3.1. Концепция научно-исследовательской работы (НИР)

Место РХГА в современном научно-образовательном пространстве во многом определяется динамичным развитием научных исследований и системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство. В период, предшествующий отчетному (1999‑2004), институт демонстрировал высокие темпы научно-исследовательского, научно-издательского и информационного развития вуза, что в частности привело к повышению аккредитационного статуса до уровня академии (2004) и что было обусловлено особенностями формирования научной политики, ее концепцией, ориентированной на реализацию взаимосвязанных фундаментальных и прикладных исследований по ряду приоритетных направлений.

Выбор приоритетных направлений научного и издательского развития тесно связан с идеологией и образовательной моделью вуза и концентрирует на них финансовые и интеллектуальные ресурсы. В общем виде ключевыми для академии были и остаются сферы:

(1) комплексного изучения истории и философии русской культуры,
(2) анализа религиозных оснований российского и мирового культурно-исторического процесса,
(3)
развития педагогических моделей светского образования, основанных на религиозных ценностях современноой цивилизации и разработки соответствующих гуманитарных педагогических технологий.

Очевидно, что указанные сферы и соответствующие им направления научных иследований, с одной стороны, являются системообразующими для формирования мировоззрения в современном обществе и развития адекватных социальным вызовам педагогических моделей,  то есть действительно приоритетными для социогуманитарной области знания, с другой стороны, эти сферы и направления, определенные академией как приоритетные, имеют явно «некоммерческий» характер, что усложняет процесс их реализации.

Следует учитывать также, что организационно-правовая форма негосударственного образовательного учреждения и отсутствие прямого бюджетного финансирования научных исследований, требуют от академии не только четкой идеологии и внятной научной политики, нацеленных на актуальные для страны исследовательские проблемы, но и продуманной, активной организационно-научной работы, обеспечивающей привлечение финансовых ресурсов за счет федеральных и региональных программ поддержки научных исследований, конкурсов грантов, выполнения хозяйственных договоров, поиска организаций-спонсоров и организаций-партнеров, иных источников финансирования НИР.

В этих условиях за 2004-2008 гг. РХГА удалось существенно усилить научно-исследовательскую деятельность, в первую очередь, за счет концентрирования усилий в приоритетных направлениях развития академии. За этот период академия укрепила свои позиции как одного из ведущих научно-образовательных учреждений, особенно в таких отраслях гуманитарного знания как история и философия русской и мировой культуры, теоретическая и прикладная культурология религиоведение, богословие культуры и религиозная педагогика, по многим параметрам продемонстрировав показатели, соответствующие верхнему спектру российских образовательных учреждений, имеющих аккредитационный статус академии.

Накопленный вузом значительный научный потенциал, существенно превышающий уровень обеспечения образовательных потребностей, динамично развивающиеся межвузовские, межрегиональные и международные связи академии позволили вузу, с одной стороны, расширить тематику научных исследований (за счет включения в планы НИР инициативных проектов по различным новым, в том числе, междисциплинарным, направлениям социогуманитарного знания), с другой стороны, сосредоточить усилия научных коллективов академии на ряде ключевых направлений, ставших традиционными для РХГА, позволяющих не только обеспечивать философско-теоретическое обоснование образовательной концепции академии, но и успешно реализовывать крупные гиперобразовательные проекты (научные, научно-издательские и информационные), имеющие научно-практическую и социальную значимость в современной России.

По существу, состояние и динамика развития НИР академии позволяет говорить о приближении РХГА по уровню, масштабам и значимости научных исследований в жизни вуза к модели исследовательского университета, что существенно отличает академию от большей части негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и сосикательство также проводится в академии русле научно-образовательной стратегии. Она направлена, во-первых, на обеспечение преемственности в развитии педагогических коллективов кафедр и творческих коллективов научных школ за счет обучение в очной и заочной аспирантуре выпускников РХГА, проявивших склонность к научной работе и, как правило, работающих в приоритетных для академии научных областях, во-вторых, на привлечение перспективных молодых ученых, окончивших другие вузы Санкт-Петербурга, иных регионов России и стран Ближнего Зарубежья, к научным исследованиям, проводимым в РХГА. При этом концепция развития НИР и ПНПК предполагает поддержку не только плановых для академии, но и инициативных тем, представляющих фундаментальный и прикладной интерес для современных социогуманитарных наук.

Обеспечение государственной аттестации научно-педагогических кадров (подготовка к защите докторских и кандидатских диссертаций, представление к присвоению ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре) также является важным стимулирующим принципом, включенным в общую систему целей и задач, решаемых академией.

