Торчинов Евгений Алексеевич –– профессор, доктор философских наук

Цель курса.

Данный курс имеет своей целью сформировать у студентов систематезированное предстарление об истории буддизма.

Задачи курса.

Ознакомить студентов с историей происхождения буддизмаи основами его учения.

Систематезировать знания об основных школах и направлениях буддизма.

Раскрыть основныне причины и принципы распространения буддийской традиции.

Сформировать в сознании студента соответствующий теоретическо-понятийный аппарат

Дать студентам представления о литературной традиции буддизма.

Тематический план.

1.     Происхождение буддизма и основы его учения.

2.     Основные школы и направления буддизма.

3.     Священные (канонические) тексты буддизма.

4.     Религиозно-философские направления буддизма.

5.     Ваджраяна (тантрический буддизм).

6.     Распространение буддизма в Китае и Восточной Азии.

7.     Тибето-монгольская буддийская традиция.

8.     Современный буддизм и наука о буддизме.

Программа спецкурса

Тема 1.  Происхождение буддизма и основы его учения.

Ведийская религия, ее религиозная практика и социальная доктрина. Ведический корпус. Кризис ведической религии и формирование альтернативных (шраманских) движений. Ранний буддизм как шраманское учение. Традиционные жизнеописания Будды. Датировки происхождения буддизма и проблема периодизации его истории. Основы учения раннего буддизма (Четыре Благородные Истины, анатмавада, причинно-зависимое происходждения, теория дхарм, буддийская космология).

Тема 2. Основные школы и направления буддизма.

"Сектантский" период ранней истории буддизма. 18 школ. Стхавиравадины и махасангхики. Хинаяна / Тхеравада и Махаяна. Идеальная личность и ее цель в Тхераваде. Махаянская доктрина бодхисаттв. Доктрины Будды и нирваны в Тхераваде и Махаяне.

Тема 3.  Священные (канонические) тексты буддизма.

Палийская Типитака -- каноническое собрание Тхеравады. Литература сутр Махаяны. Махаянские варианты Трипитаки –– китайский Да цзан цзин и тибетские Ганджур (Кангьюр) и Данджур (Тангьюр).

Тема 4. Религиозно-философские направления буддизма.

Проблематика и специфика индо-буддийской философии. Философские школы Хинаяны -- вайбхашика и саутрантика. Философская школа мадхьямака (шуньявада). Философская школа йогачара (виджнянавада). Теория "природы Будды" и доктрина Татхагатагарбхи.

Тема  5. Ваджраяна (тантрический буддизм).

Происхождение тантрической ветви буддизма. Учение, символика и практика тантрических текстов (ануттара йога тантры). Буддизм Ваджраяны в Тибете и на Дальнем Востоке.

Тема 6. Распространение буддизма в Китае и Восточной Азии.

Проникновение буддизма в Китай. Социальный и исторический экскурс в Китай начала 1-го тыс. н.э. Первый этап распространения буддизма в Китае. Школа Кумарадживы—начало китайского буддийского философствования. Трактаты Сэн-чжао. Формирование идеи “чудесного наличия”. Связь этой идеи с приемами собственно китайского философствования—концепцией “субстанции и функции”. Становление китайского буддизма. Понятие школы “цзун” в китайском буддизме. Формирование буддизма направления Тяньтай. Основные концепции и их отношение к учению мадхъямаки. Очерк истории распространения школы и базовых текстов. Новые переводы Сюань-цзана. Возикновение школы “дхармовых свойств”. Концепции “сознания-сокровищницы” и “Вместилища Так Приходящего”. Ду-шунь, Чжи-янь и Фа-цзан. История и распространение Хуаянь. Место Аватамсака-сутры среди буддийскихз текстов. Базовые концепции. Поздняя Хуаянь. Цзун-ми и “гармония учений”. Хуаянь и чань. Хуаянь за пределами Китая. Школа Чань. Традиция и ученики Бодхидхармы. “Сутра о созерцании” и “Сутра Совершенного Полного Пробуждения”. Чань патриархов. Хуй-нэн и Шэнь-сю. Мгновенное и постепенное учение. Основные идей “Алтарной сутры Шестого патриарха”. Источники по истории чань-буддизма. Пять домов чань. Школа "Чистой Земли" и буддийский девоционализм. Распространение школ и направлений китайского буддизма в Корее, Японии и Вьетнаме. Школа Нитирэн.

Тема 7. Тибето-монгольская буддийская традиция.

Распространение буддизма в Тибете. Шантаракшита, Падмасамбхава. Полемика в Самье. Кризис буддизма в IX-X веках. Вторая рецепция буддизма в Тибете. Атиша, Марпа, Миларепа. Становление школ тибетского буддизма. Ранние школы тибетского буддизма: Ньингма-па, Кагью-па и Сакья-па. Буддийские мыслители XII-XIV веков (Сакья Пандита, Будон, Лонг Чэн-па). Религиозная реформа Цзонкхапы и формирование школы гелуг-па. Формирование тибетской теократии.Институты Далай-лам и Панчэн-лам. Религия и власть в тибетском обществе. Распространение буддизма в Монголии и у народов Сибири (буряты, тувинцы). Тибето-монгольский буддизм в Россиии (XVIII-XX века).

