4.1. Общие сведения

За отчетный период в данном направлении деятельности РХГА произошли значительные положительные изменения. По мнению комиссии, проводившей самообследование РХГА за 1999-2003гг., в указанный период институт прошел путь от минимально-допустимых требований, предъявляемых к российскому вузу, до хорошо информатизированного образовательного учреждения в целом и обозначил четкую концепцию на вхождение в число лидеров в области научно-информатизационных проектов в российском научно-гуманитарном сообществе, в частности. В 2004-2008гг. был актуализирован потенциал, созданный в предыдущем отчетном периоде, ряд начатых проектов получил конкретное воплощение. В настоящее время все административно-хозяйственные подразделения РХГА оснащены современной компьютерной техникой, связанной в локальную вузовскую сеть. Учебный процесс обеспечивается собственным компьютерным классом, функционирует электронный читальный зал. Студентам, преподавателям и сотрудникам вуза обеспечен доступ в Интернет. В академии имеются базы данных по профилю образовательных программ, в том числе созданные непосредственно в РХГА. Инфоресурс, предлагаемый РХГА через сайт в Интернете для учебной, преподавательской и научно-исследовательской работы, является одним из самых востребованных в российском гуманитарном сообществе.

Комиссия отмечает три новых момента в информационном развитии вуза, положительно характеризующих итоги последнего отчетного периода. Во-первых, была развернута электронная издательская программа, продукты которой оказались востребованы далеко за пределами академии; во-вторых, на базе электронной издательской программы были созданы предпосылки для развертывания системы дистантного обучения для студентов факультетов Психологии и философии человека и Философии, богословия, религиоведения. В третьих, опыт подготовки инфоресурсов позволил академии успешно предлагать свои продукты на рынке, приняв участие в реализации национального проекта «Образование». Данные новации происходили в контексте продолжающихся работ по тем аспектам информационного развития, которые были начаты в предыдущий отчетный период. Информационный отдел РХГА, существовавший ранее в рамках издательского отдела, в период с 2003 по 2008 г. оформился в отдельное подразделение, ведущее самостоятельную работу по трем взаимосвязанным направлениям – административно-учебному, научно-исследовательскому и издательскому.

4.2. Административно-учебное направление

Административно-учебная деятельность отдела состоит в консультировании и поддержке всех структурных подразделений вуза. Итоги их работы и деятельности академии в целом представлены на сайте РХГА. Официальный сайт РХГА, поддерживаемый специалистами академии, существует с 1996 г. и является одним из старейших сайтов российских учебных заведений в сети Интернет. Главная задача сайта, нацеленного на решение научно-методических задач – создание информационной базы для работы аспирантов, докторантов, студенческого и преподавательского состава учебных заведений. Этой задаче широко способствует содержание официального сайта академии и параллельных проектов, расположенных на поддоменах основного сервера.

В период с 2006 по 2008 г. специалистами РХГА была проведена полная реконструкция сайта с использованием технологий рhp, MySQL. Был полностью изменен дизайн и содержание сайта. В настоящий момент сайт составляет широкую информационную интерактивную базу для работы специалистов в различных областях знаний – филологов, философов, историков, культурологов, религиоведов и богословов.

Карта официального сайта РХГА структурирована по четырем основным разделам: «Академия», «Образование», «Наука», «Общение», которые представляют 33 подраздела сайта, а также страницы академии на английском и финском языках.

1. Раздел «Академия». Концепция Академии, изложенная в ракурсе ее истории, современного облика и перспектив развития. Администрация и контакты. Информация об учредителях РХГА. Информация об учебном, информационно-издательском и научном департаментах Академии. Настоящий раздел формирует представление об облике вуза, об основных направлениях его деятельности и о тех, кто стоял у истоков его создания и продолжает работать в академии по сей день. Данный раздел является своеобразной «визитной карточкой» РХГА в сети Интернет. 