3.2. Структура и организация НИР

 Оперативное управление научно-исследовательской деятельностью и подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также процессом подготовки и сопровождения государственной аттестации научно-педагогических кадров академии осуществляет Научно-исследовательская часть (НИЧ) под руководством проректора по научной работе. Проректором по научной работе с сентября 2004 г. по настоящее время является доктор философских наук, профессор Д.В.Шмонин, один из ведущих специалистов в области истории философии, религии и образования рубежа Средних веков и Нового времени, автор ряда монографий и учебных пособий.

В 2004‑2008 гг. НИЧ осуществляла подготовку и проведение научных мероприятий в академии, организационное сопровождение совместных научных мероприятий с другими вузами, научными учреждениями, общественными и религиозными организациям, программ, проектов с организациями-партнерами, сопровождение исследовательских проектов различных фондов и программ, документационное обеспечение НИР, подготовку к печати периодических и продолжающихся научных изданий РХГА, разработку РR-программы НИР академии, информационную поддержку раздела «Наука» и новостей НИР главной страницы сайта РХГА и другие виды научно-организационной деятельности.

Структура НИЧ, сложившаяся к 2007‑2008 г., включает в себя следующие отделы и службы:

- Секретариат Ученого совета
- Отдел аспирантуры
- Отдел сопровождения научно-исследовательских проектов
- Отдел организации научных мероприятий

При НИЧ на постоянной основе работают:

- Редколлегия научно-теоретического журнала «Вестник РХГА»
- Редколлегия продолжающегося периодического издания «Acta eruditorum» («Ученые записки») 

 В структуру НИЧ на правах обособленных научно-исследовательских центров входят:

- Институт истории христианской мысли
- Институт религиозной педагогики

В оперативном подчинении проректора по научной работе и НИЧ находятся:

- Временные научные коллективы, формируемые в рамках выполняемых проектов по программам фондов (иным проектам) и включающие в себя профессоров и преподавателей кафедр академии, а также научных сотрудников (штатных и совместителей), являющихся ответственными исполнителями по соответствующим проектам;
- Межкафедральные (кафедральные) научные коллективы на основе формирующихся научных школ академии;
- Организационные и программные комитеты постоянно действующих и разовых научных мероприятий, редколлегии и редсоветы сборников научных трудов, подготавливаемых в рамках научных мероприятий;
- Первичные организации научных обществ и организаций, в которых состоит или принимает участие академия.

Структурные подразделения НИЧ работают на основе гибких функций, регулируемых проректором по научной работе, с привлечением для решения конкретных задач работников других структурных подразделений академии, внутренних, а в отдельных случаях и внешних совместителей, что позволяет избегать бюрократизации и увеличения аппарата, непосредственно не занятого в научных исследованиях или в организации (сопровождении) научных мероприятий (проектов).

Каждое подразделение НИЧ имеет собственную страницу в разделе «Наука» сайта академии, отражающую цели и задачи его деятельности, функционал работников, контактную информацию.3.3 Прикладные научные исследования в области религиоведения и теологии.

Основные направления НИР академии определяются тематическими приоритетами, связанными с концепцией и образовательной моделью академии, охарактеризованными выше (п. 3.1. настоящего раздела), а также организационно-практическими потребностями российского рынка информационных, научных и издательских услуг. В целом академия ведет научную работу:

1) направленную на программно-методическое оснащение учебного процесса;
2) ориентированную на эмпирические и прикладные исследования в области взаимодействия религии и общества, изучения социальных аспектов современной культуры;
3) направленную на реализацию проектов, имеющих характер долгосрочных фундаментальных научных исследований.

 

3.3. Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство

В академии осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации через очное и заочное обучение в аспирантуре, а также через соискательство. В соответствии с приложением № 2 к действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прием открыт на следующие специальности:

07.00.02 – Отечественная история (исторические науки);
09.00.03 – История философии (философские науки);
09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры (философские науки);
10.01.01. – Русская литература (филологические науки).

По специальностям и формам обучения аспиранты по состоянию на 01.09.2008 г. распределяются следующим образом:

Преимущественно научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют доктора наук, профессора, работающие в штате академии. Кандидаты наук, имеющие ученое звание доцента, утверждаются научными руководителями по решению Ученого совета только из числа штатных преподавателей.

Профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к чтению лекций, проведению семинарских занятий и приему кандидатских экзаменов прошел переподготовку по программе повышения квалификации по курсу «История и философия науки» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена и имеет соответствующие свидетельства государственного образца.

Работа аспирантуры регламентируется своевременно обновляемыми приказами ректора «Об организации комиссии по приему в аспирантуру»; «Об оплате образовательных услуг по послевузовскому образованию»; «Об утверждении комиссий по приему кандидатских экзаменов», распоряжениями проректора по научной работе.

