Древняя Палестина занимала
область, соответствующую нынешнему государству Израиль, территориям
палестинской автономии и современной Иордании. От Египта Палестина отделена
пустыней, с запада омывается Средиземным морем, вдоль которого расположена
плодородная долина шириною в несколько километров. От Финикии приморская
долина отделена горным хребтом Кармел, образующим скалистый мыс. С севера
в Палестину проникают отроги Ливана и Антиливана. Между ними и кряжем
Кармел простирается Изреельская равнина. На востоке Палестины расположено
плоскогорье, пересекаемое несколькими долинами. Затем это плоскогорье
круто обрывается, и по впадине, поросшей влажным лесом и лежащей ниже
уровня моря, протекает небольшая река Иордан, истоки которой лежат на
горе Хермон к югу от Антиливана. Иордан на своем пути протекает через
озеро Мером, Генисаретское озеро (Галилейское море) и впадает в Мертвое
море, дно которого расположено на 700 м ниже уровня моря. Далее на восток
тянется еще одно плоскогорье, называемое Заиорданьем или Галаад (Гилеад).
Оно покрыто степной растительностью и постепенно переходит в Сирийскую
полупустыню. Южная часть Палестины - Иудея - гористая область с суровым
засушливым климатом, на самом юге переходит в пустыню Негев. Область
на северо-запад от Иордана называется Галилея - плодородная земля, равнины
которой сменяются холмами.
Климат в Палестине жаркий, отличается резкими перепадами температур.
Количесво осадковуменьшается с севера на юг Палестина была заселена
с древнейших времен. Ранее даже считалось, что именно Палестина была
родиной биологического вида homo sapiens. Хотя на сегодня известно,
что современный человек намного раньше появился в Южной Африке, все
же это не умаляет роли Палестины в развитии человечества. Наряду с Сирией,
Малой Азией и предгориями Загроса здесь зафиксированы первые очаги скотоводства
и земледелия.
наверх
В
середине мезолита примерно 10-8 тысяч лет до нашей эры в Палестине появились
натуфейцы. Их название происходит от долины Натуф, расположенной на
запад от Иерусалима. Натуфейская культура считается первой цивилизацией
на пути прогресса и эволюции человечества. В этот период социально-экономические
преобразования в Палестине достигли высокого уровня. Благодаря достигнутому
уровню развития натуфейцы заложили материальные и идейные основы важнейшего
коренного поворота в истории человечества. Однако главной особенностью
этой культуры был переход человека от охоты и собирательства к земледелию
и скотоводству. Таким образом, они перешли от потребительства к производительному
хозяйствованию. Пшеница и ячмень стали первыми культурами, выращенными
человеком.
У нас нет свидетельств
того, что какой-либо другой народ, кроме натуфейцев, занимался земледелием
в тот далекий пери
Дни, века и эпохи
склоняют голову перед вкладом натуфейцев в эволюцию человечества, между
тем палестинский человек создавал одну культуру за другой. Все эти культуры
имеют древние корни и связаны с другими человеческими культурами. В
пятом тысячелетии до нашей эры в Палестине начался новый период развития.
Из самого сердца Аравийского полуострова в нее хлынули племена амореев
и ханаанцев, а с ними пришли и евусеи, которые были одним из их ответвлений.
Они начали смешиваться с коренным населением страны, в котором и растворились
с течением времени. Они придали стране особый характер, и она взяла
их имя.
До
настоящего времени мы не располагаем историческими документами, которые
проясняли бы нам происхождение названия “Палестина” до переселения в
нее арабов, о которых мы уже упоминали. Эта земля называлось “Страна
Шам”. В аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры она известна
под названием “Аморо”, или арабская земля. Таким же названием в этих
текстах называется и Средиземное море - “море Аморо” или “Аморейское
море”. Это название восходит к амореям - первому семитскому народу.
Это был главный народ, заселявший Сирию и Палестину. Некоторые исследователи
считают, что ханаанцы происходят от амореев, а евусеи – от ханаанцев.
В
Палестинской энциклопедии приводится мнение некоторых ученых о том,
что топоним “Малория” – сейчас это один их холмов в Иерусалиме – искаженное
название, как считают ученые, земли амореев.
У
соседних народов эта земля была известна под другими названиями. Так,
Музаффар Ислам-Хан в своей книге “Древняя история Палестины” говорит
о том, что палестинская земля лежит на юг от Сирии и это земля, в которой
делалась история. Многие народы давали ей разные имена. Может быть,
наиболее древние имена - “Харо”, которое было дано древними египтянами
ее южной части, и “Ратино” - ее северной части.
