Общее понятие о творении и творчестве

Бурлака Дмитрий Кириллович –– кандидат философских наук

Цель курса

Раскрыть значение Божественного творения и человеческого творчества в структуре мировоззрения. Сформулировать библейско-христианский взгляд на смысл человеческого творчества.

Задачи курса.

Сориентировать слушателя в многообразии религиозных и светских оценок творческой деятельности.

Тематический план

1.                  Общее понятие о творении и творчестве

2. Откровение о творчестве в Священном Писании

2.                  Человеческое творчество – реальность и саморефлексия.

Программа

Тема 1. Общее понятие о творении и творчестве

Лекция 1. Цель и задачи курса. Творчество как неоспоримая ценность современной культуры. Проблематичность социо-культурного творчества в свете религий спасения. Творчество и образование. Методология курса.

Лекция 2. Анализ понятий творения и творчества. Движение, функционирование, рождение, развитие. Теологические источники образования понятия.. Свобода. Чудо. Самоограничение. Смысл. Самореализация. Любовь.

Лекция 3. Творчество – категория–мифологема христианской культуры. Демиургический характер дохристианской языческой культуры. Оценка ветхозаветного иудаизма. Новый тип цивилизации и проблема духовных оснований ее генезиса.

Тема 2. Откровение о творчестве в Священном Писании

Лекция 4. Место человека в творении. Микрокосмос и носитель образа и подобия Бога. Свобода человека. Творение и грехопадение. Последствие грехопадения. Жизнь, как радость, дар и болезнь к смерти. Свобода и магия.

Лекция 5. Творчество истории и в истории. Творчество и смерть. Суд истории. Прафеномены истории. Убийство и война. Вавилонская башня. Порождение исполинов.

Лекция 6. Согласие Бога на историю. Творчество Бога в истории. Создание Израиля. Основные вехи истории Израиля, приготовление язычников к восприятию Откровения о Логосе.

Лекция 7. Евангельское откровение о творчестве. Чудо боговоплощения. Творческая свобода Бога и человека в боговоплощении. Дела Иисуса Христа – реализация богочеловеческого творчества. Творчество новой жизни. Творчество и смерть, пшеничное зерно. Обетование верующим. Воскресение – вершина богочеловеческого творчества.

Лекция 8. Творческая природа Церкви. Новое творящее творение. Ограничения и творчество в Церкви. Пост и молитва. Вера, надежда, любовь – главные творческие дела.

Лекция 9. Откровение о последнем творении в Апокалипсисе. Суд над судом. Конец смерти и конец истории. Новая земля под новым небом. Боговоплощение как всемирно-исторический процесс.

Тема 3. Человеческое творчество – реальность и саморефлексия.

Лекция 10. Проблема спасения и творчества внутри христианского сознания. Раннее христианство и средневековая культура. Начало раскола между Церковью и культурой. Гуманизм и новая мифология творчества. Реакция Церкви. Миф о творческой безответственности и христианская идея о новой ответственности. Современная ситуация.

Лекция 11.Эволюция оптимистического гуманизма. Творчество как дело. Новоевропейский проект. Забвение вечности. Реальность новой Вавилонской башни в коммунистической и буржуазно-технократической утопии.

Лекция 12. Оценка творческой потенции человека в новоевропейской философии. Ф. Ницше. Аполлоновское и дионисийское. Любовь к сверхчеловеческому. Сбывающееся прорицание. Исполинские проекты ХХ века.

Лекция 13. Скептическая рецепция мифологии человека-творца. Творчество и болезнь. Доктор Фаустус Т. Манна. Творчество как сублимация похоти. Психоанализ. Творчество как игра. Человеческое творчество в контексте эпохи постмодернизма. Структурирование хаоса, дабы скоротать время над бездной.. Умеренный отпимизм в отношении творческих возможностей человека. Позитивистские и прагматические концепции творчества. Психология творчества.

Лекция 14. Тема творчества в разработке русских религиозных философов. Идея богочеловечества и синергии. Творчество вещей и творчество жизни. Спасение как творческое дело. Соучастие в творении. Свершение истории. Творчество как теургия (Вл. Соловьев). Софиология творчества (С. Булгаков). Творчество и объективация (Н. Бердяев). Творчество и социальная ответственность (С. Франк). Диалогизм творчества по Бахтину. Оправдание культуротворчества в работах Б. Вышеславцева и Г. Федотова.

Лекция 15. Бог и его участие в Его творении в философских и богословских доктринах нового времени. Немецкая мистика от Экхарта до Бемэ. Баадер и Шеллинг. Русское влияние. Кенотическое богословие. Прогресс-теология.

Лекция 16.Особенность современной эпохи – глобализация и информационная цивилизация, перманентный кризис, постхристианская эра. Человеческое творчество и ответственность Церкви.

Литература

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.- СПб., 1999.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Бергсон А. Творческая эволюция. –– Минск, 1999.

4. Бердяев Н. Смысл творчества.–– М., 2002

5. Булгаков С. Свет невечерний.–– М., 1994.

6. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestetica. – М-СПб., 1999.

7. Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса.–– М., 1994.

8. Гегель. Лекции по эстетике т.1 – 4, М., 1968 – 1973.

9. Гессе Г. Игра в бисер.–– М., 2003.

10. Кант И. Критика способности суждения. –– СПб., 1995.

11. Камю. А. Миф о Сизифе. –– М., 2003.

12. Киркегор. Наслаждение и долг. – К. 1994.

13. Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. – М., 1995.

14. Лосский. Свобода воли.–– М., 1991.

15. Лосский В. Догматическое богословие. –– Киев, 1991.

16. Лотман Ю. Структура художественного текста. – М., 1970.

17. Манн Т. Доктор Фаустус. –– М., 1993

18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. –– СПб., 2004

19. Степун Ф. Жизнь и творчество. Берлин. 1923.

20. Сумерки богов. Антология. –– М., 1990.

21. Сартр Ж.П. Экзестенциализм – это гуманизм. –– в сб. «Сумерки богов». –– М., 1990.

22. Соловьев Вл. Красота в природе. Положительный смысл искусства. –– Сочинения. Т. 2. –– М., 1988.

23. Толстой Л.Н. Что такое искусство. - ПСС, т.30, М., 1951.

24. Трубецкой Е. Смысл жизни. – Ростов-на Дону, 1998.

25. Флоренский П. Избранные труды по искусству М., 1996.

26. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М, 1996.

27. Флоровский Г. Вера и культура. – СПб., 2003.

28. Федотов Г. Эсхатология и культура. В сб. Новый град. – // Русские философы. Антология. –– М., 1996.

29. Франк С. Духовные основы общества. –– В сб. Русское зарубежье. –– Л. 1991.

30. Хайдеггер М. Исток художественного творения в кн. М. Хайдеггер. – М., 1993.

31. Шеллинг. Философия искусства. – М., 1966.

32. Юнг. К.Т. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб, 1994.