Ливан

 

 

 

 

Ливан

 

1. География региона.

2. История.

3. Культура.

 

Ливан является парламентской республикой, кабинет министров возглавляет премьер-министр. Конституция страны основана на разделении полномочий трех ветвей власти с президентом, избираемым на 6-летний срок. 128 членов парламента избираются путем прямого закрытого голосования на 4-летний срок. Климат субтропический средиземноморский. Средние температуры января около +13 С, июля - +28 С. В горных районах температура зависит от высоты места, даже весной и осенью здесь нередки заморозки. В изолированной от морских воздушных масс долине Бекаа сформировался собственный микроклимат - летом средняя температура здесь доходит до +30, а зимой до +6, что больше характерно для континентального климата. Снег в горах лежит с с декабря по апрель-май. Осадков выпадает от 400 до 1300 мм. в год, в основном - в зимнее время (с декабря по февраль). Наибольшее количество осадков получают западные районы страны, в то время как в долине Бекаа иногда за год выпадает не более 300 мм. осадков. На побережье круглый год сохраняется высокая влажность воздуха.

наверх

Некоторые историки предполагают, что название государства Ливан происходит от древнеперсидского слова "эйван", что в переводе "терраса на колоннах", или сводчатый зал. Если верить этому мнению, то Ливан должен был представлять собой нечто единое, целое. Однако на протяжении многих веков на территории государства существовали многочисленные самостоятельные разрозненные поселения. Всех завоевателей восхищало богатство местных природных ресурсов, чудесные бухты на побережье, оборонительные возможности высокогорья.

 

Берега Ливана привлекали переселенцев уже с 10 тысячелетия до н.э., а в III тысячелетии до н.э. здесь начинают появляться первые подобия городов - так называемые города-государства - полисы, населенные торговцами и мореходами. Побережье активно заселялось финикийцами, которые были одной из величайших цивилизаций Средиземноморья. Финикийцы не имели централизованного управления, и поэтому их господство основывалось на силе и политической мудрости отдельных городов-государств. Финикийцы владели многими ремеслами и изобрели первый в мире настоящий алфавит. Они господствовали на море благодаря своим надежным судам и навыкам мореплавания. Финикийские торговцы доплывали до Египта, Испании, Северной Европы, ходили на кораблях вокруг Африки. Они торговали стеклом и знаменитыми пурпурными тканями. Особым спросом пользовался лес, росший на склонах гор. Из тысячелетнего ливанского кедра строились превосходные корабли. Главными центрами были: Тир, Сидон, Берит (сегодня Бейрут) и Библос.

В течение почти четырех веков, начиная с 16 в. до н.э. эти центры находились под властью египтян. Когда города-государства обрели независимость, финикийцы основали множество колоний на побережье Средиземного моря: в Тунисе (в частности, Карфаген), на западе Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, Алжире и Марокко (особенно после 12 в. до н.э.). В 9 веке до н.э. ассирийцы разрушили финикийскую монополию на торговлю в средиземном море. Вслед за ними пришли неовавилоняне, которых затем сменили персы в 6 веке до н.э. С приходом Александра Македонского в 4 веке до н.э. Финикия окончательно пришла в упадок. После завоевания Египта и Сирии в 1 в. до н.э. Римом они подпали под его власть, а сама территория была включена в состав провинции Сирия.

Финикийские прибрежные города играли ключевую роль в экономической жизни Средиземноморья, по которому пролегали важные торговые пути вплоть до 7 в., когда Сирия, Египет и Северная Африка были завоеваны арабами. Немногое известно об истории горных районов Ливана в тот период, хотя развалины многочисленных римских поселений были обнаружены на прибрежных холмах.

После того как арабские завоеватели овладели Сирией между 634 и 639 гг. н.э., финикийские прибрежные города-государства превратились в маленькие поселения, тогда как поселения внутренних районов Сирии - Халеб, Хама, Дамаск - стали быстро развиваться как новые центры. Арабские завоеватели тем временем все активнее расселялись в горных районах Ливана. Эти земли были ценны своими плодородными землями. Когда распалась Римская Империя, христианство начало завоевывать позиции в Ливане. В 4 веке н.э. Ливан стал частью Византийской Империи. Однако христианство не прижилось в Ливане. Умайады - первая великая мусульманская династия - господствовали в Ливане около века, но, в конце концов, им пришлось столкнуться с сопротивлением местных евреев и христиан, особенно сирийских маронитов, которые обосновались у подножия горы Ливан.

