Сирия

 

 

 

 

Сирия

 

1. География региона.

2. История.

3. Культура.

 

Сирийская Арабская Республика расположена в Юго- Западной Азии, или как принято называть – на Ближнем Востоке. Территория ее равна 185,2 тыс. кв.км (Голла высоты – около 1370 кв. км, оккупированы с 1967 г. Израилем) .

На севере Сирия граничит с Турцией (протяженность границы 845 км) , на западе – с Ливаном (356 км) и Израилем (74 км) , на востоке – с Ираком (596 км) , на юге – с Иорданией (356 км) . На северо-западе на протяжении 183 км территория страны омывается Средиземным морем. Максимальная протяженность с востока на запад – 793 км, с юга на север – 431 км.

Большая часть Сирии представляет собой возвышенное плато, высота которого над уровнем моря колеблется от 200 до 700 м. Западная часть плато имеет довольно резко выраженный горный рельеф. Здесь тянутся 2 гряды горных массивов, разделенные продольным понижением – Сирийским грабеном шириной 15-20 км; по дну его течет река Эль-Аси (Оронт) . Один из этих массивов, расположенный на западе, носит название Ансария, наивысшая точка его достигает 1562 м. Этот массив почти параллелен морскому побережью страны.

К востоку от впадины Эль-Габ простирается группа горных массивов Джебель-Акард, Эз-Завия, Джебель-эш-Шарки и других. Склоны этих массивов круто обрываются в сторону тектонической впадины Эль-Габ.

В северо-восточном направлении от горного массива Джебель-эш-Шарки отходят невысокие хребты, часть которых достигает Евфрата. Это так называемые горные складки Пальмирены.

Восточную, большую часть территории Сирии, занимает плоскогорье высотой 500-800 м. Юго-восточная его часть называется Сирийской пустыней (плато с днообразным ландшафтом, простирающееся также на территорию Иордании, Ирака
и Саудовской Аравии; его высота над уровнем моря составляет 650 м) , а северо-восточная – пустыней Джедире. Поверхность пустыни покрыта сетью мелких долин – вади, часто теряющихся в обширных впадинах, в слабо очерченных складках рельефа. На плоскогорье встречаются группы потухших вулканов и отдельные плосковерхие массивы. На юго-западе Сирии на границе с
Иорданией выделяется массив Эд-Друз, в нынешней сирийской картографии называемые Джебель эль-Араб. Наивысшая вершина этого массива – гора Эль-Джейна достигает 1803 м.

Отделенная горными хребтами от внутренних районов страны прибрежная равнина, протянувшаяся от турецкой границы к Ливану, представляет собою узкую полосу земли (не более 32 км в самой широкой своей части) , которая в нескольких местах почти полностью исчезает при непосредственном выходе гор к Средиземному морю.

Климат Сирии субтропический, средиземноморского типа. В районе Средиземноморского побережья климат имеет морской характер, с большим количеством осадков, в центре страны – сухой, континентальный. В центральной части страны сухое и жаркое лето сменяется холодной суровой зимой.

наверх

Около 800 тысяч лет назад из Африки пришли в Сирию первобытные люди. На территории Сирии раскопано около полусотни древних поселений. В Ситт Марко, Рас-Шамре и Латамне найдены предметы раннего палеолита, в пещерах Дедерия найдены древнейшие останки человека периода среднего палеолита (мезолита). Английский археолог Леонард Вуллей в 1927—1928 гг.

раскопал город Урна Евфрате, легендарную родину праотца Авраама. Обнаруженные им царские гробницы дали богатейшую информацию о жизни шумеров, о их похоронных обрядах. Но самое поразительное открытие состояло в том, что под культурным слоем с остатками гробниц оказался абсолютно чистый слой глины около двух с половиной метров толщиной. Был сделан единственно возможный вывод: в древнем Шумере произошло невиданное наводнение. Возможно, реальный потоп, описанный в более древнем, чем Библия, «Сказании о Гильгамеше», обнаруженном на глиняных клинописных табличках, послужил основанием для библейского рассказа о Всемирном Потопе. На глиняных табличках были расшифрованы и списки древних царей, и тексты договоров и законов. Археологические раскопки ирасшифрованныетекстыдоказали: в IV тысячелетии до н. э. в долине Евфрата и, в частности, на территории современной Сирии жили племена ханаанеян (амореев). В конце III — начале II

тысячелетия до н. э. в регионе возникли ранние рабовладельческие государства.

