Программа

Составлена ведущим научным сотрудником Гос. Эрмитажа, кандидатом искусствоведения Лесницкой М.М.

1. Введение

История изучения античного искусства. И. Винкельман и его оценка греко-римского искусства. Характеристика крупнейших собраний античного искусства в музеях мира. Обзор основной искусствоведческой литературы по античной культуре. Роль советских ученых в изучении античного искусства.

2. Искусство эгейского мира.

Раскопки Шлимана, Эванса. Периодизация эгейского искусства. Районы распространения этой культуры. Ее ведущие центры. Специфика культуры и античного искусства Кикладских островов, Трой, Крита, элладской Греции. Основные памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства. Открытие 70-х годов на Санторине. Освещение проблематики эгейского античного искусства в трудах советских ученых.

3. Искусство Греции XI-VIII вв. до н.э.

Преемственность традиций эгейской цивилизации,. Прослеживаемые в культуре и искусстве Греции эпохи Гомера. Геометрический стиль греческого античного искусства. Его специфика и центры. Значение греческой мифологии, которая, как отметил Маркс, Явилась "почвой" и "арсеналом" античного искусства Эллады.

4. Искусство Греции VIII-VI в. до н.э.

Искусство Эллады периода городов — полисов и развития колонизации. "Ориентализирующий" стиль и основные его центры. Архитектура архаического периода. Сложение ордерной системы. Характеристика общеэллинских святилищ Олимпии и Дельф. Пластика архаической эпохи. Тема куроса и коры. Эволюция фронтонных композиций. Синтез архитектуры и скульптуры. Возвышение Афин. Развитие аттической художественной школы. Чернофигурная техника вазовой росписи. Специфика их и мастера. Поиски реалистичных форм — как характерные особенности греческого искусства.

5. Искусство классического периода: ранняя классика.

Искусство первой половины V в. до н.э. Патриотический подъем, вызванный войной с Персией, и отражение его в искусстве. Храм на острове Эгины — типичный пример перехода от архаического стиля к новому. Образ мужественного борца — патриота в греческой пластике этого периода. Группа "Тираноубийц" мастеров Крития и Несиота. Пифагор Регийский и его школа.

"Строгий" стиль в вазовой росписи. Новое в композиции, в трактовке образов. Значение монументальной живописи и творчества Полигнота для греческого искусства этого времени. Храм Зевса в Олимпии. Дальнейшее развитие фронтонных композиций. Отказ от условности архаического стиля.

6. Искусство высокой классики.

Афины — "школа Эллады". Наивысший расцвет афинского полиса. Творчество Мирона. Ансамбль афинского Акрополя. Парфенон — совершенство его архитектуры. Роль Фидия в сложении стиля "высокой" классики. Поликлет и понятие канона. Тема высокого гуманизма — характерная черта искусства этого периода.

7. Искусство последней четверти V в. до н.э.

архитектура периода Пелопонеской войны. Храм Ники, Эрехтейон на афинском акрополе. Гипподам Милетский. Новые тенденции в искусстве конца V в. до н.э. развитие живописно-декоративных тенденций. Развитие станковой живописи. Понятие "роскошного" стиля в вазовой росписи.

8. Искусство IV в. до н.э.

Архитектура IV в. до н.э. Комплекс памятников в Эпидавре. Мавзолей Галикарнасский. Новые тенденции в искусстве этого времени, связанные с падением полиса, с утверждением индивидуализма.

Пластика IV в. до н.э. Кефисодот и его "Эйрена с Плутосом". Интерес к новым персонажам. Образ ребенка в скульптуре этого времени. Скопас. Его творческая манера, подчеркнутая эмоциональность в трактовке персонажей прославленного воятеля. Леохар. Академические тенденции в его творчестве. Пракситель. Лиризм, новые приемы, определяющие стиль знаменитого скульптора. Лисипп — мастер, завершающий развитие классического направления в греческой скульптуре и открывающий путь эллинизму. Развитие портрета как самостоятельного жанра. Достижения греческих живописцев Никия, Аполлеса, Филоксена. Связь живописцев с искусством V в. до н.э. и новые приемы, темы, подсказанные эпохой, в которой они жили. Образ Александра Македонского — центральная тема в искусстве IV в. до н.э.

9. Искусство эллинизма.

Периодизация: время раннего эллинизма / конец IV - середина III вв. до н.э./ среднего/ середина III - середина II вв. до н.э./, поздний эллинизм середина II-I вв. до н.э./. Особенности зодчества: рост новых городов, использование нраильной планировки, роль сооружений гражданского характера, создание перистельных дворов. Придворный характер искусства этого времени. Крупнейшие центры эллинистического искусства: Александрия, Пергам, Родос. Афины и новоаттическая школа. Творческое использование мастерами эллинизма наследия прошлого и утверждение новых тенденций: подчеркнутой патетики образов, усложненность композиции, усиление декоративных элементов. Взаимовлияние культур Запада и Востока.

