Беневич Григорий Исаакович

ведущий научный сотрудник,

заведующий кафедрой и руководитель программы специализации по "Византийской философии" в РХГА

Benevich Grigory Isaakovich

senior researcher, Head of the Department and Supervisor of the Program of Specialization in Byzantine Philosophy in the Russian Christian Academy for the Humanities

e-mail: grbenevitch@gmail.com 



Год рождения

1956  

Образование

Электромеханический факультет Ленинградского Политехнического института, 1979

British Council Visiting Fellow, Oxford University, Faculty of Theology (1994 – 1995)

Санкт-Петербургский государственный университет культуры, кафедра теории и истории культуры (соискатель, 2000-2001)

Ученые степени и звания

Кандидат культурологии, 2001 (Санкт-Петербургский государственный университет культуры, факультет теории и истории культуры).

Сфера научных интересов

История Церкви, патристика, византинистика, византийская философия, русская религиозная философия, религиоведение, культурология, герменевтика.

Список основных научных публикаций

Книги:

Мать Мария (1891-1945). Духовная биография и творчество. СПб., ВРФШ. 2003

Беседы о православном догматическом Богословии. СПб., ВРФШ. 2004  (в соавторстве с А.М. Шуфриным) [8-ю Беседу см. здесь]


Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб.: РХГА, 2013.— 315 с.

Соредактор вместе с А. М. Шуфриным: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том IX: Послания к Колоссянам, Фессалоникийцам 1-е и 2-е, Тимофею 1-е и 2-е, Титу, Филимону / Пер. с англ., греч., лат., сир. Тверь: Герменевтика, 2006.

Соредактор вместе с Д. А. Федчуком: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том XI. Кафолические Послания: Послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра, 1-е, 2-е и 3-е послания Иоанна, Послание Иуды / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под редакцией Джералда Брэя./ Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. – Тверь: Герменевтика, 2008.

Редактор. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том 10. Книга пророка Исаии 1-39. / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. Тверь: Герменевтика, 2011. 

Составитель вместе с А. М. Шуфриным и Д. С. Бирюковым:  Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007.


Составитель: Максим Исповедник. Письма. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007.

Антология восточно-христианской богословской мысли (ортодоксия и гетеродоксия). М.-СПб. Изд-во: Никея-РХГА, 2009, в 2-х тт. - [Составитель, научный редактор (совместно с Д. С. Бирюковым): Введение т. 1, с. 5-26].

Предисловие и комментарии к Вопросам и недоумениям прп. Максима Исповедника // Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения / Пер. Д. А. Черноглазова, науч. ред., предисловие и комментарии Г. И. Беневича. Издательство «Никея»; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М.–Святая гора Афон, 2010 с. 7-70; с. 221-396.

Полемические сочинения / Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Сост., предисл., научн. редакт. Г.И. Беневича, пер. Г.И. Беневича, Д.А. Черноглазова и Ф.Г. Беневича - Краснодар: Текст, 2011. - 272 с 

Введение к: Прп. Максим Исповедник и его соратники: документы из ссылки / Сост. Г. И. Беневич; отв. ред. Д. А. Поспелов. — Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. — 256 с. — (Византийская философия. Т. 10; Smaragdos Philocalias), с. 7-54.  

Составитель и научн. ред.: Прп. Максим Исповедник Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. — Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014. — 808 с. — (Византийская философия. Т. 15; Smaragdos Philocalias).

Богословско-полемические сочинения прп. Максима Исповедника и его полемика против моноэнергизма и монофелитства [Opuscula Theologica et Polemica of Maximus the Confessor and his polemics against the Monothelites] // Прп. Максим Исповедник Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. — Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014. (Византийская философия. Т. 15; Smaragdos Philocalias). С. 11–298.

Комментарии к [Commentaries to Opuscula Theologica et Polemica of Maximus the Confessor]: Прп. Максим Исповедник Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. — Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014. (Византийская философия. Т. 15; Smaragdos Philocalias). С. 475–676. 

