Экономическое развитие РХГА в 2004-2008 гг. характеризовалось стабильным развитием, хотя не столь интенсивным, как это имело место в предыдущем отчетном периоде, а также устойчивой и хорошо отлаженной функциональной структурой. В период 1999-2003 гг. вуз в полной мере превратился в самостоятельную финансово-хозяйственную единицу. Интенсивный рост доходов образовательного учреждения в указанном отчетном периоде в макроэкономическом аспекте был обусловлен «низким стартом» в посткризисной ситуации 1998-99 гг., а в микроэкономичском плане был связан с государственной аккредитацией и переездом в новое здание, которые качественно подняли имидж вуза в глазах потенциальных потребителей его услуг. Эти обстоятельства способствовали росту всех количественных показателей института, который происходил в условиях благоприятной экономической конъюнктуры в стране, в то время как последствия демографического спада еще не приобрели критического значения. Ситуация 2004-2008 гг. иная. РХГА сохранил достижения предыдущего периода, однако структура доходов и расходов академии претерпела изменения.

Основными источниками доходов РХГА как и в предыдущем отчетном периоде были плата за образовательные услуги, поступления от реализации книгопродукции, гранты российских и зарубежных фондов, кроме того стали поступать средства хоздоговоров на исслдедовательскую, научно-издательскую деятельсноть и создание инфосистем и инфоресурсов. При этом в отчетном периоде усложнилась структура первого источника, поступления от студентов дневной формы обучения сохранили свое значение, но доля их в общем объеме доходов сократилась за счет роста заочной и аспирантской программ. Ресурс роста программ дневной (и вечерней) форм обучения в рамках специальностей, которые реализует академия, оказался исчерпан. Кроме того, начиная с 2005 года достаточно явственно обозначились последствия сползания страны в демографическую яму. Однако даже в условиях демографического спада академия сохранила хороший темп поступления доходов от реализации образовательных услуг, а в отношении образовательных программ для студентов заочников, а также для аспирантов сделала значительный шаг вперед. Финансовые поступления в бюджет академии от реализации образовательных услуг были в отчетном периоде основным источником экономической деятельности вуза.

Второй источник дохода, игравший важную роль в развитии вуза в 1996-2003 гг. – гранты на исследовательские и издательские проекты – сохранился, а в абсолютном количественном измерении даже несколько увеличился (по итогам пятилетия). Однако в относительном измерении его доля в доходной части бюджет сократилась. В качестве позитивного момента работы вуза на этом направлении следует указать на диверсификацию источников финансирования. Средства федерального бюджета, полученные вузом в результате систематических побед в конкурсах Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), по прежнему занимают важнейшее место в доходах академии. Однако в отчетном периоде РХГА выигрывал гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, получал финансирование из бюджета Санкт-Петербурга, а также реализовывал проекты на средства частных фондов, поддерживающих научные исследования и мероприятия. В отчетном периоде увеличились доходы по договорам с хозяйствующими субъектами в том числе такими крупными как Издательство СПбГУ и РГПУ им А.И. Герцена. Предметом этих договоров были исследовательские, научно-издательские и информационные продукты и услуги. Необходимо отметить участие РХГА в реализации национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг. (4796 тыс. руб.)

Третья статья доходов – от реализации печатной продукции, сохранившись в структуре бюджета, несколько снизила свое значение для доходной части бюджета (тенденция к этому наметилась в конце предыдущего отчетного периода). Это связано с ситуацией на рынке книжной продукции, которая стабильно ухудшалась начиная с 2002 г. для издательских предприятий, подобных РХГА. Без частичного финансирования издательских проектов со стороны соответствующих фондов экономическая эффективность структур, аналогичных издательству РХГА по тематике и объемам деятельности, была бы, по всей видимости, отрицательной.

Все полученные доходы направлялись на развитие учебных, научных, издательских и информационных программ РХГА. Как следствие, уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса вполне соответствует требованиям высшей школы, а зачастую превосходит известные комиссии государственные и негосударственные аналоги. При этом достигнутый уровень материального благосостояния, как это имело место и в предыдущем отчетном периоде, был сформирован собственными усилиями РХГА.

