Иордания

 

 

 

 

Иордания

 

1. География региона.

2. История.

3. Культура.

 

Иордания на севере граничит с Израилем и Сирией, на северо-востоке - с Ираком, а на юго-востоке - с Саудовской Аравией. Иорданию составляют три географические зоны: плодородная долина реки Иордан, плато Восточного берега реки, где находятся все крупные города, и Восточный берег реки Иордан - пустыня, простирающаяся на восток до самой Сирии, Ирака и Саудовской Аравии. Иордания - маленькая страна, имеющая любопытную форму. Ходят слухи о том, что восточная граница была проведена Уинстоном Черчиллем, когда он был навеселе.

Сосновые леса на севере обозначают границу плодородной Иорданской долины, покрытой рощами кедров, оливковых деревьев и эвкалиптов. Далеко на юге, около Мертвого моря, где ничто не может расти, процветают солончаки. Пустынные регионы страны поддерживают обычную пустынную фауну: верблюдов, пустынных лисиц, песчаных крыс, кроликов и змей, в то время как холмы к югу от Мертвого моря кишат кабанами, козлами и барсуками. Иордания законно гордится красивейшим подводным миром; залив Акабы полон кораллов и тропических рыб. Жемчужина Иордании - заповедник Шаумари, где водятся газели и ориксы, когда-то распространенные по всей территории Иордании.

Климат сильно варьируется от одного края страны до другого. В иорданской долине летом очень тепло, около 40°C, а в Аммане и в Петре зимой идет снег. На территории Плато обычно тепло и сухо, температура здесь колеблется от - 20°C до + 30°C. В пустыне жара сменяется холодными ветрами, дующими из Центральной Азии.

наверх

Эти земли в Средние века контролировали бедуинские племена, а потому их недоступность еще больше подогревала воображение. Отдаляясь во времени, Петра все больше и больше обретала призрачные черты ближневосточного Эльдорадо, пока, наконец, почти случайно не была обнаружена швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом. В надежде отыскать потерянный город он отправился вместе с караваном от Дамаска до Каира. В конце августа 1812 г. путешественник оказался недалеко от предполагаемого места расположения Петры. Поскольку он прекрасно говорил по-арабски, был одет, как кочевник, и вообще выдавал себя за мусульманина Ибрагима ибн Абдаллу, ему не составило особого труда упросить местных арабов отвести его на могилу брата Моисея, пророка Аарона, погребенного, по преданию, на вершине одной из гор якобы для принесения жертвы. К удивлению Буркхардта, бедуин повел его в горы. Издали они казались совершенно непреодолимыми, но при подходе к ним в одной из скал внезапно обнаружился узкий проход в глубокое ущелье - Сик. После двадцатиминутной прогулки по дну извилистого каньона взору изумленного швейцарца открылись грандиозные развалины мертвого города, в которых он опознал Петру - потерянную столицу набатеев.