Избранные статьи (selected articles)


1. “The Word of the Church: On the Orthodox Exegesis,” in Emancipation of Russian Christianity. Edwin Mellen Pr.: Toronto, 1995. P. 67-85.

 
2. “The Sabbath and Modernity, Orthodox Christian View,” in Created in God's Image, Proceedings of the ICCJ Consultations in Meinz (14-17 July 1996), ICCJ, from the Martin Buber House, Heppenheim, # 24, 1997. P. 73-78.

 
3. “The Russian Orthodox view of Post-Auschwitz Theology,” in Proceedings of the International Scholar Conference on Theology After Auschwitz and the Gulag, St Petersburg, 1997. P. 88-106.

 
4. “Judaism and the Future of Orthodoxy,” in Theology After Auschwitz and its Correlation with the theology after the Gulag. St. Petersburg, 1998. P. 78-93.

 
5. [Lager variant] “Judaism and the Future of Orthodoxy,” in Religion in Eastern Europe. Vol. XVIII, 2. Princeton, 1998. P. 17-35.

 
6. “Mother Mariya (Sсobtsova): A Model of Lay Service,” in Religion, State & Society, vol. 27. # 1, March 1999, Oxford. P.101-109.

 
7. “Madre Marija e Vladimir Solov’ev,” in La Nouva Europa, #5 (311), 2003. P. 30-41.

 
8. “The Sabbath in St Maximus the Confessor,” in Studi sull'Oriente Christiane. 9, 2005. P. 63-81.

 
9. “Le sauvetage des Juifs: le cas de Mère Marie (Skobtsov),” Contacts. # 216. Octobre-Décembre 2006. P. 494-515.

 
10. “God’s Logoi and Human Personhood in St Maximus the Confessor,” in Studi sull'Oriente Cristiano, v.13, no.1, 2009. P. 137-155.

 
11. “Maximus the Confessor’s polemics against anti-Origenism: Epistulae 6 and 7 as a context for the Ambigua ad Iohannem,” in Revue d'histoire ecclйsiastique.104/1 (2009). P. 5-15.

 
12. “Christological Polemics of Maximus the Confessor and the Emergence of Islam Onto the World Stage,” in Theological Studies. Vol. 72, 2011, P. 335-344.

 
13. John Philoponus and Maximus the Confessor at the Crossroads of Philosophical and Theological Thought in Late Antiquity // Scrinium. Т. 7–8: Ars Christiana. In memoriam Michail F. Murianov (21.XI.1928–6.VI.1995). Edited by R. Krivko, B. Louriй, and A. Orlov (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2011–2012) Part One. Р. 102-130.

 
14. “Spirit, Soul and Letter: On The Exegesis of Maximus the Confessor and John Chrysostom,” in Studi sull'Oriente Cristiano, v.15, 2(2011). P. 41-55.

 
15. “Maximus Confessor’s polemics against Tritheism and his Trinitarian teaching,” in Byzantinische Zeitschrift 105/2 (2012), S. 603-618.

 
16. “Maximus the Confessor and John Philoponus in Their Approach to Theology and Philosophy,” in Knowing the Purpose of Creation through the Resurrection, Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor, Belgrade, October 18-21, 2012 (ed. Bishop Maxim (Vasiljevic') Sebastian Press & the Faculty of Orthodox Theology - University of Belgrade, 2013. P. 71-81.

In Russian

1. “Житие Алексия человека Божия (преодоление чуждости в православной традиции) [The Life of St Alexis the Man of God and the Overcoming of Alienation in the Orthodox Tradition],” Чужое – опыт преодоления в средиземноморской культуре. М., Институт Востоковедения РАН, 1999. C. 95-160.

 
2. “Святой Апостол Иуда и его соборное Послание [St Apostle Judas and his Epistle],” in Богословие. Философия. Словесность. СПб., ВРФШ, 2000. C. 7-23.

 
3. “Пасха Пушкина [Puskin’s Passover],” in Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000. C. 218-231.

 
4. “Св. Иоанн Кронштадтский и преп. Силуан [St John of Kronstadt and St Siluan],” in Преп. Силуан Афонский и его ученик архимандрит Софроний. Клин, 2001. C. 94-112.

