1.1. Место РХГА в пространстве российской высшей школы.

Русская христианская гуманитарная академия (в дальнейшем РХГА) – один первых негосударственных вузов Санкт-Петербурга и России. Фактически образовательная деятельность была начата в 1989 г., в последние годы жизни СССР. Создание вуза было обусловлено требованиями времени, в первую очередь – идеологического и духовного обновления. Поэтому, с одной стороны, становление РХГА соответствует общей логике развития негосударственного сектора вузовского образования в постсоветской России как процесса, инициатором которого выступили субъекты гражданского общества. Но с другой стороны, деятельность РХГА изначально имела духовную и культурно-почвеническую ориентацию. Поэтому в работе института исходно было заложено серьезное различие с подавляющим большинством других негосударственных вузов, имеющих ярко выраженный управленческо-экономический и юридический профиль, ориентирующихся на западные образовательные программы и модели построения учебного процесса. РХГА—это один из немногих гуманитарных вузов в точном смысле этого слова. Внутри частного сектора российской высшей школы имеются вузы социально-психологической, либо лингвистической ориентации, но их немного, а отмеченные направления реализуются, как правило, в комплекте с программами управленческого или юридического профиля, которые в РХГА отсутствуют. Кроме того, РХГА строит гуманитарное образование на определенной духовно-идеологической платформе. При этом РХГА представляет собой светское учебное заведение, которое в отличие от конфессиональных семинарий и академий, во-первых, не готовит священнослужителей, а во-вторых, работает на межконфессиональной платформе, будучи открытым для людей разных религиозных убеждений. В качестве аналогов РХГА, имеющих государственную аккредитацию, можно указать на два учрежденных в 90-е гг. московских вуза – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт (ныне университет), и Российский православный университет им. ап. Иоанна Богослова (ныне институт). Совпадая с данными вузами в стремлении охватить широкий спектр гуманитарных образовательных программ, реализуемых на определенной духовной платформе, политика РХГА несет в себе специфические черты, главной из которых надо признать межконфессиональную открытость, а существенной – работу в режиме полного самофинансирования. Совокупность названных факторов определяет уникальность позиции РХГА в пространстве российской высшей школы. Девятнадцатилетняя ретроспективная оценка дает основание утверждать, что социальная миссия РХГА – разработка и реализация своеобразной модели гуманитарного образования.

1.2. История образовательного учреждения.

История становления вуза имеет свои аспекты – формально-юридический, собственно-педагогиеческий, научно-исследовательский, административно-хозяйственный.

В правовом аспекте историю образовательного учреждения и его нынешнее состояние можно представить следующим образом. Вуз начал работать в качестве самостоятельного юридического лица в 1993 под названием Русский христианский гуманитарный институт (РХГИ), которое сохранялось вплоть до смены статуса на «академию» в 2004 году. РХГИ – некоммерческая организация, негосударственное образовательное учреждение, созданное решением собрания учредителей (Протокол № 1 от 13 октября 1993 г.), зарегистрированное Регистрационной палатой мэрии Санкт-Петербурга (свидетельство о регистрации № 3798 от 23 ноября 1993 года). Учредителями РХГА выступили Северо-Западное отделение Российской академии образования, Санкт-Петербургская Духовная Академия Московского Патриархата, Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук, ТОО "Высшие гуманитарные курсы" (ВГК) и физические лица, являющиеся организаторами института. С 1989 г. до 1993 г. РХГИ осуществлял образовательную деятельность в качестве структурного подразделения (без правомочий юридического лица) Высших гуманитарных курсов. В 1999 г. в связи с частичным изменением состава учредителей института и учитывая необходимость привести его Устав в соответствие с действующим законодательством, была утверждена и зарегистрирована новая редакция Устава, в которую в последующем также был внесен ряд изменений. В 2004 году по итогам комплексной оценки деятельности вуза за 1999-2003 гг., проведенной Минобразованием РФ, статус института был повышен до «академии». По решению учредителей были внесены соответствующие изменения в устав. В настоящее время РХГА действует в соответствии с уставом в редакции от 25 июня 2004.

В 1994 году РХГА прошел в установленном порядке лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности. Лицензия Госкомвуза России "16-112 от 29 июня 1994 года. В 1999 г. РХГА в установленном порядке прошел повторную лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, а также государственную аккредитацию. В 2004 г РХГА успешно прошел комплексную оценку деятельности образовательного учреждения, проведенную Минобразованием РФ. В настоящее время академия действует в соответствии с Лицензией Рег. № 4011 от 31 января 2005 года, выданной Федеральной службой надзора в сфере образования и науки, и Свидетельством о государственной аккредитации Рег. № 1633 от 9 марта 2004 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования науки. После указанной процедуры повторного лицензирования и государственной аккредитации РХГА в установленном порядке провел аттестацию отдельных образовательных программ и открыл подготовку по программам высшего образования третьей ступени (магистратуре), что соответствует стремлениям российской высшей школы интегрироваться в европейское академическое пространство в рамках Болонского процесса. РХГА является ассоциированным членом Северо-Западного отделения Российской Академии образования (Свидетельство ассоциированного члена от 8 декабря 1994 г.).

