Рукавишников Алексей Борисович –– доцент, кандидат философских наук

Цель курса

Курс "Неклассическая философия Х1Х в." является базовой учебной дисциплиной и представляет собой составную часть общей дисциплины – истории философии. Изучение курса направлено на формирование у студентов представление об истории движения философской мысли в данный период.

Задачи курса.

Задачи курса состоят в том, чтобы раскрыть особенности модернизации западной философии, на примере формирования философских учений этого периода показать, как постепенно трансформировался традиционный для Нового времени стиль философствования.

  Тематический план

1. Классическая философия и философский модернизм.

2. Философские течения и школы на рубеже ХVIII - ХIХ столетий.

3. Позитивизм в ХIХ веке.

4. Неокантианство.

5. Английский "абсолютный идеализм".

6. Иррационализм и философия жизни.

Программа спецкурса

Тема 1. Классическая философия и философский модернизм.

 Изменение предмета и метода философии, способа и стиля философствования в ХIХ веке. Трансформация рефлексивности (самосознание-субъективность). Судьба идеалов Просвещения в ХIХ веке. Два “мира” Канта и генезис философии в ХIХ веке.

  Тема 2. Философские течения и школы на рубеже ХVIII - ХIХ столетий.

 Шотландская философия "здравого смысла" (Т.Рид, Д.Стюарт, Дж. Макинтош, У.Гамильтон). Отношение Канта к философии “здравого смысла”. Kритика Т. Ридом "идеизма" и скептицизма; его учение о внутреннем опыте и принципах здравого смысла. Концепция "естественного реализма" У. Гамильтона. Последователи школы. Утилитаризм И.Бентама. Философия "здравого смысла" и неореализм.

 Влияние Гете на духовную жизнь Германии. Противопоставление Гете механистическому естествознанию творческого учения о природе. Основные понятия его натурфилософского мировоззрения: прафеномен, тип, метаморфоза ,полярность. 

 Романтизм как европейский феномен. Немецкий философский романтизм - история и основные представители. Гете и философский романтизм. Немецкая классическая философия и философский романтизм. Идеи абсолютного идеализма и философия универсума Фр. Шлегеля; принцип тождества; критика Канта и Фихте. Ирония как метод "несистематического философствования". Философия культуры Фр. Шлегеля как “завершенная история человеческого рода”. "Магический идеализм" Новалиса - поэтическое познание отношения человека и универсума, синтез логики и интуиции. Мистика природы и натурфилософия Новалиса. Учение о “золотом веке” в философско-исторической концепции Новалиса. Философская поэзия Фр. Гердерлина как средство гармонического восприятия мира, устранения противоречия между разумом и чувством. Идеи "мифологии разума" и понятие трагедии в творчестве Фр. Гердерлина. Философия религии Ф. Шлейермахера. Универсальный гуманизм, диалектика и общая герменевтика Ф.Шлейермахера. Влияние идей романтиков на последующую философию. 

  Трансформация французского материализма в конце ХVIII- начале ХIХ столетий: Кондильяк и его школа(П.Кабанис, А.Дестют де Траси). "Университетский спиритуализм" (М.Ф. Мен де Биран, В. Кузен, Т.С. Жуффруа, П.П. Руайе-Коллар). Критика сенсуализма и основные понятия гносеологии Мен де Бирана:"каузальность Я","апперцепция внутреннего чувства". Философия религии Мен де Бирана. Эклектизм Кузена. Мораль и теодицея Кузена. Французские традиционалисты: Ж.де Местр, Сен-Мартен. Критика идеалов Просвещения Ж.де Местром, его взгляды на природу и историю.

 Тема 3. Позитивизм в ХIХ веке.

 Позитивизм как мировоззрение, стиль мышления и философия. Социально-исторические предпосылки и теоретические источники позитивной философии. Основные этапы позитивизма. 

 О.Конт. Программа “позитивной философии”. Предмет науки и предмет "позитивной философии". "Закон трех стадий развития человеческого духа" как универсальный закон истории. Классификация наук и основные принципы познания О.Конта. Возникновение социологии; место социологии в системе наук. Социальная философия и социология как “позитивная” наука. Критерии научности. Общество как предмет социологии. Конт о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс. Идея синтетической истории человечества. “Позитивная политика и проект “религии человечества” Конта.

  Логика позитивного исследования Дж.Ст.Милля. Учение о принципах (“канонах”) индуктивной логики. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс. Психологизация общественной реальности в концепции “наук о духе” Милля.