Затем страна получила название “Земля Ханаан” или просто “Ханаан”. Об
этом говорилось в отчете царского военачальника Мари, записанном на
обелиске Адрими царя Альаляха в Тель-Атшане еще в середине пятнадцатого
века до нашей эры. А самое древнее упоминание этого названия находится
в клинописной надписи Тузи, которая восходит примерно к тому же периоду.
Это название очень близко к тому, которое встречается в письменах Тель-эль-Амарны.
Д-р Филип Хитти в своей книге “История Сирии, Ливана и Палестины” упоминает,
что это название впервые было употреблено применительно к побережью
западной части Палестины, а затем стало признанным географическим названием
для всей Палестины и большей части Сирии.
Профессор
Робинсон в своей книге “История Израиля” упоминает, что название Ханаан
иногда употреблялось как обобщающее выражение, применимое и для жителей
Палестины, проживавших в ней с древности. Кажется, оно относилось и
к финикийцам. Таким образом, названию “Палестина” в различных его формах
предшествовало ставшее главным среди прежних имен слово “Ханаан”. Эти
название и слово живы до сих пор.
По
мнению некоторых авторитетных ученых, палестинцы были близки к ханаанцам
и были того же происхождения. Они поселились в южной части ханаанского
побережья примерно 1185 лет до нашей эры. Это побережье назвали по их
имени – Палестиной, а потом это название распространилось на всю остальную
местность. Наименование “палестинцы” часто встречается во многих египетских
источниках, в частности в настенных надписях в городе Хапу времен Рамсеса
Ш. Египтяне называли их pist.
О
них упоминается также и в ассирийских источниках, где использованы два
близких названия. А слово “Палестина” главным образом связано с корневой
основой “Филистина”, которая встречается в ассирийских хрониках времен
ассирийского царя Ададнирари Ш, жившего в 8 веке до нашей эры. На обелиске
этого царя говорится о том, что на пятом году его царствования его армия
подчинила себе “Филисто” и заставила его народ платить налог, а в 734
году до нашей эры царь Тиглат Биласар Ш направился в землю “Филистия”.Начиная
с эпохи вторых Аббасидов, которая началась в середине третьего века
по хиджре, Мусульманский Халифат стал слабеть, пока ранее единая страна
не распалась на три крупных государства. В частности это были Халифат
Аббасидов на востоке, Фатимидов в Египте, с охватом некоторых территорий
в Сирии и Северной Африке. А также Кордовский Эмират Омейядов в Андалусии.
В таком виде мусульманский восток и дошёл до эпохи крестовых походов.
Вместе с этим перед началом крестовой экспансии в течение сорока лет
тюрко-язычные племена, называемые сельджуками, смогли завладеть большую
часть бывших владений Аббасидов на Ближнем Востоке. В 1055 г. армия
сельджуков, возглавляемая Тогрул-беком, вошла в Багдад, а сам он добился
признания своей верховной власти от Аббасидского халифа. К 1041г. Сельджукидам
удалось расширить своё господство в Иране, Северном Ираке, Армении и
Малой Азии. 19 августа 1071г. в битве при Манцикерте сельджуки нанесли
сокрушительное поражение византийской армии. Тогда Византия перенесла
одну из трагических катастроф в своей истории конца XI века.
В 1071 г.
под их натиском Фатимиды были вынуждены уйти из Сирии и Палестины. И
вскоре под властью сельджуков оказался Дамаск и Иерусалим. Между тем
после смерти в 1092 г. Мелик-Шаха в государстве сельджуков начинается
этап усобиц. Братья и сыновья Мелик-Шаха к 1096 г. в ходе длительной
междоусобной борьбы фактически разделили владения Сельджукидов на пять
удельных султанатов. В частности в Иране образовалось эмирство во главе
с Баркируком, в Хорасане и Маверанахре возник султанат под властью Синджара.
В Сирии появилось также два султаната в Дамаске во главе с Даккаки,
и в Аллепо которым управлял Ридван. В восточной Анатолии под правлением
Кылыч-Арслана был создан Румский Эмират. Большая часть Палестины вошла
под управление Дамаского султаната.
В то же время
усобицы не прекращались вплоть до самого начала крестовых походов. К
концу XI века только в Сирии уже насчитывалось не два султаната, а четыре
не считая многочисленных удельных князьков претендовавших на власть
в Дамаске или в каком либо другом крупном городе. В 1098 г. мусульманские
земли в Сирии и Ираке стали ареной бесконечных войн между сельджукскими
правителями погруженных в кровавую усобицу. В 1097 г. вспыхнула борьба
между сыновьями Туташа родными братьями Ридваном и Даккаком. Кроме того,
с 1099 по 1104 годы развернулась ожесточенная усобица между сыновьями
Мелик-Шаха Мухаммадом и Баркиараком.
