Ещё несколько слов о живописи...

Литература
КАРИКАТУРНЫЙ ЖАНР

Картина Жэнь Жэньфа "Две лошади"

Жэнь Жэньфа (1255-1327), по прозвищу "даосист Лунной горы", происходил родом из уезда Писянь (пров. Цзянсу). Семья, покинув родные края, переехала в Сунцзян (близ Шанхая). Жэнь Жэньфу подвизался в живописи и каллиграфии, особенно ему удавались лошади. Его картины лошадей из императорской конюшни, сделанные по заказу императора, получили высокую оценку заказчика. Помимо того, Жэнь Жэньфу был инженером-гидротехником, участвовал в гидротехническом обустройстве реки Сунцзян в Шанхае и реки Тунхой в Пекине. Ему принадлежит также труд по гидротехническим сооружениям.
В исторических источниках имеется лишь короткое упоминание о Жэнь Жэньфа, в частности указано, что он прожил 73 года. Точные даты его жизни стали известны лишь в 1953 году, когда в уезде Цинпу археологами была найдена надгробная табличка с данными Жэнь Жэньфа.
Об особенностях стиля Жэнь Жэньфа можно составить представление по его известной картине "Две лошади" (музей "Гугун"). Из двух лошадей, фигурирующих на картине, одна пегой масти, с высоко поднятой головой и развивающимся хвостом выглядит сытой и ухоженной. На втором плане нарисована лошадь кауровая, являющая собой полную противоположность первой: она выглядит изможденной, худа так, что ребра проступают сквозь кожу, у нее нет сил, чтобы держать поднятой голову, да и хвост ее поник. О своем замысле художник повествует в сопроводительной надписи на картине. Смысл ее следующий: "Хорош конь, что стоит на пригорке, кормушка его всегда кормом полна, хоть и надоедает ему порой даже ночью кормом подкрепляться, зато нет нужды ему скакать по узкой горной тропе. А вот коняга-доходяга, в облезлой шкуре, гложет сухую траву на студеном ветру. Обречен он на немилость, зато ему нет нужды по ночам кормом заправляться". И далее: "Чиновники бывают честными, а бывают и ворами. Честен тот, кто жиром не заплыл, но государство мощным сделал, а кто как жирный кот разъелся на харчах народных, тот вор наверняка". Отсюда ясно, о чем хотел сказать художник в своей аллегории о двух лошадях. Отметим еще одну интересную деталь: тогда как худой конь аккуратно взнуздан, у откормленного коня повода небрежно свисают почти до земли. Тем самым автор хочет сказать, что за чиновниками должен быть строгий контроль, так же как коня следует держать в узде твердой рукой, не то он поскачет куда ему заблагорассудится. Без контроля неизбежна коррупция.

Другие художники-сатирики

В истории китайской живописи известно не так уж много художников, писавших на сатирическую тему. Но те картины, что дошли до нас, дышат таким умом и тонким юмором, так беспощадно высмеивают общественные пороки, что о них можно говорить как о самостоятельном разделе живописи. Для примера назовем такие работы, как "Гармония" (кисти минского императора Чжу Чжаньцзи, музей "Гугун"), "Трое горбатых" Ли Шида (музей "Гугун"), серия картин цинского художника Ло Пиня "Шабаш бесов" (Шанхайский музей), "Господин Ванька-встанька" Ци Байши (Музей изобразительного искусства, Пекин) и др. Гротескная композиция "Гармония" изображает слившиеся в одно лицо три физиономии - автор имеет в виду смешение представлений трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма. Сатира в картине "Трое горбатых" направлена на обличение социальных пороков, а кроме того, содержит самоиронию, о чем гласит сопроводительная надпись на картине. "Шабаш бесов" - тема, к которой неоднократно обращался художник Ло Пинь, выступивший с резкой критикой социального устройства. Работа Ци Байши "Господин Ванька-встанька" обличает коррумпированных чиновников.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Мастер анималистки - Хуан Цюань

В 10-м веке Китай переживал состояние раздробленности. Район бассейна Янцзы по ее верхнему и среднему течению был владением двух царств - Ранней Шу и Поздней Шу. В ту эпоху в этом краю вечнозеленых холмов жил художник - анималист Хуан Цюань. Он явился пионером жанра "цветы и птицы", оказавшего большое влияние на развитие древнекитайской живописи. Даты жизни Хуан Цюаня неизвестны. Рассказывают, что в 944 году, на 7-й год правления позднешуского царя Гуначжэна во дворец была доставлена партия журавлей, которые были подарены правителем области Хуайнань. Шуский царь велел Хуан Цюаню изобразить красивых птиц на стене одного из залов дворца. Художник отлично справился с работой, журавли на фреске изображены очень живо и правдоподобно: один из них замер, словно почуяв тревогу, другой спокойно щиплет траву, третий чистит оперение, четвертый стоит на одной ноге, поджав другую под брюхо, а этот, что поднял клюв, по-видимому, издает гортанный крик. Все шесть журавлей выглядели настолько похоже, что их живые сородичи, находившиеся тут же в зале, наперебой подбегали к фреске и устраивали свои птичьи танцы. Царь пришел в восторг и велел отныне именовать зал "Залом шести журавлей". Другой работой Хуан Цюаня на тему "цветы и птицы" была фреска "Цветы и птицы четырех сезонов года", украсившая зал "Багуа". И эта фреска очень реалистично передала особенности представителей фауны и флоры. Рассказывают, что однажды она даже подверглась налету ястреба, который принял изображенную на фреске куропатку за живую. К сожалению, обе фрески не сохранились, они погибли вместе с царским дворцом.
В 965 год Поздняя Шу была покорена сунским императором. Хуан Цюань, который к тому времени занимал пост директора Позднешуской Академии Художеств, как и многие другие шуские художники, по приказу императора вынужден был покинуть Шу и переехать в город Бяньлян (Кайфэн), где он вскоре и скончался. Сыновья Хуан Цюаня - Хуан Цзюйцай и Хуан Цзюйбао унаследовали профессию отца и также писали в жанре "цветы и птицы". Вместе с отцом они стали первыми крупными художниками этого жанра.

