Вихнович Всеволод Львович
Цели и задачи курса
Курс посвящён проблемам становления и развития древнейшей монотеистической религии мира – иудаизма, ставшего с самого начала национальной религией еврейского народа. Всемирно–историческое значение этой религии наиболее точно и выразительно охарактеризовал русский мыслитель 19 в. Н.Я. Данилевский: «среди него (еврейства) выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие, развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех народов, единою, вечною и непреходяшею её формой» (Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. СПб. 1995. С. 402). Мысль Данилевского продолжает великий русский религиозный философ В.С. Соловьёв, подчеркнув, что только у евреев религия принимает форму Союза или Завета между Богом и человеком как существами «хотя и неравносильными, но нравственно однородными» (В.С. Соловьёв. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб. 1993. С.40).
Иудаизм стал основой особой «еврейской цивилизации», существующей уже около четырёх тысяч лет и обладающей богатейшей религиозной, философской и мистической, а также и литературной традицией.
Вместе с тем, учение и религиозная литература иудаизма оказали настолько сильное влияние на формирование двух мировых религий - христианства и ислама, что их совместно с иудаизмом принято называть «религиями Авраама» по имени патриарха Авраама, согласно еврейской традиции, родоначальника евреев.
Тематический план
1. Введение.
2. Библейский период. ТОРА и ТАНАХ. Эпоха Первого Иерусалимского Храма. ( начало 2 тыс. до н. э. – 6 в. до н.э).
3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма. (6 в до н. э. – 70 г. н. э.).
4.Эпоха составления Талмуда. (Нач. 1 в. н. э. – конец 6 в. н. э.).
5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (8 – 10 вв.).
6.. Средневековая иудейская (еврейская) философия (10 – 15 в.).
7. Каббала (11 – 16 вв.).
8. Средневековый раввинизм (10 – 18 вв.).
9. Лжемессии ( 16 – 18 вв).
10. Хасидизм (18– 19 вв.)
11. Модернистские движения в иудаизме (18 – 20 вв.)
12. Иудаизм и политический сионизм (конец 19 – 20вв.).
13 Иудаизм в России с древнейших времён (1в. – 21 в.)
14. Иудейская религиозная традиция.
15. Обряды жизненного цикла.
16. Иудейские праздники
17. Заключение.
Программа
Тема 1. Введение.
Общая формулировка понятий – «Этнос, религия, цивилизация». Исторические условия возникновения иудаизма
Тема 2. Библейский период. ТОРА и ТАНАХ. Эпоха Первого Иерусалимского Храма. ( начало 2 тыс. до н. э. – 6 в. до н.э).
Характеристика Книг Священного Писания иудаизма, их главные персонажи. Формирование религиозно – этических принципов библейского иудаизма в контексте исторических событий на Ближнем Востоке.
Тема 3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма. (6 в до н. э. – 70 г. н. э.).
Возвращение иудеев из Вавилонского плена. Соферы – толкователи Священного Писания. Иудаизм в эпоху эллинизма. Перевод Библии на греческий язык. Иудейская эллинистическая литература. Филон Александрийский. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Иудеи в Римской империи. Иудейский прозелитизм. Мессианские движения. Возникновение христианства. Разрушение Иерусалима и Храма в 70 г. н. э.
Тема 4. Эпоха составления Талмуда. (Нач. 1 в. н. э. – конец 6 в. н. э.).
Причины возникновения Талмуда. Таннаи, Иегуда Ганаси и создание Мишны, её структура. Амораи, возникновение Геморы, Талмуды Иерусалимский и Вавилонский. Сабораи и окончательная редакция Талмуда. Талмудическая литература.
Тема 5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (8 – 10 вв.).
Иудеи под властью ислама. Гаоны – главы талмудических академий. Анан бен Давид и движение против авторитета Талмуда. Возникновение караимской традиции. Окончательная редакция текста канонической иудейской Библии масоретами.
Тема 6. Средневековая иудейская (еврейская) философия (10 – 15 в.).