В настоящее время в академии обучаются на очной, очно-заочной и заочной формах около 900 студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров по специальностям и направлениям философия, религиоведение, теология, психология, педагогика и социальная работа, филология, искусствоведение, культурология. В учебном процессе за отчетный период принимали участие около ста пятидесяти преподавателей, основная часть которых являлась кандидатами и докторами наук.

В отчетном периоде академия продолжила начатый в 1996 и успешно реализованный в 1999-2003 гг. курс на ведение плодотворной исследовательской деятельности в научных областях, непосредственно связанных с образовательным процессом. В отчетном периоде существенно возросло количество и качество научных и научно-практических мероприятий, достаточно эффективно работала аспирантура, целый ряд проектов, реализуемых сотрудниками РХГА, получил поддержку из бюджетов различного уровня, а также от частных структур и фондов. Приоритетным для академии оставалось сотрудничество с ведущей отечественной организацией, финансирующей научные исследования – Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).

Результаты научных исследований вводятся в научный оборот через интернет и Издательство РХГА. Научные поддомены сайта РХГА – одни из самых посещаемых в академической среде. В 2004 – 2008 гг. академия опубликовала 66 наименований научно-учебной литературы общим объемом свыше 1600 п.л. Новацией как в издательской, так и в учебно-методической работе стали публикации на электронных носителях. В отчетном периоде издательство РХГА подготовило и растиражировало свыше 60 наименований учебных курсов и учебно-методических комплексов, сделав таким образом их содержание реально доступным не только для студентов РХГА, но и для всех интересующихся данной проблематикой. Плодотворно развивалось сотрудничество с Издательством Санкт-Петербургского госуниверситета, ряд публикаций был осуществлен совместно. По итогам конкурсов РГНФ 1994-2008 гг. РХГА вошел в пятерку вузов России по количеству выигранных конкурсов и, соответственно, реализованных научных проектов, наряду с МГУ, СПбГУ, Томским госуниверситетом и РГГУ. В 2007-2008 г.г. РХГА принимал участие в реализации национальных проектов в области образования.

1.3. Концепция и особенности развития вуза.

В 2004-2008 гг. РХГА развил творческий потенциал, заложенный в создании вуза и реализованный в предшествующий период. В свое время возникновение и, как следствие, особенности функционирования РХГА определялись общими культурно-политическими процессами, происходящими в России — ее противоречивой трансформацией из тоталитарного в посттоталитарное общество и новыми принципами интеграции в мировой порядок. Идеологический вакуум, образовавшийся после развала СССР, с одной стороны, дал возможность созидания ценностей, аутентичных российской культурной традиции, но с другой – стал активно заполняется циничными идеологиями личного обогащения, а в собственно духовной сфере религиозными суррогатами. К числу последних надо отнести не только секты и новые религиозные движения, которые носят откровенно антигуманитарную направленность, но и псевдоправославные настроения и социальные группы. Интеграция в мировое культурно-экономическое пространство на новых принципах привели к возрастанию инокультурных влияний, искусственно сдерживавшихся в советский период, а также к процессу, традиционно именуемому как "отток интеллекта", главной из которых надо признать межконфессиональную открытость, а существенной – работу в режиме полного самофинансирования. Совокупность названных факторов определяет уникальность позиции РХГА в пространстве российской высшей школы. Стабилизация экономической и политической жизни страны в начале XXI в. вызвана не столько ростом производительности труда, сколько благоприятной внешней экономической конъюнктурой. Это обстоятельство способствовало усилению потребительских настроений населения. Благоприятная экономическая ситуация в стране и более благожелательное отношение власти и населения к христианству уравновешивается бытовым материализмом нарождающегося среднего класса. В такой ситуации духовная составляющая образовательной миссии РХГА видоизменилась.

РХГА не является типичным представителем ни одной из существующих категорий образовательных учреждений. От большинства новых негосударственных вузов РХГА отличается критическим отношением к односторонне прагматичному, узкопрофессиональному построению образовательных программ. Этот подход не соответствует ни национальной педагогической традиции, ориентированной на фундаментальность и систематичность, ни требованиям надвигающейся информационной эпохи, лидерами которой будут не узкие специалисты, а люди, способные к самостоятельному конструктивному мышлению. Узкопрофессиональная подготовка минимализируст затраты на образование, но повышает их в дальнейшем для выпускников, поставленных жизнью перед необходимостью осваивать качественно новые информационные пространства, не обладая достаточным для этого уровнем мышления. Систематичность и фундаментальность программ РХГА роднит их с традициями классических российских университетов. В то же время академия строит гуманитарное образование на очевидном духовном фундаменте, невозможном (по крайней мере, по юридическим при­чинам) в государственных учебных заведениях. В отличие же от духовных школ самых разных церквей и конфессий, готовящих кадры преимущественно для пастырского служения, РХГА открыт для людей различных убеждений и профессиональных интересов. Это вуз для тех, кто не только хочет получить профессию, но и ищет свой путь духовного самоопределения.

