Палестина

 

 

 

 

Палестина

 

1. География региона.

2. История.

3. Культура.

 

Древняя Палестина занимала область, соответствующую нынешнему государству Израиль, территориям палестинской автономии и современной Иордании. От Египта Палестина отделена пустыней, с запада омывается Средиземным морем, вдоль которого расположена плодородная долина шириною в несколько километров. От Финикии приморская долина отделена горным хребтом Кармел, образующим скалистый мыс. С севера в Палестину проникают отроги Ливана и Антиливана. Между ними и кряжем Кармел простирается Изреельская равнина. На востоке Палестины расположено плоскогорье, пересекаемое несколькими долинами. Затем это плоскогорье круто обрывается, и по впадине, поросшей влажным лесом и лежащей ниже уровня моря, протекает небольшая река Иордан, истоки которой лежат на горе Хермон к югу от Антиливана. Иордан на своем пути протекает через озеро Мером, Генисаретское озеро (Галилейское море) и впадает в Мертвое море, дно которого расположено на 700 м ниже уровня моря. Далее на восток тянется еще одно плоскогорье, называемое Заиорданьем или Галаад (Гилеад). Оно покрыто степной растительностью и постепенно переходит в Сирийскую полупустыню. Южная часть Палестины - Иудея - гористая область с суровым засушливым климатом, на самом юге переходит в пустыню Негев. Область на северо-запад от Иордана называется Галилея - плодородная земля, равнины которой сменяются холмами.
Климат в Палестине жаркий, отличается резкими перепадами температур. Количесво осадковуменьшается с севера на юг Палестина была заселена с древнейших времен. Ранее даже считалось, что именно Палестина была родиной биологического вида homo sapiens. Хотя на сегодня известно, что современный человек намного раньше появился в Южной Африке, все же это не умаляет роли Палестины в развитии человечества. Наряду с Сирией, Малой Азией и предгориями Загроса здесь зафиксированы первые очаги скотоводства и земледелия.

наверх

В середине мезолита примерно 10-8 тысяч лет до нашей эры в Палестине появились натуфейцы. Их название происходит от долины Натуф, расположенной на запад от Иерусалима. Натуфейская культура считается первой цивилизацией на пути прогресса и эволюции человечества. В этот период социально-экономические преобразования в Палестине достигли высокого уровня. Благодаря достигнутому уровню развития натуфейцы заложили материальные и идейные основы важнейшего коренного поворота в истории человечества. Однако главной особенностью этой культуры был переход человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Таким образом, они перешли от потребительства к производительному хозяйствованию. Пшеница и ячмень стали первыми культурами, выращенными человеком.

У нас нет свидетельств того, что какой-либо другой народ, кроме натуфейцев, занимался земледелием в тот далекий пери


Дни, века и эпохи склоняют голову перед вкладом натуфейцев в эволюцию человечества, между тем палестинский человек создавал одну культуру за другой. Все эти культуры имеют древние корни и связаны с другими человеческими культурами. В пятом тысячелетии до нашей эры в Палестине начался новый период развития. Из самого сердца Аравийского полуострова в нее хлынули племена амореев и ханаанцев, а с ними пришли и евусеи, которые были одним из их ответвлений. Они начали смешиваться с коренным населением страны, в котором и растворились с течением времени. Они придали стране особый характер, и она взяла их имя.

До настоящего времени мы не располагаем историческими документами, которые проясняли бы нам происхождение названия “Палестина” до переселения в нее арабов, о которых мы уже упоминали. Эта земля называлось “Страна Шам”. В аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры она известна под названием “Аморо”, или арабская земля. Таким же названием в этих текстах называется и Средиземное море - “море Аморо” или “Аморейское море”. Это название восходит к амореям - первому семитскому народу. Это был главный народ, заселявший Сирию и Палестину. Некоторые исследователи считают, что ханаанцы происходят от амореев, а евусеи – от ханаанцев.

В Палестинской энциклопедии приводится мнение некоторых ученых о том, что топоним “Малория” – сейчас это один их холмов в Иерусалиме – искаженное название, как считают ученые, земли амореев.