Расцвет иудейской учёности в мусульманской Испании. Сущность и основные отличия еврейской философии. Стремление связать иудаизм с греческой античной философией. Творчество Авраама ибн Эзры, Соломона ибн Габироля и др. философов. Моисей Маймонид и его труды.
Тема 7. Каббала (11 – 16 вв.).
Мистические движения в иудаизме. Сущность концепции мироздания по Книге «Зогар». Труды каббалистов в Цфате. Лурия. Практическая Каббала в Германии и Восточной Европе.
Тема 8. Средневековый раввинизм (10 – 18 вв.).
Комментаторы Талмуда в городах Северной Франции и Западной Германии. Тосафисты. Раши. Появление языка идиш в Рейнской области. Крестовые походы. Изгнания иудеев из большинства стран Западной Европы. Раввины. Польско–литовское государство – центр средневекового раввинистического иудаизма. Самоуправление иудейских общин. Талмудические академии в польском королевстве. Труды Иосифа Каро, Соломона Лурия и других раввинистических иудейских законоучителей.
Тема 9. Лжемессии ( 16 – 18 вв).
Причины лжемессианского движения в Средние века. Давид Реубени (Португалия), Саббатай Цеви (Османская империя); – Якоб Франк (Польша). Их явные и тайные последователи и оппоненты.
Тема 10. Хасидизм (18– 19 вв.)
Хасидизм – последнее движение еврейского Среднековья. Основатель хасидизма Израиль бен Элиэзер (Бешт) и его учение. Его последователи. Борьба с хасидизмом сторонников традиционного раввинизма (митнагдимов) во главе с Ильёй Гаоном из Вильно. Философия и структура хасидского движения в 19 в.
Тема 11. Модернистские движения в иудаизме (18 – 20 вв.)
Моисей Мендельсон. Реформимзм. З. Френкель, С. Шехтер и движение Консервативного иудаизма. Конструктивизм. Салантер и его учение «Мусар».
Тема 12. Иудаизм и политический сионизм (конец 19 – 20вв.).
«Земля обетованная» в Священном писании и Талмуде. Возникновение движения политического сионизма во второй половине 19 в. Конфликт политического сионизма с традиционным иудаизмом. Религиозный сионизм.
Тема 13 Иудаизм в России с древнейших времён (1в. – 21 в.)
Иудаизм в Причерноморских греческих городах - колониях и Хазарском царстве. Славяноязычные иудейские общины в Древней Руси. Идишистские иудейские общины на землях Древней Руси, вошедших в состав Польского Королевства. Иудаизм в Российской империи. Движение русских сектантов –«жидовствующих». Иудаизм в СССР и современной России
Тема 14. Иудейская религиозная традиция.
Основные представления и понятия традиционного иудаизма:
синагога, молитва, тфиллин, миква, пищевые предписания и др.
Тема 15. Обряды жизненного цикла.
Обряды жизни человека согласно правилам традиционного иудаизма: обрезание, совершеннолетие, свадьба, развод похороны и др.
Тема 16. Иудейские праздники.
Иудейский календарь. Описание иудейских праздников. Современные научные данные о происхождении праздников.
Тема 17. Заключение.
Иудаизм в современном мире. Иудаизм и антисемитизм.
Литература.
1. Библия
2 Послание апостола Павла к римлянам. Гл. 11.
3. И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000.
4 С. М. Дубнов. Краткая история евреев. Современные репринтные переиздания.
5. П. Джонсон. Популярная история евреев. М. 2001.
6. А. И. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века. М. 2003.
7. Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М. 2004.
8. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992
9 С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.
10. Иудаизм// Религии мира. СПб. 2003.
11. Тайна Израиля. СПб. 1993.
12. Статьи в Еврейской энциклопедии. СПб. 1908 - 1913. Современное репринтное переиздание. М. 1991.
13. Статьи в Краткой еврейской энциклопедии (на русском языке). Иерусалим, 1990 -ые годы.
14. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм.
15. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм.
16. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история, путешествия. СПб 1997.