27 апреля состоится первая открытая лекция в рамках проекта «Психоанализ и литература». Разговор посвящен анализу рассказов Эдгара По с точки зрения психоанализа, философских концепций Жака Деррида и Жиля Делёза

27 апреля состоится первая открытая лекция в рамках проекта «Психоанализ и литература». Разговор посвящен  анализу рассказов Эдгара По с точки зрения психоанализа, философских концепций Жака Деррида и Жиля Делёза

Цикл лекций посвящен взгляду на известные примеры мировой литературы (западной и русской) с точки зрения психоанализа, теорий З. Фрейда, Ж. Лакана, философии Ж. Деррида, Жиля Делёза.

27 апреля, 18.00

Первая лекция «Украденное письмо»: детективные рассказы Эдгара По» посвящена знаменитому рассказу Эдгара По «Украденное письмо».

Рассказ не был написан в принятом детективном жанре. Он не был специально создан для демонстрации метода психоанализа. Однако он содержит скрытые и явные повторы, зеркальные отражения действий. Символы, которые указывают на то, что перед нами ярко выраженная ситуация психоаналитического взаимодействия. По сюжету, письмо украдено, но никто из героев не может понять, где оно, даже полиция. Истина – сокрыта. Распутать историю удается творческому в своем амплуа детективу. Знаменитая трактовка, данная рассказу французским психоаналитиком Жаком Лаканом и философом Ж. Деррида, позволяет вскрыть значения, которые текст содержит.  Лакан трактует письмо как бессознательное. Ж. Деррида производит деконструкцию текста, указывая на то, что письмо говорит прежде всего о сексуальности.

11 мая, 18.00

Вторая лекция «Дж. Сэлинджер, пост-травматический синдром и американская литература» посвящена творчеству Дж. Д. Сэлинджеру.

Послевоенные годы в Америке часто ассоциируются с литературой битников, произведениями «Трамвай желаний», «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса. В этом же время издается роман-бестселлер «Над пропастью во ржи» (1951), посвященный жизни незадачливого подростка, который полон нерешительности, как каждый человек того времени, как каждый из нас. Участие во Второй мировой войне, освобождение пленных из концентрационного лагеря Дахау оказало тяжелейшее воздействие на писателя. Его стиль, как и инновации в музыке и искусстве, сформирован трагедиями войны. На смену романтическим, иллюзорным методом довоенной эпохи, в литературу и искусству приходят иные способы выражения. Дзен-буддистские рассказы Сэлинджера – новое слово в литературе, в них нарушена причинно-следственная связь, появляется новый тип повествования. Проникновенная загадка маленького мальчика, « - Что говорит одна стенка другой? – Встретимся на углу» становятся трагичной эмблемой эпохи.

18 мая, 18.00

Третья лекция «Англоязычная женская проза: дискурс сексуальности» воссоздает возможную трактовку известных произведений англоязычных авторов-женщин, женщин-героинь известных произведений.

 Прослеживается связь между произведениями прошлого и настоящего. В романе «Поворот винта» Генри Джеймса главная героиня озвучивает то, что исследователи называют «дискурсом сумасшествия». В тексте отчетливо выражена традиция Викторианской Англии, с ее темными домами и улицами, в духе готического романа. Сходны по звучанию бывают и современные произведения английских авторов-женщин. Традиция ли это, или скрытый код травмы? Последний роман Дж. Уинтерсон о Франкенштейне. Он отсылает к берегам женевского озера, где классик – писатель Дж. Байрон предложил молодой писательнице Мэри Шелли что-нибудь сочинить. Так появляется знаменитая книга ужасов «Франкенштейн» – история о монстре, который, возможно, в чем-то сходен со сложностями, свойственными человеческой и женской психики.

27 мая, 18.00

Четвертая лекция «Русские писатели и психоанализ»

Речь в данной лекции пойдет об изучении классических произведений русских авторов (Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Льва Толстого), рассмотрению современных писателей (таких как Эдуард Лимонов) с точки зрения психоанализа. Будет изучаться вопрос возможности применения анализа транс-генерационной травмы. Произведения русского классика Владимира Набокова, его романы «Ада или радости страсти», «Отчаяние», «Просвечивающие предметы» изучаются отдельно. В этих произведениях очевидно и намеренно переплетены мотивы, аллюзии, смыслы. В «Отчаянии», например, идея сюжетного хода – «встреча двойника», которая имеет определенную психологическую подоплеку. Комплексный процесс создания художественного произведения для художника - событие, связанное с мистическим опытом. Название «Отчаяние» можно трактовать не только в значении «расстройства», а скорее в обращении к более высоким ценностям.

Читает:

Нина Феликсовна Щербак, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Магистр искусств (Ланкастер, Великобритания, 1997), писатель, сценарист. Автор более 150 научных статей, 14 монографий, научно-популярных книг по лингвистике, литературоведению, философии языка, англоязычной литературе. Читала лекционные курсы в ведущих европейских ВУЗах (13 премий-грантов: Лозаннский университет (Швейцария), Эдинбургский университет (Великобритания), Свободный Университет Берлина (Германия), Университет Бейра-Интериор (Португалия), Университет Павла Шафарика (Словакия), Загребский Университет (Хорватия).

Автор художественных произведений о жизни в России, Великобритании, США, Индии. Автор романов и рассказов «Романс с Филфаком», «Эхо войны» в произведениях Сэлинджера, «Мерцающие сны»; книги «Истории великой любви Серебряного века»; автор комментариев и вступ. статей к книгам: «Конан Дойл: Шерлок Холмс»; «Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой. Старик и море». «Сергей Есенин. Лучшие стихи и биографии», книг «Рассекая волны. Из история британской и американской литературы»; «Немного тени на желтом песке» (курс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие исследования: точки соприкосновения и тенденции развития»). Автор сборников стихов. Автор сценария более 100 документальных фильмов на телеканале «Культура».

Приглашаются все желающие, требуется предварительная регистрация по эл.адресу [email protected]

Лекции состоятся в Актовом зале (5 этаж)

Наш адрес:

РХГА, наб.р. Фонтанки, 15