Рост доходной части бюджета РХГА за отчетное пятилетие иллюстрирует следующая таблица:

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008[1]

1. Образовательные услуги

8244

12750

17030

17750

22484

24700

2. Средства бюджетов на научные, издательские, информационные проекты

4232

2692

2587

2007

2483

2407,9

3. Средства хоздоговоров

 

 

538,3

736,4

2510,7

2501

4. Реализация книжной продукции

1628

2171

2016,1

2471,6

3706,3

2626

5. Прочие поступления

793

78

92

44

42

100

Итого

14897

17691

22263,4

23009

31226

32334

В соответствии с Уставом РХГА весь полученный вузом доход был инвестирован в развитие образовательных, научных, издательских программ академии. В части расходов экономика РХГА своеобразна. Для нее характерен очень высокий удельный вес двух статей – 1) научно-исследовательские и научно-издательские проекты; 2) затраты на ремонт помещений. Размер и структура расходов на исследования, издания и создание инфоресурсов в самой значительной степени обусловлены целевым финансированием, полученным вузом из федерального бюджета либо из других фондов. В отчетном периоде сохранился высокий удельный вес затрат на ремонт и реставрацию, несмотря на то, что в 1999-2003 гг. вуз произвел большой объем ремонтных работ в основном учебном корпусе на н.р. Фонтанки, д. 15. Развитие ситуации с аудиторным фондом и площадями для административно-хозяйственной деятельности в 1999-2003 гг. можно оценить, по мнению Комиссии, как экономический и имиджевый прорыв в деятельности института. До 1998 г. РХГА, подобно многим негосударственным вузам, использовал помещения и оборудование средних школ на праве договоров субаренды. В 1997 году КУГИ Санкт-Петербурга передал РХГИ на условиях аренды помещения 1, 5, 6, 7 этажей в здании по адресу: наб. реки Фонтанки, д. 15. Здание, являющееся памятником истории и архитектуры, находилось в аварийном состоянии. В 1998 – 2003 гг. РХГА выполнил значительный объем работ по реставрации здания-памятника, а также все противоаварийные мероприятия. Помимо ремонта внутренних помещений, необходимого для организации учебного процесса вуз за счет собственных средств отремонтировал кровлю, инженерные сети, парадный вход. К юбилею города институт по согласованию с губернатором Санкт-Петербурга полностью за счет собственных средств отреставрировал фасады здания. С учетом деятельности института по реставрации здания КУГИ принял решение о продлении действующего договора аренды с институтом до 2046 года.

В 2004-2008 гг. академия продолжила вкложение значительных средств в ремонт внутренних помещений. Это связано с тем, что внутренние работы в предыдущий период проводились параллельно с переездом вуза в ремонтируемые помещения. В отчетном периоде работы были частично выполнены в спокойной обстановке, что положительно повлияло на их качество. По мере осуществления ремонта РХГА за счет собственных средств произвел оснащение всех площадей современной комфортабельной мебелью и необходимым оборудованием. На отремонтированных площадях размещены административно-хозяйственные службы РХГА, аудитории, лингафонный кабинет, компьютерный класс, издательство и книжный магазин интеллектуальной книги «Александрийская библиотека», вузовская библиотека, включая читальный зал, а также буфет и помещения для отдыха. В отчетном периоде академия использовала площади в соответствии с договорами – аренды № 00-А003340(03) от 09 июля 1997 г. (общей площадью 1903 кв.м по адресу наб. р. Фонтанки, 15 с Комитетом по управлению городским имуществом СПб (новая редакция от 8 февраля 2000 г.) и безвозмездного пользования общей площадью 1207 кв.м с ЗАО «Балтийский эскорт» от 23 июня 2003 г. по адресу ул. Севастопольская, д. 15 А. Были сохранены помещения по адресу Вознесенский пр. д. 34Б, которые можно считать историческим началом работы вуза. Часть занятий по мере необходимости проводится в соответствии с договорами по вышеуказанным адресам. Для занятий физической культурой институт пользуется возможностями других образовательных учреждений.