У соседних народов эта земля была известна под другими названиями. Так, Музаффар Ислам-Хан в своей книге “Древняя история Палестины” говорит о том, что палестинская земля лежит на юг от Сирии и это земля, в которой делалась история. Многие народы давали ей разные имена. Может быть, наиболее древние имена - “Харо”, которое было дано древними египтянами ее южной части, и “Ратино” - ее северной части.
Затем страна получила название “Земля Ханаан” или просто “Ханаан”. Об этом говорилось в отчете царского военачальника Мари, записанном на обелиске Адрими царя Альаляха в Тель-Атшане еще в середине пятнадцатого века до нашей эры. А самое древнее упоминание этого названия находится в клинописной надписи Тузи, которая восходит примерно к тому же периоду. Это название очень близко к тому, которое встречается в письменах Тель-эль-Амарны. Д-р Филип Хитти в своей книге “История Сирии, Ливана и Палестины” упоминает, что это название впервые было употреблено применительно к побережью западной части Палестины, а затем стало признанным географическим названием для всей Палестины и большей части Сирии.

Профессор Робинсон в своей книге “История Израиля” упоминает, что название Ханаан иногда употреблялось как обобщающее выражение, применимое и для жителей Палестины, проживавших в ней с древности. Кажется, оно относилось и к финикийцам. Таким образом, названию “Палестина” в различных его формах предшествовало ставшее главным среди прежних имен слово “Ханаан”. Эти название и слово живы до сих пор.

По мнению некоторых авторитетных ученых, палестинцы были близки к ханаанцам и были того же происхождения. Они поселились в южной части ханаанского побережья примерно 1185 лет до нашей эры. Это побережье назвали по их имени – Палестиной, а потом это название распространилось на всю остальную местность. Наименование “палестинцы” часто встречается во многих египетских источниках, в частности в настенных надписях в городе Хапу времен Рамсеса Ш. Египтяне называли их pist.

О них упоминается также и в ассирийских источниках, где использованы два близких названия. А слово “Палестина” главным образом связано с корневой основой “Филистина”, которая встречается в ассирийских хрониках времен ассирийского царя Ададнирари Ш, жившего в 8 веке до нашей эры. На обелиске этого царя говорится о том, что на пятом году его царствования его армия подчинила себе “Филисто” и заставила его народ платить налог, а в 734 году до нашей эры царь Тиглат Биласар Ш направился в землю “Филистия”.Начиная с эпохи вторых Аббасидов, которая началась в середине третьего века по хиджре, Мусульманский Халифат стал слабеть, пока ранее единая страна не распалась на три крупных государства. В частности это были Халифат Аббасидов на востоке, Фатимидов в Египте, с охватом некоторых территорий в Сирии и Северной Африке. А также Кордовский Эмират Омейядов в Андалусии. В таком виде мусульманский восток и дошёл до эпохи крестовых походов. Вместе с этим перед началом крестовой экспансии в течение сорока лет тюрко-язычные племена, называемые сельджуками, смогли завладеть большую часть бывших владений Аббасидов на Ближнем Востоке. В 1055 г. армия сельджуков, возглавляемая Тогрул-беком, вошла в Багдад, а сам он добился признания своей верховной власти от Аббасидского халифа. К 1041г. Сельджукидам удалось расширить своё господство в Иране, Северном Ираке, Армении и Малой Азии. 19 августа 1071г. в битве при Манцикерте сельджуки нанесли сокрушительное поражение византийской армии. Тогда Византия перенесла одну из трагических катастроф в своей истории конца XI века.

В 1071 г. под их натиском Фатимиды были вынуждены уйти из Сирии и Палестины. И вскоре под властью сельджуков оказался Дамаск и Иерусалим. Между тем после смерти в 1092 г. Мелик-Шаха в государстве сельджуков начинается этап усобиц. Братья и сыновья Мелик-Шаха к 1096 г. в ходе длительной междоусобной борьбы фактически разделили владения Сельджукидов на пять удельных султанатов. В частности в Иране образовалось эмирство во главе с Баркируком, в Хорасане и Маверанахре возник султанат под властью Синджара. В Сирии появилось также два султаната в Дамаске во главе с Даккаки, и в Аллепо которым управлял Ридван. В восточной Анатолии под правлением Кылыч-Арслана был создан Румский Эмират. Большая часть Палестины вошла под управление Дамаского султаната.

В то же время усобицы не прекращались вплоть до самого начала крестовых походов. К концу XI века только в Сирии уже насчитывалось не два султаната, а четыре не считая многочисленных удельных князьков претендовавших на власть в Дамаске или в каком либо другом крупном городе. В 1098 г. мусульманские земли в Сирии и Ираке стали ареной бесконечных войн между сельджукскими правителями погруженных в кровавую усобицу. В 1097 г. вспыхнула борьба между сыновьями Туташа родными братьями Ридваном и Даккаком. Кроме того, с 1099 по 1104 годы развернулась ожесточенная усобица между сыновьями Мелик-Шаха Мухаммадом и Баркиараком.