В целях усиления контроля качества реализации программ обучения в аспирантуре с 25.11.2005 г. в академии создана постоянная комиссия по аттестации аспирантов под председательством проректора по научной работе, утверждены общие учебно-научные планы аспирантов дневной и заочной форм обучения, параметры которых конкретизируются в индивидуальных учебно-научных планах.

Первый выпуск аспирантуры академии состоялся 30.11.2005 г. По состоянию на 01.09.2008 г. график состоявшихся защит выглядит следующим образом:  

кандидатские диссертации

2006 - 3
2007 - 1
2008 - 8

докторские диссертации

2006 - 1
2007 - 1
2008 - 1

3.4. Научно-организационная деятельность. Проведение научных мероприятий.

3.4.1.Политика академии в области организации научных мероприятий

 В РХГА в 2005 г. была обсуждена и принята концепция проведения научных мероприятий. Конференции, симпозиумы, конгрессы, семинары рассматриваются руководством академии как необходимое и эффективное средство продвижения результатов научных исследований академии, предоставляющее специалистам возможность обсудить актуальные научные и практические проблемы, определить перспективные направления работы, наладить сотрудничество в области исследовательских, образовательных, просветительских проектов. Успешно проведенная конференция выявляет или закрепляет лидерство организующей стороны в соответствующей предметной области. Важным показателем успешности конференции, наряду с представительностью и посещаемостью, является ее согласованность с концепцией вуза.

Как учебному заведению, готовящему квалифицированных специалистов и обеспечивающему воспроизводство научных кадров, академии требуется студенческо-аспирантская конференция. Как учреждение, сделавшее ставку на разработку христианской культурологии, Академия заинтересована в конференциях с участием историков христианской мысли и представителей религиозных организаций. Как аккредитованному образовательному учреждению, Академии нужны конференции, поддерживающие светский стандарт гуманитарного знания и способствующие интенсификации научной жизни в поле притяжения РХГА.

В последние три года значительно возросло число научных и научно-методических мероприятий, проводимых академией собственными силами за счет собственных финансовых ресурсов, а также мероприятий, проводимых на базе академии с участием организаций-партнеров. Ряд постоянно действующих мероприятий, такие как «Свято-Троицкие ежегодные академические чтения», «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» приобрели международный статус, другие, в их числе «Русская мысль», «Востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга», «Бог. Человек. Мир», «Сретенская научно-практическая психологическая конференция» и др., получили всероссийский или межрегиональный статусы (с международным участием).

Согласно ежегодно утверждаемому плану, РХГА проводит несколько конференций. В 2008 г. в План включены свыше 20 научных мероприятий. В связи с увеличением числа заявок и предложений о проведении мероприятий, поступающих как от кафедр и факультетов академии, так и от внешних организаций, и в целях упорядочения научно-организационной работы в части организации и проведения в академии был издан приказ (№ 43 от 08.09.08), разделяющий проводимые на базе академии научные и научно-методические мероприятия вне зависимости от их статуса (внутривузовские, межвузовские, межрегиональные, всероссийские, международные) по уровню ответственности за организацию и проведения на общеакадемические, факультетские и кафедральные.

Основные общеакадемические научные мероприятия

К общеакадемическим мероприятиям относятся научные и научно-методические конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, коллоквиумы и т.д., включенные в общий план научных мероприятий академии, утверждаемый в установленном порядке, и имеющие, как правило, международный или всероссийский уровень и междисциплинарный характер. К их числу относится центральный теоретический научный форум РХГА, посвященный обсуждению гуманитарных проблем философами, богословами, психологами, историками и филологами, ‑ Свято-Троицкие ежегодные академические чтения.

Свято-Троицкие чтения – ежегодный международный научный форум, включающий в себя комплекс научных и научно-практических мероприятий, направленных на осмысление современных гуманитарных проблем. Это центральное научное мероприятие академии. В расписании научных мероприятий Русской христианской гуманитарной академии оно занимает особое место. За семь лет Чтения стали одним из центральных событий, приобрели не только общероссийский, но и международный статус. Тематика Чтений, так же как география и состав их участников, весьма широка: она включает в себя проблемы философии, религии, культурологии, психологии.

Свято-Троицкие чтения создают благоприятную среду для диалога науки и религии. Сегодня представление о специфике этих областей недостаточно отчетливо, и в результате страдают обе: с одной стороны, подрываются основы научной методологии, с другой – утрачивает неприкосновенность религиозный опыт. Чтения направлены на поиск общей гуманитарной основы науки и религии.

