ПРОГРАММА КУРСА

"ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА" (ВИДЫ ИСКУССТВА)

1. Основные вопросы изучения искусства.

Искусство как специфическая форма человеческой деятельности.

Искусство и другие виды общественной деятельности. Ленинская теория отражения — основа понимания взаимоотношений между искусством и действительностью.

Искусствоведение как наука, его место в системе других дисциплин и основные задачи. Эстетика как наука о наиболее общих законах развития искусства и художественно-творческой деятельности человека в целом. Теория искусства, история искусства и художественная критика. История искусствоведения.

Происхождение искусств. Основные этапы истории искусства. Первобытность — Древность — Средневековье — Ренессанс — Новое время. Неизменность образной природы искусства.

Искусство как отражение и преображение действительности. Искусство как познание и оценка. Объективное и субъективное в произведении искусства. Художник и общество. Наука и искусство. Взаимосвязь основных функций.

Содержание и форма в искусстве. Принцип различения. Марксистское и формалистическое понимание художественной формы. Диалектическое взаимодействие содержание и формы в историко-художественном процессе.

Мировоззрение и художественное творчество. Классическая природа мировоззрения. Понятие о методе. Проблема топологизации художественных явлений. Стиль как художественная закономерность, его носители, элементы, категории и факторы. Стиль как реализация метода. Исторические формы стиля. Основные типы художественных направлений в истории искусства.

Проблемы искусствознания в работах классиков марксизма-ленинизма (историческая обусловленность искусства и его развития, принцип партийности, традиция и новаторство, отношение к культурному наследию). Буржуазные концепции художественного развития и их критика.

2. Виды пространственных искусств и их особенности

История искусства как процесс дифференциации по видам. Образование новых и отмирание устаревших форм художественного творчества. Проблема классификации искусств. Изобразительные и неизобразительные способы отражения искусством действительности. Виды изобразительного искусства. Понятие о жанрах. Неравномерность развития видов и жанров искусства.

АРХИТЕКТУРА. Специфика архитектурного образа. Арсенал художественных средств. Основная тема. Особенности восприятия зодчества.

Функция, конструкция и форма в архитектуре. Их взаимоотношение и роль в создании художественного образа. Строительные материалы. Пространство и масса. Ритм в архитектуре. Проблема пропорций. Конструкция как материальная основа существования здания. Несущие и несомые конструкции. Типы сводов.

Композиция в архитектуре. Фасад, его функции и принципы организации. Понятие об ордере. Архитектурный ансамбль. Градостроительство как синтетический вид архитектурного творчества.

Стиль в архитектуре. Характеристика основных архитектурных стилей. Синтез искусства и зодчество. Проблемы реставрации. Виды прикладного искусства. Своеобразие образа в прикладном искусстве.

СКУЛЬПТУРА и ее основные виды. Круглая скульптура и рельеф. Монументальная и станковая скульптура. Материалы скульптуры. Процесс работы. Инструменты скульптора.

Особенности художественного образа. Тематический репертуар. Средства выразительности. Композиция в скульптуре. Роль постамента.

Статуя, торс, бюст, группа как разновидность круглой скульптуры. Движение в скульптуре. Проблемы использования цвета. Архитектура и скульптура.

ЖИВОПИСЬ. Основные виды и их особенности. Техник живописи. Темпера, масляная живопись, акварель, фреска, мозаика и др. Композиция в живописи. Пространственные построения. Понятие о перспективе.

Цветовой строй картины. Цвет в природе и живопись. Предметный цвет, локальное пятно, тон. Колорит и его разновидности. Система живописи "старых мастеров". Цвет и свет в живописи импрессионистов. Характеристика основных жанров в историческом развитии.

ГРАФИКА. Особенности графического искусства. Материалы и инструменты для рисования. Печатная графика. Выпуклая гравюра, глубокая печать, плоская гравюра. Виды графики по их назначению.

3. Анализ художественных произведений.

Основные проблемы историко-художественного анализа искусства. Художественная форма как носитель эстетической информации. Произведение искусства как исторический источник.

Анализ содержания и анализ формы. Понятие об иконографии и иконологии. Формально-статистический метод. Структурный и функциональный анализ. Социологический аспект изучения искусства.

Анализ отдельного произведения. Проблем сравнительного анализа нескольких произведений.

Терминология искусствоведческого исследования (идея, тема, сюжет, композиция, колорит, пластическая характеристика, монументальность, декоративность и т.д.).

Последовательность и основные приемы научного исследования (выбор темы, выявление проблематики, сбор материала, составление плана, аппарат исследования и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виннер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.

3. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. М., 1965-1970.

4. Античные мыслители об искусстве. М., Л., 1938.

5. История европейского искусства. Ч. 1. М., 1963.

Ч. 2. М., 1965.

Ч. 3. М., 1966.

Ч. 4. Т. 1. М., 1969.

Т. 2. V&6 1969.

6. Виннер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

7. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 1930.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

10. Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.

11. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

12. Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства. М., 1943.

13. Советское искусствознание 1976-1979 (раздел "Вопросы методологии").