Секция по истории русской философии на Свято-Троицких Чтениях в РХГА

                                  1 июня 2010 г., 12.30 – 18.30, Актовый зал РХГА


                                                К 100-летию журнала «Логос»

                           международного ежегодника по философии культуры

                           (немецко-русские философские связи XIX – начала XX вв.)


Ведущие заседания А.А. Ермичёв, А.Н. Муравьев


                                                                Открытие

А.А. Ермичев приветствует аудиторию и объявляет о небольших изменениях в программе работы секции

А.А. Ермичёв: Докладчиков я просил подготовить материал на восемь-десять страниц, чтобы потом дать их в нашем «Вестнике» У кого готово, пожалуйста, сдавайте мне, у кого не готово, помните, что мы ждем и будем вам благодарны за эти материалы.

Делает еще несколько объявлений о работе секции

А.А. Ермичёв: Начинаем!

А.Н. Муравьев: Спасибо большое! О регламенте. Регламент мы просили бы соблюдать выступающих следующий: 10-15 минут максимум на выступление и три вопроса каждому. Для того, чтобы не сбиваться с темпа ведения конференции. Естественно, количество выступающих по докладам мы не ограничиваем, но тоже просим укладываться в пять минут выступающих по докладу.


Ниже публикуются тексты докладов и расшифровки обсуждений после каждого доклада

                                                               ПРОГРАММА

Муравьев А.Н. О способах рецепции содержания немецкой классической философии русской мыслью XIX – начала XX веков

Иванов О.Е. Восприятие Канта в русской религиозной философии

Разеев Д.Н. Восприятие и освоение феноменологии в России

Дёмин М.Р. Спор о психологизме. Русский контекст

Вязьмин А.Ю. О возможной причине некоторых моментов критики Г.Г. Шпетом феноменологии смысла Э. Гуссерля


                                                             Перерыв на чай

Ермичёв А.А. Место журнала «Логос» в русской мысли начала XX века

Ломоносов А.Г. Разум – Λογος – Vernuft

Воробьева С.А. Немецкие традиции в русской философии истории (30-50-е годы XIX в.)

Иваненко А.А. Борис Валентинович Яковенко: борьба за или против Логоса?

Марчукова С.М. О ценностном характере индивидуальных понятий в «прикладной философии» С.И. Гессена

                                                           Перерыв на чай

Евлампиев И.И. Традиции философской мистики в немецкой и русской философии (проблемы взаимодействия)

Голлербах Е.А. Германский след в русском пантеоне: Петербургское издательство «Пантеон» (1907–1912) как агент немецкой культуры

Демин Р.Н. Бернардино Вариско – один из забытых авторов «Логоса»


                                               Заключительное слово ведущих

А.Н. Муравьев: Наша конференция закончена и председательствующим осталось сделать некоторое каждый от себя небольшое резюме. Александр Александрович, пожалуйста.

А.А. Ермичёв: Чисто субъективное впечатление… Во-первых, относительно названия нашей секции. Ясно совершенно, что большая часть докладов к «Логосу» имели не прямое, а опосредованное и даже очень опосредованное отношение. Какими соображениями я руководствовался, так обозначая работу конференции? В первую очередь желанием отметить это выдающееся событие в истории русской мысли начала XX века – появление журнала «Логос», руководимого молодыми, горячими, заряженными энергией инициаторами, какими были Степун, Гессен, Яковенко. Ведь они и являются инициаторами этого международного журнала. И Риккерт шаркает ножкой перед ними, отмечая их заслугу как организаторов этого журнала. Дальше пошел подзаголовок: «Немецко-русские философские связи». Здесь всё точно также, как делают ныне у нас в университете, когда, предположим, отмечают сборником 60-летие Ю.Н. Солонина или 60-летие Ю.В. Перова, а в сборнике статьи идут разные: и замалеевская статья о русской святости и статья Константина Семеновича Пигрова еще о каких-нибудь проблемах. Вот так и здесь: к столетию «Логоса», а далее здесь всё, чтобы обозначить немецко-русские философские связи, потому что содержание наших докладов показывает с совершеннейшей неоспоримостью значительнейшую, ведущую роль немецкой философии в развитии русской философии.

А теперь я возвращаюсь к горькому и актуальному, проговоренному в выступлении Андрея Николаевича и моего коллеги, Олега Евгеньевича Иванова: качество нашего образования. Если качество нашего образования не поднимать (а в свободной демократической России, кажется, об этом не думают), нам грозит беда. Нам грозит не только следование в фарватере Европы, США, или какой-либо страны или культуры, а просто беда грозит. Чисто субъективное впечатление.

Большое спасибо всем, кто пришел сегодня с докладами, кто пришел сюда в качестве слушателя и участника конференции.

А.Н. Муравьев: Ну что ж, уважаемые коллеги, я объясню, может быть, почему я оказался за этим столом [ведущего], могу только предполагать. Думаю оттого, что имею какое-то отношение к деятельности Санкт-петербургского общества классической немецкой философии и Александр Александрович счел необходимым, поскольку речь идет о немецко-русских философских связях таким образом разделить председательствование на нашем заседании. И хотел бы я как раз в связи с этим отметить совершено противоположное – не немецко-русские философские связи. А на деле – это русско-немецкие философские связи, поскольку (А.А. Клестову) как раз Вы и подчеркнули, что инициатива исходила от наших людей. И думается мне, что совершено неслучайно она исходила с нашей стороны, потому что уж в чем как раз чувствует необходимость русский дух, так это как раз в дисциплинировании теоретическом, потому что только через ограничения и закон возможна свободы, как раз это то, что и требуется нашему духу. Совершеннейшая свобода, от чего и последнее замечание. На самом деле здесь речь идет не только о русско-немецких философских связях, но русско-немецких философских связях имеющих марку «Логос», вообще говоря, греческую марку. И наша, вообще говоря, задача в этом самом смысле и соединить все эпохи истории философии, начиная от греческой и кончая немецкой как раз для того, чтобы наша философия, которая пока еще только созревает, конечно, в настоящем существенном смысле этот процесс созревания проделала как раз быстрым образом. Потому что действительно, время не ждет и дольше тянуть с имитацией философской деятельности никак невозможно. Спасибо большое вам за внимание. Будьте здоровы!


Благодарим участников конференции за помощь в подготовке этого материала


***

Фотографии Олега Хмельницкого

                                                         
                                           (фото из личного архива Р.Н. Дёмина)


Запись и расшифровка диктофонной записи Наташи Румянцевой