Лебедев Сергей Павлович –– кандидат философских наук

Цели курса

Целью курса является ознакомление студентов с основными направлениями и школами развития античной философской культуры.

Задачи курса

При изложении курса ставятся следующие задачи:

1.      способствовать усвоению студентами конкретного философского материала (изложение содержания учений философских школ античности);

2.      демонстрация основных «механизмов появления отвлеченного мышления;

3.      ознакомление студентов с формами отвлеченного мышления;

4.      иллюстрация исторического развития законов отвлеченного мышления.

Тематический план

1: Общие представления об античной философии

2: Развитие понятия первоначала в учениях «старших физиков»

3: Обнаружение элейской школой отвлеченного логического мышления

4: Поиск форм единства мысли и чувственного восприятия «младшими физиками»

5: Кризис физики и переход к софистике

6: Создание основ метафизики. Платоновский идеализм

7: Метафизика Аристотеля

8: Индивидуум как объект философии

9: Неоплатонизм как философия универсального синтеза

Программа

Тема 1. Общие представления об античной философии

α. Предмет античной философии и её основные направления. Отношение абсолютного к относительному – универсальный предмет любой философии. Специфика античного философского мышления состояла в отождествлении абсолютного с природой. Четыре начала природного – материальное, действующее, формальное и целевое. Связь многообразия философских школ античности с избранием тех или иных начал в качестве основополагающих. Физика (натурфилософия) является таким типом философствования, который сводит природу к материальному и действующему началам. Метафизика (идеализм) суть мышление, объясняющее природу из единства всех четырех причин. При любом подходе к делу изучалось по преимуществу естество.

  β. Особенности античного философского мышления. Созерцательность выражалась в том, что знание, толкуемо в качестве высшей практической и теоретической ценности, определялось как ВИДЕНИЕ, субъект кажется себе пассивным, зависимым от объекта, и последний рисуется наблюдателю самосущим и первичным во всех отношениях.

    1. Природный характер мышления состоит в умении рассуждать только по аналогии с природой, в которой видели самый совершенный способ бытия и которую неправомерно считали сущностью духовного и абсолютного.
    2. Техницизм представлял собой ориентацию теоретического мышления на практическую деятельность человека.

Тема 2: Развитие понятия первоначала в учениях «старших физиков»

α. Милетская школа. Проблема трактовки первоначал в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). «Механизм» превращения одного (первоначала) во многое. Мотивы, определившие выбор в качестве первоначала воды (Фалес), апейрона (Анаксимандр) и воздуха (Анаксимен).

β. Пифагореизм Учение пифагорейцев (Пифагор, Архит, Филолай, Диокл и др.) о числе как сущности вещей. Тождество элементов числа элементам вещей. Понимание вещей как количественных явлений. Место единицы, двойки, тройки, четверки, семерки и десятки в организации космоса. Учение пифагорейцев о стереометрической структурированности вещества и объяснение чувственно воспринимаемых особенностей макро-объектов из геометрических особенностей микро-частиц. Пифагорейские представления о душе, её божественном происхождении и бессмертии, переселении из тела в тело. Недостатки и противоречия пифагорейского миросозерцания.

γ. Гераклит Эфесский .Гераклит о сознательном, разумном огне, закономерно переходящем в свою противоположность (воду). Учение Гераклита о логосе, положение о тождестве противоположностей и всеобщей непрерывной текучести всего сущего. Влияние предположения об абсолютной текучести всего сущего на ослабление устойчивости и ясности в нравах и в основанном на мышлении познании. Гераклитово учение о всеобщей текучести как стимул для переосмысления самой идеи становления, т.е. превращения одного во многое.

Тема 3: Обнаружение элейской школой отвлеченного логического мышления

α. Ксенофан Колофонский. Критика Ксенофаном Колофонским политеизма и антропоморфизма. Первый опыт познания определений Бога логическими средствами. Движение к пониманию объекта через анализ значения слова.  

