Автор-составитель: кандидат искусствоведения М. Н. Цветаева

В задачу курса входит рассмотрение духовно-нравственного наследия Древней Руси вы контексте его трагически-противоречивого взаимодействия с русской культурой XVIII — начала XX века.

Изучение русского искусства с точки зрения христианского мировоззрения позволяет выявить историко-социальные и философски-этические проблемы с учетом национального самосознания.

Широкое взаимодействие отечественного искусства с мировой художественной практикой, исследование стилевых направлений и творческих индивидуальностей раскрывает неоценимый вклад мастеров русской школы в общечеловеческую модель бытия.

Анализ художественного материала призван приобщить студентов к интегральной методике — от духовно-нравственного, религиозного содержания памятника к его образно-семантическому выражению. Структура курса предполагает вариативность в системе — текст-образ-знак-зимвол, — позволяющую ощутить единство и планетарный кругооборот русской культуры, духовный символизм ее содержания.

Тема 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII—XX ВЕК А

Храм и храмовое сознание. Основные аспекты православия сточки зрения духовного содержания искусства. Синтетизм жанров и мировосприятия. Теория иконостаса, чина, гармонии. Этос обратной перспективы. Категория пространства, времени, материи в духостроении иконы. Понятие образа и лика. Слово как формооб-разующее в картине мира и вселенной. Понятие о символическом реализме. Основные этапы иконописи.

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Проблема троичности. Элементы возрастной психологии как драматические сюжеты искусства: детство — старость, рождение — воскресение — картина мира и модель сознания. Вертикаль и горизонталь в структуре жизни и искусства. Восток и Запад о смысле художественного творчества, о символах изображения. Невербальные языки и модели искусства.

Тема 3. КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА. ИКОНА И РУССКИЙ АВАНГАРД

Культ и культура. Основные понятия художественного образа. Икона и “антиикона” в духовном устроении мира и человека. Храм и театр. Икона и портрет. Виды перспективы и модели пространства (идеографическое, обратное, сферическое, си-тетическое, гиперпространство) в религиозном осмыслении жизни. Теория цвета и света. Категория Вельфлина. Понятие монументального, плоскостного, орнаментально-декоративного в контексте духовных ценностей. Сюжет и текст в религиозном и светском искусстве. Ритм, симметрия, равновесие в аспектах гармонического

и дисгармонического бытия. Обобщенность и индивидуальность в системе соборного и субъективного мировосприятия. Пути преображения действительности.

Тема 4. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

Стилевые течения в русском и европейском искусстве — от барокко до авангарда. Проблемы канона и стиля. Вечность и время. Духовно-нравственная проблематика исторического, портретного, пейзажного жанров. Анализ “текстов” и образов в эволюции русского искусства. Основные художественные направления и объединения XVIII — начала XX века. Творчество ведущих мастеров русской живописи и педагогические системы (Академия художеств, пенсионерство, частные студии, Московское Училище). Философия авангарда. Символ и натура. Икона и “антиикона” как две грани бытия в культуре. Духовно-эстетическое содержание реализма.

Тема 5. ИСКУССТВО XX ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТИЛИ

Мифологемы XX века. Неоязычество и христианство. Основные направления в искусстве второй половины XX века. Вндеграунд. Проблемы изобразительного искусства в духовном строении современной культуры. Художественные школы Петербурга.

Тема 6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ЗАЛАХ РУССКОГО МУЗЕЯ. ДРАМАТУРГИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Анализ теоретического материала по курсу русского искусства на музейной экспозиции.

Программа курса предполагает самостоятельные, семинарские и реферативные формы обучения. Студенты имеют возможность опробовать себя в качестве гидов-экскурсоводов на музейной экспозиции, подготовить краткие доклады и тезисы лекций.

Расчет часов:

1 год обучения — 28 недель. Теоретический курс — 44 часа. Практический музейный курс — 40 часов.

Кандидат искусствоведения М. Н. Цветаева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алфавит Духовный святителя Дмитрия Ростовского. М., 1991.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бердяев Н. Философия творчества, культура и искусства. В 2-х томах. М., 1994.

Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1992. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. СПб., 1994. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух Душа Тело. М., 1997. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1965. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. М., 1964. Горина Т. Н. Русское искусство второй половины XIX века. М., 1962. Давыдова М. В. Очерки истории театрально-декорационного искусства. М., 1974. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Жегин Л. Ф. Язык изобразительного произведения. М., 1970. Коваленская Н. Русская классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964. Лазеров В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966 Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лихачева В. Д. Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-хтомах. Таллинн, 1992. Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картиньг.М., 1983. Памятники мирового искусства. Русское искусство ХГХ—начала XX века. М., 1972. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. СПб., 1996. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Лунин Н. Н. Русское и советское искусство. М., 1976. Раушенбах Б. В. Пространственное построение в живописи. М., 1980. Архимандрит Рафаил. О языке православной иконы.? 1997. Русское искусство XVIII—первой половины XX века. М., 1971. Русское искусство барокко. М., 1974. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. Стасов В. В. Избранные сочинения. В 3-х томах. М., 1952. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900—1910-х годов. М., 1988. ТарабукинН. Проблемы пространства и живописи. Вопросы искусствознания, 1993, № 1—4.

Трубецкой Е. Умозрение в красках. Париж, 1965.

Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.

Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. 1989. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. М., 1986. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. М., 1975. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды. М., 1972, № 9. Шелевлев И. Ш. Марутаев М. А. Шмелев И. П. Золотое сечение.?., 1990. Хогарт У. Анализ Красоты. Л., 1987. Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969. Юнг. К. Психологические типы. М., 1992.