2. Раздел «Образование». (/education/) Раздел представляет информацию для абитуриентов и школьников, для студентов и аспирантов вуза. Рассказывает о формах очного, заочного и дистанционного образования в вузе. В разделе «Факультеты» представлена информация об учебном департаменте и о тех направлениях, по которым ведется преподавание в РХГА.

Разделы каждой кафедры Академии включают в себя не только общую информацию о программах кафедры, но и развернутые планы по общим и специализированным курсам, информацию о кафедрах и о расписании занятий, сообщения о мероприятиях кафедр. Страницы кафедр – это не только информационное поле программ, но и место для активного творчества студентов. Так, посетители сайта могут ознакомиться со студенческими работами учащихся – от рефератов и тезисов конференций до веб-сайтов, которые студенты создают в процессе обучения в академии.

Отдельные страницы, именуемые «Библиотека кафедры», размещенные по разделам кафедр, снабжены ссылками на ресурсы, необходимые в работе не только преподавателей, но и всех тех, кто интересуется состоянием науки в отдельных областях.

С 2005 г. в Академии работает отдел дистанционного обучения, с 2007 г. открыт сервер ДО Академии (/education/edu_online/), предлагающий несколько образовательных программ в системе ДО - Бесплатный Интернет лекторий для школьников и студентов, программу второго высшего образования и программу повышения квалификации для преподавателей.

3. На сайте академии полностью обновленный раздел «Наука» (/science/), который рассказывает о структуре научного отдела, о научных школах Академии (Междисциплинарная школа исследований отечественной и мировой духовной культуры  под руководством д. филос. н., акад. РАЕН Д. К. Бурлаки; Научная школа в области истории русской философии, признанным руководителем которой является проф. А. А. Ермичёв, заведующий кафедрой философии и организатор  историко-методологического семинара «Русская мысль»; Междисциплинарная научная школа в области средневековых и ренессансных исследований под руководством проф. Д. В. Шмонина на базе Института истории христианской мысли РХГА; Научная школа теоретического и прикладного религиоведения под руководством проф. Р. В. Светлова и проф. А. А. Хлевова), представляет материалы всех научных конференций и мероприятий Академии, материалы научного журнала «Вестник РХГА», а также информацию об аспирантуре РХГА.

4. Новым интерактивным элементом сайта является раздел «Общение», основной задачей которого является создание открытого коммуникативного поля для студентов и преподавателей вуза, а также создание интернет-сообществ по различной научно-гуманитарной тематике .

Помимо новой официальной версии сайта, расположенной по адресу http://www.rhga.ru, сайт РХГА имеет несколько поддоменов, на которых размещены научно-исследовательские проекты академии, такие как информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания» и гипертекстовая электронная библиотека «Русский Путь» (http://russianway.rchgi.spb.ru/); электронная библиотека по средневековой философии и теологии (http://antology.rchgi.spb.ru/); база данных и информационно-поисковая система по истории философской, социальной, религиозной мысли эпохи Возрождения (http://renaissance.rchgi.spb.ru/); база данных «Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации: православие, католицизм, протестантизм – социо-культурный аспект влияния» (http://www.rchgi.spb.ru/christian), полнотекстовая специализированная электронная библиотека по антропологии (http://anthropology.rchgi.spb.ru), «Информационно-аналитический портал и гипертекстовая электронная библиотека – «Русская идеология» как виртуальный образ культурной и политической истории идей российского общества в лицах, категориях и феноменах. (http://russidea.rchgi.spb.ru

Все выше перечисленные проекты являются результатами многолетней исследовательской работы, в которой принимали участие как штатные преподаватели академии, так и привлеченные на контрактной основе специалисты из ведущих академических структур – СПбГУ, МГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбДА, РГГУ, Пушкинского Дома, Института философии и других институтов РАН. Названные проекты финансировались как за счет собственных средств академии, так и через гранты РГНФ. Такая концентрация интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов имеет своим результатом то, что указанные проекты стали уникальными базами данных для научной общественности и для образовательных целей. Общая посещаемость всех ресурсов в день составляет в среднем более 2000 человек.