 
5. “Мать-сыра земля и геополитика (свертывание "плоскостей" Федора Достоевского [Mother-earth and geopolitics (rolling up of the Dostoevsky’s commonplaces)],” in The Dostoevsky Journal. V.1. 2. 2001. P. 3-15.

 
6. “Пути русской софиологии от Фонвизина до м. Марии [Ways of Russian Sophiology from Fonvisin to mother Mariya],” Философский век. История идей как методология гуманитарных исследований. СПб., 2001. C. 225-232.

 
7. “Время Церкви и ее границы в первом веке [The Time of the Church and Its Borders in the First Century],” Метафизические исследования XVI.– СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. C. 74-96.

 
8. “Дело Максима (в соавторстве с А. М. Шуфриным) [Maximus’s Case],” in Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007. C. 13-153.

 
9. Аннотированный перевод: Поликарп Шервуд. Ранние Ambigua прп. Максима Исповедника и опровержение им оригенизма [Annotated translation of Policarp Sherwood’s The Earlier "Ambigua" of Saint Maximus the Confessor and His Refutation of Origenism],” in Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007. C. 389-495.

 
10. “По поводу окончания Письма VIII прп. Максима Исповедника [About the end of Ep. 8 of St Maximus the Confessor],” in Максим Исповедник. Письма. Изд-во СПбГУ, 2007. C. 265-278.

 
11. “Окончание Письма VIII прп. Максима Исповедника (пер. с древнегреч.) [The end of Ep. 8 of St Maximus the Confessor, translation],” in Максим Исповедник. Письма. Изд-во СПбГУ, 2007. C. 265–268.

 
12. “О соединении Трудностей к Фоме и к Иоанну прп. Максима Исповедника [On the combination of Ambigua ad Thomam and Ambigia ad Iohannem of St Maximus the Confessor],” // Вестник РХГА. 8(2), 2007. C. 111-117.

 
13. “Параграф шестой “Беседы сарацина с христианином” Феодора Абу-Курры (Пс.-Иоанна Дамаскина) и проблема "нетварных слов Божиих" в православии и исламе [Paragraph 6 of the “Conversation between the Saracene and the Christian” of Theodore Abu-Qurrah (Ps. John of Damascus) and the problem of “uncreated words of God” in Orthodoxy and Islam] ,” in Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции / Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. C. 107-112.

 
14. “Триадология и «движение Бога» в Первой Трудности к Фоме прп. Максима [Triadology and “the movement of God” in Ambigua ad Thomam 1],” in Вестник РХГА. 9(1), 2008. C. 252-264.

 
15. “Триадология прп. Максима и "тритеизм" [Triadology of St Maximus and Tritheism],” Истина и Диалог. Труды международной научной конференции. СПб., 29-31 мая, 2008. C.130-147.

 
16. “Св. Ириней Лионский [St Irenaeus of Lyons],” in Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М., СПб., 2009. (Византийская философия, т. 4; Smaragdos Philocalias). C. 27-35.

 
17. “Св. Афанасий Александрийский [St Athanasius of Alexandria],” Там же. с. 177-188.
18. “Евномий. Апология (перевод и комментарий) [Eunomius. Apology (translation and commentaries)],” in Там же. C. 248-266.

 
19. “Св. Иоанн Златоуст. Полемика с аномеями [St John Chrysostom. Polemics against the Anomeans],” in Там же. C. 331-336.

 
20. “Аполлинарий Лаодикийский [Apollinarius of Laodicea],” in Там же. C. 348-357.

 
21. “Аполлинарий Лаодикийский. Подробное изложение веры (перевод и комментарий) [Apollinarius of Laodicea. Κατ± μ­ερος πισД№В. Translation and commentaries],” in Там же. C. 358-367.

 
22. “Полемика с Аполлинарием Каппадокийских отцов и св. Епифания Кипрского: христологические и антропологический аспекты [Polemics against Apollinarius. Christological and anthropological aspects],” in Там же. C. 369-378. 