В 750 году н.э. правление перешло в руки Аббасидов, и Ливан стал провинцией их Империи. Империя просуществовала до 11 века, после чего возвысилась династия Фатимидов, которая пала под натиском крестоносцев. Взоры крестоносцев были направлены на Иерусалим, они прошли через Сирию и Ливан, наладив отношения с маронитами, и взяли город.

Мусульмане Айюбиды вторгались в Египет, Сирию, Западную Аравию, Йемен и уже начали создавать новую империю, когда были свергнуты собственными солдатами - рабами мамелюками. Мамелюки обосновались в Ливане в 13 веке и правили здесь еще около 300 лет. Они исчезли под давлением Османской Империи, маронитов и ливанских племенных вождей - Эмиров Танухида.

В 16 веке Османский Султан Селим I захватил Ливан, однако совсем скоро его сменил Фахреддин, который был талантливым политиком. Он объединил целый регион, который сейчас и является Ливаном. В начале 19 века Османы разделили гору Ливан на два административных региона, Друз и Маронит. Ссоры между этими регионами поощрялись Османской империей и вскоре началась открытая война не только между друзами и маронитами, но и между поддерживающими их крестьянами и феодальными лидерами. Подчиняясь давлению Европы, Османы все же объединили Ливан и назначили османского христианского губернатора, уничтожив феодальную систему. Такая система просуществовала до Первой мировой войны, когда государство Ливан было захвачено турецкими милитаристами. После войны Ливан перешел под управление Франции. В течение Второй мировой войны Ливан стал независимым государством и крупным торговым центром. В 1975 году разразился кризис - началась гражданская война между мусульманской коалицией и христианами правого крыла. Дело в том, что правительство Ливана состояло в основном из христиан, в то время как мусульмане (а это примерно половина населения) чувствовали себя ущемленными. Военные конфликты продолжались около 20 лет.


наверх

В Иордании вы не услышите традиционной арабской музыки, но встретите интересный гибрид арабского пения с западными оркестрами и национальными инструментами. Бедуины же привержены своим национальным традициям. Еще можно встретить певцов, монотонно скандирующих речитатив, сопровождающий танцы живота.

Внешне местная архитектура напоминает арабскую. Но повсюду в Иордании встречаются руины римских построек. Кузайр Амра знаменита своими фресками, одна из которых изображает обнаженных купальщиц - совершенно нетипичная тема для арабского мира. Примерами классической арабской письменности являются Коран и Аль-Мулькат - древнейший сборник арабской поэзии. Один из наиболее известных памятников Арабской литературы - это Альф Лайла ва Лайла, "Тысяча и одна ночь", - сборник рассказов за нескольких веков из разных стран. Искусство бедуинов демонстрируется серебряными украшениями, красочными одеждами и огромным выбором оружия.

Гостеприимство - краеугольный камень арабской жизни. Это нормально для иорданских семей, в частности, жителей пустыни, приглашать незнакомцев в свой дом. Традиция берет начало из особенности жизни в пустыне, где без пищи, воды и защиты большинство путешественников просто погибало. В каком месте Иордании вы бы ни находились, вы всегда можете услышать "Добро пожаловать", и вас часто будут приглашать в местные дома на обед или чашку чая.

Ислам - основная религия Иордании. Это монотеистическая религия, и святой книгой Ислама является Коран. Пятница - это выходной день. Каждый день по пять раз мусульмане, повинуясь призыву муэдзина с вершины минарета, молятся. Ислам происходит от тех же самых монотеистических корней, что Иудаизм и Христианство; Иисус Христос воспринимается как Пророк Аллаха. Мухаммед был последним Пророком, и Аллах продиктовал ему Коран. Большинство Иорданцев, включая черкесов, - мусульмане-сунниты. Черкесы, как и некоторые другие меньшинства в Иордании - выходцы с Российского Кавказа.

