|
Серия "Русский путь" | Теология. Религиоведение. |
История. Источниковедение. | Культурология. Социология .Педагогика. |
Филология. Литературоведение. | Периодические издания |
СПб.: РХГИ, 1993. - 136 с.
Данное учебно-методологическое пособие соответствует первому этапу изучения религии - анализу мифологических основ религиозного сознания древнего мира. Текст подготовлен автором на основе читаемого им курса лекций по истории языческой мифологии. Книга предназначена для всех, интересующихся спецификой языческого религиозного сознания.
| ||||
Протопресвитер Георгий Шавельский. "Православное пастырство". Сост. и послесл. протоиерея В. Ф. Федорова. - СПб.: РХГИ, 1996. - 688 с.
Труд последнего протопресвитера русской армии и флота Георгия Ивановича Шавельского представляет собой курс пастырского богословия, в котором автор подытожил опыт отечественных и зарубежных ученых - богословов в этой области, дополняя его примерами из собственной богатейшей пастырской практики. Книга предназначается для священнослужителей и учащихся духовных школ русской православной Церкви, а также для всех интересующихся православием, богословием, историей России и русской Церкви.
| ||||
Арх. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). "Философия православного пастырства". Сост. и послесл. протоиерея В. Ф. Федорова. - СПб.: РХГИ, 1996. - 496 с.
Книга выдающегося русского богослова, религиозного философа и поэта архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Д. А. Шаховского) представляет собой сборник статей, посвященных тематике православного богословия, философии культуры, истории православной Церкви. Предназначена для священнослужителей, философов, культурологов и для всех, интересующихся богословием, историей православной Церкви, русской религиозной философской мысли и культуры.
| ||||
СПб.: РХГИ, 1996. - 480 с.
Первое в отечественной науке монографическое исследование происхождения, формирования и современного состояния баптистской церкви - как мировой, так и отечественной. В книге характеризуется роль христианства в становлении европейской культуры, историко-культурное значение протестантизма и его сектантских разновидностей как проявление "прогресса в сознании свободы", возникновение баптизма в Англии и США, а впоследствии - в России. Специальные разделы посвящены выдающимся христианским мыслителям (Августину, М. Лютеру, Ж. Кальвину, Менно Симмонсу, У. Раушенбуху и др.), а также важнейшим периодам развития баптизма в России (образование союзов русских баптистов и евангелистских христиан, создание ВСЕХБ, движения "инициативников" и т. п.). В книге широко использованы архивные и рукописные материалы.
| ||||
Пер. с древнегреч., коммент., М. Г. Ермаковой. - СПб.: "Глагол", РХГИ, "Университетская книга", 1997. - LXVI, 188 с.
Вторая книга корпуса Ареопагитик вместе со схолиями параллельно на оригинальном древнегреческом и современном русском языках. Схолии к трактату, известные под именем преп. Максима Исповедника также переводятся и издаются по-русски впервые. Книга продолжает двуязычное издание первого тома серии "Основания христианской культуры" (Дионисий Ареопагит. "О божественных именах. О мистическом богословии". СПб.: "Глагол", 1994.) Издание также снабжено классическими статьями известного русского богослова и философа Г.В. Флоровского "Corpus Areopagiticum" и "Преп. Максим Исповедник". Книга для всех, кому дороги нетленные ценности христианской мысли.
| ||||
Пер. с лат., ст., коммент., В.С. Дурова. - СПб.: РХГИ, 1997. - 106 с.
Иероним (347-419/420) - последний великий писатель латинской литературы. Яркий полемист и смелый сатирик, обладавший широкой эрудицией и тонким чутьем стилиста, он в совершенстве владел всеми средствами художественной речи. Одно из высших достижений его литературного дарования - "Письма к Евстохии о сохранении девственности".
| ||||
Прот. Иоанн Мейендорф. "Живое предание". Пер. с англ. Л. А. Успенской; ред. И. М. Прохорова. - СПб.: РХГИ, 1997. - 272 с.
Книга посвящена Православию как носителю в современном мире живой традиции, сформированной отцами Церкви и восходящей к событиям, совершившимся в Иерусалиме "при Понтийском Пилате". Речь идет о смысле традиции, истории Православия, его современном состоянии, проблемах и богословии, отношении к другим христианским церквям и проблеме их воссоединения. Настоящая книга содержит несколько докладов, сделанных автором на экуменических собраниях и сессиях, посвященных диалогу. | ||||
Климент Александрийский. "Увещевание к язычникам". Пер. с древнегреч., предисл., коммент. А. Ю. Братухина. - СПб.: РХГИ, 1998. - 208 с.
Издание представляет собой перевод на современный русский язык сочинения Климента Александрийского "Увещевание к язычникам" ("Протрептик"), в котором этот христианский автор II-III вв. пытается обратить своих читателей к истинному Богу, апелируя не только к Библии, но и к греческой философии и литературе. Он не останавливается перед описанием мистерий и пересказов мифов, демонстрирующих порочность языческих богов. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей раннего христианства и античной мифологией.
| ||||
Пер. с древнегреч., предисл. и примеч. архим. Амвросия. СПб.: РХГИ, 1998. - 384 с.
Издание содержит ряд богословских сочинений византийского философа, историка и богослова Михаила Псёлла, а также его толкование книги Песнь Песней византийского императора Матфея Кантакузена. Книга рассчитана на историков философии и богословия, а также на широкий круг читателей, интересующихся данными вопросами.
| ||||
Пер., вступ. ст. И. М. Прохоровой. - СПб.: РХГИ, 2000. - 288 с.
