Кротов Павел Александрович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.


- 4 ноября этого года стране предстоит впервые праздновать новый государственный праздник - День единства народов России. Как Вы относитесь к самой идее этого праздника, что он должен нести и что может получиться, если учитывать наш уровень исторической памяти.

- Хочу сказать, что сама идея мне нравится: дата взята из нашей старой истории, и это такой праздник, который действительно может объединять. В основе своей идея – хорошая.

Другое дело, что подготовка к празднику идет, в основном, бюрократически-административным путём. «Верхи» решили - с народом совета не было. Почему, например, не 12 ноября? Единственный раз в истории России русское государство утратило государственную независимость во время монголо-татарского ига, а 12 ноября 1480 года - это день, когда отступили орды хана Ахмата от границ Руси…

Сделано это было так, как в последнее время заведено - чисто административно бюрократическим путем. Хотя сама идея - хорошая, и очень здорово, что она созрела наверху. А, может, подсказана была кому-то…

- А как «советоваться с народом», при том, что все в один голос говорят: уровень исторических знаний очень сильно упал. Кстати, кому, как не Вам, об этом судить…

- Мне тоже кажется, что качество образования низко упало. И, в общем-то, не видно никаких надежд на его восстановление в ближайшей перспективе. Как член приемной комиссии я могу сказать, что год от года мы всё больше удивляемся падению общего уровня знаний абитуриентов. Но дискуссию об этом празднике можно было бы организовать в среде специалистов, через какие-то научно-популярные журналы, чтобы дискутировали специалисты, а люди смотрели, сравнивали высказывания и сами высказывались. Людям было бы интересно. Тем более, что можно все-таки сказать: уровень образования в нашей стране все равно очень высокий. Россия - все еще не Бразилия. Я говорю именно о Бразилии, как о таком… очень хорошем примере - латиноамериканском образце государственности...

Конечно, если выйти на улицу и спрашивать у всех проходящих - эффективность, наверное, будет невысокая, и ценность таких мнений не следует преувеличивать, но, тем не менее, обсуждать с общественностью такие вопросы надо.

- Так или иначе – решение принято. А что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы этот день стал общим праздником? Ведь название очень серьезное - День единства народов России…

- Мне кажется, что история - это политика прошлого, и она должна учить. Если помнить, что эпоха Смутного времени – это времена, когда русское государство находилась на грани гибели, когда руководство страны пошло на прямое предательство интересов государства… Тогда «элита» заключила договор с поляками, впустила их в Кремль…

И только в глубине народа тогда нашлись силы. Народ поднялся, выступил, выбрал новое правительство и изгнал интервентов.

Надо сказать, что я был недавно в Нижнем Новгороде, на том самом месте, где это ополчение начало формироваться. Я представил, как люди встали на борьбу, чтобы восстановить государственность… И, знаете, гордостью нешуточной преисполнился, патриотичностью я бы даже сказал.

Так что, когда обращаются к таким историческим примерам - это очень полезное дело. В последнее время, в основном все это было забыто. Крен был сделан в сторону сокрушения идеалов. На каком-то этапе, может, это и было и естественное явление – потому, что очень много было искусственного, «подмазанного», не соответствующего действительности. Но наша история страны настолько богата примерами, которые не нуждаются ни в какой фальсификации, подтасовке. Примеры высокие, которые невозможно сокрушить даже с помощью строгой исторической критики.

Еще раз повторю: история – это политика прошлого, а политика - это неотъемлемое свойство цивилизации. Политика прошлого должна влиять на политику настоящего и будущего, хотя бы в качестве ориентира. Именно поэтому ее нужно изучать. Тем более, что, по моему глубокому убеждению, если люди лишаются исторической памяти, то ими очень легко манипулировать. Так что как ни затерто, может быть, это прозвучит, но в знании - сила. А в историческом знании – историческая устойчивость государства.

Беседовала Наталья Старичкова,