РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ

Т. В. Голосова *

"ЭТО САМАЯ ТАЙНАЯ ТАЙНА - Я ЕЕ ТОЛЬКО ВАМ РАССКАЖУ": ИСТОРИЯ ГРААЛЯ

Грааль: поиск этого волшебного предмета, потерянного или спрятанного, проходит чрез всю эпоху Средневековья. Сказания о Граале принадлежат к тем духовным сокровищам человечества, которые пленяют воображение и способны вести душу к таинствам Христа. При этом сказания лишены догматической основы, не следуют путями церкви и ее традиций. Будучи облеченным в образы неземного очарования, в сказаниях о Граале продолжается то священное, что берет начало от Голгофы.

Появление и распространение этих мотивов в поэзии на протяжении ста лет ставит перед историками многообразные проблемы. Около 1180 г. мир получает первое известие о Граале и о Персивале - искателе Грааля через признанного мастера рыцарского эпоса Кретьена де Труа. Некоторое время спустя, в 1190 г., создается второй французский эпос "Иосиф Аримафейский" Робера де Боррона.

В начале XIII столетия этим материалом овладела немецкая поэзия. Вольфрам фон Эшенбах, опираясь на опыт Кретьена, сложил одну из величайших поэм немецкого Средневековья. Около 1280 г. появляется еще одна поэма, о Титуреле, но концу XV в. интерес к Граалю затухает. В 1477 г. в Страсбурге была напечатана немецкая поэма о Граале. Эпоха Возрождения, не принимавшая средневековую готику, не дала каких-либо откликов на сказочный мир Грааля.

Только XIX столетие вновь почувствовало потребность в Граале. Рихард Вагнер в своих музыкальных драмах "Лоэнгрин" и "Парсифаль" освежил образы и символы Грааля.

Однако, что же представляет собой сам Грааль? В большинстве рассказов это чаша, по Вольфраму, - драгоценный камень, упавший с небес, но, в любом случае, "наисвятейший предмет, наделенный магической силой". Грааль невидим для тех, кто недостоин приблизиться к нему, и напротив, он чудесным образом кормит тех, кто имеет право подойти к нему, и освещает их сверхъестественным светом.

Грааль хранится в одном из замков, являющимся одновременно и крепостью, и храмом. Доступ в этот замок и возможность увидеть Грааль даны не всем, но лишь тем героям, которые, преодолев множество препятствий и устояв пред многочисленными искушениями, удостаиваются совершенства.

Вольфрам пытается обнаружить род, который достоин служить Граалю. Род этот происходит из Штирии. Его представители должны обладать выдающимся даром - способностью к духовному видению. Прародитель этого рода - Мазадан. Имя это иногда толкуют как "Мак Адам" с намеком на "сына Адама". Род мыслится как но-ситель общечеловеческих, но узких кровных интересов. Фея Моргана завлекла Мазадана в Авалун (край радости) и подарила ему двух сыновей, ставших родоначальниками ветвей Аншау и Артура. Персиваль, принадлежащий к роду Аншау, отправляется за Граалем от Круглого стола короля Артура. В цикле сказаний обнаруживается сеть, таинственным образом сплетающая между собой судьбы представителей разветвленных родственных семейств. Герои оказываются вершителями судеб мистического христианства и оказывают влияние на развитие высших духовных устремлений человечества.

Вернемся к самому Граалю. Его прототипом является котел, в котором адепты примитивных религий готовили одурманивающие напитки. Этот котел, или сосуд вскоре стали наделять магическими свойствами.

Робер де Боррон в своем произведении устанавливает связь между Граалем и событиями в Палестине. Он рассказывает, как член Синедриона Иосиф из Аримафеи снял тело Спасителя с креста, омыл его, и собрал вновь потекшую кровь в сосуд. Когда Иосиф, обвиненный в похищении тела, был заключен в темницу, к нему явился Христос и объяснил, как надо хранить чашу.

После освобождения Иосиф организовал общину Грааля. Духовный Голос повелел создать подобие стола, служившего для Господней вечери. В центре стола ставили сосуд с драгоценной кровью, напротив него клали рыбу.

Легенда далее позволяет проследить движение Грааля с Востока на Запад. Хеброн имел от сестры Иосифа 12 детей. Один из них, Алейн, избран хранителем Высокого Завета. От умирающего Иосифа он получает сосуд Грааля и выслушивает наставление, как хранить его. Затем Алейн вместе с братьями отправляется на Запад, дабы воз-вестить там имя Христа.

Повествование Вольфрама фон Эшенбаха носит более приземленный характер. Приключения начинаются при дворе короля Артура. Одно из стоящих вокруг стола кресел, остается незанятым - это место "смертника". Над ним огненными буквами загорается рыцаря, достойного занять его. Это - Парсифаль (иначе Парцифаль, или Персиваль в британской традиции). Отправившись на поиски Грааля, он прибывает однажды в Опустошенную землю, разоренную "содеянным злом". Там ничего не растет, женщины все вдовы, так как почти все рыцари погибли. Король Опустошенной земли тоже пострадал: он получил незаживающую рану и не может ходить, поэтому ему приходиться лишь ловить рыбу и обманывать врагов. Король-Рыболов указывает герою путь в замок с Граалем, находящийся именно здесь, в Опустошенной земле.

