Рукавишников Алексей Борисович –– кандидат философских наук, доцент

Цели курса

Курс "Немецкая классическая философия." является базовой учебной дисциплиной и представляет собой составную часть общей дисциплины – истории философии. Изучение курса направлено на формирование у студентов представление об истории движения философской 

Задачи курса

Тематический план

1. Общая характеристика классической немецкой философии.

2. Трансцендентальная философия И. Канта.

3. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте.

4. Философия Ф.В.Й.Шеллинга.

5. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Программа спецкурса

Тема 1. Общая характеристика классической немецкой философии.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской метафизики. Исторические предпосылки и философские источники классической немецкой философии. Кризис рациональной метафизики. Дуализм новоевропейской философии: противоположности субъекта и объекта, мышления и бытия. Классическая немецкая философия и европейское Просвещение.

Тема 2. Трансцендентальная философия И. Канта.

Коперниканский переворот в философии. Судьбы и интерпретации кантовской философии, ее историческое значение. «Докритический» период в философии Канта. Теоретические источники и предпосылки критической философии Канта: рационалистическая метафизика, и Просвещение. Задачи и предмет критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. Основные понятия критической философии Канта: трансцендентальный идеализм, «трансцендентальное», «трансцендентное» и «имманентное», трансцендентальный субъект. Кант об априорных формах чувственности и рассудка. Учение Канта о «вещи в себе» и явлении. Кант о феноменах и ноуменах. «Чистые способности» и их априорные формы как необходимые условия возможного опыта. Проблема «агностицизма Канта».

«Критика чистого разума»: проблематика и структура. Кант о задачах и понятии критики. Понятие «чистого разума», его задачи. Аналитические и синтетические суждения. Кант о возможности математики, естествознания и метафизики как наук. «Трансцендентальная эстетика». Чувственность как познавательная способность. Материя и формы чувственности. Априорные формы чувственности. Пространство и время как чистые априорные формы чувственности, условия внешнего и внутреннего опыта. «Феноменальность» и идеальность пространства и времени. Кант о проблеме идеализма. «Антропологическое измерение» априорных форм чувственности. Кант о роли чувственности в познании.

Трансцендентальная логика и ее структура. Рассудок как способность; познание и мышление. Общая и трансцендентальная логики. «Трансцендентальная аналитика». Аналитика понятий. Функция рассудочных понятий. Категории как чистые априорные формы рассудка. Кант о системе категорий рассудка. Взаимодействие чувственности и рассудка в познании. Связь как функция рассудка. Эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Кант о трансцендентальном единстве апперцепции, о высшем принципе всякого применения рассудка. «Аналитика основоположений». Основоположения чистого рассудка. Кант о высшем принципе всех синтетических суждений. Математические и динамические основоположения. Система основоположений: аксиомы созерцания, антиципации восприятия, аналогии опыта и постулаты эмпирического мышления вообще. Понятие опыта в философии Канта: действительный и возможный опыт. Кант об опровержении идеализма. Феномены и ноумены.

Учение о разуме и проблема метафизики («Трансцендентальная диалектика». Разум как способность. Рассудок и Разум. Паралогизмы чистого разума. Критика Кантом рациональной психологии. Космологические Идеи. Антиномии и диалектика чистого Разума. Проблема космологической свободы. Кант об эмпирическом и умопостигаемом характере. Идеал чистого разума. Опровержение Кантом физико-телеологического, космологического и онтологического доказательств Бытия Бога и невозможность спекулятивной теологии. Кант о границах чистого разума, о его спекулятивном применении. Деструкция всей прежней метафизики. Регулятивное значение разума в познании.

Моральная философия Канта. «Критика практического разума», ее предмет и задачи. Способность желания и воля. Максимы, законы и императивы: гипотетические и категорические императивы. Моральный закон и практический разум. Критика Кантом «материальной этики». Формулировки категорического императива. Автономия моральной воли; критика Кантом гетерономной воли. Моральный закон. Человек как феномен и как ноумен. Свобода как идея практического разума и обоснование ее реальности. Категории свободы. Антиномия и диалектика чистого практического разума. Постулаты чистого практического разума: бессмертие души и бытие бога. Кант об отношении теоретического и практического разума. Природа и свобода, сущее и должное в философии Канта. «Метафизика свободы» Канта: трансцендентальная и практическая свобода. Проблема осуществления свободы. Мораль и религия.

«Критики способности суждения», ее место в системе кантовских критик. Рефлектирующая способность суждения. Целесообразность как трансцендентальный принцип рефлектирующей способности суждения. Эстетическая способность суждения. Чувство удовольствия и эстетическая оценка. Понятие эстетического. Кант об автономии эстетических суждений и моментах эстетического вкуса. Антиномия суждения вкуса. Кант об искусстве и гении. Телеологическая способность суждения. Каузальное и телеологическое объяснение природы. Конечные и последние цели природы, «Физикотелеология» и «этикотелеология».