Тема 8. Современный буддизм и наука о буддизме.

Буддизм в современном мире. История изучения буддизма в России и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

I.              Учение классического индийского буддизма.

1. Анагарика Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

2. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1993.

3. Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Ч. I. Анализ по классам элементов. Предисл., перев., коммент. В.И. Рудого. М., 1990; Раздел третий. Учение о мире. Предисл., перев., коммент. В.И. Рудого и Е.П. Островской. СПб., 1993.

4. Вопросы Милинды (Милинда паньха). Предисл., перев., коммент. А.В. Парибка. М., 1989.

5. Дхаммапада. Пер. В.Н. Топорова под ред. Ю.Н. Рериха. М., 1960 (2-е изд.: СПб., 1994).

6. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.

7. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.

8. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.

9. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.

10. Лысенко В.Г. Философия раннего буддизма. М., 1994.

11. Островская Е.П., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

12. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

13. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

14. Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение слова “дхарма” // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.  

II.              Философские школы буддизма.

А) Мадхьямака.

1. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.

2. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000.

3. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (глава 3, разделы “Трактаты”, “Учение школы Санрон”).

4. Избранные сутры китайского буддизма. Пер. с кит. Д.В. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 1999.

5. Лепехов С.Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.

6. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Ч. I. Анализ по классам элементов. Предисл., перев., коммент. В.И. Рудого. М., 1990.

7. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Б) Йогачара

1. Дармакирти. Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева. Пер. с тибет. Ф.И. Щербатского. // Памятники индийской философии. Вып. 1. Пг., 1922.

2. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (глава 3, разделы “Трактаты”, “Учение школы Хоссо”).

3. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Ч. I. Анализ по классам элементов. Предисл., перев., коммент. В.И. Рудого. М., 1990.

4. Сарамати. Махаянский трактат о том, что в дхармовом мире нет различий. Перев. С древнекит., предисл., коммент. Е.А. Торчинова // Восток (Oriens), 1998. № 3.

5. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

6. Трактат о пробуждении веры в Махаяну. Пер. с кит, предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1997.

7. Утехин И.В. Учение виджнянавадинов о восьмом сознании // Мысль. Ежегодник Петербургской Ассоциации Философов. Вып. 1 (Философия в преддверии XXI столетия). СПб., 1997.

8. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Изд. 2-е. Т. 1-2. СПб., 1995.

9. Щербатской Ф.И. Буддийская логика. Введение. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

10. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.

III.           Тантрический буддизм (Ваджраяна)

1. Анагарика Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1992.

2. Гунтан Данби Донме. Обучение методу исследования текстов сутр и тантр. Пер. с тиб., предисл., коммент. Е.А. Островской-младшей. М., 1997.

3. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности (методы Карма Кагью). СПб., 1993.

4. Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх. СПб., 1998.

5. Тантрический буддизм. Предисл., перев., коммент. А.Г. Фесюна. М., 1999.

6. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997. С. 265-278.

7. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

8. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. СПб., 1999. 

IV.           Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке

1. Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992. Вып. 2. СПб., 1993.

2. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

3. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.

4. Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993.

5. Волков С.В. Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство). М., 1985.

6. Дюмулен Г. История Чань-буддизма. Тт. 1-2. СПб., 1993-95.

7. Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах (Гань ин чжуань). Перев., предисл., и коммент. М.Е. Ермакова. СПб., 1998.

8. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1995.

9. Жизнеописания достойных монахов. (Гао сэн чжуань) Пер. с кит., исследование, таблицы, указатели М. Е. Ермакова. М., 1990

10. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

11. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

12. Пятый чаньский Патриарх Хун-жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь). Перев., предисл., коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1995.

13. Трактат о Пробуждении Веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра. Да чэн ци синь лунь). Пер., предисл., перев. СПб. 1997.

14. Солонин К. Ю. “Отсутствие мысли” и чань-буддийское учение об уме.//Метафизические исследования. Вып. 6. СПб., 1998.

15. Солонин К. Ю. Учение Тяньтай о недвойственности. //Петербургское востоковедение. Вып. 8. СПб., 1996.

16. Солонин К.Ю. Оправдание бытия. Заметки о китайской религиозности//Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 12. СПб., 1998.

17. Тантрический буддизм. Предисл., перев., коммент. А.Г. Фесюна. М., 1999.

18. Торчинов Е.А. Буддийская школа Тхиен (Становление и история развития)//Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 2-3. СПб., 1993.

19. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

20. Цзун-ми Чаньские истины. Пер., предисл. и коммент. К.Ю. Солонина и Е. А. Торчинова. СПб., 1998.

21. Янгутов Л.Е. Философия буддизма Хуаянь. М., 1981.

22. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.

V.               История изучения буддизма в Россиии и за рубежом

1. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX века. СПб., 1998.

2. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.

3. Лысенко В.Г. Философия раннего буддизма. М., 1994.

4. Островская Е.П., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

5. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.

6. Торчинов Е.А. Изучение буддизма в России (современное состояние) // Проблемы Дальнего Востока, 1992. № 4. С. 75-89.

7. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.

8. Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.

9. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.