Современные проблемы биоэтики

Современные проблемы биоэтики


В нашу эпоху,  эпоху генной  инженерии  и  нанотехнологий, наука продолжает  развиваться, открывая все новые и новые области знания.   В своём стремлении познать суть бытия наука даже  порой вторгается  в такие области,   которые  являются  самыми интимными,   нравственными  и  сакральными областями  нашей  жизни и нашего знания,   претендуя тем самым на роль бога.  Это приводит к многочисленным  протестам:  не каждый человек готов  согласиться и  принять  претенциозность науки.

18  октября 2012 года в Актовом зале Русской христианской гуманитарной академии прошла конференция «Дано мне тело – что мне делать с ним?: современные проблемы биоэтики».

В конференции приняли участие:
- Гзгзян Александр Мкртичиевич,   кандидат  медицинских наук,   заведующий отделением НИИ АГ им. Д. О. Отто
- Муравник Галина Леонидовна, генетик, преподаватель биоэтики СФИ
- Швачко Наталия Альбертовна, кандидат  биологических  наук, студентка СФИ. 

Первым выступил Гзгзян Александр Мкртичиевич с докладом «Этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий». В докладе шла речь о медицинских технологиях,   которые  помогут справиться с бесплодием,   проблемой которая стоит  перед людьми не имеющими  физической  возможности иметь детей,   но которые  хотели бы  этого. Это люди потерявшие такую  возможность как в силу возраста,   так и   в силу произошедших с ними травм.  Александр Мкртичиевич   сказал,   что  решение  этой  проблемы  есть;  решение содержится в   технологиях искусственного оплодотворения.

Реакция  на доклад Гзгзяна А.М была самая противоречивая: слушатели  сравнивали  эмбрион с  субъектом  права,   были  даже   такие, кто  высказывался о введении  возрастных  ограничений  для желающих. Гзгзян А.М,  сказал,   что людям стоит серьезно подумать  над  своим отношением к искусственному  оплодотворению  и тем кто  решается на этот шаг должно  не перебрасывать ответственность  на плечи медицины  и государства,   а самим трезво и  здраво  оценивать свои возможности  и силы: медицина не должна заниматься этическим и нравственным воспитанием, её дело состоит лишь в том,   чтобы помочь  человеку имеющему проблему.

Следующим выступающим была Муравник Галина Леонидовна  с докладом «Проповедь целомудрия в контексте дискуссии о телегонии ».   В пример были приведены  результаты  опытов,   которые проводились на животных.  В прозвучавшем докладе  «телегония» была представлена в виде попытки научного оправдания нравственного поведения,  по словам  Галины Леонидовны,   это оправдание нравственности наукой носит очень грубый характер,   который вряд ли принесет желаемый результат. Галина  Леонидовна  очень резко  дала понять,  что телеогония является псевдонаукой  и  ни один  из указанных в литературе феноменов  телегонии не имеет под собой  реальной научной базы.

Третий докладчик  - Швачко Наталия Альбертовна  с докладом «Свободен ли человек от  генетического паспорта?». Основная проблема  затронутая   Натальей Альбертовной  -это выбор,  который в скором времени,  вероятно,   встанет перед человечеством.   Человеку  придется  стоять перед выбором: знать ли свою генетической информации или отказаться от такой возможности. Ведь  многие люди могут являться носителями заболеваний, хранящимися в их собственном генетическом коде,  и большой вопрос в том,   как человек    начнет смотреть на   свою  жизнь   после того  как узнает   о том, что он обречен?   А  если  этот  человек  в  юном возрасте? Каково это жить  и  знать,   что ты неизлечимо  болен? Каждый сам должен это решать для себя. Несмотря на важность заявленной темы,   вопросы из зала  звучали,  в основном,   на отвлеченные темы .Это были вопросы  как о вреде, который мы получаем  употребляя генномодифицированные  продукты, так и насколько наши мысли  влияют на  наши   заболевания/

Антон Заньковский,   студент 4 курса Русской Христианской Академии   в рамках конференции «Дано мне тело – что мне делать с ним?» выступил с докладом «Метаморфозы телесности:  предмодерн,   модерн,   постмодерн». В докладе говорилось,   что   мы живем в эпоху,   которая является переходной  от модерна к постмодерну. Эпоха предмодерна,   по словам докладчика,  носила сакральный  и  священный  характер в отношении к телу человека: вскрытия тел были запрещены,   господствовала  вера в магию и астрологию; эпоха предмодерна - это  архаичное и религиозное общество,   для которого  тело человека является космосом. Эпоха модерна,  ярким представителем которой был   Р. Декарт,   характеризуется отношением к телу человека,   как к механизму,   а из идей модерна  развивается огромное количество различных учений,   например,   всем известный   позитивизм. Постмодерн  уже  несет с собой другое  отношение к человеку: тело понимается  как  предмет, конструктор,   который одновременно является и полем для экспериментов.

По окончании выступлений  должен был пройти Круглый стол  «Вопросы биоэтики в катехизаторской и пасторской практике»,   но в связи с тем,  что вопросов было много,  а времени не очень,  круглый стол был отменен.   Собственно это показало  актуальность    проблемы  поднятой на конференции,   длительность  которой,   очевидно,   не смогла дать всем желающим высказаться по этим вопросам.

 Амосов Андрей
На фото:
Гзгзян Александр Мкртичиевич