Библиотека РХГА интенсивно комплектовалась. Затраты на комплектование библиотечного фонда отражает следующая таблица.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

410,2

260,4

481

50

186,6

 

В настоящее время в библиотеке имеется 20847 единиц литературы (не считая периодики) 14531 наименований, кроме того базы данных в электронном виде. Фонд библиотеки практически полностью покрывает потребности учащихся РХГА.

Рост стоимости основных средств и оборудования за отчетный период иллюстрирует следующая таблица

 

Год

Тыс. руб.

2003

4794,2

2004

6580,4

2005

7211,0

2006

8243,7

2007

8690,3

2008

 

Рост первоначальной стоимости основных средств и оборудования составил на 01.01.2008 г. 1919,2 тыс. руб.

 Бюджет РХГА в 2004-2008 гг. утверждался Ученым советом и Советом учредителей и исполнялся ректором. За отчетный период у РХГА не возникло задолженностей по выплате заработной платы, налоговым отчислениям, оплате аренды, а также в расчетах с подрядными организациями. У вуза нет неисполненных обязательств перед финансировавшими его фондами. РХГА не предъявлялись претензии и иски в судебном порядке со стороны физических и юридических лиц. Это свидетельствует о финансовой стабильности в развитии образовательного учреждения.

Выводы и рекомендации

1. Экономические итоги развития РХГА за 2004-2008 гг. признать положительными.
2. Состояние материально-технической базы признать удовлетворяющим для ведения образовательного процесса на современном уровне.
3. С целью расширения аудиторной базы необходимо рассмотреть вопрос об увеличении объема помещений по адресу: наб. р. Фонтанки, д. 15, в частности, изучить проблему сооружения мансарды.
4. В области материально-технического развития необходимо сконцентрировать усилия и ресурсы на создании собственной базы для размещения иногородних студентов и улучшении социально-бытового обслуживания студентов всех форм обучения.
5.Необходимо продолжить оснащение образовательного процесса современными техническими средствами.
6.Академии следует более активно и систематично, координируя действия различных подразделений вуза, предлагать свои услуги на рынке образования в России и за рубежом.
7. Руководству академии надлежит озаботиться диверсификацией источников финансирования, активнее предлагать научные, издательские, образовательные информационные возможности академии государственным, частным, общественным и религиозным структурам.

8. Итоговые выводы и рекомендации

 Произведенный анализ материалов, отражающих развитие образовательных, научных, издательских, информатизационных программ академии, ее экономического состояния дает основание признать общие итоги деятельности РХГА в 2004-2008 гг. успешными и стартовые возможности в новом отчетном периоде перспективными. По каждому направлению деятельности вуза следует, в частности, отметить следующее.

1. Спектр реализуемых образовательных программ несколько расширился, приобретя более четкую организационную структуру. В целом повысилась культура администрирования образовательной деятельностью, но без сползания в бюрократизм. Вуз осуществил переход к факультетской системе управления. Интенсивно развивались заочные программы, в результате чего заочное отделение практически сравнялось по количественным параметрам своей деятельности с традиционными для РХГИ дневными и вечерними программами. В рамках филолого-культурологического направления, реализуемого на факультете Мировых языков и культур, была продолжена подготовка по специализациям востоковедение, финский язык и культура. Подготовка по этим специализациям является нетипичной для рынка образовательных услуг, подчеркивая своеобразие РХГА в образовательном пространстве России. Сохранилось и качественно улучшилась подготовка в области английского языка и культуры. Свернуты программы по антиковедению и русистике. Открыта магистратура по культурологии. Эффективно развивалось психолого-педагогическое направление образовательных программ академии, реализуемых на факультете Психологии и философии человека. Открыта магистратура по педагогике. Число студентов психолого-педагогической ориентации увеличилось на 80 %. Факультет ФБР сохранил свое ведущее значение в развитии академии в качественном отношении и при этом существенно расширились количественные параметры деятельности факультета. Контингент студентов Философско-богословско-религиоведческого направлений вырос на 45 % благодаря открытию заочного отделения и привлечения к обучению значительного числа лиц, имеющих первое высшее образование. Общее число обучающихся в академии выросло почти на 40 %. Качество реализации образовательных программ не снизилось по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а в части общепрофессиональной и особенно специальной подготовки возросло. Учебный процесс в целом обеспечен учебно-методическими комплексами, адекватными требованиям информационного общества.