Иоханн Таулер (ок. 1300-1361 гг.) - ученик Мейстера Экхарта и наставник широкого круга немецких мистиков. Проповеди были "практическим путеводителем" к Царству Божьему для многих поколений и оказали большое влияние на развитие богословия и философии, начиная с молодого Лютера и кончая Шопенгауэром. Практические советы Таулера по поискам своего пути к Богу, самоограничению и отказу от себялюбия и эгоизма, имея вневременной характер, кажутся сейчас особенно насущными и своевременными. Перевод на русский язык осуществлен впервые. | ||||
Под ред. С. С. Неретиной; сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурлака. - СПб.: РХГИ, 2001. Т. 1. - 539 с. Т. 2. - 635 с.
Антология представляет собой первое, наиболее полное издание богословского наследия западного Средневековья, предпринятое в России, и включает в себя переводы текстов философов и богословов. Переводы снабжены подробным научным комментарием, биографическим и справочным аппаратом, словарем латинских богословских и философских терминов и понятий, обширной библиографией по каждому автору с портретами и иллюстрациями. Большинство текстов антологии переводятся впервые. Антология раскрывает читателю широкую панораму духовной жизни европейского средневековья от апологетических и комментаторских текстов до мистических трактатов и охватывает целое тысячелетие (с IV по ХIV век). | ||||
Сост., вступ, ст. И. И. Евлампиева, примеч. И. И. Евлампиева и В. Л. Селиверстова. - СПб.: РХГИ, 2002. - 862 с.
Настоящее издание является самым полным, выходящем на рус-ском языке, собранием богословских и философских статей выдающего-ся русского мыслителя Георгия Флоровского (1893-1979). В нем пред-ставлены наиболее значительные сочинения всех периодов творчества Г. Флоровского, посвященные самым различным проблемам: истории за-падной и русской философии, мировоззрению русских евразийцев, истории Православной Церкви, наиболее сложным вопросам догматического уче-ния, осмыслению роли христианства и Церкви в современном мире. Боль-шая часть работ не издавалась по-русски со времени их первых публикаций. Часть статей дается в переводах. | ||||
СПб.: РХГИ, 2003. - 416 с.
В работе прослеживаются пути формирования теургии - специфического культурного явления поздней античности, возникающего в результате взаимодействия философии и магии. Впервые магия получает позитивную философскую интерпретацию, обосновывается теоретически и обозначается как теургия III и IV веков н. э. в трактате философа-неоплатоника Ямвлиха "О мистериях египтян". С этого времени начинается эволюция магического искусства как целостной дисциплины, содержащей как эмпирическую, так и теоретическую части. Эта дисциплина разрабатывается представителями интеллектуальной элиты - философами, принадлежащими к наиболее влиятельному в эту эпоху философскому направлению, а именно к платонизму.
| ||||
/Вступ. ст., сост. и коммент. И. И. Евлампиева. — СПБ.: Издательство РХГИ, 2004. — 600 с. Книга представляет собой публикацию двух капитальных историко-философских трудов выдающегося русского философа конца XIX — начала XX века Е. Н. Трубецкого «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Бл. Августина» и «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея божеского устройства в творениях Григория VII». Указанные сочинения переиздаются впервые со времени их авторской публикации в конце XIX века. Исследование Е. Трубецкого об Августине до сих пор остается самым капитальным из имеющихся на русском языке историко-философских трудов, посвященных средневековому христианскому философу. Вторая из публикуемых работ посвящена теме, которая вообще слабо исследована в отечественной литературе - идее теократии и ее развитию в период раннего и высокого средневековья. В дальнейшем Трубецкой вернулся к этой теме в связи с анализом творчества Вл. Соловьева, который попытался дать развитие указанной идее в рамках своей «философии всеединства». В этом смысле работы Трубецкого важны и в контексте изучения истории русской философии.
| ||||
Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. — 1046 с. ISBN 978–5–88812–348–5 Книга содержит статьи и фрагменты работ разных лет академика Льва Николаевича Митрохина (1930—2005), посвященные теме взаимоотношений религии и науки, религии и морали, религии и политики и т. п. Продолжая традицию диалектического материализма, автор рассматривает религиозное сознание как социокультурный феномен, как неотъемлемый элемент культурно-исторического развития, который требует всестороннего осмысления не с позиций борьбы с религией как таковой, а с позиции идеологически нейтральной. Книга адресована всем интересующимся вопросами религиоведения | ||||
В книге представлена концепция гуманитарного религиозного образования, разработанная на основе анализа тенденций развития религиозно-педагогической теории и практики за рубежом. Первая часть книги раскрывает идею и основные положения концепции в историческом ракурсе, в контексте парадигмальных сдвигов, определивших послевоенную историю религиозного образования в Европе. Во второй части рассмотрены методологические аспекты построения религиозного образования на гуманитарной основе. Три методологических основания концепции — феноменология, герменевтика, конструктивизм — описаны в двух измерениях, раскрывающих философские истоки гуманитарных методов и показывающих примеры их применения в современной школе на уроках религии. Вниманию читателя представлен ряд классических и новейших текстов по теории религиозного образования и религиозного развития личности, не публиковавшихся ранее на русском языке. Книга предназначена всем, чья профессиональная деятельность связана с духовно-нравственным и религиозным образованием и его организационным и научно-методическим обеспечением.
| ||||
Тантлевский И.Р. Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. — 352 с.
| ||||
арх.о.Августин (Никитин) Ислам в Европе
| ||||
|