 
23. “Пс.-Нил Анкирский. Адаптация «Руководства Эпиктета» [The Encheiridion of Epictetus and Its Christian Adaptations],” in Там же. C. 448-453.

 
24. “Несторий [Nestorius],” in Там же. C. 531-543.

 
25. “Св. Кирилл Александрийский [St Cyril of Alexandria],” in Там же. C. 551-561.

 
26. “Св. Прокл. архиеп. Константинопольский [St Proclus of Constantinople],” in Там же. C. 582-593.

 
27. “Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский и папа Лев Великий о ереси Евтихия [St Leo the Great and St Flavian of Constantinople. Polemics against Eutyches],” in Там же. C. 606-613.

 
29. “Иоанн Филопон [John Philoponus],” in Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М.-СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 5.). C. 33-54.

 
30. “Иоанн Филопон. О вечности мира против Прокла; Он же. О сотворении мира (перевод комментарии) [John Philoponus. “On the eternity of the world, against Proclus”; “On the creation of the world”. Selected fragments. Translation and commentaries],” in Там же. C. 55-62.

 
31. “Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом [St Eulogius of Alexandria, St Maximus the Confessor, St Sophronius of Jerusalem. Polemics against tritheism],” Там же. C. 71-88.

 
32. “Св. Фотий Великий. Изложение слова св. Евлогия Александрийского (перевод, комментарии) [St Photius the Great. Account of St Eulogius of Alexandria’s theology from The Bibliotheca (translation and commentaries)],” in Там же. C. 95-99.

 
33. “Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом [Maximus the Confessor. Polemics against Origenism and radical anti-Origenism],” in Там же. C. 100-109.

 
34. “Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие [Monoenergism and Monothelism in the 7th century: Sergius, Cyrus, Pyrrhus and other],” in Там же. C. 130-143.

 
35. “Прп. Максим Исповедник. Полемика с моноэнергизмом и монофелитством (в соавторстве с А. М. Шуфриным) [Maximus the Confessor. Polemics against the Monoenergists and the Monothelites],” in Там же. C. 158-172.

 
36. “Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии [Controversy against “the Azymites”],” in Там же. C.402-420.

 
37. “Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа [Nicephoros Blemmydes and Gregory II of Cyprus. Polemics around Filioque ],” in Там же. C. 426-436.

 
38. “Давид Дисипат. Защита паламизма и проблема Божественных имен [David Disypatos. Defence of Palamism and the problem of Divine names],” in Там же. C. 504-509. 

 
39. “Св. Нил Кавасила (в соавторстве с Д. И. Макаровым) [St Nilus Cabasilas],” in Там же. C. 524-530.
40. “Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров [St Nicholas Cabasilas and St Marcus of Ephesus on Pentecost and consecration of the Sacraments],” in Там же. C. 643-649.

 
41. “Словарь базовых терминов и понятий [Thesaurus of basic terms and notions],” in Там же. C. 708-720. 

 
42. “Предисловие к Вопросам и недоумениям прп. Максима Исповедника [Introduction to St Maximus the Confessor’s Quaestiones et Dubia],” in Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения / Пер. Д. А. Черноглазова, предисловие и комментарии Г. И. Беневича. [St Maximus the Confessor. Quaestiones et Dubia]. Издательство «Никея»; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М.–Святая гора Афон, 2010. C. 7-70.

 
43. “Комментарии к "Вопросам и недоумениям" прп. Максима Исповедника [Commentaries to St Maximus the Confessor’s Quaestiones et Dubia],” in Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения / Пер. Д. А. Черноглазова, предисловие и комментарии Г. И. Беневича. [St Maximus the Confessor. Quaestiones et Dubia]. Издательство «Никея»; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М.–Святая гора Афон, 2010. C. 221-396.


44. О соотношении экзегезы Св. Писания Максима Исповедника и Иоанна Златоуста [Maximus Confessor’ and John Chrysostom’s’ exegesis],” in Вестник РХГА. Т. 11. Вып. 2. 2010. C. 62-71.

45. “Иоанн Филопон. Учение [John Philoponus. Teaching],” in Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. C. 635–646.

46. “Иоанн Скифопольский [John of Scythopolis],” in Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. C. 608 – 613.

47. “Христологическая полемика прп. Максима Исповедника и выход ислама на сцену мировой истории Christological polemics of Maximus the Confessor and the emergence of Islam onto the world stage,” in Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. РАГС. № 3, 2010. С. 144-150.

48. “Иоанн Филопон и Максим Исповедник: от христианизации философии к христианской философии [John Philoponus and Maximus the Confessor. From the Christianization of Philosophy to Christian Philosophy],” in Религиоведение. № 1, 2011. С. 107-113.

49. “О применении философии к триадологии и космологии в экзегезе прп. Максима Исповедника [On the Implementation of Philosophy to Triadology and Cosmology in the Exegesis of Maximus the Confessor],” in Вестник ЛГУ им. Пушкина № 1, Т. 2. Философия. 2011. С. 45-54.

50. “Христианство и факторы формирования пост-аристотелевской картины мира у Иоанна Филопона [Christianity and Factors of Post-Aristotelian Worldview Formation in John Philoponus],” in Вестник ЛГУ им. Пушкина № 2, Т. 2. Философия. 2011. С. 16-24.

51. “Византийская философия: философия или богословие? [Byzantine Philosophy: Philosophy or Theology],” in Вестник ЛГУ им. Пушкина № 2, Т. 2. Философия. 2011. C. 25-29; 32-34.

52. “Логос Мелхиседека. Экзегеза и парадигма обожения у прп. Максима Иповедника [Melchisedec’s Logos. Exegesis and Paradigm of Deification in Maximus the Confessor],” in Вестник РХГА. Т.12, вып. 1, 2011. С.190-197.

53. “Об одном сюжете с φ' !јЦν и АБї±ЇБµГ№В в поздней античности [On the one Case of Ж' !јЦЅ and АБї±ЇБµГ№В in the Late Antiquity],” in Hyperboreus № 16-17, 2011. C. 362-366.

54. “Краткая история "промысла". От Платона до Максима Исповедника [A Brief History of “Providence” from Plato to Maximus the Confessor],” in Вестник РХГА. 12:4, 2011. С. 227-230.

55. Немесий Эмесский: критика учения о фатуме и становление научного мировоззрения [Nemesius of Emessa: Criticism of the Doctrine of Fate and the Establishment of the Scientific Worldview] // Црквене студије # 8 (2011), C. 71-79.

56. “Леонтий Иерусалимский. Против монофизитов, комментированный перевод [Leontius of Jerusalem. Against the Mohophysites, annotated translation],” in Полемические сочинения / Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский [Polemical works by Leontius of Jerusalem, Theodore Abu Qurrah and Leontius of Byzantium]. Сост., предисл., научн. редакт. Г.И. Беневича - Краснодар: Текст, 2011. C. 66-164.

57. “Введение [Introduction],” in Прп. Максим Исповедник и его соратники: документы из ссылки [Maximus Confessor and His Companions: Documents from Exile] / Сост., предисл. Г.И. Беневича. М.-Св. гора Афон, 2012. C. 7–54.

58. Два этюда о творчестве Евгения Кропивницкого [Two essays about Evgeny Kropivnitsky] // «НЛО» 2012, №113. C. 236

59. О некоторых особенностях понимания «промысла» и «судьбы» в христианской мысли поздней античности [On some peculiarities in the understanding of “providence” and “fate” in the Late Antiquity] // Hyperboreus. 2012-2013. # 18. C. 152-176

60. Св. Кирилл Александрийский и его сочинение “Книга сокровищ” // Святитель Кирилл Александрийский. Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. Перевод с греческого и комментарии Р. В. Яшунского. Вступительная статья Г. И. Беневича. Санкт-Петербург, 2014, с. 5–20.

61. Прп. Максим Исповедник в России [Maximus the Confessor in Russia] // Прп. Максим Исповедник Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. — Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2014.(Византийская философия. Т. 15; Smaragdos Philocalias). С. 679–720.