Вихнович Всеволод Львович

Цели и задачи курса

Курс посвящён проблемам становления и развития древнейшей монотеистической религии мира – иудаизма, ставшего с самого начала национальной религией еврейского народа. Всемирно–историческое значение этой религии наиболее точно и выразительно охарактеризовал русский мыслитель 19 в. Н.Я. Данилевский: «среди него (еврейства) выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие, развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех народов, единою, вечною и непреходяшею её формой» (Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. СПб. 1995. С. 402). Мысль Данилевского продолжает великий русский религиозный философ В.С. Соловьёв, подчеркнув, что только у евреев религия принимает форму Союза или Завета между Богом и человеком как существами «хотя и неравносильными, но нравственно однородными» (В.С. Соловьёв. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб. 1993. С.40).

            Иудаизм стал основой особой «еврейской цивилизации», существующей уже около четырёх тысяч лет и обладающей богатейшей религиозной, философской и мистической, а также и литературной традицией.

Вместе с тем, учение и религиозная литература иудаизма оказали настолько сильное влияние на формирование двух мировых религий - христианства и ислама, что их совместно с иудаизмом принято называть «религиями Авраама» по имени патриарха Авраама, согласно еврейской традиции, родоначальника евреев.

Тематический план

 

1.  Введение.

2. Библейский период. ТОРА и ТАНАХ. Эпоха Первого Иерусалимского Храма. ( начало 2 тыс. до н. э. – 6 в. до н.э).

3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма. (6 в до н. э. – 70 г. н. э.).

4.Эпоха составления Талмуда. (Нач. 1 в. н. э. – конец 6 в. н. э.).

5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (8  – 10 вв.).

6.. Средневековая иудейская (еврейская) философия (10 – 15 в.).

7. Каббала (11 – 16 вв.).

8. Средневековый раввинизм (10 – 18 вв.).

9. Лжемессии ( 16 – 18 вв).

10. Хасидизм (18– 19 вв.)

11. Модернистские движения в иудаизме (18 – 20 вв.)

12. Иудаизм и политический сионизм (конец 19 – 20вв.).

13 Иудаизм в России с древнейших времён (1в. – 21 в.)

14. Иудейская религиозная традиция.

15. Обряды жизненного цикла.

16. Иудейские праздники

17. Заключение.

Программа

 

Тема 1. Введение.

 

Общая формулировка понятий – «Этнос, религия, цивилизация». Исторические условия возникновения иудаизма

 

Тема 2. Библейский период. ТОРА и ТАНАХ. Эпоха Первого Иерусалимского Храма. ( начало 2 тыс. до н. э. – 6 в. до н.э).

 

Характеристика Книг Священного Писания иудаизма, их главные персонажи. Формирование религиозно – этических принципов библейского иудаизма в контексте исторических событий на Ближнем Востоке.

 

Тема 3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма. (6 в до н. э. – 70 г. н. э.).

           

Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Соферы – толкователи Священного Писания. Иудаизм в эпоху эллинизма. Перевод Библии на греческий язык. Иудейская эллинистическая литература. Филон Александрийский.  Саддукеи, фарисеи, ессеи.  Иудеи в Римской империи.  Иудейский прозелитизм. Мессианские движения. Возникновение христианства. Разрушение Иерусалима и Храма в 70 г. н. э.

 

Тема 4. Эпоха составления Талмуда. (Нач. 1 в. н. э. – конец 6 в. н. э.).

 

Причины возникновения Талмуда. Таннаи, Иегуда Ганаси и создание Мишны, её структура. Амораи, возникновение Геморы, Талмуды Иерусалимский и Вавилонский.  Сабораи и окончательная редакция Талмуда.  Талмудическая литература.

 

Тема 5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (8  – 10 вв.).

 

Иудеи под властью ислама. Гаоны – главы талмудических академий. Анан бен Давид и движение против авторитета Талмуда. Возникновение караимской традиции. Окончательная редакция текста канонической иудейской Библии масоретами.

 

Тема 6. Средневековая иудейская (еврейская) философия (10 – 15 в.).

