ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е. В. Чудайкина

АССОЦИАТИВНОЕ ПИСЬМО

Ассоциативное письмо-это своеобразный процесс самовыражения. Это поток информации, бессознательно вадаваемый во вне.

Ассоциация — есть связь двух или нескольких психических явлений, при которой актуализация одного из них влечет появление другого. Ассоциация может быть связью чувств, представлений, идей.

Ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций.

Впервые постулаты ассоциативной психологии были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины являются продуктом ассоциации.

В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм представлялся в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет появление другого. Истоки ассоцианизма восходят к правилу, сформулированному Спинозой. Теперь оно называется законом ассоциации — специфической связи, устанавливаемой между идеями. Так, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий.

В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку. Беркли и Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а Гартли создал систему материалистического ассоцианизма.

В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию, от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Человек понимается как одиночка, живущий среди таких же одиночек, его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница.

Благодаря успехам биологии и нейропсихологии, в рамках ассоцианизма были разработаны ценные представления в области психологии памяти и психологии мышления. Разработка ассоциативных теорий не могла не оставить своего следа на методах. В недрах ассоциативной психологии родилась техника ассоциативного письма.

Техника ассоциативного письма заключается в следующем. Человеку дается чистый лист бумаги, на котором его просят писать все, что ему приходит в голову, имея в виду его чувства, ощущения, переживания. Человека необходимо предупредить, что это получится не сразу и на бумаге будут появляться отдельные буквы, непонятные слова. Но главное в технике ассоциативного письма не останавливаться, а продолжать писать. Не важно, на каком языке будет письмо, не важно, как это будет выглядеть со стороны. Главное — это буквы, слова, предложения, и наконец, мысли и ощущения. Время написания ассоциативного письма индивидуально.

После того как письмо написано, его автору предлагают либо проанализировать то, что получилось, самому, либо пройти консультацию у специалиста. Понятно, что продукт полученный в результате техники ассоциативного письма позволяет работать с актуальными переживаниями написавшего, с его проекциями, жизненными планами, мечтами, грезами, сомнениями, и т. п. В целом, ассоциативное письмо — только техника, а не тест.

Технику ассоциативного письма я предлагаю рассматривать с трех сторон. Во-первых, с точки зрения поверхностного анализа полученного текста. Во-вторых, ассоциативные связи. В-третьих, психологические связи, которые подсознательно задействованы в ситуации. Ассоциативное письмо таким образом можно рассматривать как основу для создания целого пакета исследований и консультирования личности.

Вместе с тем, можно отметить, что в житейской психологии, ассоциативное письмо занимает особое место. Существует гипотеза, что оно может представляться основной техникой при написании стихов, сказок. При этом, сам механизм ассоциативного письма помогает авторам избавиться от внутренних переживаний. Образно говоря, мы воспринимаем ассоциативное письмо как своеобразный подход в гости к самому себе.

Мне в жизни приходилось спонтанно использовать технику ассоциативного письма, в результате чего складывались некоторые стихотворения, сказки. Поскольку, я заявила, что ассоциативное письмо можно проанализировать на трех уровнях, постараюсь сделать это сейчас.

…гурД

Смотрю в глаза,

Они блестят.

Ведь это кошка.

Иллюстрацией ассоциативного письма в стихах может служить это трехстишье. Как любой ассоциативный текст его можно рассматривать в нескольких аспектах.

1. Поверхностный уровень — речь идет о глазах кошки, которые блестят.

2. Глубокий уровень. Название стихотворения "…гурД", что при прочтении наоборот означает"Друг…". То есть кошка, это друг наоборот, друг с блестящими, неискренними глазами.

3. Глубинный уровень. Связь разнородных и прежде не связных между собой идей. На данном примере —смотреть в глаза другу, знать о том , что кошка — символ неверности, предшествующий сон о кошке.

Вообще, хочется заметить, что ассоциативное письмо является хорошим спутником в творческих делах, на что и хотелось обратить внимание.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001