Главная страница I Собственно свадьба I Послесвадебный этап


Предсвадебный этап.
Сватовству предшествовал сговор. Во-первых, сговор молодых, но при нём свадьба могла и не состояться; во-вторых, сговор родителей и молодых, в этом случае свадьба была гарантирована; в-третьих, шли сватать по инициативе родителей или жениха.
С Крещения начинали засылать сватов. К этому времени, если в семье принималось решение женить сына, было необходимо выбрать невесту. Немалую роль в этом выборе играли экономические соображения, поэтому девушку чаще всего намечали родители или общий семейный совет с учетом мнения жениха. В редких случаях парень уводил девушку с ее согласия без разрешения родителей, чтобы избежать расходов на свадьбу. Но, как правило, практиковалась свадьба сватовством. Когда решение о женитьбе было принято и намечена невеста, выбирали свата - чаще крестного или старшего дядю жениха. Сват должен был иметь опыт в таких делах, быть бойким на язык и обходительным. В свиту сватов входили также жених, его отец или кто-либо из родственников мужчин.
Сватали обычно в праздничный или воскресные дни, поздно вечером или даже ночью. Чтобы не получить отказа, сват перед выходом прятал за пазуху женский повойник. Войдя в дом невесты, сваты дотрагивались до печи руками, чтобы сватовство было удачным. С той же целью они садились на лавку под матицу. Хозяева накрывали стол, угощали гостей чаем. Девушка в это время уходила в другую половину дома и надевала нарядную одежду. Сваты вели переговоры с отцом, матерью, братьями девушки, спрашивая согласия каждого из них. В это время родители посылали за родственниками, жившими по соседству, чтобы вместе "думать", то есть, решить, выдавать или не выдавать дочь замуж; в этом непременно должны были участвовать и ее крестные родители. Если приходили к согласию, крестная мать выводила девушку к столу. Невеста кланялась и начинала обносить гостей чаем. Это было своего рода испытание, так как сваты следили, насколько умело она это делает.
На сватовстве решались вопросы о приданом и обо всем, что связано с организацией предстоящей свадьбы. В прошлом веке у вепсов существовал обычай выкупа невесты, который назывался "verehiine velg"("кровавый долг") - плата "за выдачу из семьи одной из кровных ей женщин", которая передавалась отцу невесты и шла потом в пользу молодых. После сватовства родители невесты ездили смотреть дом и хозяйство жениха.
Следующим этапом было "порученье" ("рукобитье"), которое назначалось на один из ближайших дней после первого визита сватов. В доме невесты помимо обычной праздничной еды готовились специальные (ритуальные) блюда: яичница и сканые (тонкие) пироги в форме полумесяца. Стол накрывали в переднем углу, сначала пили чай, потом подавался обед. Невеста обходила гостей со стаканом водки. Жених должен был опустить в него кольцо или серебряную монету, "чтобы брак был так же крепок, как крепка водка, и так же светел, как светло серебро". После угощения все выходили из-за стола, оставались только отец жениха и отец невесты. Со стола все убирали, накрывали лучшей скатертью, ставили солонку и круглый хлеб. Перед иконами зажигали свечу. Отцы вставали за столом друг против друга. Затем невестин отец надевал шубу или кафтан или "пинжак" и шапку. Таким же образом одевался и женихов отец. Одевшись по торжественному и молча, тот и другой надевали на правую руку рукавицы и через стол три раза ударяли друг друга по руке в знак заключения союза, и через стол же троекратно целовались. После рукобитья кто-либо из родственников невесты брал дугу с колокольчиком и звонил, возвещая этим о совершившемся. В некоторых деревнях "порученье" совершалось несколько иначе: со сватами велся торг, невеста ставила на стол блюдо, на которое они выкладывали крупную купюру. Когда торг заканчивался, зажигали свечу перед иконами, все молились. Затем отцы жениха и невесты пожимали друг другу руки через полы кафтанов, а крестный невесты звонил в колокольчик и объявлял: "Поручена!"
После этого невесту впервые накрывали платком - так, чтобы угол платка закрывал голову и часть лица или полностью все лицо. На "порученье" начинались причитания невесты. Причитывать ей помогала "vodii" (водящая, вожатая); во время исполнения причитаний две женщины водили невесту под руки.
Если не было в живых кого-то из родителей, невеста в сопровождении плакальщиц выходила на крыльцо и звала умершего на "порученьице". Затем возвращалась в дом, плачеи или "vodii" водили ее посреди избы или вдоль половиц от стола к двери, туда и обратно с причитанием, в котором выражалось сожаление по поводу предстоящей разлуки с родным домом. Для исполнения причитаний вепсы использовали как родной язык, так и русский.