"Редкостные птицы" Хуан Цюаня

Картина Хуан Цюаня "Редкостные птицы" (музей "Гугун") - произведение в своем роде уникальное. На небольшом куске шелка изображены 24 представителя животного мира: птицы, черепахи, насекомые (пчела, жук, цикада и пр.). Поразительным является тщательность, с которой художник воспроизвел всех этих существ, которых он наблюдал в природе. Одна из птиц изображена спокойно стоящей, тогда как другая, распластав крылья, порхает, у бабочек и других насекомых тонкой кистью обрисованы усики, лапки, прожилки на крылышках. Черепахи с вытянутыми шеями словно выползли погреться на солнце. Эта картина не имеет сюжета, судя по надписи, сделанной художников в левом углу картины, это скорее пособие для рисования, которое автор предназначал для своего сына.

ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР

Художник - "вундеркинд"

В музее "Гугун" хранится картина-свиток на шелке "Реки и горы на тысячу ли", автором которой, согласно надписи на тыльной стороне свитка, является Ван Симэн. Вам Симэн был студентом Художественного училища во время правления императора Хой-цзуна (Чжао Цзи) династии Северная Сун (960-1127). Он не раз обращался к императору с просьбой посмотреть свои работы и дать совет, так как император, помимо всего прочего, быт также любителем живописи. Свою картину "Реки и горы на тысячу ли" Ван Симэн написал, когда ему еще не исполнилось и 20 лет. Император Хой-цзун, которому показали картину, дал ей высокую оценку. К сожалению, юный талантливый художник скоропостижно скончался, едва переступив порог своего двадцатилетия. Указанная картина - единственное дошедшее до нас произведение Ван Симэна, И если бы не надпись на тыльной стороне, его имя вообще вряд ли стало известно потомкам.


Свиток, вместивший обширный ландшафт

Картина-свиток "Реки и горы на тысячу ли" дает представление о композиционных особенностях жанра "горы и воды". В картине можно выделить четыре части: сначала взору предстает горный массив с поросшими густой растительностью долинами, озеро, на берегу которого приютились крестьянские хижины. На озере есть остров, который соединяется с берегом деревянным мостом. Слева остров омывается просторной водной гладью. Вдали желтеет песчаная отмель. Разворачивая свиток, мы переходим ко второй части: тут перед нами встают горный пики, между двумя грядами которых протекает речка. Через речку переброшен живописный мостик, на мосту беседка, где можно отдохнуть. По ту сторону речки снова громоздятся скалистые вершины, они то выступают на передний план, то уходят вдаль. У берега на приколе рыбацкие лодки, на озере рыбак забрасывает с лодки сеть. В туманной дали парит стайка птиц. Третью часть от второй отделяет водная гладь. Берег отвесный, скалистый, внизу под скалой приютился рыбацкий челн. Горы в третьей части выглядят особенно непреступными и величественными, как бы достигая кульминации. Оживление в суровый пейзаж вносит густая растительность в расселинах гор, да бурный поток, вытекающий из горного ущелья. Постепенно горы становятся более пологими, появляется еще один водоем, возле него рыбацкая деревушка, лодки и т.п.
В четвертой части художник изобразил на переднем плане густой лес, изредка перемежающийся с обрывистыми утесами.
Чередование гор и водоемов наполняет картину ритмом и, как говорят в поэзии, определенным стихотворным размером.
Художник проявил не только свое высокое композиционное мастерство, но и незаурядное умение обращаться с деталями. Детали на картине переданы с большой точностью. Вот, например, беседка на мостике, изображена в два яруса, внутри можно видеть скамьи для посетителей, кроме того, судя по обстановке, в беседке разбита чайная, где можно утолить жажду душистым настоем чая. Мост и беседка написаны с соблюдением правильных архитектурных пропорций, человеческие фигурки в беседке изображены так, что не возникает сомнения, движутся ли они или находятся без движения.
Характерно, что художник оставляет пробелы между горно-водными массивами, а птицы, присутствующие на картине, создают впечатление безграничности пространства.

Образец "сине-зеленого пейзажа"

Картина "Реки и горы на тысячу ли" своеобразна и по красочной палитре. Художник отказался как от традиционной черно-белой палитры, создаваемой с помощью туши, так и от светлорозовых тонов, присущих многим его предшественникам. Его картина выполнена в сине-зеленых тонах, перемежающихся с красным, белым и желтым, краски минерального происхождения хорошо сохраняются и обеспечивают долговечность картины. Вершины гор окрашены в сине-черные тона, склоны гор зеленые, а у подножьия горы окрашены в цвет почвы; водная поверхность окрашена в зеленый цвет, который придает эффект глубины водоему. В изображении людей, строений и растительности художник пользуется красным, белым и коричневыми цветами.
Небосклон вверху темносиний, но книзу становится светлее, а внизу шелк вообще неокрашен. Все это создает эффект близости сумерек, когда еще не погасли последние лучи солнца. В целом цветовая гамма призвана усилить настроение любования величественной панорамой.
При династии Тан и Сун (9-й - 11-й вв.) жанр "сине-зеленого пейзажа" получил широкое распространение, позднее ему на смену пришли жанры черно-белого и светло-розового пейзажей. Ван Симэн оказался в своем жанре уникальным представителем, так как у него практически не оказалось сколько-нибудь ярких последователей.