История похода

История похода


СОДЕРЖАНИЕ:

Главная страница

Иллюстрации

Литература

Борьба против шведской агрессии и в центральной Финляндии в 40 – 50 гг. XIII в.

Состояние Швеции перед крестовым походом.

По окончании эпохи викингов значительная часть современной Швеции оставалась ещё норвежской и датской. Государственное единство в то время было хрупким, и подлинная власть принадлежала крупным знатным землевладельцам на местах. Король выбирался из двух соперничающих родов и не имел постоянной резиденции, столицы. Но в XIII в. в Швеции сложилось феодальное государство, были записаны древнейшие из областных законов и составлены первые монастырские хроники. В ходе борьбы за королевский престол в середине XIII в. наряду с королём появляется такой субъект власти, как ярл – командующий военно-морским ополчением, ледунгом. Ярл был высшим должностным лицом, и его компетенция распространялась на всю Швецию. Выше ярла был только король. Обычно титулом ярла жаловались лица из высших кругов шведской знати. Ярл был чем-то вроде майордома при короле. Важнейшей обязанностью ярла была, по-видимому, организация сухопутного и морского ополчения восточной части страны и командование им. Это ополчение собиралось весной, если давался приказ для похода за море. При помощи этих походов, которые были орудием внешней политики Швеции, в это время стал проводиться в жизнь план расширения шведской державы на востоке, где проходили торговые пути, благодаря которым Швеция во времена викингов стала богатой и сильной страной. Церковь поддерживала предприятия королей на востоке под тем предлогом, что это были походы против язычников. Это были крестовые походы против финнов, эстов и русских. Когда последний король из рода Эриков умер, ярлу Биргеру в 1248 г. удалось захватить власть. Биргер был сыном Магнуса Миннешельда и происходил из очень влиятельной семьи — несколько его родственников были в разное время ярлами Швеции, его брат Эскиль был лагманом Вестергетланда, инициатором записи вестготских законов. Биргер находился в числе приближенных короля Эрика Эрикссона, женился на его сестре Ингеборг в 1235. После того, как в 1248 г. Биргер стал ярлом, он фактически был правителем при Эрике, у которого были физические недостатки. У Эрика не было сыновей, поэтому после его смерти в 1250 г. Биргер добился того, чтобы его несовершеннолетнего сына Вальдемара избрали королём, регентом при котором с 1250 по 1266 г. был сам Биргер. Биргер ярл принадлежал к знатному роду, который в истории ошибочно называют родом Фолькунгов. Четыре поколения этого рода будут занимать трон и бороться за власть. Их правление продлится с 1250 по 1364 г. Этот период в истории называется «время Фолькунгов». На раннем этапе королевская власть усилилась, и короли заняли положение, которое больше соответствовало их позиции на континенте. Причиной усиления королевской власти было формирование её основы – государственного аппарата. Король получил инструменты власти и возможности применения санкций, с помощью которых он мог осуществлять общественную власть и защищать интересы государственной администрации в противовес частным интересам. Важным инструментом власти становятся постоянные налоги, которые бонды отныне должны были платить за участие в военно-морском ополчении и предоставление постоя и угощения официальным лицам. Значительная часть доходов от производимой продукции шла королю и общественной власти. Таким образом, на те средства, которые король получал в своё распоряжение, он мог содержать и оплачивать собственную военную дружину. Другим способом усиления государственной администрации было принятие законов, которые касались всего государства в целом. Считается, что Биргером были созданы т. н. «клятвенные законы», согласно которым король и могущественные люди обязывались наказывать преступления против «мира», т. е. нападения на человека в его доме, в церкви, на тинге, на женщину. Эти законы отличались тем, что действовали на территории всего королевства. Они были первым значительным примером королевского законодательства в Швеции. Сын Биргера Магнус Ладулос также издал закон, отменивший принудительный постой, за что и получил прозвище Ладулос . Также при Биргере началось активное строительство замков (в Стокгольме, Нючепинге, Эребру, Вестеросе), которые становились новыми административными центрами королевства. В своей деятельности Биргер во многом опирался на церковь, в пользу которой он сделал богатые пожертвования, сделавшие возможным появление соборных капитулов в Швеции. В это время во всей Европе, в том числе и в Швеции, меняется тактика ведения войны – крестьянское ополчение заменяется тяжеловооружёнными рыцарями, и теперь только хорошо обеспеченные люди могли приобрести рыцарские доспехи и коня, чтобы пойти на службу к королю. Аристократы, которые становились рыцарями, освобождались от уплаты налогов. Примечательно, что этой возможностью могла воспользоваться не только знать. Главным условием было наличие необходимого вооружения. Тот, кто принадлежал к рыцарскому войску и нёс службу, присягал на верность королю, т.е. становился вассалом короля. Находившиеся на рыцарской службе были, таким образом, освобождены от уплаты налога и стали именоваться фрельсами . Католическая церковь также отстаивала независимость по отношению к государственной власти, которая выражалась в свободе от налогов и прочих выплат государству. Так церковь и её подданные стали особым сословием – духовными фрельсами. Вместе с тем, церковь ещё стала частью государственной власти. В XIII в. Ганза взяла под контроль балтийскую торговлю и, таким образом, могла влиять на шведских королей. Отныне положение Швеции было благоприятным. Так во второй половине XIII в. у шведов сложилось единое государство с упорядоченными податями и сословиями.