Проблемы философии истории в критической философии Канта. Телеология истории Канта. Всеобщая история во всемирно-гражданском плане «по плану природы». Кант о культуре как «последней цели» природы. Социальная философия: «просвещение» и «всеобщее правовое гражданское состояние». Право, мораль и политика; априорное право и общественная реальность. Проект всемирно-гражданского состояния. Антропологическая проблематика в философии Канта.

Тема 3. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте.

Замысел и понятие Наукоучения Фихте. Трансцендентализм Фихте и Канта. Философский монизм и системность в философии. Наукоучение как система абсолютного знания. Субъективный принцип самосознания, тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Фихте и Декарт. Три основоположения наукоучения: бытие и становление, принцип деятельности и философия свободы, полагание и противополагание, абсолютное и относительное, бесконечное и конечное Я. Антитетическая диалектика Фихте. Понятие «независимой деятельности» и продуктивное воображение. Познавательные способности интеллигенции: созерцание, рассудок и разум. Проблема природы.

Этико-социальная философия Фихте. Примат практического отношения. Телеология в философии Фихте. Автономия воли. Фихте о назначении науки и ученого. Фихте о назначении человека. Философия права. Проект правового порядка в теории замкнутого торгового государства. Проблемы философии истории.

Тема 4. Философия Ф.В.Й.Шеллинга.

Задачи и проблемы философии Шеллинга. Общая философская эволюция Шеллинга. Шеллинг и романтики. От «наукоучения» к натурфилософии. Принципы и основное содержание натурфилософии Шеллинга. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Натурфилософия в системе абсолютного тождества. Натурфилософия и естествознание.

«Система трансцендентального идеализма». Замысел, общая концепция и структура книги. Трансцендентальный идеализм Шеллинга и Фихте. Шеллинг о высшей задаче трансцендентальной философии и принципе трансцендентального идеализма. Путь от дуализма основных философских наук к идее тождества. Диалектика в «Системе трансцендентального идеализма». Шеллинг о трех эпохах самосознания в теоретической философии. Дедукция категорий и природы. Механизм, химизм и организм как три ступени бессознательного развития природы и духа. Практическая философия в «Системе трансцендентального идеализма». Шеллинг о проблемах философии истории. Роль телеологии в «Системе трансцендентального идеализма». Философия искусства как органон философии. Шеллинг и философский эстетизм.

Философия абсолютного тождества Шеллинга. Понятие, дифференциация и обнаружение абсолюта. Эволюция философии тождества; ее «теологизация». Шеллинг о сущности человеческой свободы и возможности построения системы свободы.

Позитивная философия позднего Шеллинга. Критика «негативной философии» и «метафизический эмпиризм». Философия откровения. Философия, мифология и история в поздних трудах Шеллинга.

Тема 5. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Историческая роль и оценки философии Гегеля. Объективное мышление как субстанция. «Феноменология духа» как наука об опыте сознания; замысел и предмет. Анализ формообразований духа на пути к абсолютному знанию. Обоснование тождества мышления и бытия. Понятие истины в философии Гегеля.

Энциклопедия философского знания. Три способа существования абсолютной идеи. «Энциклопедия философских наук». «Наука логики» и ее структура. Переходы категорий в «Учении о бытии»: качество, количество, мера. Система и диалектика категорий сущности, явления и действительности в учении о сущности. Категории: тождество, различие, основание; содержание и форма, отношение; причинное отношение и взаимодействие. Учение Гегеля о спекулятивном понятии. Механизм, химизм и «телеологическое отношение». Идея как тождество понятия с объективностью.

«Философия природы». Природа и материя. Природа как инобытие идеи. Ступени развития идеи по формообразованиям природы.

«Философия духа» как философия развития и осознания идеи свободы. Субъективный, объективный и абсолютный дух. «Антропология», «феноменология» и «психология» как ступени субъективного духа. Формообразования объективного духа; общественные объективации и отчуждение. Гегелевская концепция самосозидания человека и человечества в практической деятельности. Развитие идеи права: абстрактное право, моральность и нравственность. Анализ гражданского общества. Понятие государства у Гегеля. Отношение гражданского общества и государства. Государство и субстанция народного духа. Тождество «разумного» и «действительного». Ступени абсолютного духа: искусство, религия откровения и философия как абсолютное знание. Содержание и формы в абсолютном духе.

Идея всемирной истории («Философия истории»). Мировой разум как субстанция и субъект истории. Содержание и направленность истории, телеология истории. Эпохи всемирно-исторического процесса. Разум в истории и «хитрость разума». Объективное и субъективное, логическое и историческое в историческом процессе. Обоснование позитивной роли зла в гегелевской философии истории. Теодицея исторической реальности.

Литература

I Основная.

1. Кант. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3. М. 1964.

