Здесь раздел: Suomen paakaupunki.

 

Город Хельсинки - столица Финляндии - отметила свое 450-летие в 2000 году как одна из равноправных европейских столиц. Несмотря на сравнительно молодой возраст, память города впитала три крупных периода своей истории: шведский, российский и финский, каждый из которых дал городу свой опыт и архитектурное наследие. Город был основан в устье реки Вантаа по указу шведского короля-реформатора Кустаа (Густава) Вааса от 12 июня 1550 года. Предполагалось создать форпост Швеции для международной торговли на востоке. В 1640 году по указу генерал-губернатора Пиетари Браахе город перенесли ближе к морю на мыс Виронниеми. Однако, первые 200 лет жизни Хельсинки оставался в тени для крупной политики, но многократно подвергался пожарам, эпидемиям и вражеским нашествиям. Например, эпидемия чумы в 1710 году унесла большую часть жителей: в живых осталось только 387 человек. К началу XIX века Хельсинки имел 3500 жителей, был почти целиком деревянным и не имел четкой планировки.

С середины ХVIII века Хельсинки начал снова приобретать стратегические позиции: у ворот города появилась крепость Свеаборг - величайший памятник военного строительства Шведской державы в XVIII веке. Хельсинки стал тылом и экономической базой крепости. В 1812 году Хельсинки по указу императора Александра I стал столицей Великого княжества Финляндского. Город стал впервые застраиваться каменными домами по единому генеральному плану, созданному Й. А. Эренстрёмом. Благодаря таланту зодчего К. Л. Энгеля, в центре города были созданы великолепные классические ансамбли, снискавшие ему славу "белой столицей севера". На протяжении XIX века Хельсинки в 25 раз увеличил население, обрел свой собственный архитектурный облик, свою промышленность и городскую культуру европейского образца. В Хельсинки начала развиваться финская национальная культура: архитектура, живопись, музыка, театр. В 1812 году новоиспеченная столица насчитывала едва ли 4000 жителей. А сейчас в ней проживает 525 тысяч человек. В 2000 году Хельсинки был объявлен "Европейской культурной столицей".

 

С 1917 года Хельсинки - столица независимой Финляндии. Дальнейший рост и строительство Хельсинки в ХХ веке демонстрирует всему миру достижения финского народа в области образования, культуры, повышения авторитета Республики на международном уровне. Среди конкретных событий надо отметить: проведение Олимпийских игр в 1952 году. Со смотровой площадки на башне стадиона высотой 72 метра открывается панорама города.

, Совещания по безопасности и сотрудничеству глав 35 государств в 1975 году, встречи на высшем уровне в последние годы. Встречая XXI век Хельсинки имеет прочную репутацию города мирных инициатив на международной арене, одной из культурных и спортивных столиц мира и Европы, города высокого образования и развитого туризма. Впереди у города - реализация планов строительства нового городского центра, нового порта, развитие транспортной сети. Сейчас население непосредственно города - около 546 тысяч жителей, площадь - 185 кв. километров. Однако, вместе с прилегающими городами Вантаа, Эспоо, Кауниайнен и другими, регион Хельсинки вырастает в крупнейший мегаполис Финляндии, насчитывающий около миллионов жителей.

Ансамбль Сенатской площади

Классический центр Хельсинки - "белая столица севера" как ее называли в XIX веке, создан щедрым талантом Карла Людвига Энгеля. Немецкий архитектор петербургской школы, он всегда оставался верен канонам строгой классики. Но главная заслуга архитектора в том, что он сумел на изрезанной холмами и скалами местности создать такой же гармоничный и цельный ансамбль, какие возводили русские мастера на невских равнинах. В кирпиче и граните зодчему удалось воплотить модель просвещённой монархии, идеал молодости Александра I.

Это становится очевидным, если посмотреть на площадь с высоты парадной лестницы Кафедрального, прежде Никольского собора: В центре - монумент монарху, установленный уже позже, в конце века ( В. Рунеберг, 1894 ) памятник Александру II, который сделал для Финляндии не меньше, чем его венценосный тезка. Слева белоколонное здание Сената ( 1822 ), нынче Государственный совет, символ государственной власти. Справа - симметрично поставлен главный корпус университета ( 1832 ) и великолепное снаружи и внутри здание университетской библиотеки - метафоры просвещения. По нижнему краю площади торговые помещения, и, наконец, на вершине холма - храм: власть Божья превыше всего. Видный далеко с моря Кафедральный собор был завершен уже после смерти К. Л.Энгеля в 1852 году (арх. Е. Б. Лорман), что и поставило точку в архитектурном ансамбле площади. Можно сказать, что Энгель создал в архитектуре Сенатской площади такой же идеальный образ столицы, как Й. Л. Рунеберг, создавший идеальный образ финского народа и природы Финляндии в литературе примерно в те же годы. Так Сенатская площадь запечатлела юность Хельсинки как столицы.

Круунунхака - Район чиновников и студентов

На протяжении XIX века вокруг Сенатской площади как административного и архитектурного центра стали возникать официальные здания и сооружения, формировавшие облик района Круунунхака. Улица Унионинкату, идущая с севера на юг, была соединительной осью построек университета. Помимо главного корпуса и библиотеки вдоль нее располагаются созданные по проекту Энгеля здания бывшей университетской больницы, напротив православная церковь, освященная в 1828 году во имя Святой троицы. Здания военно-учебного и исселовательского институтов формируют северную оконечность Круунунхака.

Постройки второй половины XIX века отражают период возмужания финской столицы. В архитектуре это период эклетики - неоренессанса, неоготики. Вблизи Сенатской площади размещаются многие государственные учреждения. Здание Сословного сейма ( арх. Г. Нюстрем, 1891) на улице Снеллмана украшено барельефом, изображающим царя Александра I в городе Пори, дарующего конституцию Финляндии.

Напротив - главное здание Банка Финляндии ( 1882 г.). Автор, архитектор Л. Бонштедт, известный как строитель дворца З. Юсуповой в Перербурге. Рядом величественное здание Государственного архива ( арх. Г. Нюстрем, 1890), где под потолком холма парит скульптурное изображение музы истории Клио. В глубине небольшого сквера позади Сената привлекат внимание оформленное в неоготическом стиле здание Ратуши, первоначально предназначенное для проведения дворянских собраний ( арх. К. Чивитц, 1862), теперь там организуются концерты.

         В центре городского района Тёёлё находится уникальная церковь в скале. Тимо и Туомо Суомалайнены построили ее в 1969 году. Внутренний объем храма вырублен в скале. Купол из стекла и меди опирается на стены-скалы. Внутренняя

поверхность купола выполнена из медных пластин, уложенных по спирали, что создает иллюзию очень высокого свода, хотя расстояние от пола до верхней точки составляет 12 метров. На берегу моря расположен парк Сибилиуса, достопримечательностью которого является памятник Яну Сибелиусу. Эйла Хилтунен постарался передать впечатление от его музыки, создав абстрактную композицию из стали, напоминающую орган.