В 2008 г. Чтения проходили в 7-й раз и собрали свыше 140 участников из России, Украины, Италии, Испании; в рамках Чтений прошла международная философско-религиоведческая конференция «Истина и диалог: христианские ценности в интеллектуальной и духовной культуре», «Культурологические чтения памяти Л.И.Мечникова», ряд круглых столов и семинаров.

Важную роль в научной и образовательной деятельности РХГА играет межвузовская (с межрегиональная и международным участием) научно-практическая конференция молодых ученых «Бог. Человек. Мир». Конференция проводится ежегодно с 1998 г. Цель мероприятия в обсуждении проблем научного и практического взаимодействия в области изучение актуальных проблем религии и общества, определить и эксплицировать новые перспективы в сфере взаимодействия между религиозными организациям, принадлежащими разным конфессиям (как традиционным, так и неохристианским), работающим в России. Тематика пленарного заседания: «Личность и общество (проблема человека в зеркале науки и религии». В пленарном заседании принимают участие преподаватели вузов, научные сотрудники, психологи, учителя, представители церквей.

В рамках конференции проводятся семинары и круглые столы:

  • Идеалы христианства и воспитание современной личности: проблемы психологии и религиозной педагогики.
  • Понимание человека в богословии традиционных христианских конфессий и неохристианских церквей.
  • Семинары молодых ученых по религиоведению, богословию и философии, психологии, проблемам русской культуры, мировых языков и культур.

Основные факультетские и кафедральные научные мероприятия

К факультетским мероприятиям относятся научные и научно-методические конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, коллоквиумы и т.д., проводимые по инициативе и силами факультета, в том числе нуждающиеся в организационной или организационно-финансовой поддержке академии

Примером форумов, организуемых факультетами, может служить «титульное» для факультета мировых языков и культур мероприятие ‑ Ежегодная международная научная конференция «Санкт-Петербург и страны Северной Европы». Эта конференция ежегодно с 1998 г. организуется Русской христианской гуманитарной академией под эгидой Санкт-Петербургского научно-культурного центра по исследованию и культуре скандинавских стран и Финляндии, в сотрудничестве с кафедрой истории нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. На конференции рассматриваютя проблемы связанные с взаимоотношением в историческом и культурном плане Санкт-Петербурга и стран Северной Европы. Большое место в работе конференций занимает также изучение роли Балтийского моря в сотрудничестве Петербурга со Скандинавскими странами и Финляндией.

Материалы предшествующих конференций были опубликованы в сборнике «Петербургские чтения 98-99», а также в последующих изданиях, выходивших под названием «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» ежегодно с 2001 г. в издательстве РХГА. Последняя книга из этой серии: Санкт-Петербург и страны Северной Европы. Материалы девятой ежегодной научной конференции. СПб., 2008.

Мероприятием, организуемым факультетом мировых языков и культур РХГА совместно с Институтом восточных рукописей РАН в рамках реализации исследований совместной научной школы (см. п. 3.4. настоящего отчета), являются ежегодные «Востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга».

Чтения посвящены памяти Оттона Оттоновича Розенберга (1888-1919) – классика отечественного востоковедения в области исследования буддийской культуры и философии, одного из основоположников Санкт-Петербургской буддологической школы. Цель мероприятия состоит в расширении междисциплинарного взаимодействия специалистов, изучающих историю культуры и религии стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, культурологов-компаративистов, историков философии Востока, историков отечественного востоковедения. Научная значимость конференции обусловлена всевозрастающим интересом к теоретическому вкладу Оттона Оттоновича Розенберга и его личности, к проблемам межкультурного и межцивилизационного взаимодействия стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна, одной из которых является Россия. Кроме докладов ведущих специалистов на конференции проводятся дискуссии («Методологический вклад Оттона Оттоновича Розенберга в исследования буддийской философии и философской компаративистики» и «Буддизм в глобализирующемся мире» и др.). Это позволяет привлечь к участию в конференции молодых специалистов в области истории культуры и религии Востока, социологии религии, компаративистики и культурологии, аспирантов и студентов петербургских гуманитарных вузов. Планируемая конференция направлена на восстановление преемственности традиции отечественной научной школы в области изучения буддийской культуры. В 2008 конференция успешно проводилась во 2-й раз.

По факультету психологии и философии человека

Другим примером факультетских конференций является мероприятие факультета психологии и философии человека ‑ ежегодная Сретенская научно-практическая психологическая конференция «Душа и дух» (проводится в феврале с 2006 г.), в ходе которой проходят пленарное и секционные заседания: Природа человека: дух, душа, тело. Психологический, богословский и философский подходы; Христианское воспитание в современном образовательном пространстве; Диаконическая работа в постхристианском обществеи др.