В XVI—XIV вв. до н. э. на территории Сирии шли почти непрерывные войны. Сирию поочередно завоевывали египтяне, империя Митанни (контролировавшая Джезиру), хетты, затем арамеи, к I тысячелетию до н. э. распространившие свое влияние почти на всю Юго-Западную Азию. Хетты, империя которых была разрушена около 1200 г. до н. э., были вытеснены в Северную Сирию и долину Верхнего Евфрата и создали там новые хеттские царства с центрами в Алеппо, Каркемише, Хаме, Арпаде. В начале Х в. до н. э. на территории Сирии возникло арамейское Дамасское царство, с VIII в. входившее в состав Ассирии (примерно с IX в. до н. э.), затем Нововавилонского (в VII в. до н. э.), древнеперсидского царства Ахеменидов (до 333 г. до н. э.) и эллинистического государства Селевкидов. Еще одно арамейское царство, созданное в Хаме, также было покорено Ассирией в IX в. В 333 г. до н. э. в Северной Сирии войска Александра Македонского разбили огромную армию персидского царя Дария III. После смерти великого полководца империя была поделена. Восток достался полководцу Александра Селевку Никатору (основателю династии Селевкидов). Греки основали в Сирии города Антиохию, Аламею, Дура-Европос.

В 64 г. до н. э. римляне сокрушили Пальмирское царство, простиравшееся от Египта до Малой Азии и занимавшее значительную часть современной Сирии. Антиохия стала столицей новой римской провинции. В IV—VII вв. н. э. Сирия была процветающей провинцией Византийской империи. В IV—V вв. строились христианские церкви, возникали новые богатые города. В 532 г. Сирия испытала нашествие персов, а после войны византийцев и персов-Сасанидов 603 г., в 611 г. в страну снова хлынули персы, окончательно изгнанные из Сирии в 627 г. Когда в 636 г. арабы разгромили византийцев при Йармуке, сдался Дамаск. В 639 г. были захвачены Алеппо, Антиохия и Латакия, а затем и вся страна.

В 661 г. Муавия, арабский наместник в Сирии и основатель династии Омейядов, захватил власть и перенес столицу в Дамаск. До 750 г. Дамаск оставался столицей халифата Омейядов. Именно в этот период распространился арабский язык, большая часть населения приняла ислам и зародилось исламское искусство. В 750 г. сторонники Абу аль-Аббаса, положившего начало династии Аббасидов, свергли династию Омейядов. В 762 г. столицу Арабского халифата перенесли в Багдад, и роль Сирии заметно уменьшилась. В 868 г. Ахмад ибн-Тулун (основатель династии Тулунидов), правитель Египта, завоевал Сирию. В 934 г. Дамаск, как и Египет, перешел в руки династии Икшидов, вскоре изгнанных из Северной Сирии на юг страны и в Египет арабской династией Хамданидов (впоследствии Фатимидов). До 975 г. Хамданиды правили и в Алеппо, пока не были изгнаны византийским императором Иоанном I Цимисхием.

В Х—XI вв. значительную часть страны захватили турки-сельджуки. XI—XIII вв. — эпоха крестовых походов. В 1097— 1098 гг. крестоносцы осадили и взяли Антиохию, а затем основали Антиохийское княжество — одно из многих княжеств и королевств (в том числе и Иерусалимского), основанных крестоносцами на Востоке. С тех времен на территории Сирии остались довольно хорошо сохранившиеся замки и крепости рыцарей-крестоносцев. Власть крестоносцев не была устойчивой. В 1173 г. Салахад-Дин (известный в Европе как Саладин) захватил Дамаск и объединил Египет и Сирию, положив начало правлению династии Айюбидов. В 1187 г. в битве при Хаттине он захватил Иерусалим. С 1265 г. крестоносцев начинают вытеснять с Востока. В 1268 г. султан Бейбарс овладел Яффой в Палестине и Антиохией в Сирии. В 1271 г. пала крепость Крестоносцев, в 1285 г. — крепость Маркаба, в 1303 г. — остров Аруад — последний оплот крестоносцев в Сирии.

