Собственно
свадьба.
В день венчания родственники собирались в доме жениха, перед отъездом
к невесте обедали. Перед выходом из дома родственники проходили
друг за другом вокруг стола и клали на него деньги и подарки -
помощь жениху. Перед отъездом к невесте дружка трижды обходил
свадебный поезд, очерчивая кнутом круг вокруг него. После этого
отправлялись в путь. Дружка скакал верхом впереди поезда, чтобы
прибыть к дому невесты первым.
Народ ждал на улице свадебный поезд, женщины, завидев его, запевали
свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед
прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали,
есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом
по воротам. После этого поезжане заходили в дом. При этом был
обычай, известный и у карелов, - впускать поезд жениха в дом не
через крыльцо, а через поветь.[Сурхаско, 1977, с.130]. Брат невесты,
одетый в вывернутую мехом наружу шубу, не подпускал к своей сестре
жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка
вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками
невесты, предлагал бумажные или золотые деньги, водку и крендели.
После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал
ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники.
В деревнях Ладва и Курба стол занимали посторонние женщины, встречавшие
жениха свадебной песней. Им давали конфеты, печенье, после чего
они выходили из-за стола.
За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали
вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины - сорочки
или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных
монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После
окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших
ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх.
Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты.
Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты
хлеб и икону, те трижды низко кланялись.
Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия
трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по
воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались
по экипажам. Был и другой обычай: перед тем как тронуться в путь,
отец жениха обходил свадебный поезд по ходу солнца с топором,
свечой и иконой. После чего топор врубался в землю, и через него
проходили все гости. Такой обход совершался и у карел.
Венчались молодые в церкви. После венчания молодые навещали родные
могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание
в дом молодого. По пути следования свадебного поезда встречавшие
жгли кошели по обе стороны дороги, при встрече молодых у дома
стреляли из ружья вверх три раза. К дому жених нёс невесту на
руках. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой,
свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух
и перья. Жених и невеста целовали икону, кланялись в ноги родителям.
Первым в дом шёл дружка, совершая магические действия: три раза
крестил кнутом двери, молодых. Гости крестились и заходили в дом.
Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу - заплетали
две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной
убор "повойник" или "сорок" ("сорока").
Молодые садились в большой угол на подушки, которые предварительно
"окрестил" дружка. Дружка открывал застолье, наливал
всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы
заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом
была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка
разбивал горшок о печь. Гости пили, ели, веселились, пели песни,
танцевали. Во время празднования в дом приходили соседские мужики,
чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили
молодых спать в отдельную комнату, или в отдельный дом. В любом
случае их обязательно закрывали на замок.
|