Вопрос о земле еми.

Практически все учёные полагают, что земля еми до шведского завоевания не имела над собой ничьей власти, т.е. обладала политической самостоятельностью и даже находилась во враждебных отношениях с Русью. Но известно, что с XI в. земля еми (а также все остальные прибалтийско-финские племена, кроме суми) находилась под властью Русского государства . Но несколько десятилетий назад в финской историографии появилась и другая версия, будто земля еми задолго до крестового похода Биргера ярла находилась под влиянием шведской католической церкви, давно была христианизирована и шведские завоевания 1249 г. лишь официально закрепили соединение земли еми со шведским культурным миром. Эта идея обосновывалась при помощи археологических материалов – погребальных памятников. На их основе финские исследователи сделали вывод, что земля еми уже за сто лет до крестового похода Биргера ярла была христианизирована и что с середины XII в. старые языческие погребальные обряды были заменены на христианские. Однако это утверждение находится в явном противоречии с данными папских булл 20 – 50-х годов XIII в. В них говорится, что распространение шведского католического христианства в земле еми началось лишь в 20-е годы XIII в. и что в 30-е и 50-е годы того же века большая часть населения еми придерживалась языческого вероисповедания. В 60-е годы XX в. финским историком М. Йокипии была разработана ещё одна версия, согласно которой земля еми в первой половине XIII в. (а возможно раньше) состояла из двух отдельных областей, каждая из которых развивалась своим особым путём. В основу его концепции был положен найденный М. Керкконеном в одной архивной рукописи XVI в. текст описания неизвестной ранее пограничной линии, которая пересекала центральную часть территории Тавастланда с юго-востока на северо-запад. По этой линии территория земли еми делилась на две части: юго-западную и северо-восточную. Из всего этого Йокипии сделал вывод, что юго-западная область до крестового похода 1249 г. уже подвергалась христианизации входила в сферу влияния шведской церкви, а северо-восточная область наоборот не подвергалась христианизации и была свободна от политического и церковного влияния Швеции. Таким образом, Йокипии изложил концепцию, в соответствии с которой в 20 – 40-е годы XIII в. земля еми состояла из двух областей – юго-западной, которая с 1220 г. (или ранее) находилась под политическим влиянием Швеции, и северо-восточной, независимой от Швеции, но ранее находившейся под церковным и политическим влиянием Руси. Но необходимо отметить, что во всех источниках, говорящих о политической истории еми до середины XIII в., есть обстоятельства, которые противоречат концепции Йокипии . Так что, возможно, что Йокипии создал свою концепцию, чтобы примирить две расхожие точки зрения, ведь по его версии существовала и емь, находившаяся под влиянием Швеции, и емь, не признававшая шведского влияния, но ранее находившаяся под влиянием Руси.