наверх
При Омейядах в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами храма библейского
царя Соломона в 687—691 годах была воздвигнута в центре большой, вымощенной
камнем площади знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Это
центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный
двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Внутри мечети находится обломок
скалы, который дал ей необычное название. Оно связано с легендой о ночном
путешествии пророка Мухаммеда на небо, совершенном на волшебном крылатом
коне: Мухаммед вознесся на небо, оттолкнувшись ногой от скалы, и оставил
на камне отпечаток своей ступни.
Культовое здание
такого типа основывалось на традиции ранневизантийской архитектуры.
Оно было близко христианским храмам Сирии. Замечательный образец декоративного
искусства — цветные мозаики мечети. Они украшают аркаду и высокий
барабан купола. На золотом фоне изображены стилизованные растения,
вьющиеся по сторонам орнаментированных ваз. Крупный узор синих, красных,
зеленых кубиков стекловидной массы — смальты напоминает драгоценное
изделие, в котором заметно влияние сасанидского искусства.
Мечеть Куббат
ас-Сахра — святыня иудеев, христиан и мусульман — занимает особое
место в истории архитектуры. Становлению же арабского зодчества более
отвечало другое прославленное сооружение. Большая мечеть Омейядов,
воздвигнутая по приказу халифа Валида I в 705—715 годах в Дамаске,
столице Сирии. В эпоху халифата Омейядов Сирия заняла положение центральной
области арабского мира.
Смешение западных
позднеантичных традиций с восточными традициями (в большинстве своем
исходив¬шими от сасанидского Ирана) придало искусству Омейядов особую
привлекательность. Общество словно впитывало в себя художественный
опыт ушедших поколений и цивилизаций. Здесь многое отвергалось навсегда,
но со многим, особенно в ощущении пластически чувственной живой красоты
мира и человека, творческое воображение художников долго не могло
расстаться. Знаменательно, что столицей халифата стал Дамаск, один
из древнейших городов мира, упоминание о котором встречается в египетских
текстах 18 века до н. э. и в Библии. Столица арамейского государства
в 10 веке до н. э., Дамаск знал затем владычество многих восточных
народов, был превращен в провинцию эллинистического государства Селевкидов,
вошел в состав римской провинции Сирия, а в 4 веке н. э. стал провинцией
Византии. Ко времени его захвата в 639 году арабами Дамаск сохранил
славу процветающего и легендарно прекрасного города. Разнородные напластования
культур стран восточного Средиземноморья отразились в судьбе его главного
храма. Мечеть Омейядов была перестроена из большой христианской базилики
Иоанна Крестителя, в свою очередь воздвигнутой на месте римского храма
Юпитера Дамасского, основанием которому послужило святилище арамейского
бога Хадада.
В дамасской
мечети были использованы строительные материалы и архитектурные детали
предшествующего здания, в частности его стройные мраморные колонны
с коринфскими капителями. Однако вытянутый прямоугольный план христианской
базилики был решительно переориентирован согласно особенностям арабского
зодчества. Внутреннее пространство устремлялось теперь не в глубину,
следуя продольному движению колоннады, а в ширину. Три ряда двухъярусных
аркад на колоннах пересекли движение к южной стене с михрабами. Светлый
зал мечети, все части которого равны по высоте, просматривается в
разных направлениях. Это уже новый тип здания. Пространство молитвенного
зала статично, не имеет четкого центра, может быть продолжено в разные
стороны, создает настроение созерцательности. Северная аркада зала
(в настоящее время арки забраны деревянными стенами и цветными витражами)
открывалась в большой прямоугольный двор с двухъярусными аркадами.
Образ мечети Омейядов, щедро и с изысканным вкусом украшенной инкрустациями
из мрамора, мозаиками и позолотой капителей колонн, производил ошеломляющее
впечатление на современников, вызывал подражания.
Мозаики частично
сохранились в убранстве арок и стен дворовых портиков. Это огромные
полуфантастические-полуреальные изображения зеленых дубрав, голубых
струящихся рек и прекрасных зданий. Они открывают взору поэтический
мир природы, украшенный памятниками архитектуры. Это простые, похожие
на башни здания, роскошные дворцы, полукруглый многоколонный ипподром,
узор узорчатые павильоны с коническими куполами. Изображение человека
отсутствует. Причудливые постройки сочетаются с мощными стволами гигантских
деревьев, с кустарниками, с кипарисами на золотом фоне. Некоторые
мозаики считаются картиной идеализированного Дамаска с орошающей его
рекой Барадой, другие — изображением различных стран мира и мест мусульманского
паломничества.
Возможно, исполнителями
мозаик были византийские мастера, приглашенные ко двору Омейядов.
Они использовали около тридцати цветовых оттенков смальты с преобладанием
зеленого, синего, золотисто-коричневого.
наверх