В 2008 г. реализован образовательный проект на сайте РХГА – интернет-лекторий для школьников и студентов (/education/edu_online/lectorij.php). В лектории зарегистрированные пользователи могут прослушать аудиолекции ведущих преподавателей Академии, задать вопросы и пройти тестирование по прослушанному курсу.В новой версии сайта РХГА также используются модули для интерактивного общения – форум, блоги, электронный магазин книг и мультимедиа продукции академии.  Только за 2007 г. общее количество посещений официального сайта РХГА и сайтов научно-исследовательских проектов составило около 800 тыс. чел. (для сравнения отметим, что общая посещаемость сайта Санкт-Петербургской Духовной Академии с момента его открытия составила 300 тыс. чел.). Ежедневно сайт академии посещает от 200 до 400 пользователей.

Сайт РХГА выгодно отличается от сайтов других учебных заведений, как достаточно узко специализированных, так и многопрофильных например сайта Высшей Религиозно-Философской Школы (http://www.srph.ru), Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии (http://www.spbda.ru), Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (http://www.gup.ru). Преимущество сайта РХГА состоит в том, что он позволяет студентам не только почерпнуть необходимую информацию об условиях поступления и образовательном процессе в вузе, как это имеет место в подавляющем большинстве случаев с сайтами вузов России, но и предлагает информационные ресурсы для успешной учебы и работы в научно-исследовательском направлении. Подобные ресурсы по гуманитарной проблематике в сети интернет разрабатывают только крупные государственные университеты, имеющие соответствующее финансирование из федерального бюджета (РХГА как частная структура даже не имеет права на участие в подобных конкурсах, а тем более лишена планового финансирования). Например ресурсы по социологии, менеджменту, экономическим наукам представлены в рамках федеральной образовательной программы на сайте Высшей школы экономики. Федеральный портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование разрабатывался группой российских университетов. Образовательные ресурсы академии в сети интернет по профильным специальностям одни из самых полных и в то же время уникальных, располагают полнотекстовыми базами изданий РХГА. Несмотря на то что РХГА не имеет собственной докторантуры, он специализируется на передаче знаний широкому кругу пользователей сети, включая аспирантов и докторантов. Основная специфика ­РХГА – междисциплинарный подход, что, безусловно, отражается во всех информационных проектах вуза. Из сайтов, на которые бы хотелось равняться в будущем, следует упомянуть сайты Российского Государственного гуманитарного университета (например, http://www.rggu.ru), которые выделяются прежде всего наличием конференций в сети Интернет (на сегодняшний день РХГА имеет только общий академический форум, специальный форум на сайте «Русская идеология» и ни одной сетевой конференции).

 Дистанционное обучение в РХГА

Дистанционное обучение есть целенаправленное и методически организованное руководство учебной деятельностью слушателей, находящихся на расстоянии от образовательного центра, и осуществляемое посредством электронных средств связи. Целью дистанционного обучения является предоставление слушателям возможности повышения квалификации непосредственно по месту жительства или работы. Отличительной особенностью дистанционного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения преподавателей со слушателями в соответствии с нормативно установленным количеством обязательных занятий.

В российской высшей школе статус системы ДО пока не узаконен в качестве самостоятельной формы обучения. Учитывая мировую практику, а также масштабы России, специалисты РХГА разрабатывают систему ДО как информационно-методическую поддержку для студентов заочного отделения.