Отмеченные внешние особенности положения РХГА в научно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга и России имеют своим внутренним источником своеобразную концепцию образования. Любая образовательная модель высшего профессионального образования включает в себя три структурных уровня: общий, особенный и индивидуальный. Концепция РХГА содержит принципы построения образования на всех названных уровнях. В индивидуальном плане она нацелена на создание условий для становления студента как личности через диалог с личностью преподавателя. Особый пласт образовательной программы, обеспечивающий собственно профессиональную подготовку, ориентиро­ван на систематическое изучение современного научного зна­ния в избранной студентом гуманитарной специальности – психологии, искусствоведении, религиоведении и т. д. Общеобразовательная подготовка призвана научить человека мыслить, принципиально расширив горизонт сознания студента. Новаторский элемент в образовательной модели РХГА наиболее заметен именно в структурировании общегуманитарного содержания учебных программ.

Традиционная для ушедшего столетия ориентация общеобразовательной подготовки на некоторую базовую науку, которую можно охарактеризовать в качестве сциентистской модели образовательного процесса, весьма проблематична, поскольку проецирует принцип специ­ально-профессионального образования в иную по своим зада­чам и структуре сферу. РХГА разработал и на протяжении почти двух десятилетий успешно реализует модель культурологически целостного и духовно обоснованного гуманитарного образования. Новизна образовательной модели РХГА заключена и в стремлении построить общеобразовательную составляющую учебного процесса для всех специальностей на приобщении студента к ценностям христианской культуры. Кроме того, она ориентирована на удержание студента в традиции национальной культуры, что преследует долгосрочную цель сформировать тип интеллигента, не просто "выживающего", но являющегося активным участником новой культуры.

Реализация выше очерченного замысла требует организации подготовки специалистов на на основе творческого использования тех возможностей, которые предоставляются ГОС ВПО, в первую очередь – своеобразного структурирования цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ). В цикле ГСЭ и ЕНМ дисциплин выделяются смыслообразующие предметы, которые формируют идейно-ценностное ядро обучения в РХГА, остальные дисциплины изучаются в рамках необходимого минимума требований ГОС ВПО. Общеобразовательная подготовка в ее центральном смыслообразующем содержании оказывается таким образом по сути единой для студентов всех пециальностей. Концепция РХГА и опыт ее реализации отражен в многочисленных публикациях (Русский христианский гуманитарный институт: концепции, программы, документы. СПб, 2001 г.; Бурлака Д.К. Метафизика культуры, СПб, 2007 г.). С ней можно ознакомится на сайте по адресу http://www.rhga.ru/about_us/concept_akademii.php. Приведенная краткая информация необходима для целостного восприятия основных ориентиров и итогов деятельности вуза с 2004-2008 гг., в частности – ключевых направлений научной и издательской работы.

Обладает спецификой организация научно-исследовательской работы в академии. Во-первых, для нее характерна приоритетность исследований в области истории российской цивилизации и религиозных оснований культуры; во-вторых, преимущественно междисциплинарный характер исследований; в-третьих, ориентация на максимально широкое использование научного потенциала Санкт-Петербурга в целом, приводящая к сотрудничеству со специалистами основных научных и культурных центров города; в-четвертых, стремление по возможности широко представить результаты исследований научной и учебной общественности — через собственный сайт в интернете и Издательство РХГА.

Начиная с 1996 года исследовательская, научно-издательская и информационная деятельность стали приоритетными направлениями развития РХГА. Практика подтвердила верность избранного курса. Именно благодаря научной и издательской работе вуз поднял свой статус до «академии». В 2004-2008 гг. академия продолжала развивать исследовательские, издательские и информационные программы. Такая стратегия развития вуза оказалась обоснованной по следующим причинам. Во-первых, качественное образование по непрагматичным, тесно не связанным с социально-экономической сферой специальностям, реализуемым в вузе, невозможно без привлечения преподавателей к научной работе. Во-вторых, ориентация вуза на фундаментальную подготовку и научные исследования формирует неповторимое лицо академии, радикально отличая его от подавляющего большинства негосударственных образовательных учреждений, да и от многих госструктур, работа которых определяется инерцией советской эпохи. В-третьих, РХГИ-РХГА проявил себя мобильной и успешной структурой в сравнении с традиционными вузами в конкурентных условиях деятельности. Начиная с 1996 г. часть проектов получает финансирование из федерального бюджета через Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Начиная с 1996 года Издательство РХГА утверждается в качестве одного из базовых издательств РГНФ, и остается в числе таковых по сей день. В 2004-2008 гг. РХГА выиграла 26 грантов РГНФ, Минкультуры и массовых коммуникаций, Правительства Санкт-Петербурга и частных благотворительных фондов на научные исследования, создание информационных систем и издание научных трудов. Вуз принял участие в реализации национального проекта в области образования. Разработки преподавателей РХГА в основном позволили обеспечить учебный процесс учебно-методическими материалами, а также внесли значительный вклад в совершенствование учебно-методической базы российских вузов. Последнюю функцию выполняют и базы данных, размещенные на сайте РХГА, а также на сайте Всероссийского центра информационных ресурсов, организованного при РГПУ им. А.И.Герцена в рамках реализации национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг. Учебно-методические материалы, опубликованные на электронных носителях, востребованы не только студентами РХГА, но и гораздо более широкой аудиторией. Успехи вуза в научно-исследовательской, информационной, издательской, учебно-методической работе привели к складыванию в академии самобытных научных школ – культурологической, религиозно-антропологической, философской, религиозно-педагогической. Вуз, подходящий к своему 20-летнему юбилею, получил неформальное признание академического сообщества в качестве одного из ведущих российских центров по вышеуказанным направлениям деятельности.