β. Парменид, Зенон, Мелисс. Парменид – противник Гераклита и всего становящегося. Изучение Парменидом категории «становление» как важнейшей предпосылки прежней философии. «Становление» как тождество противоположностей, как противоречие. Анализ значений слов «бытие» и «небытие», противоречивость последнего и отказ от его использования в мышлении. Логические характеристики бытия – вечность, неизменность, цельность, неделимость, единство, неподвижность. Возможность двоякого познания одного и того же объекта – с помощью чистого логического мышления и с помощью мышления, связанного с чувственностью; противоречивость мыслящего познания вещей. Двойственность элейской философской позиции и трудности применения логических (истинных) характеристик к чувственно воспринимаемым вещам. Защита Зеноном позиции элейской школы (апории “Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий” и др.). Значение нахождения элеатами факта существования чистого мышления, т.е. могущего в своих построениях совершенно не ориентироваться на чувственно воспринимаемую реальность и согласовываться только со своими правилами и нормами. Отсутствие у логического мышления собственного адекватного ему объекта и потребность в нем. Обнаружение элеатами логического характера мышления формирует задачу для последующей философии – нахождение объекта для этого мышления и производящей его способности.

Тема 4: Поиск форм единства мысли и чувственного восприятия «младшими физиками»

α. Эмпедокл. Перенос Эмпедоклом форм чистого логического мышления (знание) на микромир, локализация чувственного познания (мнения) на уровне макрореальности. “Одно” – это состояние вещества, имеющее логические характеристики – однородность, бескачественность, неподвижность, отсутствие пустоты (небытия) и избыточности, умозрительность. Многое – то же вещество, но уже имеющее чувственно воспринимаемые свойства (теплоты, холода, влажности и сухости). Роль сил Любви и Ненависти в жизнедеятельности космоса. Противоречия учения Эмпедокла.

β. Атомистика Усмотрение атомистами (Левкипп и Демокрит) сходства важнейших характеристик логического мышления со свойствами мельчайших неделимых частиц – атомов. Основные свойства атомов. Особенности моделирования атомистами вещей макроскопического уровня реальности и их чувственно воспринимаемых свойств. Противоречия и трудности атомистики.

γ. Анаксагор Разработка Анаксагором учения о семенах вещей как способ избежать противоречий,  допущенных Эмпедоклом. Свойства гомеомерий. Усмотрение Анаксагор движущей причиной вещества в вечном, неделимом, бестелесном Уме, упорядочивший хаос “семян” в космос. Ум в учении Анаксагора есть источник порядка, красоты и благого. Трудности концепции Анаксагора.

Тема 5: Кризис физики и переход к софистике

α. Кризис физики. Понятие кризиса в теоретическом мышлении. Проявление кризиса физики: 1) её вхождение в противоречия с самой собой в результате последовательного развития собственных принципов. 2) Подчинение развития физики законам мнения, а не истины. 3) Искусственный, иллюзорный характер логического мышления, служившего для физики инструментом познания истины. Следствием кризиса становится сомнение в достоверности натурфилософского знания, её подхода к познанию и утрата доверия к ценностям всей прежней философии.

β. Софисты. Неустойчивость “высокой” теории и социальных процессов (переделвласти) способствовали появлению софистики (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Алкидам и др.). Общим для софистов стало настроение, выразившееся в усилении субъективизма и абсолютизации относительности. Недоверие разуму подрывает авторитет и в продукты его деятельности. Представления о богах, бессмертии, правовые, нравственные нормы и т.д. объявляются искусственно созданными человеком для своих частных корыстных целей. Разумное и всеобщее отбрасывается, а их место занимают ценности относительные, чувственные и индивидуально-корыстные. Субъективизм и относительность распространялись на этику, теорию познания, учения о праве, морали и т.п. Использование софистами логики в корыстных целях.

γ. Сократ.  Отказ Сократа пользоваться недостоверными знаниями (о природе). Представления Сократа об управляющей роли речи и значений слов по отношению к нашему сознанию. Причины уклонения человека от добра и порождение зла. Борьба Сократа с культивированием софистами многозначности слов. Учение о логическом определении. Сократический метод и его структура. Стремление Сократа к освобождению человека от власти над ним релятивизма в нравственности и подчинению его ценностям абсолютным.