Вопрос о датировке крестового похода Биргера ярла.

Согласно нескольким источникам поход Биргера ярла принято датировать 1249 – 1250 гг. Но в последнее время этот поход относят к более раннему времени, а именно к концу 1230-х годов. Это предположение возникло потому, что многие историки (в частности финский историк Я. Галлен) считают этот поход результатом папской буллы 1237 г., которая призывала население Швеции к организации крестового похода против тавастов. Так как в русских летописях под 1240 г. упоминается отряд еми в составе шведского войска, пришедшего на Неву, то возникла версия относить крестовый поход Биргера ярла к 1238 или 1239 г. Но многие финские историки и ученые не поддержали эту версию и подвергли её серьёзной критике. Также было дано более глубокое обоснование традиционного мнения о совершении похода Биргера ярла в 1249 г. Доводы Галлена основываются преимущественно на том, что в шведских источниках нет точной датировки крестового похода Биргера ярла на Тавастланд. Единственный шведский источник, дающий сведения о походе, – Хроника Эрика. Но в ней нет никаких дат, и поэтому принятая до настоящего времени датировка похода была основана на информации этой Хроники, что смерть короля Эрика Леспе и выборы нового короля происходили тогда, когда Биргер ярл находился в походе на Тавастланд. Также известно (из шведских анналов), что смерть Эрика Леспе (тестя Биргера) произошла 2 февраля, а избрание королём Вальдемара – 10 февраля 1250 г. Следовательно, отсюда видно, что Биргер отправился в поход в предшествующем 1249 году, и, возможно, летом, так как в Хронике изображается морской поход на кораблях. Тем не менее, Галлен привёл сведения одной подробной норвежской саги о Хаконе Старом, в которой сообщается, что король Эрик и Биргер ярл летом 1249 г. находились с войском у Гёта-эльв около границы с Норвегией, где возникла угроза войны. Таким образом, Биргер не мог летом 1249 г. отправиться в поход на Финляндию. К тому же, Галлен приводит сообщение из той же саги о королевских выборах 1250 г. в Швеции, на которых Биргер присутствовал. Но сага не сообщает ни о каком походе Биргера в Финляндию. Необходимо отметить и то, что Галлен указал в хронике Эрика ряд ошибок в хронологической последовательности описываемых событий и на этом основании сделал вывод, что традиционная датировка похода Биргера ярла неверна и что в действительности поход происходил в 1238 или 1239 гг., являясь прямым результатом папской буллы 1237 г. Многие ученые и исследователи (такие как Йокипии, Ниитемаа и др.) не посчитали доводы Галлена достаточно убедительными и сами привели ряд контраргументов. Прежде всего, они указали на то, что Биргер в 1238 – 1239 гг. не был ещё ярлом и, следовательно, не был достаточно влиятельным человеком, чтобы возглавить такой крупный и ответственный поход. К тому же, по существовавшему тогда в Швеции положению поход обязательно должен был возглавляться ярлом. Также было показано, что летом 1249 г. Биргер мог совместить пребывание у границ Норвегии и участие в походе на Финляндию, так как этот поход был предпринят позднее, когда опасность возникновения войны с Норвегией миновала. Была отмечена также и недостаточная убедительность и других аргументов Галлена , но в целом работа Галлена принесла определённую пользу, заставив учёных глубже изучить данный вопрос. Более вероятным является традиционное мнение о датировке второго крестового похода 1249 – 1250 гг.

Политическая обстановка перед крестовым походом Биргера ярла.

