ФИНСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
ШВЕДСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
НЕМЕЦКАЯ
ЦЕРКОВЬ
|
В
Петербурге лютеранский приход существовал с момента основания
новой столицы. Первая церковь располагалась на частном участке
вице-адмирала Крюйса, примерно там, где нынешняя Миллионная улица
выходит к Марсову полю. Там тогда шумел Финский рынок.
После смерти
Крюйса земля была продана, лютеранской общине была выделен участок
между Малой и Большой Конюшенными улицами. И доныне здесь в
шаге друг от друга высятся шведский храм Св.Екатерины, известный
всем, кто хоть раз бывал на Невском, немецкая церковь Св. Петра
и Павла и финская церковь Святой Марии. Но церкви на левом берегу
Невы не могли вместить всех желающих. И вот в 1732 году в кадетском
корпусе на Васильевском острове открывается капелла освященная
во имя святого архистратига Михаила. Потом лютеранские церкви
строятся в Санкт-Петербурге одна за другой. И к 1917 году их
насчитывалось 26, включая часовни.
Управление
ими было поручено юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и
ингерманландских дел, совместно с Синодом РПЦ, а в 1819 году
лютеранские церкви были подчинены генеральной консистории, ее
президента назначал сам государь-император, считавшийся епископом
всех российских лютеран.
Число ингерманландских
пробств и приходов оставалось тем же, что и при шведах - 28
в начале XX века. Это неудивительно, в Российской империи до
1905 году переход из православия в другую веру считался уголовным
преступлением. Если один из родителей был православным, то дети
обязательно крестились в православной церкви. Таким образом,
лютеранские церкви в России оставались моноэтническими и, к
тому же, достаточно четко делились на немецкие, финские, шведские
и эстонские. О численном возрастании приходов не могло быть
и речи.
|