δ. Сократические школы. Снтезирование мегарской школой (Евклид, Евбулид, Стильпон) сократовского учения о добре и логическом определении с элейским учением о сущем. Отстаивание мегарцами реальности лишь умозрительного. Признание киренской школой (основатель Аристипп) существующими только чувственно воспринимаемые вещи и связывание достоверного характера знаний с содержанием  ощущений. Отрицание киренаиками возможности науки о природе. Усмотрение добра в наслаждении. Свобода человека по отношению к удовольствиям и страданиям, ко всем внешним целям, невзгодам жизни и разнообразным потребностям как высшее благо для кинической философии (Антисфен, Диоген).

Тема 6: Создание основ метафизики. Платоновский идеализм.

α. Предпосылки Платоновской философии. Отношение Платона к предшествующей философии. Значение для Платона разработки Сократом учения о логическом определении (знании). Решение Платоном проблемы соотношения речи и чувственно воспринимаемых вещей. Выражение в значении слова родо-видовых свойств материальных вещей.

  β. Учение Платона об идеях.Идея как умозрительная вещь. Свойства идеи – вечность, цельность, неподвижность, неделимость, простота и т.п. Понимание Платоном идеи в качестве сущности чувственно воспринимаемых вещей. В идее фиксируется обобщенный внешний вид вещи, ее цель, многообразные функции и способности. Ум и сфера умозрительного. Благо представляет собой основу умозрительного бытия (идеи и ум). Характеристики Блага: вечность, превышение бытия и небытия, превышение мышления. Роль Блага в создании умозрительного (идеи) и умозрения (собственный ум).

  γ. Неразумная причина. Вторым началом чувственно воспринимаемых вещей была неразумная материальная причина – немыслимое и нечувственное, бесформенное и неопределенное пространство. Оно не является ничем определенным и потому представляет собой  возможность стать всем, чем угодно, и способно принимать любой вид. Хаотичная и бесцельная, эта причина является источником изменчивости в вещах. Структурированные мельчайшие тела правильной стереометрической формы составляют вещественную сторону материального бытия.

  δ. Космос и мир явлений. Роль вечного, неделимого и бестелесного Ума в создании космоса. Космос как живой, мыслящий организм. Вещи суть проявление разумного и неразумного. Признаки чувственно воспринимаемых вещей как явлений – изменчивость и устойчивость одновременно, возникновение и гибель, пространственно-временная локализация, доступность лишь мнению.

  ε. Учение Платона о душе. Космическая душа как посредник между сферой умозрительного (идеи и ум) и материей. Соединение в душе черт разумного и неразумного начал. Индивидуальная душа – момент души космической. Структура человеческой души: разумная, волевая и вожделеющая части. Добродетели души – мудрость, мужество, умеренность. Справедливость как общая добродетель. Учение Платона о переселении из тела в тело. Познание есть “припоминание” того, что душа видела (имеются в виду идеи) в своем потустороннем странствии.

ζ. Учение о Государстве Душевный строй – основа государства, а душевные добродетели определяли добродетели государственные. Идеальным считалось справедливое государство, в котором сохранялось естественное разделение труда, т.е. все граждане были добродетельными и справедливыми. В случае нарушения естественного разделения труда идеальное государство – аристократия – деградирует и превращается в тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

Тема 7: Метафизика Аристотеля

  α. Учение Аристотеля о началах сущностей. Материя и идеи суть начала единичных вещей (сущностей). Понимание материи как возможности и лишенности одновременно. Различие первой материю (для всего), существующей потенциально, и второй – определенной материи для конкретной вещи. Идея – это то, что делает вещь ею самой, придает материалу определенный вид и выражается в логическом определении. Материя и идеи не существуют обособленно, и являются двумя противоположными моментами одного и того же. Отношение между материей и идеей описывается с помощью категорий возможность и действительность. Возможность – это материя, взятая в отношении к определенной идее, а действительность представляет собой не чистую идею, а воплощенную в материи. Действительность есть реализация внутренней объективной цели вещи. Идея здесь существует как бы в двух состояниях: один раз в возможности, другой – в действительности. Соединение материи и идеи осуществляется действующей причиной, которая непременно должна быть действительностью.