1.4. Развитие структуры вуза в 2004-2008 гг.

В отчетный период структура академии развивалась в соотвествии с требованиями времени и внутренней логикой развития образовательного учреждения. Структурные изменения произошли в управлении вузом, реализации образовательных программ академии. Совершенствовалась организация НИР и издательской деятельности. Сложилась новая структура бюджета вуза, которая оставалась стабильной в 2004-2008 гг.

РХГА функционирует в соответствии с законами РФ «О некоммерческих организациях», "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", Типовым Положением о вузе, Государственным образовательным стандартом РФ, иным действующим законодательством РФ. Деятельность РХГА регламентируется Уставом РХГА, локальными актами, в том числе, решениями Совета учредителей, Ученого Совета, приказами ректора РХГА.

Управление академией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом РХГА на принципах коллегиальности и единоначалия. Высшим органом управления академии является Совет учредителей РХГА.

Постоянно действующим коллегиальным органом управления является Ученый совет, осуществляющий общее руководство академией, формируемый из числа ведущих преподавателей вуза, квалифицированных научных и творческих работников других организаций. Ученый совет возглавляется ректором. В ученый совет входят по должности проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами.

Непосредственное управление вузом осуществляется его ректором в соответствии с Уставом. Ректор академии избирается учредителями сроком на 5 лет и вступает в должность с момента его избрания. Ректор решает все вопросы деятельности академии, за исключением отнесенных Уставом к компетенции учредителей и Ученого совета. В настоящее время ректором академии является доктор философских наук Д.К. Бурлака, избранный Советом учредителей 25 июня 2004 г.

Для осуществления своей деятельности вуз создает необходимые структурные подразделения. Структура академии определяется решением Ученого совета, которые введены в действие приказами ректора. Руководителем каждого направления работы является проректор. В академии учреждены должности проректоров по учебной работе, научной работе и административно-хозяйственной работе. Работой издательства руководит директор издательства, научное руководство в качестве главного редактора осуществляет ректор РХГА.

Комиссия отмечает несомненный рост административно-организационной культуры академии в отчетном периоде. Регулярно проводились заседания Совета учредителей, ученого совета, ректораты, посвященные тактическим и стратегическим вопросам развития вуза. Проводились заседания кафедр, причем регулярно не реже двух раз за отчетный период, заседание кафедры проводилось в формате «выездного ректората». Повысилось качество документооборота и администрирования учебной и научной работы. Данные процессы не сопровождались бюрократизацией, которая деформировала бы психологический климат вуза.

В 2004-2008 гг. система реализации образовательных программ академии претерпела положительные структурные изменения. Эффективно развивалась заочная форма обучения, продолжала свою деятельность аспирантура, были открыты программы подготовки магистров. В 2004-2008 гг. РХГА проводил подготовку по следующим направлениям и специальностям:

030100.62

Философия

030101.65

Философия

520800

История

020700

История

031500.62

Искусство

031500.65

Искусствоведение

031000.62

Филология

031001.65

Филология

031800.62

Религиоведение

031801.65

Религиоведение

031400.62

Культурология

031400.65

Культурология

030301.62

Психология

030301.65

Психология

050700.62

Педагогика

 

 

521100

Социальная работа

 

 

031900.62

Теология

 

 

В 2007 г. была открыта подготовка магистров по направлениям философия, культурология и педагогика.

Аспирантура РХГА ведет подготовку по следующим специальностям послевузовского образования:

07.00.02

Отечественная история

09.00.03

История философии

09.00.13

Философия и история религии, философская антропология, философия культуры

10.01.01

Русская литература

 

Претерпела изменения организация учебного процесса. До 2004 г. образовательная деятельность не имела факультетской структуры, осуществляясь силами общеинститутских и выпускающих кафедр, координирование работы которых проводил непосредственно проректор по учебной работе. Учитывая рекомендации Комиссии Минобразования РФ, проводившей комплексную оценку деятельности вуза за 1999-2003 гг., ученый совет РХГА принял решение о создании трех факультетов – Философии, богословия и религиоведения (ФБР), Психологии и философии человека (ПФЧ) и Мировых языков и культур (ФМЯК). Выпускающие кафедры были перераспределены по соответствующим факультетам.

