РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

А. Н. Ермакова*

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ В СЛАВЯНСКОЙ И ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ НИЗШЕЙ МИФОЛОГИИ)

Второстепенное место низшей мифологии в системе религиозно-мифологических представлений; его причины. Древнейшие представления о низшей мифологии в германо-скандинавской мифологии: поверья об эльфах (альвах, аульвах); их деление на светлых (духи, обитающие в воздухе) и темных (гномы, карлики, цверги) эльфов; отличное и общее в поведении, функциях и происхождении. Эльфы и их роль в наделении судьбой.

Обобщенный образ великана (тролля); его происхождение. Фольклорная традиция и великаны. Основные характеристики великанов: безобразность, злобность, глупость и т.д. Великаны и карлики - хранители природных богатств. Великаны как олицетворение природных стихий.

Сохранение славянской мифологии в фольклорной традиции. Изменение фольклорной традиции с принятием христианства: происхождение нечистой силы; ограничение круга славянских мифологических персонажей. Домовой, леший, водяной и русалка и их роль в наделении судьбой.

Домовой: его образ и отражение в разных славянских ареалах. Функции домового по отношению к дому, хозяйству и семье. Развитие представлений о домовом (домовой как огонь - домовой как дух наиболее рачительного хозяина). Домовой и души умерших. Домовой и близкие ему персонажи. Домашние духи и судьба. Гадания в хозяйственных постройках и роль домового. Домовой - двойник хозяина дома.

Леший: его образ и отражение в разных славянских ареалах. Разные версии зарождения веры в природных духов. Многоликость образа хозяина леса. Лесные духи: иерархия в фольклоре. Леший и судьба. Подменные и про-клятые дети.

Водяной: противоречивость его образа; локальные варианты представления о водяном. Вредоносность как основная функция водяного по отношению к человеку; предсказание несчастий. Выявление связи водяного с судьбой через похищение человека. Предсказание будущего, гадания.

Антропоморфный и зооморфный вид водяного, лешего и домового.

Русалка: противоречивость образа (хозяйка водной и лесной стихии, дух плодородия). Двойственность образа - прекрасная девушка или безобразная старуха, не принимающая непосредственного участия в предсказании судьбы.

Обилие персонажей низшей мифологии в германо-скандинавской и славянской традициях; сходство внешних характеристик и функций; предположение об изначально едином образе природного духа великана. Первичность этого образа. Образы низшей мифологии и пространственно-временные представления. Связь персонажей двух традиций с представлениями о смерти. Основа верований - представления о покойниках. Разграничение пространства на "свое" - "чужое". Наличие нескольких миров.

Представления о "том" мире. Отдаленность его в германо-скандинавской традиции и близость в славянской.

Особенность фольклорного пространства. Его эмпиричность. Определенные места обитания представителей низшей мифологии.

Временные границы пребывания нечистой силы на земле. Нечистое время года или дня. Понятие сезонности духов. Понятие хронотопа в традиционной культуре.

Представление о судьбе в германо-скандинавской и славянской традициях в образе трех богинь. Понятие доли в славянских представлениях. Двойственность представлений о доли. Наделение долей. Доля как охранитель и двойник человека. Разные образы доли.

Представления о суденицах - трех девах (женщи-нах, старухах). Появление в доме богинь судьбы через печную трубу. Суд (Усуд) - бог, управляющий судьбой. Возможность реконструкции образа на основе фольклора.

Устойчивость понятия судьбы в скандинавской традиции. Полное подчинение судьбе. Образ трех норн. Появление богинь судьбы в снах.

* Алёна Николаевна Ермакова, выпускница РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000