Никольский Андрей Вениаминович –– кандидат биологических наук
Цель курса
Познакомить студентов с основными направлениями, общими принципами развития психологии как науки, ее базисными понятиями и категориями, связью с другими науками.
Задачи курса
Конкретными задачами курса является раскрытие основных понятий, индивидуальных и универсальных свойств и проявлений человеческой психики, изучение психической деятельности, познавательных процессов, личностных особенностей человека.
Тематический план
1. Психология как наука.
2. Общественно-историческая природа психики и сознания человека.
3. Биологическое и социальное в природе человеческой психики.
4. Общественно-историческая природа психики и сознания человека.
5 Сознание и неосознаваемые психические процессы
6. Темперамент и способности человека.
7. Характер.
8. Понятие личности в системе наук о человеке.
Программа
Тема 1. Психология как наука.
Место психологии, ее роль и задачи в системе других наук. Основные направления развития. Формирование представлений о предмете психологии (представления древних философов о душе, философия нового времени Р. Декарта и Дж. Локка, психология сознания В. Вундта, бихевиоризм Дж. Уотсона, психоанализ З. Фрейда, гуманистическая психология В. Франкла, А. Маслоу). Основные психологические понятия.
Тема 2. Общественно-историческая природа психики и сознания человека.
Происхождение и развитие психики в филогенезе. Проблема объективного критерия психического. Адаптивная роль психики в эволюции животного мира. Гипотетические стадии и уровни развития психики. Основные особенности психики животного. Специфика эволюции нервно-психического развития человека: возникновение огромного разнообразия нервно-психических и поведенческих характеристик с обилием неблагоприятных вариантов нормы.
Тема 3. Биологическое и социальное в природе человеческой психики.
Индивид, личность, индивидуальность как основные этапы развития человека и его психики. Понятие конституции человека. Анализ биологизаторских и социологизаторских тенденций в понимании человеческой природы.
Тема 4. Общественно-историческая природа психики и сознания человека.
Гипотеза о происхождении сознания. Роль труда и речи в становлении человеческого сознания. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Строение высших психических функций. Усвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе человека как кардинальный путь его развития.
Тема 5 Сознание и неосознаваемые психические процессы
Сознательное и бессознательное в психике человека. Неосознаваемые процессы. Понятие навыка и его формирование. Навык и сознание. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний. Неосознаваемые побудители действий. Методы выявления неосознаваемых процессов.
Тема 6. Темперамент и способности человека.
Особенности динамики нервных процессов человека. Физиологическая и психологическая линии изучения темперамента. Работы И.П. Павлова. Б.М.Теплова, В.Д. Небылицына. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Принципиальные возможности типологизации людей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Факторы и условия развития способностей.
Тема 7. Характер.
Связь характера и темперамента, биологические предпосылки характера. Свойства и черты характера, факторы, формирующие характер. Степень выраженности характера. Критерии нормального и аномального характера. Акцентуации характера. Характер и личность.
Тема 8. Понятие личности в системе наук о человеке.
Основные принципы понимания личности в философии, социологии и психологии. Механизмы формирования, структура личности. Психическое здоровье как интегральный продукт жизнедеятельности личности. Проблема нормального развития личности.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности . - М., 1990.
2. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах.- М., Педагогика, 1982-1984.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.,2000 .
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.. 2003.
5. Петровский А.В, Ярошевский МГ. Основы теоретической психологии М. Инфра – М 1998
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – С-Пб 2005.