Тема конференции ‑ антропологический кризис современной светской культуры, который приводит к необходимости рассмотрения проблем психологии в гуманитарной парадигме. Обращение к человеческому в человеке формирует новые подходы в психолого-антропологических исследованиях, в создании новых научных моделей и программ психологической помощи.

 По факультету философии, богословия и религиоведения

Основным постоянно дейсвующим научным мероприятием факультета является историко-методологический семинар «Русская мысль» под руководством заведующего кафедрой философии проф. А.А.Ермичева. С апреля 2005 г. по настояще время проведено свыше 30 заседаний, отчеты о которых размещены на сайте РХГА и предлагаются в виде аудио (видео) записей на DVD дисках. Кроме того, большинство научных мероприятий общеакадемического уровня включает в себя философско-богословскую и религиоведческую тематику и задействуют интеллектуальные и организационные силы факультета. Также факультет активно включен в проведение совместных с другими организациями мероприятий.

К кафедральным мероприятиям относятся научные и научно-методические семинары, круглые столы, коллоквиумы и т.д., проводимые кафедрами. Проведение постоянно действующих (периодических) кафедральных мероприятий, включенных в общий план научных мероприятий академии, является задачей следующего этапа развития научно-организационной работы академии.

Совместные научные мероприятия

 Большое значение руководство академии придает научным мероприятиям, проводимым совместно с организациями-партнерами. К числу таких инициативных форумов, организуемых совместно с партнерами, относятся:

Межвузовская философская конференция (декабрь 2004 г.) «Платон и Аристотель: что значить философствовать»; Аспирантский научный семинар (26 марта 2005 г.) «Идея и энергия. Методологические основания античной философии». Партнер – Высшая религиозно-философская школа (институт), Санкт-Петербург.

3-я, 4-я и 5-я Летние молодежные научные школы «Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований»(2005, 2006, 2007). Партнер – Санкт-Петербургский государственный университет (Совет молодых ученых).

1-е, 2-е, 3-и Патристические чтения«Мученичество и святость в ХХ в.» (2006, 2007, 2008). Партнер – Российско-итальянский фонд «Диалог культур».

«Францисканские чтения» (октябрь 2008). Партнеры – Российско-итальянский фонд «Диалог культур», Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге, С.-Петербургский дом ученых РАН.

«Религия в образовании: вклад в диалог или фактор конфликта в трансформирующихся сообществах европейских стран» (2007). Партнеры – зарубежные университеты, участвующие в программе REDCo и Государственный музей истории религии.

«Мыслить: (со) временность». Открытый теоретический семинар (цикл, 2007-2008). Партнер –Лаборатория метафизических исследований при факультете философии и политологии СПбГУ.

«Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени». Международная конференция (ноябрь 2007 г.). Партнер - Санкт-Петербургский государственный университет (Центр изучения средневековой культуры при факультете философии и политологии СПбГУ).

«Культура и мир». Международная научная конференция (октябрь 2008 г.). Партнер ‑ Санкт-Петербургское культурологическое общество.

23 – 24 октября 2008 г. в Русской христианской гуманитарной академии прошла Вторая международная научная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике (История. Психология. Философия)», которая, как и Первая конференция на такую же тему, проведенная в Киеве, вызвала большой интерес в среде гуманитарной общественности. Объявленная по плану программа выступавших не разошлась с реальностью: на конференции, организованной силами научно-образовательных структур России (РХГА, Санкт-Петербургское философское общество, кафедра философии и культурологии Востока факультета философии и политологии СПбГУ) и Украины (Национальная академия наук, Украинский философский фонд, фонд «Дальний Восток»).

Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летнему юбилею астрофизика Николая Александровича Козырева  «Картина мира: наука, философия и религия» (6-7 ноября 2008 г.). Конференция организована Русской христианской гуманитарной академией совместно с Религиозно-философским и педагогическим исследовательским центром им. Я.А. Коменского при участии Центра системных исследований СПб союза учёных.

В организации конференционной деятельности академия исходит, помимо ориентации на приоритетные направления исследований, из важности формирования единого межуниверситетского научно-образовательного коммуникативного пространства, что также само по себе является одним из приоритетов академии.

Информация о проведении научных мероприятий, отчеты о них публикуются на сайте РХГА и в научном журнале «Вестник РХГА».

