Научно-педагогическая школа РХГА

В творческом взаимодействии коллективов факультетов, кафедр, других структурных подразделений и объединений профессоров, преподавателей, научных и других сотрудников, аспирантов, соискателей, студентов, в ходе теоретической и практической научно-образовательной деятельности академии сложилась Научно-педагогическая школа ценностно-культурологической педагогики, философии исторических, региональных форм образования и актуальных проблем взаимодействия религиозных культур в образовательной среде.

В соответствии с решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе утвердил Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

Научно-педагогическая школа ценностно-культурологической педагогики, философии исторических, региональных форм образования и актуальных проблем взаимодействия религиозных культур в образовательной среде (руководитель проф. Д.К.Богатырев (Бурлака)) включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

Среди основных задач, решаемых силами научного коллектива школы, - разработка теоретических оснований ценностно-культурологической модели гуманитарного образования и методологии ее внедрения для содействия успешному решению комплекса вопросов духовно-нравственного воспитания.

В число профессоров и преподавателей, участвующих в научно-исследовательских проектах по планам и тематике Научно-педагогической школы в качестве руководителей и основных исполнителей проектов (ядро школы) входят:

ФИО Ученая степень, ученое звание Кафедра Направление исследований (формулировки, коды ГРНТИ)
Богатырев Дмитрий Кириллович (Научный руководитель школы) доктор философских наук, профессор Философии и религиоведения Обоснование и конкретизация оснований ценностно-культурологической модели гуманитарного образования и методологии ее внедрения 14.09.03, 14.35.07, 14.35.21
Шмонин Дмитрий Викторович (соруководитель школы – руководитель направления) доктор философских наук, профессор Педагогики и философии образования Богословие (теология) образования; исследование исторических, региональных форм образования 14.09.03, 14.35.07, 14.35.21, 02.91.91
Светлов Роман Викторович (соруководитель школы – руководитель направления) доктор философских наук, профессор Философии и религиоведения Проблемы взаимодействия религиозных культур в образовательной среде: история и современность 24.41.25 (31, 35, 41, 45, 51, 55, 61, 63, 65, 67)
Иванов Олег Евгеньевич доктор философских наук, профессор Богословия 21.31.35 (41, 51, 55)
Сапронов Петр Александрович доктор культурологии, доцент Богословия 21.31.35 (41, 51, 55)
Прилуцкий Александр Михайлович доктор философских наук, доцент Философии и религиоведения 24.41.25 (31, 35, 41, 45, 51)
Козырев Федор Николаевич доктор педагогических наук Педагогики и философии образования 14.09.03, 14.35.07
Михайлова Марина Валентиновна доктор философских наук Педагогики и философии образования 21.31.35 (41, 51, 55)

Применительно к тематике исследований школы следует говорить не о коммерческом внедрении, но о результативности фундаментальных исследований и практическом включении в образовательный процесс идей ценностно-культурологической педагогики. За последние 3-5 лет благодаря деятельности коллектива школы и, шире, всего научно-педагогического коллектива академии, конкретизирован принцип культурологического построения гуманитарного образования и введено понятие ценностно-культурологической модели образования.

Концепция обрела свою практическую форму во всей деятельности РХГА как самостоятельного, динамично развивающегося вуза. В этой деятельности реализуется междисциплинарный подход, в рамках которого задействованы идеи, выработанные в религиоведении, философии, культурологии, искусствоведении, литературоведении, психологии, педагогике. Важнейшим результатом можно считать формирование новой образовательной (информационно-методической и коммуникативно-психологической) среды учебного заведения. Конкретным внедрением модели, разрабатываемой с 1993 г. коллективном Научно-педагогической школы, фактически и стала деятельность гуманитарно-педагогического вуза, который способен существовать и развиваться без прямой бюджетной поддержки государства и системных спонсоров. Разработки коллектива школы послужили важным фактором создания уникальной образовательной среды, которая выступает условием и средством не только формирования профессиональных компетенций, но и эффективного духовно-нравственного развития личности.

В 2012 г. практическим результатом деятельности школы стала реализация очередного этапа программы повышения квалификации учителей Санкт-Петербурга «Духовно-нравственное образование: петербургский вектор» (осуществляется с 2009 г.) и практическая работа на экспериментальных площадках в школах Санкт-Петербурга. Таким образом, можно говорить о взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследованиях и возможности внедрения их результатов в практику образовательной деятельности не только высшей, но и средней школы.

В условиях экономической конкуренции особое значение приобретают НИР, выполняемые в рамках конкурсов фондов и программ.

Тематика и результаты исследований научно-педагогической школы РХГА, выполняемые при поддержке фондов и программ

При поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
При поддержке Российского научного фонда (РНФ)
При поддержке ФЦП «Кадры»
При поддержке правительства Санкт-Петербурга