  Эволюционизм и “феноменалистская” теория познания Г. Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Г. Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах. Теория организаций. Историческая типология обществ.

 "Второй позитивизм": радикальный эмпиризм  Э. Маха, идеи "Критики чистого опыта" Р. Авенариуса.

  Тема 4. Неокантианство.

 Проблематика и направления исследований, основные представители. Неокантианство и Кант. Предмет философии неокантианства.

 Марбургская школа: критика кантовской "вещи в себе" и трансцендентальный метод Г. Когена. Критика эмпиризма и метафизики. Разработка логического основания и структуры современного научного знания. Понятие субстанции и функции в концепции Э. Кассирера. Обоснование логики “точных наук” П. Наторпом. Социально-политические и этические доктрины. Эволюция школы.

  Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).Проблемы методологии естественнонаучного исторического познания, обоснование дуализма номотетического (генерализирующего) и идеографического (индивидуализирующего) методов. Философия ценностей - ценности и нормативное сознание как предмет философии. Философия культуры и философия истории.

  Тема 5. Английский "абсолютный идеализм".

 Судьба гегелевской философии в ХIХ веке. Возникновение  неогегельянства в Европе. Основные представители “абсолютного идеализма”. Идея единства, целостности, гармонии мира как абсолюта в учении Т. Грина. Философия Ф. Брэдли: проблема универсалий, критика эмпиризма и психологизма. Учение о диалектическом методе как основном принципе целостности сознания. Видимость и реальность. Учение об абсолюте.

  Тема 6. Иррационализм и философия жизни.

  Метафизика А. Шопенгауэра. Отношение Шопенгауэра к кантовской философии. Мир как представление: природа представления, способность представления, закон достаточного основания, учение о познании, цель познания. Мир как воля: воля как вещь в себе, объективация воли, ступени мира (идеи), натурфилософия, идеи как объект искусства, иерархия искусств, предмет философии. Детерминизм и проблема свободы воли человека. Мировоззренческий пессимизм Шопенгауэра. Метафизика морали. Критика истории и исторического сознания. Влияние идей Шопенгауэра на европейскую философию. Философия "бессознательного" Э. фон Гартмана. Пессимизм в ХIХ веке. 

 Экзистенциальная диалектика С. Киркегора. Понятие  иронии. Проблема человеческой субъективности. Учение о "стадиях жизни" и "моральная диалектика" как средство самоопределения человека. Диалектика отчаяния. Борьба Киркегора с гегелевской философией. Этическое и эстетическое. Религиозный пафос Киркегора. Судьба философских идей Киркегора.

  Философия Ф. Ницше. Три периода творчества, основные произведения. Отношение к Шопенгауэру. "Рождение трагедии из духа музыки": «апполоническое» и «дионисийское» начала мира; трагическое мироощущение греков; искусство как способ постижения мира; символизм. Философия "свободных умов". Программа "переоценки всех ценностей". "Смерть бога", имморализм и тотальная критика культуры. Диагностика европейского нигилизма; Ницше и нигилизм. “Последний человек” и идеал “сверхчеловека”. Идея "вечного возвращения” как философское осмысление самодостаточности и замкнутости мира. "Воля к власти" - синтетическое учение о жизни. Судьба философии Ницше.

  "Философия жизни". Своеобразие "философии жизни". Бытие, становление “жизнь”, “переживание” как основные категории “философии жизни”. Витализм и психологизм в интерпретациях жизни.

  Дильтей о жизни и “исторической жизни”. Понятие “историчности”. "Объективация жизни": переживание и выражение (значение). Психологизация исторической реальности. Описательная психология и герменевтика. "Науки о духе" и "науки о природе". Программа “наук о духе”.Сущность философии, типология мировоззрений. Проект “Критики исторического разума” и историзм В. Дильтея.

  Интуитивизм А. Бергсона. “Сверхсознание” как основание мира. Понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в "Творческой эволюции". Источники морали и религии.

 Философия трагедии Г. Зиммеля: трансцендентность жизни и индивидуальный закон существования. Философия культуры: жизнь и культура. Зиммель о конфликте современной культуры. Проблемы философии истории. Философские основания теоретической социологии Зиммеля. Социология как наука о “бытии-обществе”, о формах общественности. Зиммель о “формальной” и “философской” социологии.

  Морфология культуры О. Шпенглера.  Апполоновская,фаустовская и магическая душа в "Закате Европы". Понятие культуры. Идея циклического развития общества, антиисторизм Шпенглера. Концепция цивилизации.