Возможность виртуальных занятий обеспечивается совместно телекоммуникационной средой и программно-техническим комплексом системы дистанционного обучения РХГА Elearning Server, 3000, а также аппаратно-программными средствами, которыми должны быть оборудованы компьютеры слушателей.

eLearning Server 3000 — система поддержки дистанционного обучения (в дальнейшем — система), программная платформа которого — современное программное обеспечение, позволяющее создать в Интернете/Интранете учебный центр, который обеспечивает весь цикл дистанционного обучения, включая: 

• регистрацию учебных курсов;
• регистрацию слушателей и преподавателей, ведение их личных дел;
• создание и публикацию упражнений и тестов, учебных материалов в различной форме;

• учет успеваемости в электронной ведомости успеваемости (для преподавателя) и в электронной зачетке (для учащихся);
• формирование и ведение расписания, синхронизованного по времени между участниками учебного процесса;
• другие необходимые администраторские и пользовательские сервисы и свойства.

Создателями курсов дистанционного обучения  наряду со штатными преподавателями РХГА являются ведущие специалисты петербургских вузов: СПбГУ, РГПУ им. А.И.Герцена. Основные направления дистанционного обучения - философия, культурология, религиоведение, психология. Внедрение дистанционного обучения осуществляется по следующим программам:

1. Программы высшего заочно-дистанционного обучения по специальностям: философия, религиоведение, психология
2. Программа второго высшего образования по специальностям: философия, религиоведение,
психология
3. Программа повышения квалификации для преподавателей.  
4. Краткосрочные интернет-курсы.
5. Интернет-лекторий для студентов и школьников.  

 Курсы для дистанционного обучения содержат:

•          аудиолекции;
•          электронный учебный материал;
•          основную литературу (тексты) по теме;
•          дополнительную литературу (исследования, монографии, словари, справочники) по теме;
•          вопросы для самоподготовки или тесты;
•          web-ссылки и другую полезную информацию (слайд-шоу, видео и пр.).

 

4.3. Научно-исследовательское направление

Электронные научно-исследовательские проекты РХГА представлены в сети Интернет и на электронных носителях по основным направлениям гуманитарного знания: философии, антропологии и психологии, теологии и религиоведению, филологии (литературоведению), истории, культурологии. Большинство информационных проектов носит междисциплинарный характер, что отражает и важнейшую особенность методологии исследований в РХГА, и требования информационной культуры. На настоящий момент информационным отделом РХГА выполнена или продолжается работа по пяти проектам. Особая методологическая роль в междисциплинарных исследованиях отводится философии, религиоведению и культурологии.

За отчетный период РХГА разработаны и введены в научный оборот следующие инфоресурсы:

1. «Информационно-аналитический портал и гипертекстовая электронная библиотека - «Русская идеология». Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом, проект № 06-03-12333в.
2. База данных «Культурно-конфессиональная структура христианской цивилизации: православие, католицизм, протестантизм - социо-культурный аспект влияния»
3. Создание и поддержка сайта Российского культурологического общества.
4. Разработка и создание электронного сетевого ресурса для Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий при РГПУ им. Герцена «Ментальное пространство российской культурной традиции» (в рамках нацпроекта «Образование» 2007).
5. Разработка веб-сайта «Педагогическая социальная сеть» как компонента интернет-портала «Гуманитарные технологии в социальной сфере» РГПУ им. А. И. Герцена. (в рамках нацпректа «Образование» 2008).

За последние три года также реконструированы и обновлены информационные учебно-научные ресурсы: Информационно-аналитический портал - "Энциклопедия русского самосознания" и гипертекстовая электронная библиотека "Русский Путь" (http://russianway.rchgi.spb.ru/); полнотекстовая база данных антропологических текстов (http://anthropology.rchgi.spb.ru), электронные библиотеки по философии средневековья (http://antology.rchgi.spb.ru/); и возрождения (http://renaissance.rchgi.spb.ru/);. Все указанные проекты были созданы как обобщение многолетних исследований, проводившихся сотрудниками РХГИ-РХГА, и введены в оборот при финансовой поддержке РГНФ. В настоящее время функционирование и обновление поддерживается за счет собственных средств РХГА.