Под конец "порученья" жених передавал невесте сладости и вино для угощения девушек на девичнике. Невеста дарила ему полотенце и платок, который тут же повязывался ему на шею. Отцу жениха в качестве подарка также вручалось полотенце, матери - рубаха, повойник, другим членам семьи - пояса и т.д. За дары все давали невесте деньги. Помимо даров девушка давала жениху что-нибудь из своих вещей в залог, например, шелковый платок, который в случае, если она передумает, мог женихом и не возвращаться. На "порученье" назначался день свадьбы - обычно через одну-две недели. Сваты ехали домой под звон бубенцов и поддужного колокольчика. Этот звон возвещал об удачном сватовстве.
В течение предсвадебной недели проводилась подготовка к свадьбе, каждый вечер устраивались молодежные вечера.
В предсвадебный день проводился девичник, с утра для невесты готовили баню. Обряд девичьей бани сопровождался причитаниями. В с. Винницы в этот день у невесты собиралась молодежь. Девушки причитаниями звали невесту в баню, затем вели ее с песнями, звеня при этом сковородами и печными заслонками. В деревнях Немжинского прихода невеста собиралась в баню с особенными церемониями. После исполнения причитаний, в которых невеста оплакивала свою "волюшку", отец одевал на нее шубу, зажигал свечу перед образами. Невеста молилась, обращаясь к Богородице с просьбой благословить ее, потом прощалась со всеми присутствующими. Отец брал хлеб и соль в уголок скатерти. Скатертью он покрывал невесту, на голову ей возлагали икону и хлеб. В таком виде девушка шла в баню в сопровождении отца и брата, придерживавшими эти предметы на ее голове. Впереди шел кто ни будь из родственников, и звонил в колокольчик. Девушки оставались на крыльце и пели песни. Невеста, перед тем как пойти мыться, обращалась к матери с причитаниями:
Родненькая моя маменька,
Подай-ка мне мыла умывального,
Ещё подай-ка иванский мягкий
Прутный веничек, который я
Наломала с милыми подружками.
[М.А.Горбачёва, с. Шелтозеро - ПМА, с. 7]
В бане невесту мыли "вожатая" (vodii) и мать. Сопровождающие невесту брали с собой краюху хлеба, пироги и горшок молока. Когда невесту одевали, родственники ели хлеб и пироги, запивая молоком, и говорили при этом: "Как без хлеба, без соли жить нельзя, так и рабу Божию (имя жениха) без рабы Божией (имя невесты) жить нельзя было". Возвратившись в избу, невеста снимала шубу и опять ходила вдоль половиц и причитывала. В деревнях погоста Корвала невесту сопровождали в баню подруги и сваха - женщина, знавшая магические приемы. Девушки пели протяжные песни, пока невеста находилась в бане. Сваха натирала тело невесты солью, парила веником, приготовленным в ночь под Иван-день, и произносила при этом слова заговора, который должен был "присушить" жениха: "Как пот сохнет от веника, так пусть сохнет по мне такой-то (имя жениха)". Невеста вставала на сковороду, сваха обливала ее молоком. На нем растворялось тесто, из которого потом пекли рыбник для жениха и его родни.
Девичник начинался после возвращения невесты из бани. В доме накрывались столы, стены украшались большим количеством вышитых полотенец. Собиралась молодежь, приходили женщины, чтобы поучаствовать в оплакивании "воли-красоты" невесты. Невесту снова накрывали платком и водили по избе с причитаниями. Она должна была плакать, даже если ей на самом деле вовсе не хотелось этого делать, но так требовал обычай. Невесту поочередно подводили к отцу и к матери; в причитании, исполнявшемся при этом, высказывалась просьба благословить на "разлуку с вольной волей". Ещё на крыльце невеста начинала причитать:
Ты встречай, родная маменька,
Я не мылася, не парилася,
Только с волюшкой прощалася,
С красотушкой снаряжалася.
Первый раз я жару кинула,
Дверь дубовая, откройся,
Второй раз я жару кинула,
Мягким веничком казалося,
Третий раз я жару кинула,
Серым мылом показалося.
Моя волюшка улетела
Через три поля широкого,
Через три луга зелёного,
Через щель да каменистою,
Улетела моя-то вольная да волюшка,
Девичья мила красотушка.