наверх

При Омейядах в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами храма библейского царя Соломона в 687—691 годах была воздвигнута в центре большой, вымощенной камнем площади знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Внутри мечети находится обломок скалы, который дал ей необычное название. Оно связано с легендой о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, совершенном на волшебном крылатом коне: Мухаммед вознесся на небо, оттолкнувшись ногой от скалы, и оставил на камне отпечаток своей ступни.

Культовое здание такого типа основывалось на традиции ранневизантийской архитектуры. Оно было близко христианским храмам Сирии. Замечательный образец декоративного искусства — цветные мозаики мечети. Они украшают аркаду и высокий барабан купола. На золотом фоне изображены стилизованные растения, вьющиеся по сторонам орнаментированных ваз. Крупный узор синих, красных, зеленых кубиков стекловидной массы — смальты напоминает драгоценное изделие, в котором заметно влияние сасанидского искусства.

Мечеть Куббат ас-Сахра — святыня иудеев, христиан и мусульман — занимает особое место в истории архитектуры. Становлению же арабского зодчества более отвечало другое прославленное сооружение. Большая мечеть Омейядов, воздвигнутая по приказу халифа Валида I в 705—715 годах в Дамаске, столице Сирии. В эпоху халифата Омейядов Сирия заняла положение центральной области арабского мира.

Смешение западных позднеантичных традиций с восточными традициями (в большинстве своем исходив¬шими от сасанидского Ирана) придало искусству Омейядов особую привлекательность. Общество словно впитывало в себя художественный опыт ушедших поколений и цивилизаций. Здесь многое отвергалось навсегда, но со многим, особенно в ощущении пластически чувственной живой красоты мира и человека, творческое воображение художников долго не могло расстаться. Знаменательно, что столицей халифата стал Дамаск, один из древнейших городов мира, упоминание о котором встречается в египетских текстах 18 века до н. э. и в Библии. Столица арамейского государства в 10 веке до н. э., Дамаск знал затем владычество многих восточных народов, был превращен в провинцию эллинистического государства Селевкидов, вошел в состав римской провинции Сирия, а в 4 веке н. э. стал провинцией Византии. Ко времени его захвата в 639 году арабами Дамаск сохранил славу процветающего и легендарно прекрасного города. Разнородные напластования культур стран восточного Средиземноморья отразились в судьбе его главного храма. Мечеть Омейядов была перестроена из большой христианской базилики Иоанна Крестителя, в свою очередь воздвигнутой на месте римского храма Юпитера Дамасского, основанием которому послужило святилище арамейского бога Хадада.

В дамасской мечети были использованы строительные материалы и архитектурные детали предшествующего здания, в частности его стройные мраморные колонны с коринфскими капителями. Однако вытянутый прямоугольный план христианской базилики был решительно переориентирован согласно особенностям арабского зодчества. Внутреннее пространство устремлялось теперь не в глубину, следуя продольному движению колоннады, а в ширину. Три ряда двухъярусных аркад на колоннах пересекли движение к южной стене с михрабами. Светлый зал мечети, все части которого равны по высоте, просматривается в разных направлениях. Это уже новый тип здания. Пространство молитвенного зала статично, не имеет четкого центра, может быть продолжено в разные стороны, создает настроение созерцательности. Северная аркада зала (в настоящее время арки забраны деревянными стенами и цветными витражами) открывалась в большой прямоугольный двор с двухъярусными аркадами. Образ мечети Омейядов, щедро и с изысканным вкусом украшенной инкрустациями из мрамора, мозаиками и позолотой капителей колонн, производил ошеломляющее впечатление на современников, вызывал подражания.

Мозаики частично сохранились в убранстве арок и стен дворовых портиков. Это огромные полуфантастические-полуреальные изображения зеленых дубрав, голубых струящихся рек и прекрасных зданий. Они открывают взору поэтический мир природы, украшенный памятниками архитектуры. Это простые, похожие на башни здания, роскошные дворцы, полукруглый многоколонный ипподром, узор узорчатые павильоны с коническими куполами. Изображение человека отсутствует. Причудливые постройки сочетаются с мощными стволами гигантских деревьев, с кустарниками, с кипарисами на золотом фоне. Некоторые мозаики считаются картиной идеализированного Дамаска с орошающей его рекой Барадой, другие — изображением различных стран мира и мест мусульманского паломничества.

Возможно, исполнителями мозаик были византийские мастера, приглашенные ко двору Омейядов. Они использовали около тридцати цветовых оттенков смальты с преобладанием зеленого, синего, золотисто-коричневого.

наверх