Подытоживая результаты работы вуза по созданию инфоресурсов в области гуманитарных фундаментальных исследований, комиссия оценила это направление как одно из самых продуктивных в развитии РХГА. Оно отвечает основной тенденции поступательного движения науки и образования развитых стран. В последние годы научные сообщества развитых стран и (в меньшей степени) России активно переводят массивы накопленной информации по различным наукам в электронную форму. Эта деятельность является необходимым условием перехода от индустриального общества к информационному. Ученые естественно-научного и технического профиля, как правило, опережают в этой деятельности гуманитариев. Россия значительно отстает от западного уровня информатизации в гуманитарных науках. Работа отечественных ученых проходит в основном в областях создания баз данных. Отечественный опыт более сложного структурирования информации пока не столь значителен. Тем не менее, гуманитарная составляющая является важнейшим условием перехода от уровня первичного сбора информации в электронном виде и системным уровнем ее структурирования и управления. Она делает возможным сведение внутренне-массивных, но достаточно узко специализированных информационных блоков, сформированных в ходе развития отдельных наук, в единое целое. Имеющийся у Академии научный задел позволяет сделать очередной шаг в решении обозначенной проблемы.

По мнению комиссии, необходимо продумать план создания ресурсного центра, позволяющего подытожить и представить в адекватной форме современной информационной культуре результаты нескольких исследовательских, информационных и издательских проектов, над которыми творческая группа ученых РХГА работала последние десять лет. Таким образом, важнейшей задачей следующего отчетного периода комиссия считает создание на базе РХГА единого ресурсного центра гуманитарных исследований.

4.4. Электронное издательство

Новым направлением в деятельности издательства стало создание учебных мультимедиа CD. Данная сфера находится на пересечении собственно издательской работы, которая всегда была приоритетом для РХГИ-РХГА, и реализации новых требований к информационно-методическому оснащению учебного процесса, вытекающих из интеграции России в Болонскую систему. В данном разделе самоанализа идет речь не просто о создании учебно-методических комплексов, которые в той или иной форме были сформированы по всем дисциплинам учебных планов, предусмотренных госстандартом, но о таких продуктах, которые могут быть предложены на рынке электронных изданий за пределами РХГА. Мультимедиа CD-ROM – новый шаг в распространении информации и освоении нового информационного пространства. В отличие от печатного издания, CD-ROM позволяет использовать текст, фото, аудио, видео информацию, трехмерную графику, схемы и чертежи. Для каждого CD-ROM разрабатывается сценарий и интерфейс с привлекательным дизайном, создается система гиперссылок и поиска, позволяющая быстро получить необходимую информацию, и, при необходимости, распечатать ее. Основным преимуществом электронного издания на CD является простое, дешевое и оперативное тиражирование учебного пособия, его изменение и актуализация, что позволяет обеспечить практически полностью студентов учебными материалами.

Разработаны и созданы мультимедийные учебные курсы по гуманитарным дисциплинам с использованием флеш-технологий (около 500 учебных часов).

С 2004 года в академии разработана и успешно реализуется программа перевода учебных программ в мультимедийный формат, создание базы электронных интерактивных курсов по всем основным специальностям. За период с 2004 по 2008 год разработано 18 полнотекстовых электронных библиотек, 14 мультимедийных курсов, 4 видеокурса.   Разработаны и внедрены обучающие программы «Финский язык в тестах и упражнениях» и «Английский язык в тестах и упражнениях» 

Издательство академии совместно с информационным отделом готовит серию учебных аудио и видео курсов на DVD. Работа над проектом ведется с 2004 года. На сегодняшний день в программе издательства подготовка учебных фильмов по истории античной философии, социальной философии, истории и культуре Средневековья, эпохе Возрождения.  Создана коллекция аудиокурсов по более чем 60-ти учебным курсам, общим объемом 860 часов.   Подготовлены и выпущены в свет аудиокниги и серия аудиопрограмм по гуманитарной проблематике, посвященные русской истории, истории христианства, истории и литературе Средневековья.  Историко-методологический семинар «Русская мысль» под руководством проф. А. А. Ермичева представлен для научной общественности в видеоформате и на специальном сайте.