[Р.Д.Тимкина, д.Каскесручей - ПМА, с.32]
После этого начиналось ритуальное расчесывание волос невесты. Она садилась посередине избы на коробейку (сундук из осины), и причитальщица от ее имени звала всех членов семьи расчесать ее волосы. Невеста, склонив голову, причитывала:
Подойди-ка, люди добрые,
Ты подойди, кормилец-батюшка,
Расчеши буйну головушку,
Наложи-ка ты красну-красотку.
Сначала подходил отец, слегка дотрагивался гребнем до волос девушки и ленточку клал. Невеста продолжает:
Вот спасибо, да вот спасибочко,
Желанный кормилец-батюшка,
Расчесал буйну головушку,
Наложил красну-красотку,
Ты желанный мой батюшко,
Вот спасибо, да вот спасибочко…
Потом то же самое после приглашения причитальщицы проделывали мать, сестра, брат; последней подходила подруга. Невеста к подружке обращалась:
" Ты возьми мою красотку…". И продолжала причитать:
Коса моя, косынька, русая коса,
Мою косыньку расплели,
На две косы заплели.
Распускали мою вольную волюшку
С окошечка косистого,
С дымом-то со с высоким,
С паром-то со с великим,
Улетела моя волюшка,
Улетела-то моя красная красотка.
[Д.С.Воронцова, д.Ярославичи - ШВМ, № 622]
После расчесывания девушки убирали невесте волосы. При этом в косу вплеталась одна лента, а к концу косы подвязывались еще несколько лент. "Вольной волюшкой" считалась лента, вплетенная в косу. Она называлась по-вепсски "voug'es voudein'e" - белая волюшка. К заплетенной косе невесты прикрепляли пучок разноцветных лент - "красоту". "Красотой" мог быть и девичий головной убор, который состоял из расшитой бусами широкой ленты, поставленной на картон или бересту. Сзади приделывался пучок разноцветных лент. Невесту покрывали платком (углом спереди) и поверх платка надевали "красоту". Причитальщица или девушки водили невесту по избе с причитаниями. Невеста плакала, поскольку расставание с "красотой" было для нее самым драматичным моментом.
Затем с невесты снимали "красоту" и расплетали ей косу. Невеста с выплетенной лентой выходила на улицу, чтобы "спустить волю", то есть, окончательно расстаться с ней. Для этого на земле расстилался платок, на который невеста и "спускала волю" - ленту. В это время она должна была по обычаю рыдать, показывая, как ей жаль расставаться с девичьей волей.
Если у невесты или жениха не было в живых кого-то из родителей, перед свадьбой было необходимо навестить родную могилу, попросить благословения и "пригласить" умерших на свадьбу в назначенный день:
Расступись, земля-матушка,
Расколитесь, доски дубовые,
Размахнись, бел саван-полотно,
Дай рученькам движеньице,
А ноженькам хожденьице.
Дорогой родитель-матушка,
Благослови меня сиротинушку
На чужую дальнюю сторонушку
[А.Ф.Филатова, д.Вехручей-ПМА,с.7]
Невеста "ревела голосом" на родительской могиле. Было принято посещать и могилы других ближних родственников, "звать" их на свадьбу.
В некоторых деревнях средних и южных вепсов накануне свадьбы в доме жениха устраивали "парнишник", "парневик" ("prihveuer") - холостую пирушку для друзей и родственников. Если девичник у невесты посвящался оплакиванию "воли-красоты", уходящего девичества, то вечеринка у жениха проводилась весело, с обильным угощением, плясками и музыкой. Непременным участником этого вечера был дружка. Это был очень важный персонаж в вепсской свадебной обрядности. Дружка был большим знатоком старинных обычаев, и следил за тем, чтобы они не нарушались. Кроме того, у южных вепсов дружка еще выполнял роль знахаря или колдуна, поскольку он оберегал жениха и невесту от "сглаза" и "порчи". Он отличался своим нарядом: красная рубаха с цветным поясом, шапка с кисточками и нашитыми ленточками, длинные вышитые полотенца, повязанные накрест через оба плеча и заправленные под кушак, на плечах яркий разноцветный платок, в руках кнут, которым он пользовался как магическим ритуальным предметом. Зимой все "регалии" надевались поверх пальто, подпоясанного кушаком.
Перед началом холостой вечеринки дружка вел жениха в баню, сам мыл его, опоясывал куском старой сети-мережки, в которую была замотана высушенная щучья голова - лучший оберег от "призора". При выходе из бани он ударял кнутом в дверь, чтобы отогнать "нечисть". После вечеринки жених в сопровождении друзей отправлялся кататься на санях с бубенцами, песнями и музыкой, а в летнее время прогуляться по деревне с тем же шумным весельем.


Болотов Виталий /Финский язык и культура/