Научный журнал «Вестник РХГА»

 В состав НИЧ входит редакция основного научного периодического издания академии – «Вестника РХГА», возглавляемая проректором по научной работе проф. Д.В.Шмониным. За отчетный период в свет вышли следующие тома (выпуски) журнала:  

Журнал «Вестник РХГА». Том 6 

2005

Журнал «Вестник РХГА». Том 7 (1)

2006

Журнал «Вестник РХГА». Том 7 (2)

2006

Журнал «Вестник РХГА». Том 8 (1)

2007

Журнал «Вестник РХГА». Том 8 (2)

2007

Журнал «Вестник РХГА». Том 9 (1)

2008

Журнал «Вестник РХГА». Том 9 (2) в печати; выход в свет в декабре

2008

 «Вестник РХГА» занимает особое место среди серийных книг, продолжающихся научных изданий, выходящих в свет в Издательстве РХГА (таких, как широко известный многотомный «Русский путь», ежегодные выпуски «Санкт-Петербург и страны Северной Европы») и др. Во-первых, он представляет результаты научно-исследовательской работы профессоров и преподавателей, сотрудников и аспирантов академии. Во-вторых, в «Вестнике» публикуются статьи, переводы, критико-библиографические материалы, отдельные литературные произведения, в той или иной мере отражающие научную жизнь высших учебных заведений, академических и церковных учреждений, религиозную и социокультурную ситуацию в городе, стране и мире. До недавнего времени журнал выполнял также информационные и учебно-методические задачи, публикуя тематические подборки словарных статей, методические разработки преподавателей.

Развитие академии, становление научных школ означает более глубокую специализацию научно-издательской деятельности. Повышение роли факультетов и кафедр, необходимость привлечения к научно-исследовательской и издательской работе известных и молодых ученых из других вузов и научных учреждений, растущая дифференциация (при междисциплинарном характере ряда исследовательских тем) исследований требуют совершенствования структуры, содержания «Вестника» и ритмичности его выхода в свет. С учетом указанных обстоятельств намечены некоторые стратегические направления развития журнала, среди которых: большее тематическое единство выпусков, которые предполагается теснее увязывать с научными направлениями факультетов и кафедр; уменьшение объема при увеличении периодичности выхода выпусков в свет, повышение требований к публикуемым материалам.

С 2006 г. «Вестник» получил международный стандартный номер (ISSN) и стал выходить дважды в год (ежегодный том, разделенный на 2 выпуска). С 2007 г. редколлегия обеспечивает внутреннее и внешнее рецензирование публикумых статей, с 2008 г. выполняются все нормы, предъявляемые к «ваковским» журналам. Редколлегия, в которую входят ведущие ученые академии, ставит ближайшей приоритетной целью включение в федеральные подписные каталоги и Перечень рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки России. С этой целью направлен пакет документов для заключения договора о распространении журнала через подписную систему ОАО «Роспечать». С 2009 г. выпуск журнала планируется планируется в 4-х выпусках ежегодного тома.

3.5. Финансирование научно-исследовательских проектов.

Научно-исследовательские проекты выполнялись (выполняются, если говорить о проектах, продолжающихся в 2008 г.) как за счет средств академии, так и за счет средств, привлекаемых на конкурсной основе в рамках федеральных и региональных программ (конкурсов), в которых принимала участие академия. Часть проектов выполнялись по хоздоговорам с научными, общественными, организациями, органами власти субъекта федерации.

За счет собственных средств академии в 2004‑2008 гг. выполнялись преимущественно проекты, напрямую связанные с приоритетными направлениями НИР академии, направленными на теоретическое осмысление и практическое развитие образовательной концепции РХГА.

Общий объем финансирования, выделяемого академией из собственных средств на реализацию всех видов (фундаментальные, прикладные) исследований в 2004‑2008 г. – без проектов, осуществляемых информационно-издательским отделом (Издательством РХГА) составил 8646330 руб. В данную сумму не входят затраты на подготовку и публикацию научных изданий и создание инфоресурсов.

В 2004‑2008 гг. академия вела эффективную работу по привлечению к финансированию НИР внешних источников, как бюджетных, так и внебюджетных, а также участвовала силами своих научных коллективов в конкурсах различных федеральных и региональных программ.

Одним из существенных источников бюджетных средств Российской Федерации, привлекаемых академией, в анализируемый период оставался Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) – федеральное учреждение Правительства России, задачами которого являются отбор и поддержка наиболее значимых научно-исследовательских, научно-издательских и научно-организационных проектов в области общественных и гуманитарных научных проектов, выполняемых в России.

По официальным оценкам РГНФ (Письмо председателя Совета РГНФ от 16.11.04 члена-корреспондента РАН В.Л.Воротникова, письмо директора РГНФ А.В.Юрасова от 25.09.08) на протяжении последних 15 лет академия входит в первую пятерку российских вузов – грантополучателей РГНФ наряду с Московским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Томским государственным университетом, Российским государственным гуманитарным университетом. Сохранение РХГА в пятерке лидирующих вузов в стране особенно важно в связи с усилением требований к качеству научных исследований, финансируемых из государственного бюджета.

