PUSSEN
Первый
парижский период (1612-1623)
Сын крестьянина. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса
к искусству. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен,
расписывавший в Андели церкви. В 1612 юный Пуссен приезжает в Париж,
где поступает в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Увлекается
изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля. Значительную
роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Марино, интерес
которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника.
Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода
являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека)
к поэме Марино; под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию.
Первый римский период (1623-40)
В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и
остается до конца жизни. Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что
"все его дни были днями учения". Сам же Пуссен замечает, что
"ничем не пренебрегал" в своем стремлении "постичь разумную
основу прекрасного". Его привлекает живопись Караваджо и болонцев,
скульптура античного и барочного Рима. Значительную роль в формировании
Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано
дель Поццо - его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем
великолепного собрания рисунков и гравюр ("бумажного музея"),
благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился
с трудами философов, историков, античной и ренессансной литературой.
Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи о живописи
(Эрмитаж).Первой работой, исполненной в Риме, было полотно "Эхо
и Нарцисс" (1625-26, Лувр) на мотив поэмы "Адонис" Марино.
Эта поэтическая работа стала началом серии картин 1620-30-х годов на
мифологические сюжеты, воспевающих любовь, вдохновение, гармонию природы.
Большую роль в этих картинах играет пейзаж ("Нимфа и сатир",
1625-1627, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва;
"Венера и сатиры", 1625-1627, Национальная галерея, Лондон;
"Спящая Венера", 1625-1626, Лувр). Преломление античного наследия
происходит у художника сквозь призму образов Тициана, об увлечении живописью
которого свидетельствует идиллическая умиротворенность образов, золотистые
звучные краски.Тему тициановских "поэзий" художник продолжает
развивать и в сценах "Вакханалий" 1620-30-х годов (Лувр; Эрмитаж;
Национальная галерея, Лондон), полотнах "Триумф Вакха" (1636,
Лувр) и "Триумф Пана" (1636-1638, Национальная галерея, Лондон),
ища форму воплощения, отвечающую в его представлении античному пониманию
радости жизни как необузданной стихии природы, счастливой гармонии духа.За
несколько лет пребывания в Риме Пуссен обрел признание, о чем свидетельствует
заказанный ему образ для собора св. Петра "Мученичество св. Эразма"
(1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Художник изобрел нетрадиционный
путь, идя не от работ мастеров барокко, подчеркивающих религиозную экзальтацию,
и не от полотен караваджистов: в передаче стоического сопротивления
святого он находил опору в натуре, а в живописной манере следовал передаче
эффектов дневного света на открытом воздухе.С конца 1620-х годов и в
1630-е годы Пуссена в большей степени привлекает историческая тематика.
Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы ("Спасение
Пирра", 1633-1635, Лувр; "Похищение сабинянок", 1633,
частное собрание; "Смерть Германика", 1627, Палаццо Барберини,
Рим). Картина "Смерть Германика" на сюжет из римской истории
Тацита, заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением
европейского классицизма. Сцена стоической смерти известного полководца,
отравленного по приказу императора Тиберия, воплощает образец доблестного
героизма. Спокойны и торжественны позы клянущихся в отмщении его воинов,
группа которых образует продуманную, легко читающуюся композицию, Фигуры
написаны пластически выразительно и уподоблены рельефу. Трагический
акт смерти на величественном античном ложе воплощен в сцене, полной
гражданского пафоса. Как и в классической трагедии с большим количеством
персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать,
что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод
был известен и другим мастерам 16-17 вв.), в котором, расставляя восковые
фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. Это написанное
в период увлечения тициановскими идиллиями полотно выразило эстетическое
кредо Пуссена - "не только наши вкусы должны быть судьями, но и
разум".Осмысление нравственных уроков истории художник продолжил
в серии "Семь таинств" (1639-1640, Лувр), заказанной Кассианом
дель Поццо. Трактуя таинства (Крещение, Причащение, Исповедь, Покаяние,
Миропомазание, Брак, Соборование) в виде евангельских сцен, он стремится
придать каждой многофигурной композиции определенный эмоциональный настрой.
Композициям полотен присуща рационалистическая продуманность, колорит
суховат и строится на сочетаниях немногих цветов.