На политической ситуации в Финляндии в 1240-х гг. не могло не отразиться крупнейшее событие, произошедшее в 1240 г. около финских берегов, а именно – разгром шведского крестоносного войска на Неве. Шведы рассчитывали в результате похода на Неву отрезать Финляндию от русских земель и тем самым подготовить условия для покорения племени емь. Это племя было очень сильным и занимало центральную часть Финляндии. Неудача первого крестового похода на Русь подрывала авторитет военного могущества шведов, но действовала ободряюще на финские племена, которые боролись против шведской экспансии. Из буллы 1237 г. видно, что натиск еми на узкую прибрежную полосу шведских владений создал реальную опасность для пребывания шведских захватчиков на территории Финляндии. А после провала крестового похода 1240 г. на Неву эта опасность ещё больше усилилась. О политической обстановке в Финляндии рассказывается также и в «Хронике» Юстена: епископ Томас, который в течение 20 лет руководил шведской колонией и направлял все агрессивные действия шведов против финнов, в 1245 г. покинул свой пост, так как посчитал дальнейшее пребывание в Финляндии слишком опасным. Он отправился доживать свои дни на остров Готланд «из страха перед русскими и карелами» . Таким образом, в 40-е годы XIII в. натиск племени емь, поддержанный русскими и карелами, создал реальную угрозу полного изгнания шведских завоевателей из Финляндии. После двух сокрушительных поражений на Неве и на Чудском озере к концу 1240-х гг. в феодально-католических кругах возникает мысль о возобновлении крестоносной агрессии к востоку от Балтики. На этот раз при организации агрессии чётко прослеживается направляющая рука папской курии. Помня о событиях 1240 и 1242 годов, агрессивные силы запада не решились напасть на коренные русские владения. Поэтому для удара была избрана дальняя провинция Новгородского государства – земля еми. Поход против еми, планировавшийся шведскими правящими кругами и римской курией еще в конце 1230-х гг., в 1240-х годах стал просто необходим. В обстановке, сложившейся в Финляндии к этому времени, шведские агрессоры могли удержаться на финской земле только в том случае, если они смогут победить и покорить сильное и враждебно настроенное племя емь. Внутренняя обстановка в Швеции к этому времени создала возможность для организации большого похода в Финляндию. В середине 40-х годов Швеция вновь стала ареной междоусобной войны, которая явилась последней вспышкой столетней борьбы между династиями Сверкера и Эрика. Но в 1248 г. последний претендент на трон был побеждён и казнён, а в Швеции постепенно восстанавливалось внутреннее спокойствие. Единая внешняя политика была одним из факторов, способствовавших в это смутное время постепенному превращению Швеции в более прочно сплоченное государство. Король, ярл, крупные феодалы и церковь – все они, и каждый по-своему, были связаны с начавшейся на востоке экспансией. Для похода в глубь Финляндии нужно было собрать войско.

Подготовка крестового похода.