Общий объем финансирования, выделяемого академии по программам РГНФ за 2004‑2008 гг., составил 10166464 руб. Из общего числа тем   следует выделить такие приоритетные для академии исследовательские проекты, как: Подготовка к изданию «Антологии философской и богословской мысли восточного Средневековья научный руководитель проекта канд.филос.наук Л.В.Бурлака), являющегося логическим продолжением проекта «Антология философской и богословской мысли западного Средневековья», завершившегося выходом в свет двухтомной «Антологии» (СПб.: Изд-во РХГИ, 2001-2002), которая была признана одной из успешных учебных книг и выдержало 2-е издание (СПб., 2008).

В области изучения отечественной философии и культуры следует отметить такие научно-исследовательские проекты, поддержанные РГНФ, как: «Влияние немецкой «неклассической» философии (от А.Шопенгауэра до М.Хайдеггера) на русскую философию конца XIX- начала ХХ века) (под научным руководством проф. И.И.Евлампиева, 2004-2007); «Лесков Н. С. в русской и зарубежной критике », руководитель канд.филол.наук Заварзина Надежда Юрьевна (2007-2008), Франциск Ассизский в памяти русской философской культуры (под научным руководством проф. К.Г.Исупова, 2004-2007); Корпус луллианских сочинений А.Х.Белобоцкого: «Великая наука», риторика, «Книга философская», перевод Раймунда Луллия (научный руководитель канд.филос.наук В.А.Кульматов, 2006-2007).

В области изучения зарубежной философии и культуры, истории образования и религии выполнялись такие проекты как: «Метафизика Франсиско Суареса: тексты и исследования» (Научный руководитель проф. Д.В.Шмонин, 2004); Система образования иезуитов и становление педагогической культуры Нового времени. (научный руководитель канд.филос.наук Л.В.Цыпина (2004-2005), «Концепции ментальной деятельности в схоластике XVI-XVII вв.» (Научный руководитель канд.филос.наук Г.В.Вдовина) и ряд других.

При поддержке РГНФ проводились ряд научных мероприятий, среди которых: 8-я и 10-я международные научные конференции «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» (2006, 2008), Научная конференция «Актуальность средневековой культуры. Памяти С.С.Аверинцева» VII Свято-Троицких чтений (2007) и др. научные мероприятия, а также осуществлялись поездки профессоров и преподавателей академии для участия в зарубежных научных мероприятиях.

Важную роль в развитии информационных технологий в гуманитарной сфере сыграли реализуемые при поддержке РГНФ научно-информационный проекты, среди которых: Информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания» и гипертекстовая электронная библиотека «Русский Путь» (2003‑2005; научный руководитель проекта канд.филос.наук Л.В.Бурлака); «Информационно-аналитический портал и гипертекстовая электронная библиотека - “Русская идеология”» (2006-2008 научный руководитель проекта канд.филос.наук Л.В.Бурлака). Кроме того, следует отметить такой поддержанный РГНФ проект как «Создание полнотекстовой специализированной электронной библиотеки по антропологии как научной дисциплине» (научный руководитель проекта проф. И.И.Евлампиев).

Помимо бюджетных средств, полученных от РГНФ, академия в 2007 и 2008 гг. освоила 4796500 руб. по информационным научным проектам "Ментальное пространство российской культуры" и "Социальная сеть для педагогов" в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (по результатам тендера, объявленного в рамках национального проекта Российским гос. пед. университетом им. А.И.Герцена)

В отчетный период увеличилось число источников финансирования научной деятельности академии из федерального бюджета за счет успешного начала работы в конкурсах по линии исполнительных органов государственной власти, отвечающих за реализацию издательской политики. Так, положено начало финансированию научно-издательской деятельности академии Федеральным агентством по печати средствамм массовой информации и Комитетом по печати и средства массовой инофрмации Правительства Санкт-Петербурга. Общая сумма финансирования по федеральным и петербургским программам составила 1950000руб.

Ряд прикладных научных проектов выполнялись на базе академии в рамках региональных программ. Правительством Санкт-Петербурга (Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга) в рамках среднесрочной городской программы «Толерантность» субсидией (26500 руб.) была поддержана 10-я научная конференция «Бог. Человек. Мир» (2007); в 2008 г. по итогам конкурса Правительства Санкт-Петербурга на поддержку конгрессной деятельности, периодических изданий и научных обществ были поддержаны 2 проекта на общую сумму 213000 руб. (проект проведения 11-й межвузовской научной конференции «Бог.Человек. Мир» и издания тома 9 (вып.1 и 2) журнала «Вестник РХГА».