2. Заложенные в 1999-2003 гг. предпосылки развития научных исследований были достаточно плодотворно реализованы в отчетный период. В предыдущем отчетном периоде РХГА вошел в неширокий круг российских академических структур, интенсивно ведущих научные исследования – институтов Российской Академии Наук и ведущих университетов. В 2004-08 гг. академия сохранила свои позиции. Согласно статистике Российского гуманитарного научного фонда, РХГА входит в пятерку университетов России по числу конкурсов фонда, выигранных в 1994-2008 гг. Активная научно-исследовательская деятельность еще более, чем специфика реализуемых образовательных программ подчеркивает своеобразие позиции РХГА в пространстве российского образования, выгодно отличая академию от подавляющего числа новообразованных вузов.

3. В сфере научно-издательской деятельности следует отметить сохранение достигнутого. Этот результат позитивен с учетом бурного роста издательской программы в 1999-2003 гг. и перманентно ухудшавшейся в 2002-2008 гг. экономической конъюнктуры в данной сфере. Издательство стабильно выпускало порядка десяти-пятнадцати крупных книг в год. Многие издания прошли экспертизу РГНФ, учебные пособия серии «Русский Путь: pro et contra» получили грифы УМО. Ряд публикаций был осуществлен совместно с Издательством Санкт-Петербургского госуниверситета. Развернута электронная издательская программа, которая имеет положительные перспективы в ситуации перехода страны к новому качеству информационного общества. Издательство РХГА сохранило свои позиции в достаточно в узком круге научных, а тем более вузовских издательств, признанных на общероссийском и мировом уровнях.

4. В информатизационной сфере имела место актуализации того потенциала, который был создан в предыдущем отчетном периоде. Развитие информатизационных проектов в 1999-2003 гг. было признано прорывом в деятельности РХГА, когда вуз прошел за пять лет путь от зачаточной информационной культуры до нормального уровня информатизации образовательного учреждения в целом и лидерства по некоторым показаниям в российском пространстве научно-информационных гуманитарных проектов. В 2004-2008 гг. продолжилось создание инфоресурсов, востребованных научным обществом, сформированы предпосылки для развертывания системы дистанционного обучения, академия стала предлагать свои продукты на рынке информационных услуг.

5. Экономическое развитие вуза характеризовалось за отчетный период стабильным ростом. В 1999-2003 гг. институт прошел путь от практического отсутствия собственной материальной базы до наличия хорошо отремонтированных и оснащенных оборудованием помещений, используемых на правах долгосрочной льготной аренды или безвозмездного пользования. В 2004-2008 гг. работа по укреплению материальной базы и экономической стабильности продолжилась. Доходы учебного заведения выросли почти в 2,5 раза в сравнении с итогами 2003 г. Академия исполняла все свои бюджеты, не имела и не имеет каких-либо задолженностей перед своими работниками, государством и другими организациями. Вузу не предъявлялись иски в судебном порядке со стороны юридических и физических лиц. В отчетном периоде РХГА функционировал в режиме полного самофинансирования в качестве полноценного самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Признавая очевидный прогресс в развитии вуза, необходимо отметить недостатки, указать на скрытые резервы и пути усовершенствования работы в новых условиях грядущего отчетного периода.