От этого открытия
он пришел в такой восторг, что чуть было не выдал себя. Но дело было сделано,
Буркхардт оказался первым европейцем за последние шестьсот лет, который увидел это чудо света.
О набатеях сегодня известно немного. Сами они не оставили о себе никаких письменных свидетельств. Все, что мы знаем о них - это истории, рассказанные заезжими путешественниками многие сотни лет назад, или скудные данные археологических раскопок. Кстати, сегодня в Петре подробно исследовано только около пятнадцати процентов территории. Хотя вряд ли эти раскопки прольют свет, скажем, на происхождение набатеев. Одни считают их простыми кочевниками, осевшими в этом удобном месте исключи тельно из-за его выгодного географического расположения. С давних пор здесь проходили главные караванные маршруты, соединявшие Европу, Азию и Африку. Другие не соглашаются с этим, указывая на слишком уж обширные познания набатеев в области земледелия и орошения. Это, в общем-то, действительно не было свойственно кочевникам. Некоторые называют их прародиной Ассирию, север Аравийского полуострова или даже Йемен. Теорий много, но понять, какая из них верна, сложно. Так или иначе, точно известно, что первым властителем Набатейского царства был Арета I, взошедший на престол в 169 г. до н.э.
Конечно, история государства в скалах Петра, название которой и означает на греческом "скала", началась не с этого момента. Достоверно известно, что в 312 г. до н.э. оно уже существовало. Об этом говорят греческие источники. Именно в этот год греческая армия во главе с Антигоном совершила неудачный поход на Петру. Скорее всего, с этого момента и началось возвышение государства, достигшего своего апогея к 106 г., когда умер последний набатейский владыка Раббэль II. Воспользовавшись этим моментом, Римская империя легко присоединила слишком богатое и благополучное царство. Петра стала частью римской провинции Аравия. Еще триста лет продолжалось ее процветание. Но незаметное угасание города началось именно тогда. Дело в том,
что набатеи были своего рода таможенниками или пограничниками. Они собирали дань с проходивших мимо караванов. Занимаясь этим веками, они и скопили свои сказочные богатства, слава о которых не давала покоя многим поколениям кладоискателей. Как раз в это время началось возвышение другой жемчужины Ближнего Востока - Пальмиры. Караваны пошли другими путями, а жителям Петры оставалось лишь сожалеть об утраченном величии и могуществе.
Петра успела побыть и частью Византии, пока два страшных землетрясения в 363
и 747 гг. окончательно не добили ее. Во времена господства арабов и крестовых
походов город уже был мертв. И лишь поиски сокровищ, которые должны были быть
спрятаны где-то здесь, продолжали манить сюда самых разных авантюристов. С той поры на главном символе Петры - Казне остались многочисленные следы от пуль. Бедуины считали, что если попасть в нужное место, то на них прольется золотой дождь. Увы, он не пролился, хотя кто знает, может быть, они просто стреляли не туда, куда надо.
Фасады всех гробниц были вырублены в скалах, а потому за ними лишь небольшие погребальные помещения, в которых набатеи хоронили царей или высшую знать. Представьте, каким должно было быть мастерство архитекторов, чтобы точно рассчитать и вырезать в куске цельного камня такие циклопические монолитные надгробия. Из-за обилия гробниц в XIX веке последователи Буркхардта даже окрестили Петру гигантским некрополем. Это не совсем так. Несмотря на обилие могил в лучшие времена в городе жили по крайней мере 20 000 человек. Просто дома, расположенные на равнине, не сохранились до наших дней. Зато до нас дошли постройки римских времен, говорящие о том, что некогда жизнь в Петре била ключом. Это и центральная мощеная улица, колонны, триумфальная арка, руины некоторых других сооружений. Великолепный театр на три тысячи человек к этому ряду не относится, поскольку он был возведен задолго
до прихода римлян и, по всей видимости, использовался набатеями в ритуальных религиозных целях. Сказать точно, что происходило на сцене это театра, невозможно. Как мы уже говорили, письменных свидетельств не осталось, так что остается только строить всевозможные догадки. По этой же причине не следует удивляться некоторым загадочным названиям в Петре: Храм крылатых львов, Дворец дочери фараона, Джинновы глыбы, та же Казна фараона. Все они были придуманы намного позже, когда от набатеев не осталось и следа. Те, кто давал подобные названия, руководствовался при этом не надежными источниками, а своими собственными весьма субъективными впечатлениями.
Например, бедуины искренне верили, что Петра была построена древнеегипетскими
фараонами. Сегодня мы знаем, что египтяне не имели к строительству этого фантастического города никакого отношения. Это сделал другой, не менее таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот, - набатеи. Без преувеличения, можно сказать, что лучшее напоминание, которое они оставили о себе потомкам и которое говорит о них лучше любых летописей, это продуваемый ветрами розовый скальный шедевр, спрятанный ими среди неприступных гор.

наверх

В Иордании вы не услышите традиционной арабской музыки, но встретите интересный гибрид арабского пения с западными оркестрами и национальными инструментами. Бедуины же привержены своим национальным традициям. Еще можно встретить певцов, монотонно скандирующих речитатив, сопровождающий танцы живота.

Внешне местная архитектура напоминает арабскую. Но повсюду в Иордании встречаются руины римских построек. Кузайр Амра знаменита своими фресками, одна из которых изображает обнаженных купальщиц - совершенно нетипичная тема для арабского мира. Примерами классической арабской письменности являются Коран и Аль-Мулькат - древнейший сборник арабской поэзии. Один из наиболее известных памятников Арабской литературы - это Альф Лайла ва Лайла, "Тысяча и одна ночь", - сборник рассказов за нескольких веков из разных стран. Искусство бедуинов демонстрируется серебряными украшениями, красочными одеждами и огромным выбором оружия.

Гостеприимство - краеугольный камень арабской жизни. Это нормально для иорданских семей, в частности, жителей пустыни, приглашать незнакомцев в свой дом. Традиция берет начало из особенности жизни в пустыне, где без пищи, воды и защиты большинство путешественников просто погибало. В каком месте Иордании вы бы ни находились, вы всегда можете услышать "Добро пожаловать", и вас часто будут приглашать в местные дома на обед или чашку чая.

Ислам - основная религия Иордании. Это монотеистическая религия, и святой книгой Ислама является Коран. Пятница - это выходной день. Каждый день по пять раз мусульмане, повинуясь призыву муэдзина с вершины минарета, молятся. Ислам происходит от тех же самых монотеистических корней, что Иудаизм и Христианство; Иисус Христос воспринимается как Пророк Аллаха. Мухаммед был последним Пророком, и Аллах продиктовал ему Коран. Большинство Иорданцев, включая черкесов, - мусульмане-сунниты. Черкесы, как и некоторые другие меньшинства в Иордании - выходцы с Российского Кавказа.

Ислам запрещает есть свинину и пить алкогольные напитки, и это правило действует в большей или меньшей степени на всей территории Иордании. Кроме того, Ислам не признает равенства полов; например, в некоторые общественные места пускают только мужчин. Хотя во многих местах есть семейная комната, куда допускаются женщины. Когда Иорданцы едят, они обычно заказывают набор блюд - меззе. Арабский пресный хлеб - хобз - употребляется почти со всеми блюдами. Другие блюда - это фалафель, прожаренные шарики из бобовых растений, шварма - по-особому приготовленный порезанный ягненок, и фуул - паста из фава бобов с чесноком и лимоном. Менсаф - бедуинское блюдо - целый ягненок с головой на блюде с рисом и орешками
наверх