В замке Парсифаль вновь встречает Короля-Рыболова. В зале, приготовленном для пира, появляется феерическая процессия: входит копьеносец, затем девушки со светильниками, расставляемыми на столе. Наконец, в сиянии неземного света появляется сам Грааль: его несет девушка ослепительной красоты. Каждый раз, когда Грааль пересекает зал, на столе возникают роскошные яства. Парсифаль сгорает от желания спросить о сущности всей этой церемонии, но невыразимая тревога мешает ему задать вопрос. Уже после его отъезда некий отшельник объясняет ему, что, если бы он задал вопрос, то немедленно зажила бы рана Короля-Рыболова, расцвела бы Опустошенная земля, а он сам смог бы вечно наслаждаться владением "святым ковчегом". В конце концов рыцарь совершает все предписанные подвиги и наследует Королю-Рыболову под именем короля Грааля.

Такова схема легенды, очищенная от подробностей и вариаций. Действие не случайно начинается при дворе короля Артура. На протяжении всего Средневековья он был для британцев величайшим героем, защитившим Британию. Вместе с ним перед нами предстает и величественная фигура учителя мудрости друидов Мерлина. Он - сын чистой девы, ставшей жертвой хитрости дьявола. Его рождение задумано как ответ преисподней на появление Христа. Но даже дьявол не смог запятнать чистоту девы: дитя при содействии священника удалось вырвать из его рук. От отца Люцифера Мерлин унаследовал знание прошлого, от Бога получил видение будущего. В душе его сочетались первозданная мудрость древней магии и пророческое знание, дар Христа.

Именно Мерлин побудил Артура учредить Круглый стол. Есть три магических стола, говорил Мерлин. Один оставил нам Господь, когда перед смертью собрал своих учеников на трапезу, второй создал Иосиф для Грааля, третий же должен быть создан во славу рыцарства, сплотившегося вокруг Артура. Одно место за столом не должно быть занято, подобно тому как за столом Спасителя было место для Иуды, а за столом Иосифа - "опасное сиденье". Лишь один рыцарь имеет право занять означенное место - тот, кто призван к Граалю.

Существовала и некая система Круглого стола. Считается, что ее основы действительно заложены в VI в. при Артуре. Очевидно, все начиналось со сходок бардов на празднике Троицы. В обстановке угасания национальных чаяний, сословие бардов осознало свою космополитическую роль. Здесь скрывались истоки этической силы, стремившейся утвердить в душах идею наднационального рыцарства и его долга пред христианской культурой. Мужское достоинство доходит до дерзания в сверхчувственном, а способность к любви созревает до преображения крови, до полной отдачи себя Христу. Лишь так они могут стать рыцарями Артура и отправиться на поиски Грааля.

Круглый стол Артура - есть собственно орден, или тайный союз, ратующий за порядок и справедливость и обязывающий своих членов к постоянной готовности прикрыть щитом беззащитных, поднять меч на борьбу с беззаконием. Вернемся еще раз к вопросу о Граале. Чаша это или камень? Если Грааль - священный сосуд с Божественной кровью, то реликвия эта не единственная. Один такой сосуд хранится в Брюгге (Бельгия), другой в Сен-Максимене (Прованс). В практике евхаристии данная реликвия воспроизводится ежедневно. Грааль, однако, уникален.

В версии Вольфрама о Граале повествует некий язычник, достигший немыслимого совершенства в изучении созвездий. Грааль явился с неба, значит там его и надо искать. В Южном полушарии имеется созвездие Кратера (чаши), известное с глубокой древности. Именно о ней в трактатах оккультистов говорится как о постоянном источнике знаний и искусства общения с высшим миром.

Резонно предположить, что этот таинственный камень может быть метеоритом. Древние прекрасно были осведомлены о таких камнях, последние считались дарами богов и становились предметами культа.

Утверждают, что свет Грааля затмевал горящие светильники. При падении болиды действительно источают яркий свет. Значит, Грааль мог быть метеоритом из стеклянной плазмы или настоящей чашей, но вырезанной из какого-то метеорита.

Множество исследователей пытались раскрыть тайну Грааля. Его служителей связывали с тамплиерами и катарами, розенкрейцерами и масонскими ложами. Рене Генон, изучив поэмы о Граале, написал: "Похоже, речь идет о внезапном появлении чего-то такого, чему мы не можем даже пытаться дать точное определение: это нечто появилось неожиданно и столь же неожиданно вернулось в тень".

Остались легенды, тайны… И пока мы стремимся разгадать их, Грааль, словно призрак, будет вставать на пути и манить своим зеленоватым светом. Вещи не всегда являются тем, чем кажутся в сумерках…

* Татьяна Викторовна Голосова, студентка II курса РХГИ.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000