Клюев А.С.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель предлагаемого курса — углубить представления студентов в области мировой музыкальной культуры. В этой связи планируется познакомить их с содержанием понятия “музыкальная культура”, основными характеристиками музыкальных культур различных культурно-исторических эпох (от эпохи первобытного общества до наших дней).

В процессе занятий студенты повысят свои знания по истории, теории музыки, музыкальной эстетике (в частности, получат информацию о различных жанрах, направлениях, течениях в музыке, в том числе — современной), прослушают большое количество музыкальных произведений.

Материал предлагаемых занятий будет способствовать общекультурному обогащению учащихся, воспитанию их художественного и эстетического вкуса, позволит им легче, а главное безошибочнее ориентироваться в современной культурной, прежде всего — музыкальной жизни.

Объем курса — 84 час., (без учета часов на консультации и зачеты)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп

Название темы

Количество

часов

1.

Понятие “музыкальная культура”. Сущность

и структура музыкальной культуры

4

2.

Музыкальная культура древних эпох (первобытного общества и ранних рабовладельческих государств)

8

 

3.

Музыкальная культура западноевропейского средневековья и Возрождения

12

4.

Музыкальная культура XVII-XVIII вв.

18

5.

Музыкальная культура XIX в.

20

6.

Музыкальная культура ХХ в.

20


Итого: 82 час.

Тема № 1. ПОНЯТИЕ “МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА”. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

— 4 часа

Музыкальная культура как специфическая разновидность культуры. Многоуровневость музыкальной культуры: музыкальная культура общества, группы людей, человека. Значение музыкальной культуры человека в определении музыкальной культуры людей и общества. Понятие “музыкальная культура эпохи”. Музыкальная культура общества как выражение музыкальной культуры эпохи. Музыкальное искусство в качестве ядра музыкальной культуры эпохи. Периодизация музыкального искусства в рамках исторической смены музыкальной культуры эпох.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сохор А. Музыка — культура — музыкальная культура // Советская музыка. — 1978. — № 3. — С. 83-86.

2. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре// Советская музыка. — 1985. — № 11. — С. 2-9.

3. Тельчарова Р. Музыка и культура: /Личностный подход/. М., 1986.

4. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л., 1987. С. 46-48.

5. Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры// Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 148-155.

6. Музыка. Культура. Человек. Вып. 1-2. Свердловск, 1988, 1991.

Тема № 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЭПОХ (ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И РАННИХ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ — 8 час.

Связь музыки с утилитарно-практической жизнедеятельностью людей. Музыка и ритуал. Внеличностный характер музыкального творчества и исполнения. Основные разновидности музыкальных произведений. Природа музыкальных инструментов. Связь музыки с произведениями других искусств (ИЗО, литературы и т.д.). Особенности выражения в музыке музыкальной культуры рассматриваемых эпох.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Музыкальная культура древнего мира. Под ред. Р.И. Грубера. М., 1937.

2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1956.

3. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

4. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.

5. Бибиков С.П. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта: очерк материальной и духовной культуры палеолит. человека. Киев, 1981.

6. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. М., 1986.

7. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995.

Музыкальные иллюстрации: музыка первобытного общества (реконструированная, северных индейцев, стран Африки), традиционная музыка Бали, Древней Персии, Древней Греции, Индии, Китая, Вьетнама, Японии.

Тема № 3. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ — 12 час.

Музыка и религия (христианство) в средние века. Становление профессионального музыкального искусства в эпоху средних веков. Средневековая культовая (православная и католическая) и светская музыка как два направления профессионального музыкального творчества. Народная музыка средневековья. Внеличность музыкального искусства средних веков (профессионального и народного). Основные роды и жанры музыкального искусства. Музыкальный инструментарий. Связь музыки с другими искусствами.

Гуманизм музыкальной культуры эпохи Возрождения. Светская и культовая музыка. Усиления светского начала в музыкальном творчестве: секуляризация музыкально-творческой деятельности. Роль личности в профессиональном музыкальном искусстве. Основные композиторы эпохи Возрождения. Народная музыка. Ведущие роды и жанры музыки. Музыкальные инструменты. Особенности взаимосвязи музыки с другими искусствами.