Литература

Основная

 1.Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. Пролегомены к критике чистого опыта.СПб.,1912

 2. Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. М.,1996

 3. Бергсон А. Два источника морали и религии. Спб., 1997

 4.Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. М., 1992

 5. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч. М., 1992

 6. Бергсон А.Творческая эволюция. Спб.,1914

 7. Виндельбанд В. Прелюдии. Там же.

 8. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. В: Избранное. Дух и история. М.,1995

 9. Гартман Э. фон Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина. СПб.,1878

 10. Гартман Э. фон. Философия бессознательного. Вып.1-2. М.,1873-75

 11. Дильтей В. Введение в науки о духе. Дильтей В. Собр. соч., т.1

 12. Дильтей В. Категории жизни. Вопросы философии, 1995, NN 5,10

 13. Дильтей В. Наброски к "Критике исторического разума". Вопросы философии,1988, N4

 14. Дильтей В. Описательная психология. М.,1924

 15. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.,1998 

 16. Кассирер Э. Познание и действительность. Спб.,1912 (репр. изд.1996)

 17. Киркегор С. О понятии иронии. Логос, 1993,N4

 18. Киркегор С. Повторение. М.,1997

 19. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.,2001

 20. Конт О. Курс позитивной философии. Т.1-2,СПб.,1899-1900

 21.Кьеркегор С. Страх и трепет. М.,1993

 22. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб.,1909

 23. Мах Э. Познание и заблуждение. М.,1909

 24. Милль Д.С. О свободе. СПб.,1908

 25. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. СПб.,1906

 26. Милль Д.С. Система логики силлогистической и дедуктивной.М.,1900

 27. Наторп П. Философская пропедевтика.М.,1911

 28. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990

 29. Новалис. Фрагменты. Спб., 1995.

 30. Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла. Спб., 2000

 31. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Спб., 1997

 32. Риккерт Г. Философия жизни. Пг.,1922

 33. Родоначальники позитивизма. СПб.,1910-1913

 34. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899

 35. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997

 36. Шлегель Ф. Избранные прозведения. М.,1982

 37. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.,1994

 38. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб.,1992

 39. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.,1992

 40. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Т. 1-2. М. 1993

 41. Шопенгауэр А. Об основе морали. СПб.,1993

 42. Шпенглер О. Закат Европы. Т 1. М.,1993, Т.2 М.,1998

Дополнительная

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.,1973

3. Богомолов А.С. Кант, кантианство и европейская философия XIX в. В: Кант и кантианство. М.,1978

4. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.,1969

5. Введенский А.И. Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Посад,1894

6. Виндельбанд В. История Новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 тт. Т.2. СПб.,1913 

7. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М.,1978(Ч.2, 1989)

8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988

9. Гельмгольц Г. Гете и научные идеи Х1Х века. СПб.,1894

10. Грязнов А.Ф. Философия Шотландской школы. М.,1979

11. Дильтей В. Два текста. М.,1995

12. Каро Э.М. Пессимизм в ХIХ веке. 1893

13. Коллингвуд Дж. Идея истории. М.,1980

14. Кротов А.А. Философия Мен де Бирана.М., 2000

15. Кюльпе О. Очерки современной германской философии. Спб.,1904

16. Левит К. От Гегеля к Ницше. Спб., 2002

17. Милютин Ю.Е. Философия “здравого смысла” в контексте культуры английского просвещения. Спб., 2002

18. Мир Кьеркегора. М., 1994

19. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное - философская проблема(читая А.Шопенгауэра). “Вопросы философии”,1994,N4

Нарский И.С. Западноевропейская философия Х1Х в. М.,1986

20. Паульсен Ф. Шопенгауэр, Гамлет, Мефистофель. Три очерка из истории пессимизма. Киев, 1902

21.Рей А. Современная философия. Спб.,1911

22. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.,1994

23. Тэн И. Французская философия первой половины Х1Х века. СПб.,1896

философии. Спб.1913,5

24. Фишер К. Шопенгауэр. Жизнь, сочинения и учение. Спб, 1999

25. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. В: Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993

26. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. В: Дильтей В. Два текста. М., 1995

27. Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”. “Вопросы философии”, 1990,N7

28. Цертелев Л.Н. Современный пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии 29. Шопенгауэра и Гартмана. М., 1885

30. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.,1992

31.Яковенко Б. Теоретическая философия Г.Когена. Логос, М.,1910 кн.1