Ислам запрещает есть свинину и пить алкогольные напитки, и это правило действует в большей или меньшей степени на всей территории Иордании. Кроме того, Ислам не признает равенства полов; например, в некоторые общественные места пускают только мужчин. Хотя во многих местах есть семейная комната, куда допускаются женщины. Когда Иорданцы едят, они обычно заказывают набор блюд - меззе. Арабский пресный хлеб - хобз - употребляется почти со всеми блюдами. Другие блюда - это фалафель, прожаренные шарики из бобовых растений, шварма - по-особому приготовленный порезанный ягненок, и фуул - паста из фава бобов с чесноком и лимоном. Менсаф - бедуинское блюдо - целый ягненок с головой на блюде с рисом и орешками

наверх

В Ливане развито искусство как традиционное, так и современное. Национальный танец - дабке - живое воплощение энергии народа. Классический танец живота исполняют в основном на свадьбах и он символизирует смерть девы и рождение женщины. Хотя в ночных клубах вы можете увидеть профессиональных танцовщиц. Традиционная арабская музыка представляет собой обрывочную мелодию на основе комплекса ритмов и часто сопровождается сложным речитативным пением. Обычно ливанскими исполнителями используются: уд - грушевидный струнный инструмент; табла - глиняный, деревянный или металлический ударный инструмент; ней - камышовая дудка с мелодичным звуком; и ганун - местная разновидность гитары - 81-струнный инструмент.

Литература и поэзия занимают важное место в культуре Ливана. Очень популярной поэтической формой является заджал - когда группа поэтов вступает в остроумный диалог. Основным представителем ливанской литературы является Халиль Гибран, поэт, писатель и художник 19 века, чьи произведения наполнены христианским духом. Амин Маалуф, Эмили Насраллах и Ханан Аль-Шейх являются современными ливанскими писателями.

Около 60% населения Ливана мусульмане. Основная группа мусульман - это шииты. Кроме того здесь есть сунниты и друзы. Друзы - одна из религиозных загадок Ближнего Востока. Изначально это была ветвь ислама, но она настолько абстрагировалась от основного течения, что теперь ее можно назвать самостоятельной религией. Друзы верят, что Бог возрождается в разные времена в телах разных мужчин и последней раз он явился в мир в как Аль-Хаким би Амриллах, шестой халиф из династии Фатимидов, который умер в 1021 году н.э. Они верят в переселение душ и в их определенное число. Друзы собираются на молебны по четвергам в скромных помещениях. Туда не пускают посторонних и их обряды до сих пор тайна для непосвященных. Христианское движение в Ливане в основном представляет секта маронитов, но здесь есть и представители греческой православной церкви, греческой католической церкви, сирийских католиков, халдеев, протестантов и православных.

Арабский и французский - два официальных языка Ливана, хотя арабский более распространен, а в деловых и туристических центрах многие говорят и на английском языке. Арабы придают большое значение вежливости, и редко разговор начинается без обмена любезностями. Как от иностранца (аджнаби) от вас не ждут знания всех культурных тонкостей, но если вы сможете сделать то, чего от вас ждут, то вы можете рассчитывать на уважение. Кроме того, попытка пообщаться с местными на их языке обычно вознаграждается признательными взглядами. И не важно насколько хорошо ваше произношение или грамматические знания, в ответ вы все равно услышите "Вы очень хорошо говорите по-арабски!".

Ливанская кухня необычайно вкусна. Здесь используют свежие и вкусные продукты, которые при приготовлении сдабриваются специями. В ливанской кухне много от турецкой и арабской кухни с неким оттенком французского духа. Основным блюдом является меззе, что-то типа пирога со шпинатом, твердым сыром, и виноградными листьями. Дальше следуют блюда из мяса (баранины) или рыбы, которые подаются с гарниром: рисом и орехами, и каким-нибудь салатом типа табулех или фаттош. Национальное блюдо киббех - паста из ягненка с пшеничными зернами, которая иногда подается в сыром виде, но чаще запекается как пирог. На десерт подается пахлава и блюда из грецких орехов.

Арабский кофе - популярный напиток в Ливане. Но здесь пьют и прохладительные напитки, например: джеллаб - вкусный напиток из изюма, подаваемый с кедровыми орешками; или айран - местная разновидность йогурта. Алкоголь здесь дешевый и доступный, а самым распространенным алкогольным напитком является арак, смешанный с водой и льдом.

наверх