В отчетном периоде три кафедры прекратили свою деятельность, и главной причиной этого является сокращение соответсвующей потребности на рынке образовательных услуг. Речь идет о кафедрах Антиковедения и медиевистики, Русской истории и культуры, которые начиная с 2006 г. были объединены под эгидой кафедры Истории и теории культуры, и Управления в социальной сфере. В то же время были открыты три новые кафедры – Психологического консультирования, Арт-психологи и Религиозной педагогики. Кафедра Бизнес-психологии, запланированная при открытии факультета Психологии и философии человека, в настоящее время функционирует в качестве отделения при кафедре Психологического консультирования. Общеобразовательная подготовка (циклы ГСЭ и ЕНМ) реализуются профессорско-преподавательским составом кафедры Общих гуманитарных и фундаментальных дисциплин. Выпускающие кафедры (отделения) академии распределены по факультетам следующим образом.

1. Факультет философии, богословия, религиоведения.

1.1. Философии
1.2. Богословия культуры и религиозной педагогики
1.3. Религиоведения

2. Факультет психологии и философии человека.

2.1. Психологического консультирования
2.2. Бизнес-психологии
2.3. Арт-психологии

3. Факультет мировых языков и культур.

3.1. Романо-германской филологии
3.2. Финского языка и культуры
3.3. Стран Востока (отделения арабистики, индологи, китаистики, японистики)
3.4  Истории и теории культуры.
3.5. Традиционного и современного искусства

 Важнейшим условием успешной деятельности вуза в современных экономических условиях является качественный состав его педагогических кадров. В отчетный период РХГА продолжил курс на объединение усилий штатных и приглашенных преподавателей, который принес вузу успех в предшествующие годы. Высокая научная компетенция педагогов в сочетании с коммуникативностью и толерантностью стали своего рода визитной карточкой РХГИ-РХГА. В отчетном периоде стабилизировался штатный педагогический состав, выросло количество выпускников вуза принятых на работу, ряд преподавателей, давно сотрудничавших с вузом, повысил свою квалификацию. В 2004-2008 гг. в установленном законом порядке проводились конкурсы на замещение должностей профессорско-преподавательского состава РХГА. В настоящее время общая численность профессорско-преподавательского состава включает 119 человек, в том числе 27 докторов наук, профессоров, 49 кандидатов наук, доцентов, 43 преподавателя с высшим профессиональным образованием. В штате ППС академии состоят 65 человек, из которых 10 докторов наук, профессоров, 32 кандидата наук. Удельный вес преподавателей, имеющих ученые степени по РХГА составляет 63,8 %; доля штатных профессоров и преподавателей составляет 54,6 %. При этом РХГА продолжает курс на использование научно-педагогического потенциала Санкт-Петербурга как центра мировой культуры, приглашая на работу сотрудников ведущих университетов и академических структур города (Пушкинский Дом, Эрмитаж, Русский музей и др.). Качественную подготовку в немассовой и «нерыночной» сфере, где работает РХГА, невозможно обеспечить без привлечения подобного ряда профессионалов.

Косвенным свидетельством качества подготовки в академии является рост ее студенческого контингента. Несмотря на углубляющийся демографический спад, общее количество обучающихся в РХГА выросло за отчетный период более чем на 40%. Контингент студентов 813 человек, из которых 211 по очной форме, 216 по очно-заочной форме, 386 человек по заочной форме обучения.

 

 

Очно

Очно-заочно

Заочно

Всего

ФМЯК

104

140

5

249

ПФЧ

14

56

183

290

ФБР

56

20

198

274

Итого

211

216

386

813

За отчетный период РХГА подготовил 432 специалиста, 30 – с отличием, в том числе 47 на базе высшего образования. В качестве одного из самых значительных достижений в развитии вуза за отчетный период комиссия отмечает почти четырехкратный рост контингента заочного отделения. Заочные программы реализуются на двух факультетах – ФБР и Психологии (до 2004 г. только по специальностям философия и религиоведение). Анализ состава обучающихся по всем формам и уровням образовательных программ дает основание сделать вывод о том, что РХГА занял свою нишу в образовательном пространстве Санкт-Петербурга и России, на поступление в академию ориентируется достаточно устойчивый контингент абитуриентов, руководствующийся определенными мотивами. В числе таковых не только прагматические интересы, но и стремление приобщиться к духовным ценностям, поиск личностного роста. Сопоставляя динамику наборов с демографическими и социальными тенденциями, можно сделать вывод о том, что даже при сокращении абсолютных показателей набора на дневную форму обучения, доля РХГА на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга стабильно возрастала в ее относительном измерении.

