Полный аннотированный каталог изданий РХГА

Серия "Русский путь" Теология. Религиоведение.
История. Источниковедение. Культурология. Социология. Педагогика.
Филология. Литературоведение.Периодические издания

Философия. Политология. Право.

План изданий на 2009-2010

Филология. Литературоведение.


В. Панибратов. "Алгебра гармонии".

СПб.: РХГИ, 1995. - 384 с. Формат 70x100 1/32. ISBN 5-88812-012-Х

Книга представляет собой органически целостное произведение в жанре философской поэзии - жанре, имеющем в русской литературе глубокие традиции и блестящие образцы, но изрядно "подзабытом" в годы жесткой идеологической цензуры. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Марк Алданов.

"Избранное". Картины Октябрьской революции. Исторические портреты. Портреты современников. Загадка Толстого.

Сост., вступ. ст. Б. Аверина; коммент. Б. Аверина, Н. Бочкаревой. - СПб.: РХГИ, 1999. - 448 с. Формат 60x90 1/16. ISBN: 5-88812-072-3

М. Алданов - наиболее интересный писатель русской эмиграции, получивший в последнее время широкую известность в России, благодаря недавно изданному пятитомному собранию сочинений. В предлагаемую книгу включены ранее не изданные или малоизвестные в России произведения: "Картины Октябрьской революции", исторические портреты Пилсудского, князя Г. Львова, Азефа, Гитлера, Веры Фигнер и др. Завершает издание одна из самых популярных книг М. Алданова "Загадка Толстого". Предлагаемое издание представляет интерес для очень широкого круга читателей, благодаря увлекательным сюжетам и великолепному языку автора.

Н. А. Клюев. "Сердце Единорога".

Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подгот. текста и примеч. В. П. Гарнина. - СПб.: РХГИ, 1999. - 1072 с.
Формат 60x90 1/16. ISBN: 5-88812-079-0

Николай Клюев - одна из самых ярких и трагических фигур Серебряного века русской литературы. Великолепный лирик, владевший самобытным языком, поэт ретроспективного мышления, проникнутого глубокой тревогой за судьбы многовекового художественного и духовного наследия России. Впервые научно подготовлен сборник стихотворений и поэм Н. Клюева "Сердце Единорога", являющийся самым полным из опубликованных книг поэта в России и русском зарубежье. Приведены факты биографического и историко-литературного характера. Сборник снабжен рисунками поэта и фотографиями из архивных и частных собраний.

Тэффи. "Проза. Стихи. Пьесы. Воспоминания. Статьи".

СПб.: РХГИ, 1999. - 460 с. Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-083-9

В первый том собрания сочинений Тэффи помимо хорошо известных читателю текстов вошли рассказы, пьесы, стихи, статьи, написанные в 1901-1918 годах, не включавшиеся в современные издания.

Словарь поэтов русского зарубежья.

Под ред. В. Крейда. - СПб.: РХГИ, 1999. - 470 с. Формат 70x100 1/16. ISBN 5-87516-249-Х

На исходе ХХ века к отечественному читателю приходит первый опыт "Словаря поэтов русского зарубежья", включившего в себя более 800 персоналий и посвящённого поэтам трех волн русской эмиграции, которые охватывают почти весь ХХ век. Его составители с возможной полнотой и тщательностью использовали весь доступный материал, разбросанный по многочисленным эмигрантским изданиям и архивам, зачастую собирая его по крупицам, ибо речь шла не только об известных поэтах, но и о ряде забытых или малоизвестных.

 

П. В. Анненков. "Критические очерки".

Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Н. Сухих. - СПб.: РХГИ, 2000. - 416 с. Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-111-8

В сборник работ крупнейшего русского критика, мемуариста, деятеля культуры П. В. Анненкова входят статьи о Тургеневе, Толстом, Салтыкове-Щедрине, Островском и др. Большинство из них представляют не просто историко-литературное значение, но способствуют более глубокому пониманию произведений, ставших объектами "эстетической критики" Анненкова. Издание предназначено для специалистов и всех интересующихся историей русской литературной критической мысли.

 

Майкл Баскер. "Ранний Гумилев: путь к акмеизму".

СПб.: РХГИ, 2000. - 160 с. Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-109-6

Книга известного английского слависта М. Баскера содержит авторские переводы на русский язык статей, посвященных раннему творчеству Н. С. Гумилева. Предназначена для широкого круга читателей.