Походу шведов на емь, произошедшему в 1249 г., не случайно предшествовало длительное пребывание в Швеции папского легата в Прибалтийских странах Вильгельма (кардинала Сабинского), игравшего в предшествующее время важную роль в подготовке крестоносной агрессии против Руси 1240 – 1242 годах. Вероятно, что этот видный деятель католической церкви в Прибалтике, потративший очень много сил для организации борьбы феодальных сил Запада против Руси в 1220-х и в 1230-х годах, не оставил своих стремлений к организации новой крестоносной агрессии и после событий 1240 – 1242 гг. Вильгельм Сабинский прибыл в Швецию в октябре 1247 г., чтобы в качестве представителя папского престола разрешить ряд главных вопросов шведской церковной жизни. Для этого в феврале 1248 г. он созывает церковный собор в городе Шенинге. Во время подготовки собора, а также после его окончания папский легат посетил многие места в Швеции и хорошо ознакомился с внутренним и внешним положением страны. За десять месяцев своего пребывания в Швеции Вильгельм часто встречался с королём Эриком, а также с пришедшим в то время к власти фактическим правителем страны Биргером ярлом. Во время переговоров с Биргером и королём, а также в беседах с церковниками, собравшимися на церковный собор в Шенинге, папский легат получал ясное представление о положении дел в Финляндии. Но важнее всего для легата было убедиться, что политическая обстановка в Финляндии создавала подходящую возможность под предлогом спасения шведской церкви в Финляндии от язычников поднять население Швеции на новый большой агрессивный поход в земли, находившиеся в зависимости от Руси. Обнаружив эту возможность, Вильгельм решил использовать её и, вероятно, вопрос о походе с целью покорения еми был решён во время переговоров Вильгельма с Биргером ярлом и королём. Есть все основания полагать, что именно Вильгельм был инициатором похода . О том, что Вильгельм участвовал в решении вопроса о походе на емь говорит тот факт, что этот поход носил характер «крестового». Призыв к крестовому походу мог быть объявлен только с разрешения папы или действовавшего от его имени легата, а именно Вильгельма. Ни шведский король, ни архиепископ не имели власти объявлять призыв к крестовому походу . В сочинении римского церковного историка XVII в. можно найти указание на участие Вильгельма в организации похода на емь. Там говорится, что когда Вильгельм находился в Швеции, король Эрик вёл борьбу против тавастов. Таким образом, поход на землю еми связывается по времени с пребыванием Вильгельма в Швеции. Предположение о важной роли Вильгельма в организации крестового похода 1249 г. становится ещё более вероятным, если учесть, что легат Вильгельма в то время участвовал в организации почти всех агрессивных действий против язычников на берегах Балтийского моря . То, что папский легат и правящие круги Швеции придавали завоевательной экспедиции против еми форму крестового похода, во многом обеспечивало её успех. В то время в Швеции, как и во многих других европейских странах, не было постоянного войска, и, таким образом, оно формировалось только на время похода. Для того чтобы сломить сопротивление еми и покорить центральную часть Финляндии требовались значительные военные силы. Чтобы собрать их, недостаточно было действовать только через аппарат власти. Поэтому когда подготавливаемая экспедиция была объявлена крестовым походом, то кроме органов государственной власти к сбору войска мог быть привлечён весь могущественный аппарат католической церкви. С помощью церкви в поход можно было вовлечь основные силы шведского рыцарства. К середине 1249 г. все военные приготовления были закончены, и осенью того же года состоялся второй крестовый поход шведских рыцарей в Финляндию, под командованием Биргера. Именно этот поход стал решающим этапом завоевания Финляндии.

Крестовый поход Биргера ярла.