 

Расцвет иудейской учёности в мусульманской Испании.  Сущность и основные отличия еврейской философии. Стремление связать иудаизм с греческой античной философией. Творчество Авраама ибн Эзры, Соломона ибн Габироля и др. философов. Моисей Маймонид и его труды.

 

Тема 7. Каббала (11 – 16 вв.).

 

Мистические движения в иудаизме.  Сущность концепции мироздания по Книге «Зогар». Труды каббалистов в Цфате. Лурия. Практическая Каббала в Германии и Восточной Европе.

 

Тема 8. Средневековый раввинизм (10 – 18 вв.).

 

Комментаторы Талмуда в городах Северной Франции и Западной Германии. Тосафисты. Раши.  Появление языка идиш в Рейнской области. Крестовые походы. Изгнания иудеев из большинства стран Западной Европы. Раввины. Польско–литовское государство – центр средневекового раввинистического иудаизма. Самоуправление иудейских общин. Талмудические академии в польском королевстве. Труды Иосифа Каро, Соломона Лурия и других раввинистических иудейских законоучителей.

 

Тема 9. Лжемессии ( 16 – 18 вв).

 

Причины лжемессианского движения в Средние века.  Давид Реубени (Португалия), Саббатай Цеви (Османская империя); – Якоб Франк (Польша). Их явные и тайные последователи и оппоненты.

 

Тема 10. Хасидизм (18– 19 вв.)

 

Хасидизм –  последнее движение еврейского Среднековья. Основатель хасидизма Израиль бен Элиэзер (Бешт) и его учение. Его последователи.  Борьба с хасидизмом сторонников традиционного раввинизма (митнагдимов) во главе с Ильёй Гаоном из Вильно. Философия и структура хасидского движения в 19 в.

 

Тема 11. Модернистские движения в иудаизме (18 – 20 вв.)

 

Моисей Мендельсон. Реформимзм. З. Френкель, С. Шехтер и движение Консервативного иудаизма. Конструктивизм.  Салантер и его учение «Мусар».

 

Тема 12. Иудаизм и политический сионизм (конец 19 – 20вв.).

 

 «Земля обетованная» в Священном писании и Талмуде.  Возникновение движения политического сионизма во второй половине 19 в.  Конфликт политического сионизма с традиционным иудаизмом. Религиозный сионизм.

 

Тема 13 Иудаизм в России с древнейших времён (1в. – 21 в.)

 

 Иудаизм в Причерноморских греческих городах - колониях и Хазарском царстве.  Славяноязычные иудейские общины в Древней Руси. Идишистские иудейские общины на землях Древней Руси, вошедших в состав Польского Королевства. Иудаизм в Российской империи. Движение русских сектантов –«жидовствующих».  Иудаизм в СССР и современной России

 

Тема 14. Иудейская религиозная традиция.

 

Основные представления и понятия традиционного иудаизма:

синагога, молитва, тфиллин, миква, пищевые предписания и др.

 

Тема 15. Обряды жизненного цикла.

 

Обряды жизни человека согласно правилам традиционного иудаизма: обрезание, совершеннолетие, свадьба, развод похороны и др.

 

Тема 16. Иудейские праздники.

           

Иудейский календарь. Описание иудейских праздников. Современные научные данные о происхождении праздников.

 

Тема 17. Заключение.

 

Иудаизм в современном мире. Иудаизм и антисемитизм.

 

 

Литература.

 

1. Библия

2 Послание апостола Павла к римлянам. Гл. 11.

3. И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000.

4 С. М. Дубнов. Краткая история евреев. Современные репринтные переиздания.

5. П. Джонсон. Популярная история евреев. М. 2001.

6. А. И. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века. М. 2003.

7. Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М. 2004.

8. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992

9 С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.

10. Иудаизм// Религии мира. СПб. 2003.

11. Тайна Израиля. СПб. 1993.

12. Статьи в Еврейской энциклопедии. СПб. 1908 - 1913. Современное репринтное переиздание. М. 1991.

13. Статьи в Краткой еврейской энциклопедии (на русском языке). Иерусалим, 1990 -ые годы.

14. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм.

15. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм.

16. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история, путешествия. СПб 1997.