшим вариантом коммуникации для людей с нарушением интеллекта (Роланд С., Швейгерт П., 2003). Другие исследователи считают, что абстрактные схематические формы предоставляют больше коммуникативных возможностей (Сигел Е., Кресс С. Дж, 2002). В рамках проекта планируется экспериментальное исследование эффективности системы LoCoS© как представленной в промежуточной между иконичностью и схематичностью форме путем сравнения с двумя другими системами АДК (более схематичной – Blissymbols и более иконичной – PIC) с опорой на метод окулографии. Система LoCoS©, на наш взгляд, недооценена в части эффективности. Наше исследование призвано подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Либо предложить варианты ее модификации.
Роль параметров глазодвигательной активности при восприятии пиктограмм как компонента АДК детьми с нарушением интеллекта изучалась нами (программное обеспечение «Neurobureau») и различными авторами на основе факторизации данных, полученных с помощью айтрекинга. Рассматриваются данные пяти основных параметров глазодвигательной активности при просмотре отдельных пиктограмм, включённых в стимулы заданий:
Авторы проекта предполагают, что параметры глазодвигательной активности, а, следовательно, и факторы могут коррелировать между собой – количественные параметры глазодвигательной активности и длительность фиксаций. При последовательном восприятии деталей пиктограмм в контексте процессуального мышления происходит интерпретация их смысловых конструктов с привлечением жизненного опыта. Декодирование пиктограмм совмещает реализацию мыслительного процесса с вниманием, памятью и речью. Длительности фиксаций дает представление о процессах когнитивной обработки визуальных стимулов.
Понимание специфичных особенностей восприятия и декодирования невербальных символов будет способствовать созданию эффективных коммуникативных инструментов для русскоговорящих лиц с нарушением интеллекта.
Научная значимость решения обозначенной проблемы связана со следующими противоречиями в исследовательском поле:
Конкретной задачей, выделенной коллективом в рамках выше обозначенной научной проблемы, является выявление особенностей восприятия и понимания графических символов (пиктограмм) из различных систем АДК подростками с нарушением интеллекта.
Масштабность решаемой проблемы связана со сложностью изучения когнитивных процессов лиц с нарушением интеллекта в целом в силу многообразия форм проявления данного диагноза, а также возможных сопутствующих нарушений сенсорных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (Исаев Д.Н., 2007). Кроме того, присутствует сложность изучения восприятия символьных систем разных степеней иконичности в силу отсутствия готовых инструментов и решений, следовательно, необходимости разработки специфического стимульного материала. Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
Комплексность конкретных научных задач, решаемых в ходе выполнения предлагаемого проекта, обусловлена сложностью изучаемых конструктов и новизной исследовательской методики. Несмотря на существующие исследования, посвященные использованию символов в качестве инструмента АДК (Шлоссер Р., Сигафус Дж., 2002; Дада Ш., Хьюгет А., Борнман Дж., 2013), вопрос о специфике восприятия и понимания невербальных графических символов в рамках российской выборки остается не до конца изученным. По этой причине, комплексность проекта обусловлена междисциплинарным характером методов и подходов. Помимо психологических наук, являющихся ядром данного исследования, будет необходимо задействовать следующие научные области: