РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Б. Т. Бабилуа*

ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ, КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРАВОСЛАВИЯ

Каждый год в Святую субботу Великой пасхи Христовой на смертное ложе Господа в Иерусалиме нисходит Благодатный огонь. Природа этого явления по сей день будоражит умы людей. Вообще Иерусалим манит, словно магнит, зовёт в прошлое, в свою многовековую историю наполненную всевозможными событиями.

В 1998 году мне посчастливилось стать свидетелем чуда низведения Огня и даже принять этот дар самолично. Воспоминания о том никогда не сотрутся из памяти. Как известно нам из Писания, тело Христа принял по распятии Иосиф Аримафейский. И сразу же суть и смысл Писания, стали сбываться, реализовываться на глазах апостолов.

Чудеса на месте погребения Спасителя происходили всегда, с момента Его воскресения и до сего дня. Храм над гробницей Христа был воздвигнут при Константине Великом в 335 г.

Во времена турецкого владычества в Палестине армяне получили разрешение от турок принять Благодатный огонь в Храме Гроба Господня. Армяне выгнали православных греков, во главе с патриархом на улицу, заперлись в храме и стали молиться. Огонь действительно сошел, как всегда сходил в Пасху, но не на Гроб Господень, а вырвался из колоны на улице, где стояли православные греки во главе со своим патриархом. Патриарх, приняв Огонь, в окружении православных с зажженными свечами вошел в храм. С тех пор уже никто не оспаривает право православных греков принимать Благодатный огонь. Так было всегда и так угодно Господу. И до сего дня только Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор Блаженный входит в личное присутствие Божье. И каждый, кого Бог сподобит, может стать свидетелем и участником таинства.

В Иерусалиме в течение пяти лет мне приходилось общаться с монахами, наблюдать юродивых и странников. У монахов есть поверье, будто три признака должны ознаменовать начало Армагеддона: когда Благодатный огонь перестанет сходить на Гроб Господень, когда завянут елеонские маслины, и когда Божья Матерь явит знак.

Но сходит пока Огнь Божественный, не вянут ещё маслины и благоволит к нам Святая Заступница.

Тогда в Великую Субботу 1998 г. в Храме было огромное число народу со всего света. Служители погасили в все до одной лампады, свечи. Проходили богослужения, поочерёдно правили различные конфессии (католик-органист даже сыграл "Боже, царя храни", приветствуя паломников из России). Армяне, копты, католики и многие другие.

Пришло время совершать литургию православным. Крестный ход в сопровождении греческих солдат. Песнопения, хоругви, кресты, иконы, дорогие облачения. Все знают, что скоро патриарх войдёт внутрь Гроба Господня. Напряжение растёт.

С часу дня и до трёх - момент томительного ожидания, когда все готовы принять Небесный огонь. Патриарха разоблачают: снимают верхние одежды, и затем он входит в Кувуклию с пучком свечей и факелом, которые зажжёт Божественный огонь. И этот Огонь разойдётся по всему миру и будет поддерживаться до следующего года, когда вновь Всевышний явит свою милость.

Вместе с патриархом в Гроб Господень входит и армянский иерарх, который из Предела Ангела будет наблюдать за происходящим. Двери Кувуклии закрываются и запечатываются (как и первосвященники запечатали гроб за Христом). Патриарх молится внутри о даровании Благодатного огня.

В храме все ликуют, нарастает восторг присутствующих. Давка, суета: люди есть люди. Вдруг по всему Храму появляются сначала блики, затем как бы молнии и вспышки какого-то очень концентрированного света (на самом деле понимаешь, что это цвета чистые, неземные). У людей в руках свечи начинают сами по себе возгораться, в Храме вспыхивают лампады (у меня фитили свечей обуглились и пошёл дымок. Эти свечи сохранены мною до сего дня и могут послужить доказательством). Всё пылает, такое ощущение, что Храм вспыхнет, хотя этого никогда не может произойти.

Наконец, из Кувуклии выходят Патриарх Диодор и армянский иерарх. В их руках горят свечи и факелы. У них преображенные лица. Те, у кого не возгорелось, устремляются к ним, чтобы зажечь Огонь. Таков праздник Христианства, торжество Православия!

Преображение. Категорий больше нет. Человек просто другой! И это состояние будет посещать его помимо его воли. Кто однажды побывал в Иерусалиме, тот уже лишен категорий. Православие сегодня побеждает.

Не передавать, нужно увидеть. Хоть раз сподобиться

* Борис Тимурович Бабилуа, студент I курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000