Важнейшим направлением развития РХГА оставались в 2004-2008 гг. фундаментальные и прикладные научные исследования, проводившиеся профессорско-преподавательским составом вуза при организационной поддержке департамента научных исследований. Научная работа студентов организовывалась на кафедрах, а также при поддержке Студенческого научного общества. Расширилась и конкретизировалась структура научно-исследовательской и научно-издательской деятельности. За отчетный период в академии было выполнено свыше 80 научно-исследовательских тем (проектов), в том числе свыше 40 тем при поддержке научных фондов (РФФИ и РГНФ). Аспирантами и штатными сотрудниками вуза защищено 3 докторских и 16 кандидатских диссертаций. Структура научных мероприятий, проводимых РХГА существенным образом расширились и конкретизировались. Сохранились начатые в предыдущие периоды ежегодные мероприятии общевузовского масштаба – студенческая конференция «Бог-человек-мир» и Свято-Троицкие международные научные чтения, проводимые соответственно в конце декабря и конце мая. Продолжила свою ежегодную работу и международная научная конференция «Санкт-Петербург и страны Северной Европы», концептуальным организатором которой выступает кафедра Финского языка и культуры. Названные конференции в 2008 г. были проведены в одиннадцатый, восьмой, десятый разы соответственно, получая эпизодическую финансовую поддержку РГНФ и Правительства Санкт-Петербурга. В отчетном периоде почти все кафедры академии выполнили решение ученого совета вуза об организации на их базе регулярного (ежегодного, ежесеместрового или ежемесячного) научного или научно-практического мероприятия. Знаковым явлением стал общероссийский семинар «Русская мысль», проводимый в РХГА ежемесячно, начиная с 2005 г. Кафедра стран Востока проводит с 2007 г. ежегодные буддологические чтения памяти Розенберга, а факультет Психологии и философии человекас 2007 г. ежегодную Сретенскую научно-практическую конференцию «Дух и душа». Кроме того, академия выступала соучредителем, соорганизатором и участником многочисленных семинаров и конференций, студенты и сотрудники РХГА принимали участие в большом числе научных мероприятий, организованных в Санкт-Петербурге и за его пределами.

Результаты научно-образовательной деятельности вуза доводятся до академического сообщества через интернет и Издательство РХГА. В 2004-2008 гг. академия издала 66 книг общим объемом 1600 листов, не считая публикации штатных преподавателей в других издательствах. Учебные пособия, важнейшее место в числе которых продолжают занимать издания серии «Русский Путь: Pro et contra», имеют грифы УМО. Высокими темпами развивалась издательская деятельность на электронных носителях. Значительная часть лекций, читаемых преподавателями академии, стала доступной слушателям в аудио и видео формате. В академии созданы условия для использования дистанционных методов обучения. Значительны достижения в информатизации вуза, представленные в сети Интернет по адресу: http://www.rhga.ru.

В отчетном периоде РХГА регулярно участвовал в рейтингах вузов, проводимых Минобрнауки РФ. В категории вузов с контингентом от 100 до 700 студентов очной формы обучения РХГА стабильно занимает верхнюю часть списка участников: 7-9 место в 2004г., 7-13 место в 2005г., 9 место в 2006г., за 2007 данные не опубликованы.

 

1.5. Экономика вуза.

Экономическое развитие РХГА в отчетном периоде характеризовалось стабильным устойчивым ростом. При этом структура доходов и расходов образовательного учреждения претерпела изменения по сравнению с предыдущими периодами. До 1996 г. РХГА функционировал в режиме полного самофинансирования, извлекая доход от образовательной и издательской деятельности. Начиная с 1996 г. вуз стабильно получает финансирование из федерального бюджета за счет грантов, выигранных на конкурсной основе. В 2004 -2008 гг. объем грантового финансирования исследовательских, издательских и информационных программ в его абсолютном измерении сохранился и даже несколько увеличился за счет участия в 2007-2008 гг. в национальном проекте «Образование», а также получения средств из бюджета Санкт-Петербурга. Однако в относительном измерении его доля в экономике вуза сократилась. Объективным фактором этого изменения структуры доходов академии следует признать инфляцию, которая имела достаточно высокие показатели в прошедшем пятилетии. Субъективный связан с более интенсивным ростом доходов от образовательной деятельности. Принесли свои плоды усилия, приложенные в 1999-2003 гг., а в первую очередь рост заочной программы. Увеличение доходов, полученных от реализации образовательных программ, позволил академии продолжить финансирование ряда исследовательских, издательских и информационных проектов, которые в ближнесрочной перспективе являются затратными и могут окупиться в лучшем случае в среднесрочной перспективе. Таким образом, полученный доход и в истекшем отчетном периоде полностью инвестировался в развитие образовательного учреждения.