Итак, в конце 40-х годов XIII в. папская курия организует новую крестоносную агрессию на восток, против подвластной Руси земли еми. Подробности этого похода практически неизвестны. Единственный источник, в котором есть сведения об этой борьбе, её ходе и результатах – это «Хроника» Эрика. В других ранних шведских источниках и вообще в скандинавской литературе, а также в русских летописях этот поход неизвестен. Шведское крестоносное войско высадилось на побережье Финляндии и двинулось во внутренние области страны, к центральным финляндским озёрам, где в течение нескольких месяцев вело борьбу с емью. Плохо вооружённые и не имевшие чёткой военной организации финны не могли долго сопротивляться организованному и хорошо спланированному наступлению закованных в железо шведских рыцарей. Зимой 1250 г. центральная Финляндия была покорена. Одновременно с подавлением сопротивления еми повсеместно происходило массовое принудительное крещение этого племени в католическую веру. Побеждённые тавасты могли выбрать либо крещение, либо смерть. Для закрепления завоёванной страны Биргер проводит постоянную оккупацию и колонизацию. В центре Тавастланда и всей Финляндии он заложил крепость. В основных стратегических пунктах Биргер посадил шведских колонистов на случай восстания финнов. Колонистам и церкви были отданы лучшие земли, отобранные у местного населения. Более подробно об этом походе рассказывается в «Хронике» Эрика: «Тогда созвал король Эрик по всей своей стране и рыцарей, и тех, кто близки к рыцарскому званию, а также крестьян и вооружённых слуг, как водится и ныне, когда государь объявляет своим людям, что он собирается вести войну. Звал он их в языческую землю и поручил своему зятю быть их начальником, потому что ему он более всего доверял. Его зять охотно за это взялся; ему хотелось побольше чести и славы. Он стал готовить оружие и снаряжение и смелых, бесстрашных воинов. Пошли тогда в ход шлемы, нагрудные пластины и панцири, и стало их много. Каждый [воин] готовился на своём месте, и они охотно исполняли то, что велел король. И были спущены на воду шнеки и быстроходные ладьи; много было больших мешков с деньгами развязано и отдано тем, кому приходилось расставаться со своим домом, не зная, когда они вернутся. Многие женщины плакали и ломали руки, но всё-таки они радовались тому, что божья слава умножится от этого похода. Много старых отцовских мечей было снято с гвоздей, где они долго висели. С лаской проводили их к берегу, с дружескими словами и рукопожатиями. Много целовали тогда алых уст, которых после уже не целовали с сердечной радостью, потому что многим уже не пришлось свидеться. Вот что бывает после такой разлуки! Дул попутный ветер, и они отплыли. Тем временем готовились и язычники; они хорошо знали, что те придут не на пользу им, а на беду. Христиане вошли в гавань; увидели тут язычники позолоченные штевни бесчисленных кораблей; им пришлось больше горевать, чем смеяться! Они взяли свои знамёна и сошли на берег. Христианам было там хорошо: их щиты и шлемы блистали по всей той стране; им хотелось испытать свои мечи на язычниках-тавастах; полагаю, что они так и сделали. Тавасты стали прятать золото и серебро и большие стада. Язычники потерпели поражение, а христиане победили. Всякому, кто подчинялся им, становился христианином и принимал крещение, они оставляли жизнь и добро и позволяли жить мирно, а тех язычников, которые этого не хотели, предавали смерти. Христиане построили там крепость и посадили там своих людей; эта крепость называется Тавастаборг – беда от неё язычникам! Они посадили в стране той христиан; полагаю, что так и осталось поныне. Ту страну, которая была вся крещена, русский князь, как я думаю, потерял» . Таким образом, из «Хроники» Эрика можно выделить ряд достоверных фактов об этом походе. Во-первых, поход на Финляндию состоялся при короле Эрике (1222 – 1250 гг.) под предводительством Биргера ярла, правителя Швеции при Эрике и при своём сыне Вальдемаре, преёмнике Эрика; Биргер был женат на сестре Эрика. Во-вторых, подчинение и насильственное обращение в христианство финского племени тавастов, известного в русской летописи под названием «емь». И, наконец, основание крепости на месте, расположенном немного южнее Тавастхуса [ныне Хяменлинна], в Hakoisten (шведское Haga). Но остается неясным, какой гаванью на южном финском побережье пользовались финны в 1249 г., так как в землю тавастов оттуда было несколько водных путей. Также упоминание о серебре и золоте, которое тавасты прячут при приближении шведов, является в «Хронике» Эрика общим местом, и неоднократно повторяется в её тексте. В любом случае, золоту у тавастов неоткуда было взяться. Скот они прятали, загоняя в леса.

Причины успеха шведских захватчиков при завоевании Тавастланда.

