ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е. В. Рамзина

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КРИЗИСОВ В НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

В жизни каждого человека происходят кризисы или переломные моменты. В определенные периоды жизненного цикла личности возникают ситуации, когда ощущается внутренний разлад, смятение, иногда внезапные изменения перспектив, часто неудовлетворенность своими действиями, которые раньше оценивались как положительные. В такие периоды происходит ломка устоявшихся стереотипов, "размывание" ранее усвоенных ценностей, возникает необходимость ответить на вопрос: ради чего нужно жить.

В настоящий момент изучение психологического аспекта кризисных ситуаций помогает в понимании развития личности в течение жизненного пути. Человек не остается тождественным самому себе на протяжении жизни, в нем происходят трансформации в сфере чувств, поведении и мышлении. Важными поворотными моментами, способствующими таким изменениям и являются кризисы.

Кризис — это состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности. Само понятие реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Другие значения этого слова усиливают тот же смысл. Действительно, если обратиться к работам психологов, то мы увидим схожие определения. "Кризис— это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени" (Г. Оллпорт). "Понимание греческого слова "кризис" имеет уничижительный оттенок, оно включает в себя личную неудачу, слабость неспособность противостоять внешним событиям" (Г. Шихи).

Кризисы можно подразделять, исходя из различных принципов, положить в основу их деления их предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. В профессиональной среде психологи выделяют две формы кризисов: возрастные кризисы и ситуационные кризисы. Возрастные кризисы - некоторые переходные фазы жизни, содержащие более или менее значительные изменения. Ситуационные кризисы — кризисы, возникшие в результате каких–либо внезапных или неожиданных событий.

Определить исходную точку кризиса весьма сложно. Первичными сигналами становятся изменения, происходящие на уровне чувств, мышления и поведения. Значительные изменения происходят в области механизмов защиты, в сфере эмоций, в способе восприятия, в характере мышления и в состоянии сознания.

Результат выхода из кризиса меняется от ситуации к ситуации. Он может быть положительным — кризис заканчивается, человек быстро становиться самим собой и хорошо справляется с дальнейшей жизнью. Может быть и отрицательным, иметь ярко выраженные негативные последствия, проявиться в форме эмоциональной стагнации, фиксации на функциональном уровне невротического характера, который чреват фобиями, расстройствами сна или депрессией. Что именно приводит к тому или иному результату сказать непросто, сказывается целый комплекс факторов: особенности темперамента, окружающая среда, система ценностей, интеллектуальный уровень, условия формирования личности и вид самого кризиса. Конструктивный выход из кризисной ситуации возможен при трансформации смысловых структур личности, трансформации ее жизненного отношения, при приобретении значимых ценностей, новых целей и стимула в жизни.

Наша способность избегать кризисы связана с разумной заботой о самих себе, поскольку предвидение кризиса вытекает из чувства ответственности за собственную жизнь. Важным элементом, помогающим избегать кризисы, является интуиция.

Невозможно избежать кризисных ситуаций или подготовиться к ним. Но возникает вопрос о том, как пережить кризисную ситуацию и как она влияет на личностный рост? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы нами было проведено исследование, в котором приняло участие 36 человек разных возрастных групп (1-я: 14– 16 лет; 2-я: 20–30 лет; 3-я: 30 – 45 лет). Целью нашей работы было определение значения роли смыслообразующей категории в кризисных ситуациях. Оказалось, что в процессе перехода через кризисные ситуации возрастает роль смыслообразующей категории. При благополучном выходе из критической ситуации расширяется ценностно-смысловое пространство личности, возникает направленность на цели. При неблагополучном выходе из кризисного состояния происходит ломка, сужение смыслообразующего фактора, что негативно сказывается на целостности личности. Люди, пережившие несколько кризисов, гибче других, они приобретают свойства, которые лучше "вооружают" их для встречи с новыми проблемами и превратностями судьбы. Переживая кризисные ситуации и приобретая жизненный опыт, человек способен приобрести чувство уверенности в собственных силах управлять течением своей жизни. Люди, достигшие 30–40 лет, пережившие несколько кризисных ситуаций с положительным выходом из них, становятся более целеустремленными, уверенными в себе и ответственными за реализацию своих планов. В зависимости от опыта переживания переломных моментов, ощущения временного пульса восприятия собственной жизни становится богаче с возрастом.

Жизненные кризисы и развитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут за собой различные трансформации и в системе ценностей, и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности. Возможно это болезненные трансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового. Положительный эффект в том, что человек многое извлекает, приобретает для себя и растет как личность.

© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001