β. Аристотель о сущностях. Деление сущностей на подвижные преходящие (подверженые возникновению и уничтожению, качественному превращению, росту и убыли, пространственным перемещениям), подвижные вечные – небесные светила, способные лишь к пространственному круговому перемещению, и неподвижную сущность – Ум. Последний есть высшая вечная форма бытия, чистая действительность, мыслящая сама себя, неделимая, не имеющая величины, обособленная от чувственно-воспринимаемой реальности, неподвижная и в то же время приводящая себя в движение, являющаяся вечным источником движения первого неба и всего того, что причастно уму.

  γ. Учение о душе В живых существах тело является материей, а идея душой. Человеческая душа состоит из растительной, страстной и разумной частей.

δ. Значение философии Аристотеля. Аристотелевское учение есть итог и систематизация всей предшествующей философии. Его положения о возможности и действительности были оптимальной формой единства материи и идеи, наиболее адекватно описывающей основные стороны природного бытия. Этим учением в общих чертах оказалось исчерпанной проблематика и физики и метафизики.

Тема 8: Индивидуум как объект философии

α. Стоицизм. Философские учения, возникавшие на рубеже 4-3 вв. до Р.Х. и их стремились соединить ценность обособленного индивидуального человеческого бытия, воспетого софистами, Сократом и сократиками, с достижениями физики и метафизики.

Структура учения стоиков (Зенон Китионский, Клеанф, Хриссин, Панеций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий): логика, физика и этика. Разработка учения о каталептических представлениях, считавшихся критериями истины. Платоно-аристотелевские (в учении о страдательном и деятельном началах, т.е. о материи и уме), и гераклитовские мотивы (в учении о пневме-смеси воздуха и огня, изменение напряжения которой порождает многообразие видимого мира) стоической физики. Космос как самостоятельное живое существо, управляющееся провидением. Ориентация стоической этики на кинизм. Отождествление разумного и благого. Природа добродетели и её виды: рассудительность, мужество, умеренность и справедливость. Пороки и их виды: неразумие, трусость, разнузданность и несправедливость. Страсти есть причина пороков, возникающих, по мнению стоиков, от заблуждения. Коррекция наших лживых представлений достигалась выработкой правильного знания прежде всего о том, что мое и что находится в моей власти (наши воля, желания), а что чужое (наше тело, имущество, чины и т.д.). Правильное понимание этих вещей делает человека свободным и неподверженным страстям (апатия).

β. Эпикуреизм Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций) как продолжатель ранней атомистики. Учение Эпикура об атомах и космическом устройстве. Цель эпикурейской этики – обучение человека быть счастливым, для чего надо уметь правильно выбирать объект стремления. Стремление к наслаждениям и избегание страданий как путь к счастью. Разумный контроль за выбором наслаждения. Конечная цель мудреца – достижение блаженной жизни, состоящей в свободе от страданий тела и смятения души.

γ. Скептицизм. Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Афинна, Секст Эмпирик) как реакция на кризис в физике и в первую очередь в демократическом атомизме. Относительность наших представлений о вещах есть непреодолимая преграда для познания их сущности. Учение скептиков о необходимости воздерживаться от суждений, ничего не утверждать и ни с чем не соглашаться. Незнание сущности означает невозможность достоверно разобраться в явлениях, поэтому в практической деятельности не следует отдавать предпочтение какому-либо из явлений и быть к ним совершенно равнодушными. Так достигается атараксия – безмятежность, спокойствие и хладнокровие.

δ. Академия. Школа, основанная Платоном, на разных этапах своей тысячелетней истории испытывала воздействие разных течений. В Древней Академии (Спевсипп, Ксенократ) усилилось влияние пифагореизма. Средняя и Новая Академии (Аркесилай, Карнеад) стояли уже на позициях скептицизма. Затем переход Академии на позиции эклектизма, а в 4-5 вв. по Р.Х. она становится неоплатонической.

ε. Эклектизм. Эклектизм как попытка восстановить авторитет разума и выбрать из различных учений наиболее бесспорные и объективно-истинные положения, поскольку в каждом учении есть что-то правильное. Оно было распространено среди академиков, стоиков, перипатетиков, скептиков.