Успех шведских завоевателей в 1249 г. можно объяснить не только численным военным превосходством и лучшим вооружением крестоносцев, но и тем, что емь в борьбе против шведского завоевания была лишена могущественной поддержки со стороны Новгорода. Дело в том, что в 40-е годы XIII в. Русское государство подверглось страшному нашествию татар. Русские княжества попали под власть Золотой Орды. При этом дань Орде стали платить не только княжества центральной и южной Руси, но и северные земли, куда татары не дошли. Фактически Русь вошла в состав этого государства. Золотая Орда представляла собой раннефеодальное государство с очень слабыми политическими, административными и экономическими связями. Русские князья платили Орде дань, ездили к хану судиться между собой, посылали свои дружины на помощь татарскому войску. В результате всего этого в первые годы после нашествия татаро-монгольского ига Русское государство было очень ослаблено и у новгородцев, по-видимому, не было сил продолжать борьбу за центральную Финляндию. Значительную роль сыграло здесь и отсутствие Александра Невского в Новгороде. В 1247 г. он должен был отправиться в Монголию, к великому хану, и вернулся в Новгород лишь в 1250 г., когда земля еми была уже завоёвана шведами. Новгородская внешняя политика осталась без руководителя именно тогда, когда на область новгородских государственных интересов в центральной Финляндии был направлен решающий удар шведского феодального рыцарства. Видимо, в Новгороде тогда никто не мог взять на себя организацию отпора шведской агрессии в Финляндии. Завоевание Биргером земли еми в конечном итоге стало ударом по государственным интересам Новгорода. Владения шведских захватчиков приблизились к коренным русским землям.

Итоги крестового похода Биргера ярла.

Поход Биргера ярла в 1249 г. был крупным успехом шведских захватчиков. В результате похода основная часть Финляндии оказалась в руках шведов. Позиции Швеции были укреплены, территория, принадлежавшая Швеции в этом районе, расширилась по ту сторону Ботнического залива. Но для шведских завоевателей захват земли еми был важен не только поэтому. С покорением племени емь была ликвидирована постоянная угроза, долгое время висевшая над землями, ранее захваченными и заселёнными шведами, т.е. над шведской колонией в юго-западной Финляндии. В XIII в. большая часть Финляндии оставалась практически необитаемой. В полярной тундре кочевали саамы (лопари) – рыболовы и охотники, жившие ещё условиях родового строя. Финское население, потеснённое шведскими колонистами от моря, сосредоточивалось в южных внутренних районах – Сатакунте, Тавастланде, Саволаксе. Шведы издавна жили на Аландских островах, а в XII – XIII вв. освоили Юго-Западное побережье Финляндии (собственно Финляндию) и северный берег Финского залива (Нюланд). Финское население стало нести в пользу захватчиков разнообразные повинности и платить подати – сначала пушниной, а впоследствии зерном и деньгами. Шведское господство в Финляндии повлекло за собой образование сословий дворян и духовенства, в том числе и из коренного населения, а также рост крупного частного (светского и духовного) землевладения. Завоевание земли еми было также и ударом по Новгородскому государству. Именно это и хотел выразить автор «Хроники» Эрика в конце своего рассказа о походе Биргера на тавастов: «Ту страну, которая была вся крещена [Тавастланд], русский князь, как я думаю, потерял». Таким образом, шведы в результате завоевания Тавастланда, захватили в свои руки страну, ранее принадлежавшую Новгородском государству .

Последствия крестовых походов.

Период крестовых походов в Швеции, как и в целом в Европе, явился временем могущества и всесилия Церкви. Позиции католицизма в Финляндии усиливались по мере смены поколений и воспитания всё большего количества людей под контролем церкви. Она стала иметь решающее влияние на все стороны духовной жизни. Начинают строиться различные церковные сооружения, которые символизировали господство и власть церкви. Обучением и насаждением дисциплины церковь формировала образ мышления и направляла поступки людей. Епископ в Турку стал настолько влиятелен, что иногда выступал даже против воли короля Швеции, а священники в своих приходах были непререкаемыми авторитетами. Если раньше церковь в Швеции была не очень прочно связана с римской церковью и для шведских крестьян их приходская церковь была ближе и важнее, чем епархия, а тем более Рим, то в середине XIII в. ситуация меняется. К концу правления последних Эриков (Эрики Эрикссоны – Шепелявый и Хромой) шведская церковь окончательно превратилась в одну из провинций римской церкви. Решение об этом было принято на соборе в Шеннинге в 1248 г., где присутствовал папский легат Вильгельм Сабинский. В связи с этим решением собора в 1250 г. была издана папская булла, согласно которой в Швеции вводилось безбрачие духовенства; духовенство получило твёрдый устав, и священникам предписывалось изучение канонического права. С этого же времени в стране были введены монашеские ордена. Это был важный этап в развитии шведской церкви.