Позитивные изменения произошли в развитии материально-технической базы РХГА. До 1997 года институт использовал помещения на основе договоров субаренды. В 1997 году в соответствии с предложением Министерства общего и профессионального образования, КУГИ Санкт-Петербурга передал вузу на условиях долгосрочной аренды помещения 1, 5, 6, 7 этажей (60% площади) в здании по адресу: наб. реки Фонтанки, д. 15. Здание, являющееся памятником истории и архитектуры, находилось в аварийном состоянии. В 1999 – 2003 гг. РХГА выполнил значительную часть необходимых работ по реставрации объекта. В отчетном периоде 2004-2008 академия завершила капитальный ремонт и реставрацию, а также ежегодно проводила текущий ремонт одного из этажей основного учебного корпуса. Помимо капитального ремонта внутренних помещений, вуз за счет собственных средств отремонтировал кровлю, инженерные сети, парадный вход. К юбилею города институт полностью за счет собственных средств отреставрировал фасады здания. Совокупные инвестиции РХГА в ремонтно-реставрационные работы составили порядка миллиона USD. По согласованию с губернатором Санкт-Петербурга КУГИ принял решение о продлении действующего договора аренды до 2046 года. Вуз поддерживает помещения в хорошем состоянии, регулярно осуществляет их косметический ремонт, выполняя предписания СЭС и Госпожнадзора. Все помещения оборудованы современной учебной мебелью и оборудованием. Оснащен видеокласс и лингафонный кабинет, работают компьютерные классы с выходом в интернет. В отчетный период вуз использовал под образовательный процесс помещения общей площадью 1903 кв.м по адресу: наб.р. Фонтанки, 15 по договору аренды с КУГИ СПб № 00-(А)003340(03) от 08 февраля 2000 г., а также помещения общей площадью 1207 кв.м по договору безвозмездного пользования от 23 июня 2003 г. с ООО «Балтийский эскорт». Кроме того, вуз пользуется помещениями по адресу пр. Вознесенский, д. 34-Б. Иногородние студенты имели возможность проживать в общежитиях, арендуемых у Санкт-Петербургского госуниверситета в Петродворце (Договор от 27 августа 2003г.) и у Государственного университета аэрокосмического приборостроения по адресу: пр. Маршала Жукова, 24 (Договор от 8 ноября 2001 г., действующий до 2009 года).

Сотрудники и студенты РХГА пользуются услугами книжного магазина, студенческого кафе, библиотеки, читального зала, электронной почты. Балансовая стоимость основных фондов и оборудования РХГА за отчетный период выросла более, чем в полтора раза с 4794,2 до 8690 тыс. руб. Доходы от реализации товаров и услуг, включая гранты российских и зарубежных фондов, неуклонно возрастали, составляя в 2003 – 14.897 тыс.руб., в 2004 г. – 17.691 тыс.руб.; в 2005 г. – 22.263, в 2006 г. – 23.008 тыс.руб.; в 2007 г. – 31.226 тыс.руб.; в 2008 г. – 33.500 тыс.руб. (по смете). Распределение полученных средств осуществлялось ректором в соответствии с финансовым планом, утвержденным Советом учредителей и одобренным Ученым Советом. Все полученные доходы реинвестировались в развитие образовательных, научных, информационных и издательских программ РХГА. У вуза нет и не было задолженностей перед бюджетом, по заработной и арендной плате, а также невыполненных обязательств по договорам с физическими и юридическими лицами. Академии не предъявлялось претензии и иски в судах со стороны физических и юридических лиц.

 1.6. Итоги и задачи.

Система управления вузом обеспечивает нормальное функционирование всех его подразделений и достаточно стабильное развитие. Перспективные направления учебного и научного развития вуза определяются Ученым советом, а стратегия академии в целом, включая финансовые параметры ее функционирования, – Советом учредителей. В 2004-2008 гг. ректор регулярно отчитывался перед Ученым советом и Советом учредителей об итогах окончания каждого учебного года, о результатах очередного набора абитуриентов в академию, о хозяйственных итогах истекшего финансового года. По результатам каждого года за весь отчетный период развитие вуза было признано удовлетворительным. Совет учредителей и Ученый совет ставили соответствующие задачи по развитию учебных, научных, издательских программ, совершенствованию экономической деятельности вуза. Кроме того, на заседаниях Ученого Совета РХГА были рассмотрены за отчетный период более частные вопросы. Регулярно заслушивались отчеты ректора, проректоров, деканов о проделанной работе и задачах вуза. На заседаниях Ученого Совета, наряду с вопросами внутреннего развития вуза, обсуждались решения органов руководства образованием, ситуация, складывающаяся в российском образовании, науке, культуре. Текущие вопросы рассматривались на заседаниях ректората.

