Кто мы? О русском и советском дискурсах и разрыве между ними

                                                                  

1. Русский дискурс – это дискурс славянофилов, или русская религиозная философия.

2. Советский дискурс – это дискурс интеллигенции, ориентированной на науку. Гениальными представителями этого дискурса являются Бахтин и Выготский.

3. Русский дискурс отличается от советского предметом и смыслами.

4. Русский дискурс в философии создавался на основе православия, в котором истина связана не со словом, а с образом. Образ убедительно показывает, тогда же, как слова доказывают. Словесное доказательство нужно проверять, ибо слова могут оказаться пустыми. Флоренский говорит: «Есть “Троица” Рублева, следовательно, есть Бог».

Ориентация не на понятия, а на понятийные образы ограничивают русскую религиозную философию в изложении абстрактных истин, но позволяет реализовать альтернативную логику мышления, смысл которой попытался передать Е. Трубецкой в работе «Умозрение в красках».

5. Русский дискурс метафизичен. Ибо он постоянно выходит за пределы сущего. Но выходит он за эти пределы не в ужасе, в котором человек, согласно Хайдеггеру, являет себя ничто, а в страхе, в котором являет человеку себя Бог. Русский дискурс укоренен в трансцендированию не к ничто, а к тому, что полагает это ничто, чтобы творить из него все.

6. В советском дискурсе не было дна, конечной инстанции понимания, то есть не было, как говорил Гачев, «национального образа мира». И поэтому на языке советской философии нельзя было понимать. На нем можно было только симулировать. Советская философия – это событие языка, утратившего связь с неязыковой реальностью.

7. Русская религиозная философия умерла, а история русской философии появилась. Историки философии губят философию.

8. Философы современной России оказались в двусмысленном положении. Посредством языка они соотносят себя с русским дискурсом. Но русская религиозная философия умерла. Поэтому в этом соотнесении есть язык и мертвые мысли. Посредством мыслей мы соотносим себя с европейской философией, то есть мысли у нас есть, но языка для них нет. Поэтому философы современной России мечутся между языком без мысли и безъязыкими мыслями.