В. Н. Ильин. "Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого".

СПб.: РХГИ, 2000. - 480 с. Формат 70х100 1/32   ISBN 5-88812-080-4

В настоящем издании впервые в России публикуются основные исследования выдающегося русского философа ХХ века доктора богословия В. Н. Ильина (1891-1974) о Льве Толстом. Рукописи и авторские экземпляры любезно предоставлены вдовой русского мыслителя В. Н. Ильиной.

Л. Г. Степанова. "Итальянская лингвистическая мысль XIV - XVI веков" (от Данте до позднего Возрождения).

СПб.: РХГИ, 2000. - 504 с., илл. Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-042-1

Монография посвящена истории лингвистической мысли в Италии периода перехода от средневековья к новому времени, когда страна была культурным лидером Европы. Детальное исследование этого интересней-шего периода развития науки о языке вводит в научный обиход целый ряд имен и трудов, никогда не упоминавшихся по-русски или же осве-щенных скупо и поверхностно. История лингвистики в единстве собственно лингвистической теории, философии языка и филологии рассматривается в контексте философских и теологических концепций своего времени и предшествующей эпохи (средневековые истоки лингвистических идей Данте и т. д.). Книга предназначена для лингвистов разных специальностей, специ-алистов по истории культуры, преподавателей и студентов филологичес-ких и исторических факультетов, а также для всех интересующихся куль-турой итальянского Возрождения.

Н. Н. Страхов. "Литературная критика: Сборник статей".

Вступ. ст. и сост. . Н. Скатова, коммент. В. А. Котельникова. - СПб.: РХГИ, 2000. - 464 с.
Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-095-2

Страхов Н. Н. (1828-1896) - русский философ, публицист, лите-ратурный критик, член-корр. Петербургской АН. Деятельность его была разно-образной, но известен он прежде всего как литературный критик. Для него характерна тесная связь с философией и эстетикой Ф. В. Шеллинга, Гегеля и принципами "органической критики" Аполлона Григорьева. Наиболее важнейшим для художника Страхов считал внимание к ду-ховно-нравственным коллизиям общества и человеческой личности. В духе своих нравственно-эстетических идеалов он оценивал творчество А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. И. Герцена, А. А. Фета и других. Сборник адресован широкому кругу читателей, глубоко интере-сующихся литературно-общественным движением второй половины XIX века.

Сборник учебных текстов для аудиторных занятий по грамматике финского языка.

Составитель Н. В. Белкина СПб.: РХГИ, 2002. - 320 c. Формат 60 х 88 1/16. ISBN 5-88812-173-8

Данный сборник предназначен для студентов 1-3 курса ка-федры "финский язык и культура" в качестве дополнительного учебного материала по грамматике финского языка. Может быть использован так же всеми, изучающими финский язык.

Сборник финских текстов для самостоятельного чтения.

Составитель Н. В. Белкина СПб.: РХГИ, 2002. - 192 c. Формат 60х88 1/16.

Мы. Женская проза русской эмиграции.

Сост., вступ. ст. и коммент. О. Р. Демидовой. - СПб.: РХГИ, 2003. - 624 с.
Формат 60х90 1/16. ISBN 5-88812-145-2

Предлагаемое издание является первой попыткой со-брать женскую прозу малых форм русской эмиграции пер-вой волны. В издании представлены новеллы, рассказы и эссе 19 авторов старшего поколения и "эмигрантских дочерей", проживавших в разных центрах рассеяния Европы, Азии и Америки.

 

Сборник упражнений по грамматике финского языка.

Составитель Н. В. Белкина. - СПб.: РХГИ, 2003. - 192 с. Формат 60 х 88 1/16. ISBN 5-88812-185-1

Данный сборник упражнений предназначен для студентов 1-3 курсов в качестве дополнительного учебного материала по грамматике финского языка. Порядок грамматических разделов сборника соответствует программе по грамматике финского языка, приме-няемой в РХГИ на кафедре "финский язык и культура", и охватывает практически все разделы грамматики. Сборник может быть использован всеми, изучающими финский язык.

 

Никандров Н.Н. Путь к женщине. Роман, повести, рассказы

/ Сост. и коммент. М.В. Михайловой; вступ. ст. М.В. Михайловой, Е.В. Красиковой. - СПб., РХГИ, 2004. - 508 с.