Музыка западноевропейского средневековья и Возрождения как отражение музыкальной культуры своего времени.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1986.

2. Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975.

3. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1978.

4. Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Сост. А.С. Белоненко. Л., 1979.

5. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982.

6. Коннов В.Н. Нидерландские композиторы XV — XVI веков: Популяр. моногр. Л., 1984.

Музыкальные иллюстрации: григорианский хорал, литургическая драма из монастырской школы Бове “Игра Даниила”, произведения Ф. Ландино, Т. де Машо, Ж. Депре, сочинения древнерусской музыки, литургии; сюиты для лютни Ф. да Милано, В. Галилея, мадригалы К. Монтеверди, “Ave Maria” Дж. Каччини, произведения композиторов Нидерландской полифонической школы.

Тема № 4. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVII-- XVIII ВВ. — 18 час.

XVII — XVIII вв. — как единое “музыкальное пространство”. Место профессиональной (светской и культовой) музыки в музыкальной культуре XVII -- XVIII вв. Нормативность и каноничность профессионального музыкального искусства. Снижение роли индивидуально-личностного начала в музыкально-творческой деятельности. Важнейшие музыкальные стили: барокко, рококо, классицизм. Их характеристики. Выдающиеся композиторы XVII — XVIII вв. — представители барокко, рококо и классицизма. Судьбы народной музыки. Виднейшие роды и жанры музыкального творчества. Наиболее распространенные музыкальные инструменты. Характерные черты взаимодействия музыки с другими искусствами. Музыкальная культура XVII — XVIII вв. “в свете” своего музыкального искусства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Роллан Р. Опера в XVII веке. М., 1931.

2. Скребков С.С. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII веков. М., 1969.

3. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков. М., 1971.

4. Музыкальная эстетика России XI - XVIII вв. М., 1973.

5. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. М., 1983.

6. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. Кн. 2: От Баха к Моцарту. М., 1986.

Музыкальные иллюстрации: “Дидона и Эней” Г. Пёрселла, органная музыка Д. Букстехуда, оперы “Альцеста”, “Персей”, Ж.-Б. Люлли, клавесинные пьесы Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена, “Времена года”, Скрипичные концерты А. Вивальди; “Токката и Фуга”, минор, концерт для клавесина с оркестром ля мажор, “Шутка” из сюиты для флейты № 2, фрагменты “Страстей по Матфею” И.С. Баха, кончерто гроссо, сонаты для флейты, фрагменты оратории “Иуда Маккавей” Г.Ф. Генделя, “Свадьба Фигаро”, симфония № 40, “Реквием” В.-А. Моцарта, симфонии, сонаты, камерная музыка Й. Гайдна, симфонии, сонаты, концерты, камерная музыка, увертюры Л. ван Бетховена; хоровые концерты Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя.

Тема № 5. “МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XIX В. — 20 час.

Деление музыкальной культуры XIX в. на музыкальную культуру 1-ой и 2-ой половины XIX в. Народная музыка как источник профессионального музыкального творчества в музыкальной культуре 1-ой половины XIX в. Роль личности в профессиональной музыке 1-ой половины XIX в. Основные музыкальные стили этого времени : классицизм и романтизм. Ведущая роль романтизма. Знаменитые композиторы 1-ой половины XIX в. — представители классицизма и романтизма. Родовые и жанровые особенности музыки 1-ой половины XIX в. Музыкальные инструменты.

Формирование национальных школ профессионального музыкального творчества во 2-ой половине XIX в. Реализм и импрессионизм как наиболее ярко представленные музыкальные стили названного времени. Значение реализма. Крупнейшие композиторы 2-ой половины XIX в. реалистической и импрессионистской направленности. Роды и жанры в музыке 2-ой половины XIX в. Используемые музыкальные инструменты.

Взаимодействие музыки с другими искусствами в музыкальной культуре XIX в.

Специфическое претворение в музыке XIX в. характерных черт музыкальной культуры данного исторического периода.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Соллертинский И.И. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л., 1963. — С. 90-113.

2. Музыкальная эстетика Франции XIX века: Сб. М., 1974.

3. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера.

4. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. I. М., 1975.

5. Музыкальная эстетика Германии XIX века: Cб. пер. В 2 т. М., 1981-1982.

6. Абрамовский Г.К. Русская опера первой трети XIX века.М., 1971. Музыкальные иллюстрации: этюды, прелюдии, мазурки, ноктюрны Ф. Шопена, сонаты, экспромты, музыкальные моменты, “Неоконченная симфония”, песни Ф. Шуберта, “Бабочки”, “Карнавал”, “Симфонические этюды”, песни Р Шумана, “Тристан и Изольда”, “Лоэнгрин”, Р. Вагнера, “Венгерские рапсодии”, “Годы странствий”, симфонические поэмы Ф.Листа, “Фантастическая симфония” Г. Берлиоза, “Пер Гюнт” Э. Грига, “Кармен” Ж. Бизе, “Сивильский цирюльник” Дж. Россини, “Аида”, “Травиата”, “Риголетто” Дж. Верди, “Послеполуденный отдых фавна” К. Дебюсси; романсы А.Алябьева, А. Варламова, А. Гурелева, “Вальс-фантазия”, “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” А. Даргомыжского, “Князь Игорь” А. Бородина, “Борис Годунов”, “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Шехеразада”, “Снегурочка”, “Садко” Н. Римского-Корсакова, “Две симфонии”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Пиковая дама”, “Евгений Онегин” П. Чайковского.

Тема № 6. МУЗЫКАЬНАЯ КУЛЬТУРА ХХ в. – 20 час.

“Многомерность” музыкального искусства в музыкальной культуре ХХ в. Сближение народной и профессиональной музыки. Снижение значения личностного начала в профессиональном музыкальном творчестве. Многообразие стилей в профессиональной музыке. Явление полистилистики.

Виднейшие композиторы и музыканты-исполнители в музыкальной культуре ХХ в. Своеобразные музыкальные инструменты. Взаимосвязь музыки с другими искусствами: стремление к “омузыкаливанию” различных видов художественной деятельности. “Жизнь музыкальной культуры ХХ века в ее музыке”.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Друскин М.С. О западноевропейской музыке ХХ в. 1973.
  2. Музыка ХХ века. Очерки. В 2-х частях, 5 книгах. М., 1976-1987.
  3. Асафьев Б.В. О музыке ХХ века. Пояснения и прим. К прогр. Симфонических и камерных концертов.
  4. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массивные жанры в музыке ХХ в. М.. 1994.
  5. Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса... М., 1984.
  6. Овчинников Е.В. Рок-музыка. История. Стили... 1, 1985.
  7. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.


Музыкальные иллюстрации: “Форе” К. Дебюсси, “Вальс”, “Гробница Куперена”, “Болеро” М.Равеля, “Гармония мира”, “Художник Матис”, камерная музыка П.Хиндемита, “Концерт для оркестра” Б. Бартока, “Лунный Пьеро”, “Нсси Гурре”, “Просветленная ночь” А. Шенберга, “Воццек” А. Берга, “Порги и Бесс”, “Американец в Париже” Дж. Гершвина, моно-опера “Человеческий голос” Ф. Пуленка, “Кармина Бурана” К Орфа, “Бразильские бахианы” Э. Вила Лобоса, прелюдии, мазурки, сонаты, “Поэма экстаза” А. Скрябина, фортепианные концерты, прелюдии, “Этюды-картины” С. Рахманинова, “Мимолетности”, “Сказки старой бабушки”, “Золушка”, “Ромео и Джульетта”, “Война и мир” С. Прокофьева, “Петрушка”, “Весна священная”, “Жар-птица” И. Стравинского, симфонии, камерная музыка Д.Шостаковича, “Патетическая оратория”, музыка к повести А.С. Пушкина “Метель” А. Свиридова, “Перезвоны” В. Гаврилина, “Озорные частушки” Р. Щедрина, “Живопись” Э. Денисова, “Концерт для скрипки с оркестром” С. Губайдулиной, “История доктора Фауста”, кончерто гроссо А. Шнитке, эстрадные, джазовые, роковые композиции.