Новинки издательства РХГА


Христианство: pro et contra, антология. — 2-е изд., испр. и доп. / Сост.: Д. К. Богатырев, А. М. Прилуцкий; вступ. статья Д. К. Богатырева. — СПб.: РХГА, 2017. — 1032 с. — (Русский Путь).
ISBN 978-5-88812-822-0

Христианство сыграло существеннейшую роль в формировании российской государственности и важнейших черт российской цивилизации и культуры.
Настоящая антология представляет собой собрание наиболее показательных текстов, а также исследований, раскрывающих место христианства в истории ценностных систем российского общества.

cover_hristianstvo_pec.jpg

От издателя

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках очередную антологию cерии «Русский Путь» — «Христианство: pro et contra». Она выделяется из общего ряда изданий серии.
Во-первых, число публикаций «Русского Пути» превысило отметку в 100 томов, это своеобразный юбилей.

Во-вторых, книга не совсем обычна в тематическом плане. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией «Н. А. Бердяев: pro et contra», и в дальнейшем подавляющее большинство изданий серии были посвящены персоналиям. Сначала это были творцы отечественной культуры — философы, писатели, государственно-политические деятели. Позднее предметом стала российская рефлексия зарубежных персоналий (Платона, Данте, Сервантеса, Паскаля, Руссо, Ницше и др.). Однако важнейшей задачей серии нам представляется переход от персоналий к реалиям. В числе таковых — конфессии, формы государственности, идеологии, универсалии культуры. Работа в этом направлении ведётся. Опубликованы книги, посвящённые культурологической рефлексии христианских конфессий — православию, католицизму и протестантизму. Идёт работа над антологиями по ключевым идеологиям — либерализму, социализму, национализму и консерватизму («Анархизм: pro et contra» уже опубликован). При поддержке Российского научного фонда (РНФ) организована подготовка книг, каждая из которых посвящена социокультурным рефлексиям важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Первая, отображающая отношение к христианству в истории российской цивилизации, перед Вами. В данном случае речь идёт не о конфессиональном разнообразии внутри христианства, а о рефлексии более фундаментальной, собственно религиозной идентичности. В том же ключе предполагается выстроить и книги об иудаизме, буддизме и исламе, чтобы они дополняли друг друга, создавая целостную картину восприятия религиозных влияний в российской культуре.

В-третьих, антологию можно рассматривать как попытку культурологического осмысления того, что не вписывается в ряд обычных явлений истории и культуры. Христианство — по крайне мере, с точки зрения самих христиан — метаисторично. Христианство — это вечность, раскрывающаяся во времени. Перед нами противоречие, которое также можно назвать антиномией или парадоксом. Богословие претендует на то, что может, зная сокровенную Истину, осмысливать и оценивать время и историю с точки зрения вечности — sub specie aeternitaties. Наш подход скромнее, он нацелен на выявление реакций культурной среды — как положительных, так и отрицательных. Этим обусловлен вполне соответствующий методологии исследования подзаголовок книги — «pro et contra».

Тем не менее книга подготовлена в РХГА. Поэтому, предваряя вопросы о самой возможности публикаций аргументов «contra» по отношению к христианству в издательстве вуза, декларирующего приверженность христианским ценностям, отметим следующее. Истина христианства невместима без остатка никаким отдельным народом, никакой определённой культурой. Аргументы «против» были, есть и будут. В отношении фундаментальных вопросов веры у нас нет доказательств истинности, но имеются аргументы в пользу, которые человек свободно отвергает или принимает, руководствуясь при этом и разумом, и сердцем. Вера должна быть зрячей, в этом её принципиальное отличие от мифологической или идеологической убеждённости. В нашей стране, к сожалению, слишком долго поднимали на щит веру «простую», «не книжную», «детскую». Закончилось всё, как известно, большевистской катастрофой.
Структура настоящей антологии соответствует основным эпохам восприятия христианства в России. Долгое время Россия была православным царством. Секуляризация привела в конце концов к относительно короткому периоду диктатуры государственного атеизма. Ныне мы живём в ситуации, которую можно оценить как постсекулярную.

Сложности формирования раздела «pro» были связаны с обилием интересных текстов, а раздела «contra», напротив, с малочисленностью таковых. Российская культура пока ещё не породила оригинальной противохристианской аргументации. Критика христианства имела в большей степени «практический» характер. Христианские и противохристианские мотивы, имевшие место в русской и советской художественной литературе, получили отражение в аналитических статьях современных исследователей.

Современный дискурс дан абрисно, более подробно его, как и материалы других разделов антологии, планируется представить на сайте по адресу: URL: http://religio.rhga.ru/. Современный этап исторического развития России характеризуется стремлением обрести новую культурную идентичность в новых геополитических условиях. В стране и в мире меняется отношение к христианству и к религии в целом. Отношение к Абсолютному выступает важнейшим элементом культурной идентичности, в какого Бога верит человек, таков он сам и есть. История, с одной стороны, не повторяется в смысле конкретных событий и процессов, а с другой стороны, периодически воспроизводит в обновлённых условиях некие парадигмальные, или матричные, установки мысли и действия. Вопрос об отношении к христианству является ключевым в формировании новой российской идентичности. Мы рассматриваем данную книгу как наш посильный вклад в тот «творческий консерватизм», о важности которого для судьбы России писали русские философы и богословы.