Настоящий сборник представляет читателю не переиздававшиеся более 70 лет произведения Н.Н. Никандрова (1868-1964), которого А.И. Солженицын назвал среди лучших писателей ХХ века (он поддержал и намерение выпустить эту книгу).
Творчество Н. Никандрова не укладывается в привычные рамки. Грубостью, шаржированностью образов он взрывал изысканную атсомферу Серебряного века. Экспрессивные элементы в его стиле возникли задолго до появления экспрессионизма как литературного направления. Бескомпромиссность, жестокость, нелицеприятность его критики звучала диссонансом даже в острых спорах 20-х годов. А беспощадное осмеяние демагогии, ханжества, лицемерия, бездушности советской системы были осмотрительно приостановлены бдительной цензурой последующих десятилетий.
Собранные вместе в сборнике "Путь к женщине" его роман, повести и рассказы позволяют говорить о Н. Никандрове как о ярчайшем сатирике новейшего времени.

 

В. Ю. Вьюгин. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). –

СПб., РХГИ, 2004. 440 с.

В монографии рассматривается проблема становления и эволюции художественного стиля А. Платонова (1899-1951). Сопоставляя структуру произведений писателя со структурой фольклорной загадки, автор приходит к выводу, что «загадочность» как некоторая структурная причастность к специфическому жанру паремий в большей или меньшей степени присуща почти всей прозе Платонова 20-х – первой половины 30-х голов. Совершенствование «стиля-загадки», а впоследствии отказ от него составили основную коллизию творчества писателя.

Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений.

- СПб.: РХГИ, 2003. - 584 с.

Монография посвящена исследованию малоизвестных аспектов биографии и творчества И. С. Тургенева. На основе впервые вводимых в научный оборот материалов из отечественных и зарубежных архивов, а также зарубежных публикаций рассматриваются связи Тургенева с кругами русской эмиграции (семья декабриста Н. И. Тургенева, А. И. Герцен, Н. И. Сазонов), а также с рядом французских писателей (Э. Ренан, А. Доде, Ж. Санд и др.). В новом ракурсе представлены отношения Тургенева с семьей П. Виардо. Отдельные главы посвящены философским аспектам романа Тургенева «Дым», а также «диалогу» писателя с его современниками (Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, А. А. Фетом) по актуальным вопросам литературы и общественной жизни.

Швеция: история, религия, культурная жизнь: Хрестоматия по шведскому языку для студентов 3—4 курсов

 Сост. Н. И. Жукова. — СПб.: Изд-во РХГА, 2008. – 172 с. ISBN 978-5-88812-360-7

Цель данного пособия – познакомить студентов, изучающих шведский язык, с основными вехами в истории Швеции и дать информацию о таких важнейших составляющих жизни общества, как религия и культура. Пособие предназначено как для аудиторной, так и для внеклассной работы.

Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров.

 — СПб.: Изд-во РХГА, 2008. — 264 с.ISBN 978-5-88812-256-3

Новая книга профессора И. П. Смирнова менее всего представляет собой формальную попытку классифицировать словесное искусство. Литературные жанры понимаются в ней под философским углом зрения как отражающие собой разнообразие исторического опыта человека. Жанры формируются в силу того, что создают свои неповторимые образы времени — личного и социального, по ступательного и извечного, непрерывного и завершаемого и т. д. В книге рассматриваются жанры как устного, так и письменного творчества. Значительное внимание уделяется житиям, фантастической и гротескной литературе, новелле, роману, а также текстам, авторы которых стремятся поставить себя вне жанровых традиций. Исследование жанровой природы словесного искусства имеет целью преодолеть тот кризис теории, который наметился сейчас в науке о литературе и в смежных гуманитарных дисциплинах.

115570.gifЯзыки культур: образ-понятие-образ Сб-к статей под ред. В.Рабиновича
Перед читателем очередной сборник сектора "Языки культур" Российского института культурологии. Названия сборников начинаются со слов "Языки культур", а далее добавляется конкретная проблема, например: взаимодействия (мы размышляли о взаимодействии этих самых языков и о том, что такое вообще - языки культур); о наивном (где участники сборника выясняли границы того, что называют мейнстримом и наивным); теперь настал черед подумать о соотношении образа и понятия. Понимая, что обозначенная тема неисчерпаема, мы стараемся обозначать границы, приветствуя самые разнообразные подходы. 

Для ученых, студентов и всех заинтересованных читателей.