Искусство Древней Италии

Политическая и культурная раздробленность народов Апеннинского полуострова до римского завоевания. Искусство городов Великой Греции: Пестума, Селинунта, Агригента. Этрурия и специфика этрусского искусства.

Возвышение Рима и искусство республиканской эпохи /VI-I вв. до н.э./ Ведущая роль гражданской архитектуры, сложение портретного жанра.

Искусство императорского Рима

Утверждение придворного искусства, отвечающего запросам единой державы, призванного прославить главу государства и его деяния, величие управляемого им мира. Превращение Рима "из кирпичного в мраморный".

Помпеи — типичный пример италийского провинциального города. История раскопок и роль Фиорелли в сохранении Помпей как музея под открытым небом. Значение Помпей в истории изучения искусства античной эпохи и Нового времени.

Искусство Рима II в., периода наивысшего внутреннего и внешнего расцвета империи. Характеристика форума Траяна, Пантеона, виллы Адриана в Триволи, римского психологического портрета эпохи Анонинов.

Римское искусство III-IV вв. эпохи гражданских воин, отпадение провинций, времени солдатских императоров и установление доминанта, перенос столицы в Византий, ставший Константинополем, и нашествие варваров.

Последний взлет римской архитектуры. Термы императора Каракаллы, Диоклетиана, созданные на основе важнейших достижений римского зодчества предшествующих столетий. Характеристика римского портрета, развитие которого в этот период определила быстрая смена различных художественных направлений.

Искусство римских провинций.

Соединение местных и римских тенденций в культуре римских провинций. Фаюмский портрет. Значение исследований В.С. Голенищева в его изучении. Пальмира. Комплекс Баальбека — важнейшие памятники античной культуры. Европейские провинции: Испания, Галлия, Фракия, Ахайя, подвергшиеся особенно сильному воздействию Рима.

Искусство Северного Причерноморья.

Значение этого региона в истории античной культуры. Тесная связь греческих колоний, появившихся здесь на протяжении VI-V вв. до н.э., с метрополиями. Роль острова Березани в освоении эллинами Северного Причерноморья. Ольвия — древнейший греческий город, открытый Б.В. Фармаковским. Характеристика Боспорского царства — крупнейшего государства того времени. Погребальные комплексы Боспора. Херсонес. Фортикационные сооружения города. Значение российских ученых в открытии и изучении культуры городов Северного Причерноморья.

Материал по теме "Искусство городов Северного Причерноморья" дается лекционно и на памятниках Гос. Эрмитажа, где хранится самая полная их коллекция.

В процессе изложения курса "Античное искусство" широко привлекается собрание Античного отдела, включающее значительное количество шедевров, имеющих мировую известность.

Основная литература.

По теме "Искусство Древней Греции".

1. Бритова Пракситель. М., 1957.

2. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953.

3. Вальдгауер О.Ф. Мирон. Берлин, 1923.

4. Вальдгауер О.Ф.Лисипп. Берлин, 1923

5. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

6. К.С. Горбунова, А.А. Передольская Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.

7. Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

8. Кобылина М.М. Аттическая скульптура. М., 1958.

9. Колпинский. Искусство Древней Греции. М., 1961.

10. Максимова М.И. Античные резные камни в Эрмитаже. П., 1925.

11. Неверов О.Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1972.

12. Саверкина И.И. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. Л., 1986.

13. Сидрова Н.А. Искусство эгейского мира. М., 1072.

14. Сколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

15. Соколов Г.И. Олимпия. 1980.16. Соколов Г.И. Дельфы. 1971.

Основная литература по искусству Древнего Рима и провинциям.

1.Вальдгауер О.Ф. Римский скульптурный портрет в Эрмитаже. Берлин, 1923.

2. Вощина А.И. Римский скульптурный портрет Гос. Эрмитажа. Л., 1974.

3. Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л., 1953.

4. Соколов Г.И. Искусство Этрусков. М., 1990.

5. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III в. М., 1983.

6. Чубова А.П. Искусство Западной Европы I-IV вв. М., 1970.

7. Чубова А.П., Сидрова Н.А. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985.

8. Чубова А.П. Античная живопись. М., 1966.

9. Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.

10. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М., 1981.

Дополнительная литература.

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1-3.

2. Гиро П. Частная и общественная жизнь древних греков. М., 1995.

3. Гиро П. Частная и общественная жизнь древних римлян. СПб., 1995.