Отдельно следует упомянуть заказные научно-исследовательские и научно-издательские работы, выполнявшиеся академией по хозяйственным договорам с вузами, научными и иными организациями. Общий объем работ по хоздоговорам составил в 2006‑2008 гг. 2295900 руб.

 3.6. Новые формы организационно-научной работы

К числу новых направлений научно-исследовательской и организационной работы следует отнести совместный с научно-исследовательским фондом метаисторических и философских исследований «Родон» открытый конкурс исследовательских проектов, посвященных отечественному мыслителю Д.А.Андрееву. Основной целью открытого конкурса является выявление наиболее подготовленных и творчески мыслящих студентов и аспирантов, проводящих исследования в рамках заявленной проблематики. Участниками конкурса могут быть студенты всех специальностей и направлений подготовки и аспиранты вузов России, представившие письменную работу, соответствующую тематике конкурса и требованиям Для победителей конкурса устанавливается одна первая премия в размере 60 000 рублей, две вторые премии в размере 30000 рублей и три третьи премии в размере 15000 рублей. Конкурсная комиссия имеет право присуждать специальные и поощрительные премии и призы по различным номинациям. Победители и призеры конкурса будут приглашены для выступления на научную конференцию «Даниил Андреев в российской и зарубежной культуре», которая состоится в РХГА 27-28 марта 2009 г.

Новым аспектом в организации открытого конкурса становится то, что РХГА выступает не только как организатор, но и как спонсор всероссийского мороприятия, направленного на поддержку научных исследований молодыми российскими учеными.

Выводы и рекомендации

В целом, НИР, организационно-научная деятельность и подготовка кадров высшей квалификации в академии в отчетный период продолжали динамичное развитие. К числу основных позитивных результатов можно отнести следующие:

1. Сформировались основные приоритетные направления НИР, сконцентрировавшиеся в философских, культурологических и педагогических областях науки и в междисциплинарных исследованиях, начали складываться научные школы, ведущие исследования в рамках указанных приоритетных направлений.
2. Возросли объемы и начали диверсифицироваться источники финансирования НИР за счет участия академии в федеральных и региональных конкурсах (программах), выполнения работ по хоздоговорам.
3. Структурировалась работа НИЧ и ее учебно-научных подразделений, были сформированы отделы и научно-исследовательские институты.
4. Приобрела плановый системный характер деятельность Ученого совета академии, началась работа ученых советов факультетов.
5. Состоялись первые выпуски аспирантуры академии и успешные защиты аспирантов, соискателей и преподавателей академии (в т.ч. 3-х докторских диссертаций за последние 3 года).
6. Возросло количество, расширилась тематика и вырос уровень проведения научных мероприятий, как постоянно действующих, так и разовых, направленных на обеспечение научных дискуссий, в том числе по направлениям основных приоритетных направлений НИР академии.

 Вместе с тем, комиссия считает необходимым сформулировать следующие рекомендации:

1. НИЧ Академии, ее учебно-научным структурным подразделениям следует более активно и систематично выступать на рынке научных исследований в России и за рубежом, стремиться к диверсификации источников финансирования, активнее предлагать научные, издательские, образовательные информационные возможности академии государственным, частным, общественным и религиозным структурам.
2. Необходимо выработать академическую программу поддержки научных школ и приоритетных тем, формировать с учетом этой программы план приема в аспирантуру и магистратуру, через решения Ученого совета оказывать воздействие на определение тематики диссертационных исследований, обеспечивать повышение качества диссертационных работ, выполняемых в академии.
3. В течение следующего пятилетнего периода открыть аспирантуру по педагогическим и культурологическим наукам.
4. В течение следующего пятилетнего периода принять все необходимые меры к открытию на базе академии диссертационного совета и докторантуры по философским наукам.
5. Осуществлять адресную поддержку работы преподавателей академии над докторскими диссертациями, обеспечивать регулирование педагогической нагрузки, стажировки с целью выхода не менее чем на одну докторскую защиту в год.
6. Расширять переподготовку научных кадров по основным направлениям подготовки, разрешенным лицензией Рособрнадзора и приложениями к ней.
7. Оптимизировать структуру научных мероприятий академии, выйти на межрегиональный уровень по организации конкурсной, олимпиадной работы, направленной на поддержку НИР молодых ученых.
8. Совершенствовать работу по обеспечению публикации основных результатов научных исследований академии с соблюдением всех критериев ВАК Минобрнауки России, применяемых к оценке научных периодических изданий, представить в 2009 г. пакет документов на включение журнала «Вестник РХГА» в Перечень ВАК.


* По отношению к этим темам сама образовательная модель РХГА выступает частным — педагогическим — случаем научных исследований в вышеназванных областях. Результаты научных исследований апробируются и используются в учебном процессе в РХГА и других вузах России.