С XIII в. до начала XVI в. Сирией правили египетские мамлюки — воины египетских султанов, набиравшиеся из рабов тюркского происхождения, а в 1250 г. захватившие власть в Египте и правившие Египтом и Сирией до турецкого завоевания в 1517 г. В 1400 г. Сирия испытала нашествие монголов, в 1401 г. войска Тамерлана захватили и сожгли Дамаск, истребили его жителей. В 1453 г. турки захватили Константинополь, закрепив свою победу над Византией и быстро завоевав Юго- Западную Азию. В 151 б г. при Селиме I турки захватили Египет и Сирию, и до 1918 г. Сирия входила в состав Османской империи (по имени Османа — создателя эмирата, а затем империи). Самые значительные события этого периода: 1812г. — восстание янычар, которым удалось взять Дамаск и Алеппо; 1860 г. — истребление христиан в Дамаске. Во время Первой мировой войны Турция и, следовательно, вся Османская империя была союзницей Германии. Для изгнания турецких войск с территории Юго- Западной Азии шейх Фейсал объединился с английскими и французскими войсками. В 1917 г. Фейсал вступил в Дамаск, а в 1920 г. основал арабское королевство.

После поражения Германии и ее союзницы Османской империи в Первой мировой войне Лига Наций в 1920 г. выдала Франции мандат на управление Сирией. Французское правление ознаменовалось многочисленными восстаниями, самым мощным из которых было восстание друзов в 1925 г., закончившееся бомбардировкой захваченного восставшими Дамаска. Летом 1941 г. в Сирию вошли английские, французские и иорданские войска, чтобы свергнуть профашистский режим. В результате мощного национально-освободительного движения французские военные власти в ноябре 1941 г. были вынуждены признать независимость Сирии. В 1943 г. было сформировано первое национальное правительство, а 17 апреля 1946 г. из страны были выведены все иностранные войска. С 1945 по 1954 г. в Сирии произошло несколько государсгвенных переворотов. Переворот генерала Займа произошел после первой арабо-израильской войны 1948 г. (которую в Израиле называют войной за Независимость).

В феврале 1958 г. Сирия и Египет объединились в Объединенную Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал президент Египта Насер, но в 1962 г. Сирия вышла из союза и стала самостоятельной Сирийской Арабской Республикой (CAP). Главой республики является президент, законодательная власть в стране принадлежит парламенту. В 1963 г. к власти пришла партия Баас, девизом которой были слова «Единство — Свобода — Социализм». Последующий период ознаменован сближением с Советским Союзом, национализацией многих секторов промышленности. В 1967 г. в ходе Шестидневной войны с Израилем Сирия потеряла Голанские высоты. В 1970 г. к власти пришел генерал Хафез аль-Асад, бывший ранее министром обороны и объединивший несколько политических партий в Прогрессивный национальный фронт. Остальные партии были запрещены. В 1992 г. он был в четвертый раз избран президентом на семь лет практически единогласно. Период правления Асада, несомненно внесший стабильность в жизнь страны, был омрачен еще одной арабо-израильской войной — Войной Судного дня, в результате которой не только не удалось вернуть Голаны, но израильская армия оказалась в 40 км от Дамаска, и Сирия понесла серьезный экономический урон.

наверх

СИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра сирийского народа. Развивается на араб. яз. Сирийский фольклор восходит к древнейшему периоду истории Ассирии и Вавилонии. На терр. Сирии в 1 в. существовал сирийский яз. (ветвь арамейского яз., принадлежащего к зап.-семитской языковой группе). Первые шаги С. л. относятся к 1— 3 вв. (загадочное дидактич. «Письмо сыну из ссылки Мары бар Серапиона», сочувственно упоминающее Христа, но, по-видимому, не христианское; гностич. поэзия Вардесана Бар-Дайшана, 154—222, и апокрифич. «Деяний апостола Фомы»). Золотой век С. л.— 4—6 вв.; центр, фигура — поэт, проповедник и богослов Ефрем Сирин (Афрем, ум. 373), оказавший широкое влияние на лит-ры восточнохрист. круга (в частности, на древнерус. лит-ру и рус. фольклор); др. авторы — поэты Кириллона и Балай (нач. 5 в.).

С 7 в. сирийский язык постепенно вытесняется арабским, а сирийское христианство — исламом; однако традиция христ. С. л. держится еще ряд веков. Плодовитый и многосторонний автор — Григории Абу-ль-Фарадж Бар-Хебрайа (1226—86), богослов, ученый энциклопедист, историк и новеллист. Последний представитель С. л.—гимнограф Авдишо (ум. 1318). В средние века на терр. Сирии жили известные деятели классич. араб. лит-ры: Абу Таммам, аль-Бухтури, аль-Мутанабби, Абу Фирас аль-Хамдани и философ Абу-ль-Ала аль-Маарри. К 14 в. сирийский яз. был полностью вытеснен из лит-ры арабским. Араб. лит-ра Сирии развивалась в русле общеараб. культуры.