В связи с истечением пятилетнего периода с момента прохождения государственной аттестации и аккредитации, завершением в июне 2009 г. срока действия Лицензии и необходимости прохождения вузом комплексной проверки его деятельности, ученый Совет РХГА в сентябре 2007 принял решение о проведении самоанализа деятельности вуза. Была создана комиссия под председательством ректора академии Д.К. Бурлаки. В состав комиссии вошли руководители основных подразделений вуза, возглавившие экспертные группы по каждому аттестуемому направлению работы академии. Результаты самообследования, представленные в настоящем отчете, обсуждены на заседаниях кафедр и Ученого Совета РХГА.

Основные итоги развития образовательного учреждения за отчетный период признаны положительными, были сохранены, а в ряде случаев и усилены позитивные моменты, которых достиг вуз в 1999-2003 гг. Комиссия подчеркнула, что:

1. Расширился по составу, профильности и уровням спектр реализуемых профессиональных образовательных программ, при том, что убыточные кафедры прекратили свою деятельность, осуществив последнее выпуски специалистов; учебный процесс стабилизировался, будучи структурированными по факультетам; открыта магистратура по трем направлениям, эффективно функционирует аспирантура. Количество обучающихся по всем формам и видам увеличилось более чем на 40% (в отсчете от итогов 2003 г.) и в 1,7 раза (в расчете средневзвешенных показателей за периоды 1999-2003 и 2004-2008 гг.), количество студентов заочной формы обучения выросло более чем в три раза.

2. Более стабильным стал профессорско-преподавательский коллектив вуза, возросла доля штатных докторов наук, а также докторов и кандидатов наук, которые защитили диссертации, будучи преподавателями РХГА.

3. Собственная библиотека РХГА укомплектована настолько, что практически полностью отсутствует необходимость пользоваться помощью иных структур;

4. Серьезные положительные изменения произошли в информатизации учебного процесса и деятельности образовательного учреждения в целом; значительная часть учебно-методических материалов переведена в электронную форму, некоторые размещены в сети, образуя базу для реализации учебного процесса в дистанционной форме; учебный процесс обеспечен УМК.

5. За истекший период академия сохранила свои позиции в числе российских вузов, являющихся лидерами в области проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, возросло количество и качество научных мероприятий.

6. Издательство РХГА, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру книжного рынка и сокращение грантового финансирования, сохранилось в числе одного из динамичных и стабильных научных издательств России; плодотворно развивались программы электронного издания;

7. Значительно возросло качество администрирования образовательным учреждением и этот процесс не обернулся серьезной бюрократизацией корпоративной культуры вуза;

8. Экономика академии характеризовалось в отчетном периоде стабильным ростом; в сравнении с итогами последнего доотчетного финансового года – 2003. доходы РХГА выросли почти в два с половиной раза; у РХГА нет каких-либо задолженностей – по заработной плате, коммунальным, арендным, налоговым платежам, иным видам хозяйственной деятельности;

9. Завершен капитальный ремонт и реставрация здания, переданного вузу в долгосрочную аренду до 2046 г. правительством Санкт-Петербурга. Все помещения стали полностью пригодными для ведения образовательного процесса.

10. В рейтингах российских вузов, проводимых Минобрнауки РФ, в категории вузов с контингентом от 100 до 700 студентов очной формы обучения РХГА стабильно занимает верхнюю часть списка участников: 7-9 место в 2004г., 7-13 место в 2005г., 9 место в 2006г., за 2007 данные не опубликованы.

При этом по всем вышеназванным направлениям деятельности вуза, а также в сфере социально-бытового обслуживания студентов и развития международных образовательных программ имеются недостатки и внутренние резервы для совершенствования.

К числу важнейших недоработок истекшего периода комиссия относит:

1. Диспропорции в учебном и научном развитии кафедр и факультетов
2. Непреодаленность инерции значительной части ППС в работе с методиками нового поколения.
3. Слабую проработку вопроса о новых источниках финансирования исследовательских и издательских программ.
4. Недостаточно интенсивное развитие международных контактов и связей академии
5. Отсутствие системной комплексной работы по продвижению имиджа академии в различных социальных средах.

Основными задачами развития РХГА комиссия считает:

1. Успешное прохождение комплексной проверки деятельности вуза со стороны Федеральной службы по надзору в области образования и науки и подтверждение аккредитационного статуса «академии».

2. Расширение непосредственно в ходе процедуры повторного лицензирования, либо в ближайшее время по ее окончании образовательных и научных направлений деятельности вуза, а именно:

  • Открытие новых направлений и специальностей подготовки (информационного профиля).
  • Открытие магистратуры по аккредитованным направлениям (теология, религиоведение, психология).
  • Расширение номенклатуры специальностей подготовки в аспирантуре (культурология, педагогика)
  • Открытие докторантуры по философским и культурологическим специальностям.
  • Открытие специализированного совета по защите кандидатских диссертаций.

3. Создание материальной базы для размещения иногородних студентов и повышение уровня социально-бытового обслуживания обучающихся и ППС академии в части физической культуры, здравоохранения и питания.

4. Исправление недостатков, выявленных в ходе самообследования и в процессе комплексной оценки деятельности РХГА в 2004-2008 гг.