Заключение.

Подведём итоги. В XIII в. Швеция начала под знаменем крестового похода колонизацию в Финляндии, что явилось первым этапом её постепенного превращения на долгое время (вплоть до 1809 г.) в часть шведского государства. Решающим событием в ходе длительной борьбы за обладание территорией центральной Финляндии, землёй еми (или тавастов, как их называли шведы) был второй крестовый поход шведских рыцарей под командованием Биргера ярла, который завершился завоеванием и покорением этого края. В XIII в. Швеция становится феодальным государством. В 1248 г. власть захватывает Биргер ярл и в истории начинается период, который принято называть «временем Фолькунгов». Биргеру удалось укрепить центральную власть в Швеции и, таким образом, внутренняя обстановка в Швеции создала возможность для организации завоевательного похода в Финляндию. Опираясь на церковь, Биргер продолжил завоевательную политику предшественников на востоке – совершил второй крестовый поход на Тавастланд, землю еми-тавастов. Помня о Невской битве 1240 г. шведские войска не решились напасть на коренные русские владения. Поэтому то для удара была избрана дальняя провинция Новгородского государства – земля еми. Вероятно, что долгое пребывание в Швеции папского легата Вильгельма Сабинского достаточно сильно повлияло на подготовку и организацию крестоносной агрессии. С самого начала папский легат и правящие круги Швеции придавали захватническому походу против еми форму крестового похода. Это во многом обеспечило его успех. Когда военные приготовления были закончены, в 1249 г. состоялся второй крестовый поход шведских рыцарей в Финляндию, под командованием Биргера. Шведское крестоносное войско в течение нескольких месяцев вело борьбу с емью на территории центральной Финляндии. Финны (слабые и плохо вооружённые) не могли долго сопротивляться наступлению шведских рыцарей. Зимой 1250 г. центральная Финляндия была покорена. Но успех шведов объясняется не только численным превосходством и хорошим вооружением, ведь в этой борьбе у еми абсолютно не было поддержки со стороны Новгорода. Русское государство было сильно ослаблено нашествием татаро-монгольского ига и, следовательно, не могло оказать никакой помощи тавастам. Таким образом, с покорением племени емь была ликвидирована постоянная угроза, висевшая над шведской колонией в юго-западной Финляндии. Завоевание Биргером земли еми нанесло удар и по государственным интересам Новгорода. Позиции Швеции были укреплены, а её территория расширилась по ту сторону Ботнического залива. Что же касается шведской церкви, то она в последствии окончательно превратилась в одну из провинций римской церкви. Многие исследователи до сих пор выдвигают версии о том, обладала ли земля еми политической самостоятельностью до второго крестового похода или же она находилась под влиянием Руси. Есть даже мнения, что земля еми-тавастов задолго до захватнических действий шведов была христианизирована и находилась под политическим и церковным влиянием Швеции. Точной и абсолютно достоверной версии не может дать никто. Вызывает разногласия и вопрос о датировке крестового похода Биргера ярла, произошёл ли он в 40-х годах XIII в. (как результат папской буллы 1237 г.) или всё-таки он произошёл в 1249 г., как говорится в нескольких источниках. Все эти разногласия возникают из-за недостаточного количества сведений и источников, которые можно было бы исследовать. Поэтому до сих пор по данной теме остаётся большое количество расхождений, вопросов и неточностей.