Понимание
места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно
с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются
одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя
по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание
отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелосьбыть
признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными
взглядами. Психологическое объяснение - самому Дали оно очень
нравилось - могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою
собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать.
Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства
и как они развились? Его жизнь в небольшом каталонском городке
Фигерас на севере Испании, казалось, была счастливой и типичной
для выходца из провинциальной семьи среднего достатка.
] Сальвадор
Филипп Яхинто Дали и Доминик родился 2 Мая 1904 года. Его отец
был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место
в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем
и к тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем
своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой,
которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья
регулярно посещала церковь. Оба родителя любили Сальвадора и
его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для
того времени образование, которое было доступно им. Вскоре у
Сальвадора сложилось устойчивое мнение о том, что родители любили
вовсе не его, а старшего брата, умершего в 1903, за год до его
рождения. Это откровение появилось в Невысказанных откровениях
Сальвадора Дали, книге, опубликованной в 1976 году, после издания
трех предыдущих его автобиографий. Было ли это изгнанием последствий
травмы или плодом живого воображения художника, всю свою жизнь
создававшего скрытые и двусмысленные образы, автора так называемого
процесса параноидально-критического мышления, мы можем лишь
догадываться. Дали, несомненно, был умным юношей, хотя он любил
утверждать обратное. Он обладал природным талантом в рисовании,
что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах,
которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант
развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист -пуантилист
и друг семьи Дали. Большая часть юности Дали прошла в семейном
домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением
общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию
низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно,
это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических
тем в его искусство. Как утверждала Анна-Мария, их дом был такой
же, как и все остальные. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть
матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением
и тяжелым ударом для семьи. Когда Дали исполнилось семнадцать,
он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса.
Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную
студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо,
одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя.
Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон
самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, но знающего,
что дома его ждет тихая пристань. Однако впоследствии это убеждение
было сильно поколеблено.