Кандидат искусствоведения М.Н. Цветаева

Программа курса лекций по ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

Цели, методология преподавания истории искусства Древнего мира:

1. Раскрытие взаимосвязи изобразительного искусства с мировой художественной культурой — религией, философией, литературой, психологией театром...

2. Изучение эволюции художественного процесса в контексте традиций архаического и современного искусства: мифологии образов и архетипы сюжетов, теории пространства и времени.

3. Исследование этногеографических особенностей искусства и создание общечеловеческой модели духовного развития поколений, проанализировать диалоги культур.

4. Анализ художественного материала призван обучить студентов в освоении интегральной методики: от духовно-религиозного содержания к освоению образно-морфологического и семантического ряда.

5. структура курса лекций предполагает свободную вариативность в системе: космос - мир- текст - образ - знак - символ.

6. Преподавание курса ставит попытку ощутить единство и кругооборот духовно-философских концепций, планетарность мышления древнего мира.

7. Программа обучения предполагает наличие широкой музейно-визуальной базы: запасников Эрмитажа и Русского музея, современные выставки и галереи, использование видеозаписей, диапозитивов, полиграфических материалов...

Предполагаемая специализация факультета искусствоведения:

Научно-теоретическое отделение. Подготовка специалистов к научно-лекторской работе, критиков, экскурсоводов, специалистов по организации музейно-выставочной деятельности.

Отделение исследователей памятников материальной культуры. Специалистов-экспертов, менеджмента.

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТТВА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА /48 ЧАСОВ/.

Вводная часть. Проблемы психологии и визуального восприятия искусства. Мышление и типы творчества /каноническое, традиционное, креативное/. Элементы возрастной психологии как драматические сюжеты искусства: детство — старость, рождение — воскресение — как картина мира и модели космоса. Смысл жизни — смысл творчества. Вертикаль и горизонталь — структуры жизни и искусства. Восток и Запад о структуре человеческого тела, его космических доминантах; о проблемах интеллекта, символах изобразительного искусства /миф, цвет, время, пространство, числа.../. Законы Эволюции, Иерархии, Гармонии.

Невербальные языки общения и элементы дописьменной культуры первобытного общества.

Тема 1. Мифология и теория сказок. Классификация. Общий обзор сюжетов. Мифы народов мира и теория изобразительных символов в архаических культурах.

Тема 2. Проблемы первобытного мышления. Школа Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса. Коллективные представления. Закон пертиципаци. Операции и приемы пралогического мышления. Язык и счисление. Религиозно-магические институты /охота, война, кувада, болезни ../. Смерть. Рождение. Институт Посвящений. Основные черты первобытного сознания.

Тема 3. Ранние формы религии архаических обществ и синтетические функции изобразительного искусства. Проблемы географии и построение призмы искусства. Теория Тотемизма. Ведовство. Эротические обряды и культы /погребальные, промысловые/. Теории загробного мира. Институт племенных инициаций. Шаманизм и нагуализм. Культ вождей и племенные боги. Тайные союзы. Теория анимизма, фетишизма и магии. Виды магических обрядов в изобразительном искусстве /военные, промысловые. Защитные.../

Тема 4. Происхождение изобразительного искусства. Периодизация. Теория "макарон", "руки", "простого этапа". Плоскостной анимализм. Натуральное творчество. Генезис форм изображений зверя. Анималистические шедевры. Развитие женских образов и проблема их семантики.

Тема 5. Эволюция изобразительного искусства. Искусство палеолита. Орнаментально-ритмические композиции и раннеориньяковский рисунок. Этапы развития Символа-Натуры. Знаковое творчество мустьерской эпохи. Геометрические символы. Мужские и женские знаки. Эпоха мадлен. Искусство Альтамира и Ляско. Пещера как первобытный архитектурный комплекс, ее эмблематика и символика. Искусство мезолита. Регионы, периодизация и сравнительный анализ. Искусство неолита и энеолита. Регионы. Техническая революция. Общие черты эпохи бронзы и железа. Главнейшие культы. Тематико-образная концепция. Типы культур /Майкопская, Кобанская, Гальштатская/.

