Научно-исследовательская работа по теме «Ценностно-культурологическая модель гуманитарного образования»

Руководитель – доктор философских наук, профессор Бурлака Дмитрий Кириллович.
В его работе в 2012-2013 гг. приняли участие 2 доктора и 2 кандидата философских, 1 доктор педагогических наук, 1 специалист без ученой степени, аспиранты, студенты.

Тема является важнейшей в теоретическом отношении для нашей академии. Ее цель - разработка теоретических оснований ценностно-культурологической модели гуманитарного образования и методологии ее внедрения для содействия успешному решению комплекса вопросов духовно-нравственного воспитания. Актуальность исследования определяется задачами духовного возрождения российского общества и необходимостью подготовки и повышения квалификации специалистов в области духовно-нравственного воспитания для работы в системе высшего профессионального и общего образования. Результатами работ стали: (1) Типологизация существующих в современном мире подходов к организации и осуществлению религиозного образования в светской школе (вузе), уточнены понятия светскости образования и школы, определены существенные признаки конфессиональности и неконфессиональности образования. (2) Анализ конфессиональных и неконфессиональных моделей и программ религиозного образования (зарубежный и российский опыт; историческая ретроспектива и современная ситуация), выявлены их специфические черты, индоктринальная и инкультуральная составляющие духовно-нравственного воспитания (ДНВ) указанных моделей. (3) Разработка принципа ценностной фундированности гуманитарного знания применительно к современным задачам модернизации образования, включая задачи ДНВ личности современного российского гражданина. (4) Описание теоретических оснований ценностно-культурологической модели гуманитарного образования и методологии ее внедрения

Разработка рекомендаций по применению методологии аксиологического обоснования структуры и содержания тематики ДНВ в образовательных программах общего среднего образования, дополнительного образования и программах развития образовательных учреждений, предусмотренных новым Федеральным образовательным стандартом.   

1. Научно-методический сборник "Ценностно-культурологическая модель гуманитарного образования. Опыт практической реализации"

2. А.Ю. Рахманин "История религии как научная идеология: к вопросу о начальном этапе развития религиоведения"

3. Д.К. Бурлака "Ценностно-культурологическая педагогика: идея, воплощение, перспективы"

4. Ф.Н. Козырев "Религия в современном образовании: основные понятия и типологии"

5. Д.К. Бурлака "Пути постсоветской философии. От марксизма к экзистенциализму: творчество  Анатолия Ильича Маилова"

6. Д.В. Шмонин "Религиозное образование и образовательные парадигмы"

7. Д.В. Шмонин "От катехумена до магистра: становление христианской парадигмы религиозного образования"