ζ. Филон Александрийский Философия Филона из Александрии – синтез иудейского миросозерцания с элементами платонизма и стоицизма. Бог есть трансцендентная реальность, недоступная познанию и не выраженная ни в образах, ни в понятиях. Между Богом и миром помещается мир идей, единство и сущность коего есть Логос. Материя как бесформенное, беспорядочное начало физического мира. Материя и зло. Совечность мира Богу. Учение Филона о душе. Экстазис – средство Богопознания и залог посмертного соединения с Богом.

Тема 9: Неоплатонизм как философия универсального синтеза

α. Предпосылки неоплатонизма. Самое последнее и самое систематичное философское учение античной истории, вобравшее в себя из нее наиболее ценное и органически упорядочившее воспринятое. Отношение неоплатонизма к предшествующим философским учениям.

β. Основные понятия неоплатонизма. Сверхчувственное и сверхумное Единое как центр неоплатонической (Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.) системы понятий. Характеристики Единого: бесформенность, бесплотность, превышение бытия и небытия, превышение мышления, идей и т.п. эманация есть способ превращения Единого в иное. Ум есть результат эманации Единого. Деление Ума на созерцаемое и созерцающее. Душа – продукт эманации Ума. Душа есть посредник между умом и материей. Материя как средоточие недостатка и лишенности: в ней нет качеств величины, формы, сущности, но есть возможность всякой формы. Космос суть единство души и материи.

  γ. Учение неоплатоников о душе Судьба индивидуальной души интерпретируется в рамках учения о переселении душ. Окончательная победа над склонностью души к материи достигается в экстазисе.

δ. Значение неоплатонизма Неоплатонизм не только исторически, но и логически последняя система, закономерно появившаяся на завершающей ступени развития родовой сущности мышления. Понятие "Единого" (и сходные с ним представления в других культурах) есть одновременно и высший пункт и граница восхождения человеческого мышления. Дальнейшее же движение философии возможно либо в рамках неоплатонической (или подобной ей) традиции, либо связано с возвращением к исходному пункту и повторением всего пути, но на иных содержательных основаниях.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Обязательная

1. Антология кинизма. М., 1984

2. Антология мировой философии. М., 1969, т. 1.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.1. М., 1976; Т.3. М., 1981; Т. 4. М., 1983.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения знаменитых философов. М., 1979.

5. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

6. Лукреций. О природе вещей. М., 1983.

7. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.

8. Маковельский О.А. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41.

9. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

10. Платон. Диалоги. М., 1986. Платон.

11. Платон. Сочинения в трех томах. М., 1968-72.

12. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

13. Прокл. Первоосновы теологии.// Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.

14. Римские стоики. Сенекаа, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

15. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. М., 1976.

16. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М., 1989.

17. Цицерон. Философские трактаты. М., 1988.

II. Дополнительная литература

1. Античная философия : специфические черты и современное значение. Рига, 1988.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

3. Блонский П.П. Этюды по истории ранней греческой философии. Рига. 1988.

4. Бобров Е.А. Философия Парменида. Казань. 1903.

5. Богомолов А.С . Античная философия. М., 1985.

6. Виндельбанд В. Платон. М., 1993.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб., 1993; СПб., 1994.

8. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М., 1990.

9. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

10. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу. (Становление греческой философии). М., 1972.

11. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982.

12. Кессиди Ф.Х. Сократ М., 1988.

13. Комалова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988.

14. Лебедев С.П. История античной философии. Часть I. Физика. С.-Пб., 2004.

15. Лебедев С.П. История античной философии. Часть II. Метафизика. С.-Пб., 2001.

16. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В восьми томах. М., 1963-1992.

17. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном уложении. М., 1993.

18. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М., 1993.

19. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

20. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

21. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.

22. Мандес М.И. Элеаты. Филологические изыскания в области истории греческой философии. Одесса. 1911.

23. Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. М., 1966.

24. Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

25. Платон и его эпоха. М., 1978.

26. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

27. Сергиев К.А., Сликин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. Л., 1991.

28. Степанова А.С. Философия древней стои. СПб., 1995.

29. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

30. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории.// Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

31. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

32. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

33. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

34.Чернышов Б. Софисты. М., 1929.

35.Якубанис Г. Эмпедокл – философ, врач и чародей. Киев, 1994.