Тема 6. Культура и искусство народов Африки. Мифология и изобразительно-образная символика. Наскальное искусство. Сравнительный анализ с искусством франко-кантабрийского региона. Искусство Сахары и бушменов. Культура НОК, САО, ИФЕ, Бенина. Искусство африканских масок /типология, назначение, региональные особенности/. Цветовая символика.

Тема 7. Мифология и изобразительное искусство Австралии, Меланезии, Полинезии. Общие черты искусства Океании.

Тема 8. Искусство и мифология индейцев Северной и Южной Америки.

Тема 9. Искусство Средней Азии, Кавказа. Скульптура. Школы росписи /каратепинская, геоксюрская/. Наскальные изображения. Искусство Кавказа медного и бронзового века. Орнамент и металлопластика. Майкопский курган. Вишапы. Искусство неолита и бронзового века в степной полосе Северного Причерноморья. Искусство Трипольских племен. Искусство неолитических племен Урала и Сибири. Региональные особенности искусство Белого моря и Чукотки.

Тема 10. Элементы цветоведения и мифологическая символика цвета. Цвет и интеллект. История цвета. Триада Белое -Черное - Красное. Хроматизм символа и натуры первобытного мышления. Цвет в обрядах, масках, скульптуре, портрете.

Тема 11. Проблема анализа художественно-изобразительного произведения. Теория 2тела - души - духа" памятника. Категориии Вельфлина. Многослойность человек в искусстве. Понятие времени /монтажное, концептуальное, биологическое, сенсативное, вечное, мифологическое .../. Пространство формата /духовное, социальное, географическое, символическое ... Переменные и постоянные величины в картине. Стихии и темперамент. Сюжет как тип религии, архетипа, философии. Демонстрация приема: Логос - Космос - Мир - текст - Образ - Герой - Знак - символы эстетические. Жанр текста, его длительность, стиль, эпоха. Тип мышления художника и синкретизм действия. Психология автора — героя. Мир действия и проблема Абсолюта. Эстетика цвета, материала, линии. Теория ритма и симметрии. Взаимосвязи традиционного и современного искусства. Проблема канона.

Практические занятия по разделам: семинары, контрольные работы по анализу выбранного студентами изобразительного материала, курсовая отчетная работа. Музейная практика в Эрмитаже.

Экзаменационные вопросы к курсу 2первобытное искусство"

1. Органы чувств и модели искусства.

2. типы мышления. Структура интеллекта.

3. Психология жизненного пути. Вертикаль и горизонталь.

4. Этапы жизни. Духовное строительство.

5. Моральное развитие личности.

6. невербальные языки общения.

7. Теория сказок. Школы. Классификация.

8. Общий обзор сюжетов.

9. Проблемы первобытного мышления. Школа Л. Леви-Брюля.

10. Коллективные представления. Закон партиципации.

11. Операции и приемы пралогического мышления. Языки и счет.

12. Религиозно-магические институты и церемонии /интихиума, кувада, смерть, рождение, посвящение/.

13. Мистические и невидимые силы. Основые черты первобытного сознания.

14. Ранние формы религии. Принципы морфологической классификации.

15. Тотемизм. Анимизм. Фетишизм.

16. Ведовство. Знахорство. Промысловые культы.

17. Эротические обряды и культы. Аграрные культы.

18. Погребальные культы и обряды. Теории загробного мира.

19. Институт инициаций.

20. Шаманизм и нагуализм.

21. Культы вождей. Тайные союзы. Племенные боги.

22. Магия. Классификация магических обрядов. Типы магии. Виды магии /вредоносная, военная, лечебная, промысловая и т.д.../

23. Теория жертвоприношения.

24. Мифология. Классификация. Взаимодействие с изобразительным искусством.

25. Происхождение изобразительного искусства. Гипотезы происхождения.

26. Натуральное творчество нижнего палеолита. Натуральный макет. Орнаментально-ритмические композиции.

27. Раннеориньякский рисунок. Этапы развития.

28. Знаковое творчество мустьерской эпохи. Геометрические символы. Мужские и женские символы.