1. В части развития образовательных программ требуется принять во внимание факторы демографического спада, осуществления внутрироссийской реформы образования и участия страны в Болонском процессе. В качестве внутренних факторов необходимо интенсивнее использовать своеобразие образовательных программ академии и научный потенциал ППС, далеко не полностью востребованный непосредственно в образовательном процессе.

В этой связи РХГА следует а) расширять список предлагаемых образовательных услуг по вертикали – магистратура, аспирантура и (возможно) докторантура, продолжить расширение спектра предлагаемых образовательных программ за счет нетипичных для рынка специализаций; б) расширить ассортимент (педагогика, культурология, искусствоведение) программ заочной формы, активнее подключая заочников к дистанционным методикам; в) наряду с послевузовским образованием активнее развивать довузовскую подготовку; г) развивать систему краткосрочных образовательных программ; д) организовать процесс позиционирования академии на рынках международных образовательных услуг.

2. В области развития научных исследований задачей минимум можно считать удержание позиций, достигнутых вузом. С учетом сокращения психофизической энергии основных участников НИР по причине их естественного старения необходимо продолжать работу по расширению круга активных участников исследований. Необходимо расширить предложение аспирантам, проработать вопрос об открытии докторантуры, диссертационного совета, включения Вестника РХГА в перечень ВАК. Важнейшей задачей является поиск новых источников финансирования НИР, в первую очередь, внутрироссийских.

3. В части издательской деятельности задача сохранения набранного темпа развития выглядит в свете стагнации книжного рынка и снижения платежеспособности в условиях кризиса очень актуальной. Важнейшей перспективной задачей является издание научной и учебной литературы на электронных носителях.

4. Информатизацию необходимо считать приоритетом деятельности вуза, который отвечает основному направлению развития цивилизации в целом, а образования и науки – в частности. Во-первых, общий уровень информатизации вуза должен отвечать постоянно возрастающим требованиям. Во-вторых, необходимо изучить вопрос об открытии подготовки по направлению прикладная информатика в гуманитарных науках. В-третьих, требуется обеспечить поддержку уже начатых информационных проектов. В-четвертых, необходимо продолжить формирование предпосылок для создания и реализации электронных издательских программ.

5. В отчетном периоде вуз строил свой бюджет за счет увеличения доходов и практически не решал задачи стратегического сокращения расходов. Полноценное развитие возможно при сохранении такого подхода, поскольку сокращение расходов растущей структуры может привести к потере темпа и к непропорциональному снижению доходной части бюджета. Однако структура доходов в следующий отчетный период может претерпеть достаточно существенные трансформации. Экономическую политику необходимо выстраивать с учетом реальной опасности постепенного сокращения платы за образовательные услуги от физических лиц-россиян в условиях демографического спада. Именно рост поступлений из данного источника был главным фактором увеличения доходов академии в 2004-2008 гг. В свете сказанного основные задачи экономической политики в наступающем отчетном периоде можно сформулировать так.

5.1. Для поддержки указанного источника финансирования необходимо расширять спектр и разнообразить качество предлагаемых услуг, уделяя самое пристальное внимание работе с регионами и развитию дистанционных программ; первоочередной задачей следует признать создание материальной базы для проживания иногородних студентов и улучшения уровня социально-бытового обслуживания учащихся всех форм обучения.

5.2. Помимо этого требуется деверсифицировать структуру доходов академии. В частности, совершенно неразработанной осталась за отчетный период тема государственного или корпоративного заказа на образовательные услуги РХГА. Перспективным представляется поиск источников финансирования научно-издательских проектов со стороны неправительственных организаций, также мало разработанный в отчетном периоде.

5.3. В отчетный период РХГА не получал крупного финансирования из международных источников, а наличие такового в 1996-97 гг. стало одним из важнейших факторов экономического развития РХГА в 1999-2003 гг. Необходимо активнее развивать все аспекты международных контактов вуза.

Использование указанных скрытых резервов может сохранить позитивные   тенденции в развитии Русской христианской гуманитарной академии.

 



[1]   по состоянию на 1 сентября 2008 г.