2. Кант. Критика практического разума. // Соч. в 6-ти т. Т.4 (1). М. 1965.)

3. Кант. Критика способности суждения. // Соч. в 6-ти т. Т.5. М. 1966.

4. Фихте. Первое введение в наукоучение. // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.

5. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. // Соч. в 2-х т. М. 1989. Т.1.

6. Шеллинг. Философия искусства. М. 1976.

7. Гегель. Наука логики. // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М. 1974.(§§ 26-36, §§ 37-42, 60,§§ 61-75).

8. Гегель. Философия духа. // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. М. 1977.(Введение).

9. Гегель. Философия истории. СПб. 1993.(Введение).

1.Гегель. Лекции по истории философии в 3-х т. СПб. 1993–1994.

2.Гегель. Наука логики в 3-х т. М. 1970–1972. (СПб. 1996.)

3.Гегель. Феноменология духа. СПб. 1992.

4.Гегель. Философия истории. СПб. 1993.

5.Гегель. Философия права. М. 1990.

6.Гегель. Философия религии в 2-х т. М. 1975–1977.

7.Гегель. Энциклопедия философских наук в 3-х т. М. 1974–1977.

8.Гегель. Эстетика в 4-х т. М.1968–1973.

9.Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру.

10. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. в 6-ти т. М. 1966. Т.6.

11. Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т. 4(2). М. 1965.

12. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 6-ти т. Т.4 (1). М. 1965.

13. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6 т. Т.4 (1). М. 1965.

14. Фейербах Л. История философии в 3-х т. М. 1963. (1974)

15. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв. в 2-х т. М. 1955. Т.1. (Соч. в 2-х т. М. 1995.)

16. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произв. в 2-х т. М. 1955. Т.2. (Соч. в 2-х т. М. 1995.)

17. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И.Г Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

18. Фихте. Наукоучение 1801 г. М. 2000.

19. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

20. Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Основа общего наукоучения. Первое введение в наукоучение. Второе введение в наукоучение... // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.

21. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

22. Фихте И.Г. Сочинения. М. 1995.

23. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.

24. Шеллинг. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб. 1998.

25. Шеллинг. Философия откровения. Т.1,2. СПб. 1999, 2002.

II. Дополнительная.

1. Бур М. Иррлиц Г. Притязания разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М. 1978.

2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М. 2000. (Гл. 9-11.)

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1982.

4. История диалектики. Немецкая классическая философия. М. 1978.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII —начала XIX века. М. 1989.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М. 1976.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3,4. СПб. 1996–1997.

8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М. 1973.

9. Барбашина Э.В. Трансцендентальная философия Канта: онтология и история. Новосибирск. 2002.

10. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург. 1997.

11. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М. 1993.

12. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта. М. 1986.

13. Виндельбанд В. Иммануил Кант // В.Виндельбанд. Избранное. М. 1995.

14. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М. 1998.

15. Вышеславцев Б. Этика Фихте. М. 1914.

16. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М. 1990.

17. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М. 1979.

18. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М. 2000.

19. Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М. 1990.

20. Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии. М. 1986.

21. Зиммель Г. Кант // Избранное в 2-х т. М. 1996. Т.1.

22. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. 1984. (Очерки 3, 4, 5)

23. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб. 1994.

24. Каландаришвилли Г.М. Диалектика в «Основах общего наукоучения» И.Г.Фихте. Тбилиси, 1963.

25. Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978.

26. Кант и кантианцы. М. 1978.

27. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М. 1988.

28. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб. 1997.

29. Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982.

30. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М. 1998.

31. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М. 1990.

32. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. СПб. 2002.

33. Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973.

34. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. 1987.

35. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. Киев, 1983.

36. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М. 1997.

37. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб. 2000.

38. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. М. 1984.

39. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М. 1990.

40. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1974.

41. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории немецкого классического идеализма. СПб. 2000.

42. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М. 1978.

43. Соловьев В.С. Кант. Гегель // Соч. в 2-х т. М. 1988. Т.2.

44. Соловьев Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М. 1992.

45. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб. 1999.

46. Фейербах Л. К критике философии Гегеля. // Фейербах Л. Соч. в 2-х т. М. 1995. Т.1.

47. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Фейербах Л. Соч. в 2-х т. М. 1995. Т.1.

48. Философия Гегеля и современность. М. 1973.

49. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М. 1987.

50. Философия Канта и современность. М. 1974.

51. Фишер К. Кант. Фихте. Шеллинг. Гегель // История новой философии. СПб. 1902–1910. Т. 4–9.

52. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М. 1997.

53. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. Гегель и греки // М.Хайдеггер. Время и бытие. М. 1993.

54. Хёсле В. Гении философии нового времени. М. 1992.

55. Чернов С.А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. СПб. 1993.

56. Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // А.Шопенгауэр. О четверояком корне… Мир как воля и представление. В 2-х т. М. 1993. Т.1.

57. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21.