29. эпоха Мадлен. Искусство Альтамира и Ляско. Символика пещеры.

30. Развитие женского образа в палеолите и проблемы его содержания.

31. Анималистический жанр. Проблема эволюции.

32. Функции первобытного искусства. Классификация культуры нижнего палеолита. Эволюция палеолитического человека.

33. Искусство мезолита. Регионы. Периодизация. Основные черты. Сравнительный анализ с искусством палеолита.

34. Искусство неолита и энеолита. Регионы. Техническая революция. Изменение общественной структуры.

35. Общие черты эпохи бронзы и железа. Главные культы. Тематико-образная концепция. Регионы. Типы культур /Майкопская, Кобанская, Гальштатская/.

36. Культура и искусство народов Африки. Мифология.

37. Наскальное искусство Африки. Периодизация. Сравнительный анализ с искусством франко-кантабрийского региона. Искусство Сахары.

38. Искусство бушменов.

39. культура НОК, САО, ИФЕ.

40. Искусство Бенина. Мифология. Периодизация. Стилистика.

41. Искусство африканских масок. Виды и назначение. Региональные особенности. Цветовая символика.

42. Мифология и изобразительное искусство Австралии.

43. Мифология и искусство Маланезии.

44. Мифология и искусство Полинезии.

45. Общие черты искусства Океании. Культура. Мифы Микронезии. Географические особенности.

46. Мифология и искусство индейцев Северной Америки.

47. Мифология и искусство индейцев Центральной и Южной Америки.

48. Искусство Средней Азии эпохи неолита и бронзового века. Скульптура. Школа росписи /каратепинская, геоксюрская/. Чустская культура. Наскальные изображения.

49. Искусство Кавказа медного и бронзового века. Орнамент. Металлопластика. Майкопский курган. Кобанская культура. Вишапы. Наскальное искусство.

50. Искусство неолита и бронзового века в степной полосе Северного Причерноморья. Искусство Трипольских племен.

51. Искусство неолитических племен лесной полосы европейской части СССР. Древнее искусство Урала и Сибири.

52. Искусство неолитических племен Сибири. Наскальные росписи. Региональные особенности искусства белого моря, Чукотки.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. "Мифология культуры" О. Шпенглера. — Вопросы литературы . — М., 1968, № 1.

2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956.

3. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

4. Гущин. Происхождение искусства. Л.-М., 1937.

5. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980. Т.1.

6. История искусства народов СССР в 14-ти томах. Т.1.

7. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.,1982.

8. Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1973.

9. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры.

10. Котляр Е.С. Мифы и сказки Африки. 1975.

11. Котляр Е.С. Эпос народов Африки южнее Сахары. 1985.

12. Кюн Г. искусство первобытных народов. Л.-М., 1933.

13. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М.. 1930.

14. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

15. Леви-Строс. Печальные тропики.

16. Мелетинский Е.А. Поэтика мифа. М., 1976.

17. Мириманов В.М. Африка. Искусство.

18. Мириманов В.М. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

19. Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1982.

20. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. 1984.

21. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

22. Ольдерогге Д.А. Искусство народов Западной Африки в музеях СССР.

23. Оля Б. Боги тропической Африки. Л., 1976.

24. Памятники мирового искусства.

25. Пропп В.Я. Исторические еорни волшебной сказки. Л., 1986.

26. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1969.

27. Путилов Б.Н. Миф - обряд - песня Новой Гвинеи. 1980.

28. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990.

29. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1989.

30. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

31. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

32. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

33. Тэрнер В. Символ и ритуал. 1983.

34. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.

35. Сборник. Психология эмоций. /статья Ж-П Сартр. Очерк теории эмоций. М., 1984.

36. Сборник. Метафора в языке и тексте. М., 1988.

37. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

38. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М., 1954.

39. Шахнович М.Н. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

СПИСОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

/для анализа изобразительного произведения/

1. Арнхейм Р. искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Батхин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

5. Жегин Л.Ф. Язык изобразительного произведения. М., 1970.

6. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн. 1992.

7. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.

8. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. 1990.