В 19 в. начался период просветительства, оживления лит. жизни, именуемый арабами возрождением. С именами Н. аль Языджи, Б. аль-Бустани — просветителей старшего поколения в Сирии, включавшей тогда также Ливан и Палестину, связано развитие нац. школ и прессы (первая газ.— "Хадикат аль Ахбар", 1858). Идеи просветительства развивали также Ф. Марраш, Исхак Адиб, Дж. Зейдан, Дж. Н. Мудаввар, Антун Фарах, А. аль-Кавакиби. Р. Хассун и др.

Вплоть до 19 в. С. л. сохраняла традиции поздних араб. классиков: нарочито усложненный стиль в поэзии, рифмованная проза со стихотв. вставками и др. В поэзии преобладали касыды религ. содержания.

Установление франц. мандата над Сирией (1923) усилило проникновение зап.-европ. культуры во все сферы жизни сирийцев. Ответной реакцией явилась деятельность группы сирийских ученых-филологов, составившей ядро Араб. академии в Дамаске: М. Ф. Курд Али, Халиль Мардам-бек и др.; группа призывала к изучению лит. памятников средневековья, следованию формам традиц. араб. стихосложения.

Наряду с поборниками традиц. лит-ры в 20-х гг. в Сирии появилось новое поколение писателей, большинство к-рых получило образование в европ. странах. Пропагандируя зап.-европ. лит-ру, они внесли в лит-ру новые идеи и жанры. В 20—30-х гг. был усовершенствован жанр короткого рассказа (С. Абу Ганим, С. аль-Каяли). Значительно творчество М. А. аль-Арнаута (историч. романы, лит.-критич. статьи).

В период нац.-освободит, движения (30-е гг.) поэзия стала боевым оружием. Поэты М. аль-Бизм, Б. аль-Джабаль обличали франц. колонизаторов. Высокого худож. уровня достигла и лирика (стихи О. Абу Риша). Выделяются также поэтич. произв. В. аль-Курунфули, унаследовавшего традиции араб. классиков. Усилилось демократич. направление в лит-ре. Большое влияние на его формирование оказал журн. «Ат-Талиа» (1937); группировавшиеся вокруг него писатели перевели на араб. яз. и издали после 2-й мировой войны 1939—45 мн. труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, а также соч. рус. классиков. 2-я мировая война, борьба с фашизмом еще больше сплотили демократич. силы. С дек. 1941 в Бейруте изд. ливан. журн. «Ат-Тарик», в к-ром печатались произв. сирийских писателей. Жанр новеллы становится основным в совр. С. л.: М. аль-Каяли, X. Мина, В. аль-Бунни, Багдади Шауки, X. аль-Каяли; их произв. рисуют жизнь простых людей, скромных тружеников города и деревни в годы иностр. оккупации, борьбу за свободу и независимость родины. В 50-х гг. прочные позиции заняло реалистич. направление благодаря творчеству А. аль-Уджейли, У. аль-Идлиби, М. ас-Сибаи, С. Исмаила, С. Хаурания, А. ан-Нахви и др. В 60-х гг. получили известность сб-ки рассказов Г. ас-Саман, В. Ихласси, Я. Рифаийя и особенно 3. Тамера и романы Ж. Салема («В изгнании»), Мины («Парус и буря», «Снег летит в окно»), для к-рых характерна приверженность к символике. Сирийские прозаики в поисках совр. худож. средств изображения жизни страны проявляют интерес к творч. исканиям наиболее известных амер. и европ. мастеров. Широко представлена в многочисл. переводах рус. классич. и сов. лит-ра.

В 70-х гг. появляются произв. аль-Уджейли, рассказывающие о социальных преобразованиях в стране. В эти же годы через все жанры лит-ры проходит тема, тесно связанная с судьбой палестинского народа (проза Мины, стихи Н. Каббани и др.).

Развитие жанра романа в 70-х годах связано с именами Мины, аль-Уджейли, Ф. Зарзура, ас-Саммана и др. Сирийскую драматургию представляют А. А. Орсан и С. Ванус. В 1951—54 в Сирии функционировала Лига сирийских писателей; 9 сент. 1954 вместо нее была создана Лига араб. писателей. В нее входили прогрес. прозаики и поэты. В 1969 сформирован Союз араб. писателей Сирии, объединяющий писателей, драматургов, критиков и переводчиков.

наверх