Г.Г. Филиппов

О недалёком будущем философии как учебной дисциплины

и отрасли научного знания


ТЕЗИСЫ


1.0. Вопрос об обозримом будущем философии интересен нескольким группам её пользователей. Во-первых, преподавателей философии, которые должны читать студентам курс философии; а новое, последнее по времени поколение Государственных образовательных стандартов никак не определяет программу или содержание данного учебного предмета. Во-вторых, исследователей в области частных наук, которые ожидают от философии методологических рекомендаций в связи с непрекращающимися открытиями в естественных и технических науках. В-третьих, практики, которые принимают управленческие, политические и экономические решения на обозримую перспективу. В-четвёртых, сами исследователи в области философских наук нуждаются в трезвом понимании состояния философской мысли и тенденций её развития для ориентации в тематике и проблематике собственных исследований.

2.0. Состояние же нынешней философской мысли нельзя характеризовать иначе как суемудрие. Череда последних мировых философских конгрессов не дала ничего нового, кроме перепева мотива глобализации в разных тональностях. Философия постмодерна убедительно доказала свою бессодержательность и научную бессмысленность, спекулируя извращёнными значениями естественнонаучных терминов, бестолково и безответственно применяемых к описанию социальных проблем. Отечественная философская мысль впала в ренессанс натурфилософии, пытаясь повторять, подменять или даже исправлять конкретные частные науки: антропология чего угодно, архитектоника культуры, археология искусства, феномен желания, жизни, любви и пр., дизайн истины и т.п. и т.д. Особняком существует так называемая «литературная философия», описывающая в беллетристической или публицистической форме размышления авторов о философских мотивациях известных или знаменитых мыслителей или художников прошлого.

Для отечественной философии характерна почти полная утрата интереса к мировоззренческим и методологическим проблемам современного естествознания и техники. Из всего массива защищаемых докторских диссертаций по философии в последние годы только 2-3 % посвящены философским вопросам естественных наук. При этом всепоглощяющая ориентация на социальную тематику не включает анализа обозримого будущего человеческого общества в целом, судеб отдельных регионов и в том числе России.

3.0. Однако именно последний аспект указанной проблематики вызывает наибольший интерес и спрос у лиц и организаций, обращающихся к философии в поисках профессионального ответа на вопросы планирования обозримого будущего. Сценарии будущего очень различны, но не оптимистичны, прогнозы, как правило, оказываются весьма неточными. Философские предложения, построенные на традиционно принятых парадигмах ( о прогрессе, о торжестве разума и науки, о «ясном полдне светлого дня» и т.п.) уже не доказуемы конкретными аргументами.

Пора признать, что земная цивилизация перешла на нисходящую ветвь развития не только в сфере культуры, но и, самое главное, в сфере экономической и социальной. Наличные ресурсы Земли уже не позволяют обеспечить всему населению планеты в семь миллиардов человек уровень жизни, сколько-нибудь близкий уровню жизни «золотого миллиарда». В большинстве стран растёт бедность, во всех странах непомерно увеличивается экономическое и социальное расслоение и неравенство. Катастрофически выросла необеспеченность финансовых ценных бумаг (дериватов) реальными продуктами и услугами. Нарицательная стоимость дериватов составляет на конец 2008 года 516 триллионов долларов, что превышает годовой мировой ВВП более чем в 10 раз. Эти симулякры экономики обмениваются на реальные продукты и услуги только посредством политического диктата развитых стран. Процесс развёртывания экологического кризиса прошел точку возврата, и восстановление прежних, здоровых условий среды обитания уже невозможно, даже теоретически.

4.0. Отсюда следует, что главной проблемой человечества, а также и философии, становится проблема выживания в условиях необратимого истощения материальных ресурсов жизни. Такая кризисная ситуация требует иных парадигм, прежде всего: из кризисных социальных ситуаций не существует демократических способов выхода. Главным философским вопросом становится вопрос о динамическом балансировании между свободой и организованностью, или по-простому, баланс прав и свобод – с принудительными ограничениями. При этом необходим анализ компромисса между ростом несвободы человека и сохранением достоинства гражданина. Дискуссии о путях и методах модернизации делаются неактуальными и должны замениться анализом тенденций государственных форм к диктаторским режимам, социальных институтов к жёсткой централизации, науки и культуры к скрытому и явному управленческому контролю. Преподавание философии будет приобретать мобилизационный характер, сначала через управляемый плюрализм, затем посредством кадрового регулирования.